Messerschmitt Me.262 Schwalbe
Варианты:
Messerschmitt - Me.262 Schwalbe - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
Me.262 Schwalbe
Me.262A-2 Sturmvogel
Messerschmitt Me 262
Фотографии:

Боковые проекции (31)

Me.262 Schwalbe

Двухмоторный одноместный реактивный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и трехколесным убирающимся шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В.Мессершмитта. Первый опытный образец Me 262V1 впервые взлетел с поршневым двигателем 4 апреля 1941 г., с ТРД - 25 ноября 1941 г. Серийное производство начато в марте 1944 г. Самолеты выпускались на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Лехфельде. Всего изготовлено 1433 экз. (включая бомбардировщики и разведчики). Двигатели Jumo 004 модификаций В-1, В-2 или В-3. Самолет состоял на вооружении Люфтваффе с апреля 1944 г.
Основные серийные модификации (как истребителя):
   - Ме 262A-1a с вооружением 4x30, A-1a/ U-1 с вооружением 2x20+4x30, A-1B с подвеской 24 НУРС;
   - Ме 262B-1a/U-1, ночной истребитель, двухместный с РЛС, вооружение 4x30.
Me 262 использовались на фронтах с июля 1944 г. Ночные истребители применялись в ПВО Берлина с февраля 1945 г.


Me 262A-1a||
Размах:||12,6 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||7000 кг
Максимальная скорость:||873 км/ч
Практический потолок:||11000 м
Дальность:||1000 км

Me.262A-2 Sturmvogel

Бомбардировочный вариант многоцелевого реактивного самолета, двухмоторный цельнометаллический моноплан с трехколесным убирающимся шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В.Мессершмитта. Первый опытный образец Me 262V1 впервые взлетел с поршневым двигателем 4 апреля 1941 г., с ТРД -25 ноября 1941 г. Серийное производство начато в марте 1944 г. Самолеты выпускались на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Лехфельде. Всего построено 1433 экз. (включая истребители и разведчики). Двигатели Jumo 004 модификаций В-1, В-2 или В-3.
Me 262 состояли на вооружении Люфтваффе с апреля 1944 г.
Выпускались два основных варианта скоростного бомбардировщика:
   - Me 262A-2a, вооружение 4x30;
   - Ме 262A-2a/U1, вооружение 2x30.
Бомбовая нагрузка до 1000 кг, только на внешней подвеске. Реактивные бомбардировщики Me 262A-2 применялись осенью 1944 г. на Западном фронте. Производство продолжалось до конца войны.


Me 262A-2a||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||7140 кг
Максимальная скорость:||865 км/ч
Дальность:||1040 км

Messerschmitt Me 262

Messerschmitt Me 262 вошел в историю авиации как первый в мире реактивный истребитель, принявший участие в воздушных боях. Техническое задание предусматривало создать самолет под два ТРД, которые конструировали на BMW. Заказ на постройку трех прототипов с двумя ТРД BMW P-3302 тягой по 5,88 кН получила компания "Messerschmitt". Разработка машины началась в 1938 году. Самолет представлял собой низкоплан с двигателями, установленными ниже крыла примерно на трети его размаха. Первая опытная машина Me 262 имела убираемое трехопорное шасси с хвостовой опорой, а последующие самолеты получили шасси с носовой опорой. Из-за задержек с разработкой и выпуском двигателей BMW первый полет Me 262 V1 выполнил 18 апреля 1941 года с одним установленным в носовой части фюзеляжа поршневым мотором Junkers Jumo 210G. Самолет показал хорошую управляемость. 25 марта 1942 года Me 262 впервые поднялся в воздух с двумя ТРД BMW 003, при этом поршневой мотор Jumo 210G в носовой части на случай непредвиденной ситуации с новыми двигателями сохранили. Me 262 взлетел со всеми тремя работающими двигателями, но в полете отказали сначала один ТРД, потом другой. Летчик-испытатель флюг-капитан Фриц Вендель сумел завершить круг и выполнить посадку на одном поршневом двигателе. Причиной выхода из строя ТРД стал отрыв лопаток компрессора. Стало очевидно, что двигатель BMW требовал длительной доводки, поэтому на Me 262 установили ТРД производства компании "Junkers". Планер Me 262 под более крупные и габаритные ТРД доработали. Первый полет с новыми ТРД Jumo 004 выполнил 18 июля 1942 года третий прототип Me 262 V3.
   В конечном итоге работы по программе определяла готовность двигателей. Компания "Junkers" в доработке своего изделия продвигалась быстрее, чем BMW. В ноябре 1943 года на Me 262 V6 установили ТРД Jumo 004B-1 тягой по 8,82 кН, весившие на 91 кг меньше Jumo 004A. Поступление истребителей Me 262A-1a в подразделения Люфтваффе началось только в июле 1944 года. Всего построили 1430 самолетов Me 262 всех вариантов. Часто встречается мнение, будто бы появись этот самолет на фронте на год-другой раньше, то он смог бы изменить ход воздушных сражений, а то и всей войны. Для бомбардировщиков союзников Messerschmitt Me 262, вооруженный 24 ракетами R4M и 30-мм пушками, представлял смертельную угрозу. Хотя по скорости Me 262 и превосходил любой истребитель союзников, но более маневренные поршневые истребители сбили немало Me 262.


Варианты

   Me 262 V1 - Me 262 V12: опытные самолеты, на Me 262 V1 стояли ТРД BMW 003, на остальных - Jumo 004A
   Me 262A-0: предсерийные самолеты с ТРД Jumo 004B
   Me 262A-1a: первый серийный перехватчик с четырьмя 30-мм пушками MK 108
   Me 262A-1b: перехватчик, вооруженный 24 ракетами DWM R4M
   Me 262A-2: как Me 262A-1a, но с держателями для бомб массой до 500 кг
   Me 262A-3a: истребитель-бомбардировщик с усиленным бронированием, построено несколько самолетов
   Me 262A-5a: разведчик/истребитель
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Messerschmitt Me 262A-1a

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРД Junkers Jumo 004B-1/-2/-3 тягой по 8,82 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 6000 м - 870 км/ч; практический потолок 11450 м; дальность без ПТБ 1050 км
   Масса: пустого 3800 кг; максимальная взлетная 6400 кг
   Размеры: размах крыла 12,48 м; длина 10,60 м; высота 3,84 м; площадь крыла 21,70 м2
   Вооружение: четыре 30-мм пушки MK108 в носовой части фюзеляжа
Первый прототип Me 262 V1, 1941г.
Третий прототип Me 262 V3, 1943г.
К апрелю 1945 года генерал-лейтенант Галланд стал командиром JV44, дислоцированной в Мюнхен-Риеме, и летал на Me 262A-1 а "Белый 3".
Me 262A-1a "Белый 3". Генерал-лейтенант Адольф Галланд лично отбирал летчиков в 44-ю истребительную группу (Jagdverband 44), которую он возглавил после того, как был смещен Герингом с поста инспектора (командующего) истребительной авиацией Люфтваффе. Этот "Белый 3" - один из тех Me 262, на которых он летал весной 1945 года, одержав 7 из своих 103 побед.
Истребитель Мессершмитт Me 262A-1
"Желтый 3", еще один самолет, на котором летал Герман Бюхер, и именно на нем он совершил вынужденную посадку после того, как 21 апреля 1945 года был подбит американскими зенитчиками в небе Саксонии.
Антон Шопплер в 5-й истребительной эскадре одержал 6 побед, а в 7-й эскадре - семь (все - американские четырехмоторные бомбардировщики).
Messerschmitt Me-262A-1 из III группы 7-й истребительной эскадры. Это было первое боевое подразделение реактивных истребителей, сформированное в ноябре 1944 года. Его ядро составили пилоты из "команды Новотны". 8 ноября 1944 года майор Вальтер Новотны погиб в воздушном бою.
Me 262A-1 а "Желтый 7". На этом самолете из 7-й истребительной эскадры обер-фельдфебель Хайнц Арнольд одержал в марте 1945 года 7 побед. Самолет несет типичный для того времени камуфляж: верх - RLM81 и RLM 82, низ - RLM76. Красно-синие полосы - принадлежность к ПВО рейха. В таком виде машина попала к союзникам 8 мая 1945 года, сегодня она выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Самолет Me 262A-1 а принадлежал Хайнцу Арнольду из 11-й эскадрильи 7-й истребительной эскадры. Арнольд одержал 42 победы на поршневых машинах и семь - за три недели 1945 года на Me 262.
Франц Шалль, командир эскадрильи "Команды Новотны", дислоцировавшейся в Хезепе, заявил о 123 победах во время службы в 52-й истребительной эскадре, а еще 14 одержал, летая на Me 262 до своей гибели в апреле 1945 года.
Альфред Шрейбер одержал первую победу в "Команде Новотны" и достиг статуса аса, но 26 ноября 1944 года погиб в катастрофе при заходе на посадку.
Рудольф Харборт, служивший в 7-й истребительной эскадре, одержал пять побед и еще четыре одержаны ранее на поршневых машинах.
Герман Бюхер прибыл на Me 262 после Восточного фронта, где преимущественно штурмовал наземные цели (записал на свой счет 46 побед), и одержал на реактивном истребителе 12 побед.
Me 262A-1a "Белый 8". Вальтер Новотны (258 побед) погиб в ноябре 1944 года на этом самолете. Достоверно не определено, был ли он сбит или причиной гибели стала неисправность истребителя. На тот момент он возглавлял "команду Новотны" - первое в мире подразделение реактивных истребителей.
15 августа 1944г.: фельдфебель Хельмут Леннарц первым сбил на Me 262 бомбардировщик B-17. До сентября он летал на данном Me 262A-1 а в составе 262-го экспериментального отряда (аэродром Рехлин-Лерц), а позже летал на Me 262 в "команде Новотны" и 7-й истребительной эскадре, сбив за войну восемь самолетов на Me 262 и пять - на Bf 109.
Рольф Приге перешел в 7-ю истребительную эскадру из IV группы 27-й истребительной эскадры и в феврале 1945 года одержал на своем "Белом 15" три победы - в дополнение к двум, одержанным ранее.
На этом Me 262A-1a с полосами принадлежности ПВО рейха на фюзеляже летал командир III/JG 27 майор Рудольф Зиннер, Бранденбург-Брист, март 1945 года. Истребитель вооружен двумя 210-мм ракетными пусковыми установками, установленными под фюзеляжем.
Me 262 A-1a, JG-7, 1945г.
Эрих Микат перешел в 7-ю истребительную эскадру из 5-й эскадры, его самолет несет на подфюзеляжных пилонах пару пусковых установок 210-мм реактивных снарядов.
Me 262A-1 а "Зеленый 4". Представлен самолет аса Теодора Вайссенбергера, с января 1945 года - командира 7-й истребительной эскадры. Последние 8 из своих 208 побед он одержал на Me 262. В хвостовой части фюзеляжа видны сине-красные полосы - отличительный знак самолетов, приписанных к ПВО рейха, а также черная полоса командира эскадры. На носовую часть фюзеляжа нанесен знак эскадры.
Теодор Вайссенбергер записал на Восточном фронте на свой счет 200 побед, летая в 5-й истребительной эскадре, а в 7-й эскадре добавил к ним восемь побед, одержанных на Me 262.
Messerschmitt Me 262A-2a "зеленая 5" Теодора Вайссенбергера. Stab JG 7, Германия, зима-весна 1945г.
Me 262A-2a 9K+BN. Me 262 из 51-й бомбардировочной эскадры "Edelweiss" получили боевое крещение в Нормандии в июне 1944 года. Данная машина в ноябре 1944 года принадлежала 5-й эскадрилье этой эскадры. Самолет окрашен в стандартный камуфляж Люфтваффе типа RLM74/75, но с добавлением, как и на большинстве Me 262, элементов камуфляжа типа RLM76 (пятна серого цвета).
Me 262 A-1a/Jabo (зав. № 110571) из 5/KG(J) 51. Швабиш-Халл, Декабрь 1944 г.
Me 262A-1a/U3. Единственная область, в которой Германия имела абсолютное превосходство в 1945 году, была воздушная разведка на таких реактивных самолетах как Arado Ar 234 и Messerschmitt Me 262, которые при наличии горючего могли лететь совершенно безнаказанно. Этот самолет из специальной команды "Braunegg" летал над Южной Германией в последние месяцы войны.
Опытный самолет Me 262A-1a, предназначенный для испытания антенн РЛС FuG 218
Me-262 A-1a/U-4 (зав. № 170083) ставший трофеем американцев. Лехфельд, май 1945 г.
Реактивный истребитель Me-262
S-92 из 5-й АЭ ВВС Чехословакии. Май 1951г.