Messerschmitt Me.262 Schwalbe
Варианты:
Messerschmitt - Me.262 Schwalbe - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
Me.262 Schwalbe
Me.262A-2 Sturmvogel
Messerschmitt Me 262
Фотографии:

Ч/б фото (77)

Me.262 Schwalbe

Двухмоторный одноместный реактивный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и трехколесным убирающимся шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В.Мессершмитта. Первый опытный образец Me 262V1 впервые взлетел с поршневым двигателем 4 апреля 1941 г., с ТРД - 25 ноября 1941 г. Серийное производство начато в марте 1944 г. Самолеты выпускались на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Лехфельде. Всего изготовлено 1433 экз. (включая бомбардировщики и разведчики). Двигатели Jumo 004 модификаций В-1, В-2 или В-3. Самолет состоял на вооружении Люфтваффе с апреля 1944 г.
Основные серийные модификации (как истребителя):
  - Ме 262A-1a с вооружением 4x30, A-1a/ U-1 с вооружением 2x20+4x30, A-1B с подвеской 24 НУРС;
  - Ме 262B-1a/U-1, ночной истребитель, двухместный с РЛС, вооружение 4x30.
Me 262 использовались на фронтах с июля 1944 г. Ночные истребители применялись в ПВО Берлина с февраля 1945 г.


Me 262A-1a||
Размах:||12,6 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||7000 кг
Максимальная скорость:||873 км/ч
Практический потолок:||11000 м
Дальность:||1000 км

Me.262A-2 Sturmvogel

Бомбардировочный вариант многоцелевого реактивного самолета, двухмоторный цельнометаллический моноплан с трехколесным убирающимся шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В.Мессершмитта. Первый опытный образец Me 262V1 впервые взлетел с поршневым двигателем 4 апреля 1941 г., с ТРД -25 ноября 1941 г. Серийное производство начато в марте 1944 г. Самолеты выпускались на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Лехфельде. Всего построено 1433 экз. (включая истребители и разведчики). Двигатели Jumo 004 модификаций В-1, В-2 или В-3.
Me 262 состояли на вооружении Люфтваффе с апреля 1944 г.
Выпускались два основных варианта скоростного бомбардировщика:
  - Me 262A-2a, вооружение 4x30;
  - Ме 262A-2a/U1, вооружение 2x30.
Бомбовая нагрузка до 1000 кг, только на внешней подвеске. Реактивные бомбардировщики Me 262A-2 применялись осенью 1944 г. на Западном фронте. Производство продолжалось до конца войны.


Me 262A-2a||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||7140 кг
Максимальная скорость:||865 км/ч
Дальность:||1040 км

Messerschmitt Me 262

Messerschmitt Me 262 вошел в историю авиации как первый в мире реактивный истребитель, принявший участие в воздушных боях. Техническое задание предусматривало создать самолет под два ТРД, которые конструировали на BMW. Заказ на постройку трех прототипов с двумя ТРД BMW P-3302 тягой по 5,88 кН получила компания "Messerschmitt". Разработка машины началась в 1938 году. Самолет представлял собой низкоплан с двигателями, установленными ниже крыла примерно на трети его размаха. Первая опытная машина Me 262 имела убираемое трехопорное шасси с хвостовой опорой, а последующие самолеты получили шасси с носовой опорой. Из-за задержек с разработкой и выпуском двигателей BMW первый полет Me 262 V1 выполнил 18 апреля 1941 года с одним установленным в носовой части фюзеляжа поршневым мотором Junkers Jumo 210G. Самолет показал хорошую управляемость. 25 марта 1942 года Me 262 впервые поднялся в воздух с двумя ТРД BMW 003, при этом поршневой мотор Jumo 210G в носовой части на случай непредвиденной ситуации с новыми двигателями сохранили. Me 262 взлетел со всеми тремя работающими двигателями, но в полете отказали сначала один ТРД, потом другой. Летчик-испытатель флюг-капитан Фриц Вендель сумел завершить круг и выполнить посадку на одном поршневом двигателе. Причиной выхода из строя ТРД стал отрыв лопаток компрессора. Стало очевидно, что двигатель BMW требовал длительной доводки, поэтому на Me 262 установили ТРД производства компании "Junkers". Планер Me 262 под более крупные и габаритные ТРД доработали. Первый полет с новыми ТРД Jumo 004 выполнил 18 июля 1942 года третий прототип Me 262 V3.
  В конечном итоге работы по программе определяла готовность двигателей. Компания "Junkers" в доработке своего изделия продвигалась быстрее, чем BMW. В ноябре 1943 года на Me 262 V6 установили ТРД Jumo 004B-1 тягой по 8,82 кН, весившие на 91 кг меньше Jumo 004A. Поступление истребителей Me 262A-1a в подразделения Люфтваффе началось только в июле 1944 года. Всего построили 1430 самолетов Me 262 всех вариантов. Часто встречается мнение, будто бы появись этот самолет на фронте на год-другой раньше, то он смог бы изменить ход воздушных сражений, а то и всей войны. Для бомбардировщиков союзников Messerschmitt Me 262, вооруженный 24 ракетами R4M и 30-мм пушками, представлял смертельную угрозу. Хотя по скорости Me 262 и превосходил любой истребитель союзников, но более маневренные поршневые истребители сбили немало Me 262.


Варианты

  Me 262 V1 - Me 262 V12: опытные самолеты, на Me 262 V1 стояли ТРД BMW 003, на остальных - Jumo 004A
  Me 262A-0: предсерийные самолеты с ТРД Jumo 004B
  Me 262A-1a: первый серийный перехватчик с четырьмя 30-мм пушками MK 108
  Me 262A-1b: перехватчик, вооруженный 24 ракетами DWM R4M
  Me 262A-2: как Me 262A-1a, но с держателями для бомб массой до 500 кг
  Me 262A-3a: истребитель-бомбардировщик с усиленным бронированием, построено несколько самолетов
  Me 262A-5a: разведчик/истребитель
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Messerschmitt Me 262A-1a

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРД Junkers Jumo 004B-1/-2/-3 тягой по 8,82 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 6000 м - 870 км/ч; практический потолок 11450 м; дальность без ПТБ 1050 км
  Масса: пустого 3800 кг; максимальная взлетная 6400 кг
  Размеры: размах крыла 12,48 м; длина 10,60 м; высота 3,84 м; площадь крыла 21,70 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки MK108 в носовой части фюзеляжа
Первый опытный самолет Me 262 V1 с поршневым двигателем Jumo 210G
Me 262 V1 сфотографирован в варианте с поршневым мотором Jumo 210C и двумя ТРД BMW 003, первый полет на реактивной тяге прототип выполнил 25 марта 1942 года.
Me 262 V2 (PC+UB) в ожидании двигателей
Me 262 V2, получивший, наконец-то, реактивные двигатели Jumo 004A. Обратите внимание на переразмеренные гондолы
Me 262 V3
Намного опередив всех, германский Messerschmitt Me 262 стал первым введенным в эксплуатацию реактивным истребителем. На фото: подготовка Me 262 V3 к первому полету
Уникальные кадры кинохроники: взлет Me 262 V3
Me 262 V5, оснащенный неубираемой носовой стойкой шасси и защитными сетками на воздухозаборниках двигателей
Убираемая носовая стойка шасси Me 262 V6
Прототип V6 первым из самолетов Me 262 был оснащен шасси с носовой опорой. Машина выполнила всего 28 испытательных полетов: первый 17 октября 1943 года, а последний, в котором разбилась, 9 марта 1944 года.
Герман Геринг (в белом плаще) осматривает реактивную технику (Me 262 V6)
Me 262 V7 - второй предсерийный самолет, от V6 он отличался гермокабиной с новым сбрасываемым фонарем.
Me 262 V9, модернизированный по программе высокоскоростных полетов. Обратите внимание на хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота
Me 262 V10 с 500-кг бомбой на буксире
Последовательное уменьшение площади вертикального оперения на Me 262 V056 и его авария, произошедшая в ходе полетов на изучение устойчивости самолета
Me 262 V056, переоборудованный для испытания антенн радиолокатора
Для определения влияния антенн радиолокатора на аэродинамику самолета его хвостовая часть была покрашена черной краской и на нее наклеены шелковинки
Me 262 (V303), доработанный под 1000-кг бомбу
500-кг бомба на держателе под Me 262
Построено всего два самолета Me 262A-1a/U4, его вооружение - мощная 50-мм пушка Mauser MK 214A, ствол которой выдавался вперед на 2 м. Наземные испытания самолета начались 23 марта 1945 года. Его планировали запустить в серию как Me 262E-1, но не удалось.
Этот Me 262A-1a/U4 был захвачен американцами и получил собственное имя "Wilma Jeanne". Данный подвариант вооружен 50-мм пушкой Mauser Mk 214A V3.
Me 262A-1a с 50-мм пушкой BK 5
Ракеты R4M под крылом Me 262
Пара Me 262A-1a из III./JG 7, оборудованных пилонами под фюзеляжем для подвески WGr.21. Предположительно, на переднем плане самолет м-ра Р.Зиннера.
На вооружение поступило небольшое количество разведчиков типа Me 262A-1a/U3. Вместо пушек в носовой части фюзеляжа стояли два фотоаппарата Rb 50/30 или один Rb 20/30 и один Rb 75/30.
Me 262A N 110484, доработанный до стандарта Me 262A-2a/U2
Для повышения точности бомбометания на Me 262A-2a/U2 в новой деревянной носовой части фюзеляжа стоял гиростабилизированный прицел Lofte 7H. Бомбардир размещался в носовой части лежа.
Второй самолет (Me 262 N 110555 - V555), проходивший испытания по программе создания двухместного бомбардировщика
Me 262 V555 в полете
Me 262A-1a в ходе испытаний воздухозаборника двигателя для истребителя P1101
Мессершмитт Me 262
За шесть месяцев, с момента создания в ноябре 1944 года и до падения рейха, 7-я истребительная эскадра сбила около 500 самолетов противника (преимущественно - ВВС Армии США), потеряв более половины из своих 370 самолетов.
Me 262A командира JG 7 Т.Вайссенбергера, Германия, весна 1945г.
"Зеленый 3" - это Me 262A-1a/Jabo гауптмана Эриха Миката, адьютанта командира 7-й истребительной эскадры. В носовой части самолета установлена пара ПУ для ракет Wgr 21.
Скоростной бомбардировщик Me 262A-2a. Видны бомбы на пилонах под фюзеляжем
Изначально Me 262 оснащался хвостовым колесом, но, начиная с предсерийного Me 262 V5, самолеты получили носовое колесо. Обратите внимание на две 250-кг авиабомбы SC 250 на подфюзеляжных пилонах этого Sturmvogel. Оборудованный двумя пилонами под бомбы, истребитель-бомбардировщик Me 262A-2a первым поступил летом 1944 года на вооружение подразделения 51-й бомбардировочной эскадры, которой командовал майор Вольфганг Шенк.
Истребитель-бомбардировщик Me 262A-2a из I/KG 51.
В апреле 1944 года, четыре месяца спустя после поступления истребителя Me 262A-1a в эксплуатацию, боевые вылеты в северной Франции начали истребители-бомбардировщики Me 262A-2a (также Me 262A-1a/Jabo), отличавшиеся наличием пилонов для бомб и соответствующим оснащением для их применения. Данный самолет несет две 250-кг бомбы SC250.
Сфотографированный в Ачмере Me 262A-2a Sturmvogel (на снимке один из ранних самолетов - 9K+YH) принадлежал 1-й эскадрилье 51-й бомбардировочной эскадры и представлял собой первый подвариант истребителя-бомбардировщика, отличавшийся от базового Me 262A-1 а только двумя пилонами для бомб и оборудованием для их применения. Самолет окрашен в необычный для данного типа машин камуфляж, опознавательными знаками подразделения являются белые буквы, белые оконечность носовой части и законцовка киля. Sturmvogel сбрасывал бомбы - одну 500-кг или две 250-кг - с пикирования с углом 30° при скорости 853-901 км/ч на высоте 914-1067 м. В этом случае точность применения бомб была вполне сравнима с Fw 190.
Этот истребитель-бомбардировщик Me 262 состоял сначала в составе KG51, потом попал в состав JV44 (а затем в руки англичан)
The Messerschmitt Me 262A jet-propelled Single-seat Fighter (two Junkers Jumo 004 jet units).
51-я бомбардировочная эскадра была одним из крупнейших эксплуатантов Me 262 - с сентября 1944 года и до конца войны она получила почти 350 самолетов Me 262A-2a.
Me-262 из 9./JG 7
Истребитель Me 262A-1a
Me 262 из состава III/EJG 2. Февраль 1945г.
The Messerschmitt Me 262A-1a, powered by two 1.980lb s.t. Junkers Jumo 0048s, first saw action against US daylight bombers on 3 October 1944. The Me 262 ultimately proved to be a far more effective fighter than the Me 163. Not only did the Me 262 have a higher critical speed than the Me 163, Mach 0.86 compared with the latter's Mach 0.82, it also outgunned, out-ranged and generally handled better than the Komet. An interesting aspect of the Me 262 design was its use of a modest degree of sweep-back to its wings, something German aerodynamicists had discovered would delay the onset of compressibility effects in 1939. Clearly, the Messerschmitt team were actually paying heed to this research, a fact that explains why with less power, the Me 262A's top level speed of 536mph at 22.880 feet, compared very favourably with the rival Gloster Meteor F I's 410mph at its optimum altitude of 30,000 feet. The Me 262A-la's armament comprised four 30mm MK. 108, while later versions carried a mix of two 30mm, plus four 20mm cannons in the nose. There were just over 100 Me 262s losses in combat, the vast majority of which were the result of their pilots either slowing down to make a more accurate attack, or being caught on approach to land.
Me 262 из состава JV44
Американские солдаты исследуют почти неповрежденный Me 262, захваченный в Штендале. Немецкие реактивные самолеты могли бы сыграть более существенную роль в последних сражениях, если бы у них было достаточно горючего.
Me 262A-1a, запечатленный на аэродроме Лагер-Рехфельд в конце лета 1944 года, принадлежит 262-й испытательной команде Люфтваффе (Erprobungskommando 262), сформированной в конце 1943 года. На крыле стоит, вероятно, лейтенант Фриц Мюллер, ставший позже асом в 7-й истребительной эскадре.
На этом Me 262 "13 красный" Бэр летал будучи командиром III/EJG 2 в Лехфельде. Вместо командирского шеврона на борту самолета, Бэр предпочитал изображение счастливого для него числа 13.
Гауптман Вернер Тирфельдер (впереди) стоит на крыле Me 262 на аэродроме в Лехфельде, где дислоцировался 262-й испытательный отряд, выполнявший и задачу переподготовки летчиков на самолеты Me 262. Тирфельдер погиб 18 июля 1944 года на своем Me 262 в бою с несколькими самолетами Mustang 15-й Воздушной армии над Баварией.
Me 262A-1a из KG/54 готовятся к боевому вылету
Два снимка Me 262 из состава "Командо Новотного"
Этот "Белый 4" несет окраску, характерную для "Команды Новотны", - окраска фюзеляжа и пятнистый рисунок на киле. После гибели Новотны 8 ноября 1944 года руководителем "команды" назначили гауптмана (по другим данным, майора) Георга-Петера Эдера, но 17 ноября ее летчики совершили из Ачмера свой последний вылет. Подразделение было расформировано, летчики пополнили состав 7-й истребительной эскадры, также имевшей на вооружении Me 262.
Эрих Хохаген, запечатленный на фоне самолетов EJG 2,некоторое время являлся командиром III группы 7-й истребительной эскадры. На Me 262 он начал летать, имея уже 55 побед, но до ранения в голову так и не сбил на Me 262 ни одного самолета противника.
Фоторазведчик Me 262A-1a/U3 из "команды Браунегга" буксируется на старт
Самолеты "Команды Новотны", вероятно аэродром Ачмер, конец сентября 1944 года. Самолеты "Белый 19" и "Белый 4" обслуживают техники, "Зеленый 3" на переднем плане буксируют на ВПП при помощи полугусеничного мотоцикла Kettenkrad. Майор Вальтер Новотны был назначен Адольфом Галландом начальником особой группы, оснащенной самолетами Me 262. К своим должностным обязанностям Новотны приступил 20 сентября 1944 года, а 7 октября "Команда Новотны" получила боевое крещение - две эскадрильи Me 262 атаковали бомбардировщики противника, возвращавшиеся с рейда на цели в глубине рейха. Летчики команды Франц Шалль и его ведомый Хельмут Леннарц доложили о том, что сбили по одному B-24D Liberator.
Me 262 Вальтера Новотны, сфотографированный осенью 1944 года на аэродроме близ Ахмера. Менее чем за два месяца число самолетов в подразделении сократилось с 24-х до 4-х! Среди погибших летчиков был и майор Новотны.
Появление первых реактивных истребителей вызвало на аэродромах паломничество, как если бы приземлилось НЛО...
Опасаясь потерь Me 262 во время взлета и посадки, командование в помощь "Команде Новотны", дислоцированной в Ачмере и Хезепе, выделило две эскадрильи Fw 190D-9. На фотографии - "Белый 10", самолет Me 262A-1a/Jabo из 262-го испытательного отряда (команды; EKdo 262); хорошо видны пилоны для подвески бомб.
The Me 262A-1 a single-seat interceptor fighter.
The Me 262A-1a (Werk-Nr 110 025) belonged to the Kommando Nowotny, the first fully-fledged Me 262A-equipped interceptor unit of the Luftwaffe. This view shows well the exceptionally clean lines possessed by this, the "most formidable combat aircraft to evolve in World War II".
Me 262 был одним из самых скоростных боевых самолетов Второй мировой войны и превосходил Mosquito и Mustang. Однако и у него были недостатки - на малой скорости самолет был уязвим на взлете и при посадке, чем часто пользовались летчики союзных истребителей. Данный самолет, "Белый 10" из III группы 2-й учебной истребительной эскадры с лейтенантом Куртом Беллом в качестве пилота, участвует в съемках учебного фильма для Люфтваффе.
Первый серийный вариант Me 262A-1 во время испытаний. Данная модификация поступила в испытательную команду EKdo 262, Лехфельд, в июле 1944 года.
Немецкий Me 262 оказался на момент своего появления лучшим боевым самолетом в своем классе в мире, а уже после войны помог авиаконструкторам в нескольких странах-победительницах существенно продвинуться в деле создания реактивных боевых самолетов различного назначения. Осенью 1944 года Messerschmitt Me 262 стал первым реактивным самолетом, принявшим участие в боевых действиях. Союзники предприняли попытку защитить армады своих бомбардировщиков с помощью эскорта из Republic P-47M Thunderbolt, но Me 262 превосходил по скорости и их - на 113 км/ч.
Реактивный истребитель Me 262 промелькнул мимо самолета Mustang, преследуя в пикировании другой американский истребитель. Реактивные машины становились уязвимы лишь тогда, когда ввязывались в маневренный бой с более верткими истребителями с поршневыми моторами.
Этот Me 262 истребители союзников "подловили" над взлетной полосой. Кадр фотопулемета.
Me 262 наиболее уязвим был на взлете и при посадке - именно на этих малоскоростных режимах летчики противника и пытались "ловить" грозные немецкие машины. Хотя здесь надо было проявлять осторожность, чтобы не попасть под огонь немецких зенитных батарей.
The dividend of war - the Jumo 004-powered Messerschmitt Me 262 was Germany’s first operational jet aircraft and captured examples yielded much valuable information for the Allies - including the Soviet Union.
Me 262, захваченный союзниками в конце войны
Me 262 на испытаниях в СССР
Трофейный Me 262A-2a с августа 1945 г. испытывался в НИИ ВВС, испытания проводил А.Г.Кочетков
One of the six Me 262As assigned to the Naval Air Test Center at Patuxent River. These aircraft were allocated BuAer numbers, that illustrated being 121442.
Avia S.92 "Turbine". Основная масть комплектующих для Me 262 выпускалась на заводах Чехословакии. Элементы планера делал огромный завод "Avia", остальные предприятия выпускали комплектующие к силовой установке. К концу войны было выпущено значительное количество комплектующих, которые было решено использовать для сборки самолетов, поступавших на вооружение ВВС нового независимого государства. Двигатель Jumo 004B-1 был освоен в производстве компанией "Letecke" как M.04, тогда как "Avia" продолжила выпуск элементов планера. На базе Me 262A-1 а ею был создан опытный самолет S.92 (фото), совершивший первый полет 27 августа 1946 года. Следом за ним в воздух поднялись три спарки CS.92 и еще три S.92. Третий из последних трех самолетов стал первым, принятым в эксплуатацию национальными ВВС в 1947 году, а к началу 1950-х годов из восьми самолетов было сформировано 5-е истребительное звено. Планы по модернизации Me 262, включая установку двигателей BMW 003 взамен Jumo 004 и перепроектирование носовой стойки шасси, и выпуску самолетов для югославских ВВС оказались неактуальными после появления советского МиГ-15.
Почти готовая реплика Me 262 на заводе Тишлера в Техасе. 1966г.
Боевой самолет Me 262A-1a и учебный Me 262B-1 в ходе реставрации для установки в музее