Boeing Boeing 747
Варианты:
Boeing - Boeing 747 - 1969 - США
Страна: США
Год: 1969


Тяжелый дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из трех человек
Boeing Model 747
Фотографии:

Цветные фото (59)

Boeing Model 747

Требования ВВС США CX-HLS (Cargo, Experimental - Heavy Logistics System) к новому тяжелому транспортному самолету инициировали проведение в мае 1964 года конкурса на создание такого самолета. Контракт на эскизное проектирование был подписан с фирмами "Boeing", "Douglas" и "Lockheed". Конкурс выиграла "Lockheed" с самолетом С-5 Galaxy.
  Сотрудники "Boeing" испытали глубокое разочарование, но анализ гражданского рынка выявил потребность в крупноразмерном самолете, который будет востребован в 1970-е годы многими авиакомпаниями. Еще до оглашения результатов военного конкурса на фирме создали небольшую группу проектировщиков, детально прорабатывавших гражданскую модификацию транспортника.
  После того, как "Boeing" оказалась "за бортом" военной программы, ее конструкторы полностью сконцентрировалась на коммерческом варианте, получившем обозначение Boeing Model 747. Первые прикидки делались по самолету максимальной взлетной массой порядка 272 200 кг, способному перевозить не менее 430 пассажиров. Двухпалубный фюзеляж, с сечением типа "восьмерка", не устроил потенциальных заказчиков, поэтому проект полностью пересмотрели в начале 1966 года, в результате чего появился "большой брат" самолета Boeing 707, но с крылом, разработанных на основе последних достижений аэродинамики, фюзеляж имел почти круглое сечение, кабину экипажа разместили в надстройке носовой части фюзеляжа, за счет чего лайнер приобрел весьма характерный облик, а под ней оборудовали один из пассажирских салонов.
  Главной особенностью фюзеляжа стали его размеры - длина салона составила 56,39 м, а ширина 6,13 м. Изначально в типовой конфигурации пассажировместимость в салонах смешанных классов составляла 368 человек. Максимальная взлетная масса - 283 500 кг - позволяла эксплуатировать Model 747 с существующих аэродромов, однако потребовалось пересмотреть схему шасси, чтобы более равномерно распределить нагрузки на ВПП. От трехопорной схемы отказались в пользу четырехопорной. Три основные опоры - четырехколесные, носовая - двухколесная.
  Определившись с обликом самолета в целом, "Boeing" приступила к поиску потенциальных покупателей. Наиболее вероятным первым заказчиком виделась "Pan Am", но компания проявляла лишь позитивную заинтересованность, а технические и финансовые риски проекта разделить не спешила, из-за чего полномасштабное проектирование "Boeing" пришлось вести на собственные средства.
  13 апреля 1966 года одновременно было объявлено о начале строительства самолета и подписании контракта с "Pan Am" на поставку 25 гигантских авиалайнеров. На самом деле окончательное решение о постройке самолета приняли 25 июля 1966 года - после получения твердых заказов от авиакомпаний JAL и "Lufthansa".
  Оценка "Pan Am" проекта компании "Boeing" привела к внесению изменений в конструкцию. Самолет немедленно привлек внимание прессы и вскоре получил неформальное прозвище "Jumbo Jet".
  Прототипы Model 747 не строились, первая машина являлась демонстратором фирмы "Boeing". Ее выкатка состоялась 30 сентября 1968 года в Пэйн-Филд (Вашингтон), где "Boeing" возвела новый завод специально для производства 747. Первый полет был выполнен 9 февраля 1969 года, а вскоре в небо поднялись первые четыре серийных самолета. Программу сертификационных испытаний завершили до конца 1969 года - сертификат летной годности FAA получен 30 декабря. 22 января 1970 года "Pan Am" выполнила первый рейс на Model 747 по маршруту Нью-Йорк - Лондон.
  Период между началом постройки 747 и получением сертификации не обошелся без проблем. Сложнее всего оказалось выдержать заданные требования в части соотношения полезной нагрузки и дальности, из-за чего пришлось пойти на увеличение максимальной взлетной массы, которая у Model 747-100 составила 322060 кг. Не меньшие сложности, в том числе и в плане массы, добавила силовая установка. Двигатели не только имели собственные недоработки, они еще и увеличивали массу самолета в целом, что диктовало установку двигателей большей мощности, а они имели большую массу. Компания "Pratt & Whitney" испытывала трудности с доводкой новых двухконтурных двигателей, и, хотя для установки на самолет выбрали JT9D-3, он оставался "сырым". Окончательно проблемы силовой установки удалось разрешить в 1970 году с появлением JT9D-3A.


Варианты

  Model 747-100B: вариант 747-100 с усиленными фюзеляжем, шасси и крылом
  Model 747-123 Space Shuttle Carrier: обозначение одного 747-100, закупленного НАСА и доработанного для перевозки над фюзеляжем орбитального корабля Space Shuttle
  Model 747-200B: в целом схожий с 747-100B вариант 747-200B поступил в эксплуатацию в январе 1971 года, на данной модификации допускалась установка по желанию заказчика двигателей трех разных типов, были увеличены емкость топливных баков и максимальная взлетная масса (до 377850 кг)
  Model 747-200B Combi: вариант 747-200 с грузовой дверью в левом борту фюзеляжа, позволяющей использовать самолет не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок
  Model 747-200B Convertible: вариант 747-200, легко конвертируемый из пассажирского в грузопассажирский или транспортный вариант и обратно
  Model 747-200F Freighter: грузовой вариант 747-200 с отклоняемой вверх носовой частью фюзеляжа и погрузо-разрузочным оборудованием. Предусмотрена возможность оборудования грузовой двери в борту фюзеляжа. Максимальная масса полезной нагрузки 112493 кг
  Model 747SP (Special Performance): облегченный вариант с увеличенной дальностью, длина фюзеляжа сокращена на 14,35 м, установлено хвостовое оперение большей площади; эксплуатация в компании "Pan Am" начата в 1976 году
  Model 747SR (Short Range): вариант 747-100B с меньшей дальностью. Доработана конструкция планера с целью увеличения эксплуатационного ресурса
  Model 747SUD (Stretched Upper Deck): вариант с удлиненной верхней палубой. Разработан для моделей 747-100B, 747-200B, 747-200B Combi и 747SR. На верхней палубе установлены 69 пассажирских кресел, а за счет отказа от спиральной лестницы на нижней палубе установлены еще семь дополнительных кресел
  Model 747-300: первый вариант с увеличенной на 7,11 м верхней палубой; эксплуатация компанией "Swissair" начата в 1983 году
  C-19A: военное обозначение гражданских 747-200, состоящих на учете гражданского авиационного резерва
  VC-25A: обозначение двух "президентских" 747-200B, состоявших на вооружении ВВС США; самолеты предназначались для перевозок первых лиц страны
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 747-200B

  Тип: тяжелый дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из трех человек
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric CF6-50E2 тягой по 233,53 кН или Pratt & Whitney JT9D-7R4G2 тягой по 243,52 кН или Rolls-Royce RB.211-524D4 тягой по 236,24 кН
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 970 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 940 км/ч; практический потолок 13 715 м; дальность с максимальным числом пассажиров 11400 км
  Масса: пустого 170 200 кг; максимальная взлетная 377 850 кг
  Размеры: размах крыла 59,64 м; длина 70,66 м; высота 19,33 м; площадь крыла 510,95 м:
  Полезная нагрузка: до 516 пассажиров с багажом общей массой до 68 720 кг
747-100
'Jumbo One' is kept at Boeing Field, awaiting the creation of MoF's Commercial Aviation Wing.
Выкатка первого самолета «Боинг-747». 30 сентября 1968 г.
В первый полет "Jumbo" ушел с нанесенными на фюзеляж логотипами 28 авиакомпаний, уже заказавших авиалайнеры данного типа. Самолет получил регистрацию N7470, но так и остался собственностью фирмы "Boeing".
Самолет сопровождения F-86 фирмы "Boeing" подчеркивает размеры гиганта. На фотографии - первый 747-100 выполняет свои первый полет, во время которого шасси не убирали.
A giant of the present, Boeing 747-130 N1800B is now registered D-ABYA and named Nordrhein-Westfalen.
Если компания "Pan Am" выиграла первый раунд в конкурентной борьбе реактивных авиаперевозчиков, то "Trans World Airlines" (TWA) первой в мире приступила к эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров, выпустив 25 февраля 1970 года Boeing 747 на линию Нью-Йорк - Лос-Анджелес. TWA сняла все свои Boeing 747 с эксплуатации к 1998 году.
Этот 747 недолго использовался в "British Overseas Airways Corporation" до ее слияния с компанией BEA, в результате чего появилась "British Airways". Лайнеры 747 знаменитой BOAC достались молодой компании BA.
Авиакомпания "Pan Am" тесно сотрудничала с фирмой "Boeing" по многим программам, но самой большой удачей стал самолет 747. "Pan Am" первой приступила к эксплуатации Boeing 747. Сотрудничество "Pan Am" и "Boeing" прекратилось в 1980-е годы, когда ведущая авиакомпания США разорилась.
Компании "Pan Am" и "Boeing" взбудоражили весь авиационный мир твердым решением продолжить развитие проекта 707. Они вновь объединились для запуска в серию лайнера 747. В 1969 году авиакомпания получила свой первый самолет, вскоре Jumbo увидели в аэропортах всего мира.
Dutch airline KLM took delivery of the first of its Boeing 747-200Bs in early 1971, the prototype of the upgraded Jumbo variant having made its first flight on October 11, 1970. George photographed one of the first to be delivered to the airline at Shannon Airport in February 1971.
Boeing 747 Classic даже сейчас остается востребованным авиалайнером. Семейство 747 (включая модификацию -400) с 1969 года налетало 77,8 млрд км, что эквивалентно 101500 полетам от Земли до Луны и обратно. Boeing 747 использовались не только для пассажирских и грузовых перевозок - на этом 747-100 проводились испытания двигателей General Electric GP7200.
Mounted on GE Aviation's flying test-bed, Boeing 747-121 N747GE (c/n 19651), the Passport received 100 hours of flight-testing in 20 flights.
General Electric’s Boeing 747-100 test-bed, N747GE (c/n 19651), takes-off from Victorville, California on the first flight of the LEAP 1B engine. The flight took place on April 29, 2015
747SP
Выкатка первого самолета Boeing 747SP состоялась в мае 1975 года, впервые в воздух самолет поднялся 4 июля того же года. От стандартной модели Boeing 747, самолет 747SP отличался укороченным фюзеляжем и хвостовым оперением большей площади.
3 мая 1976г. Лайнер компании Pan Am, Boeing 747SP Clipper Liberty Bell, вернулся в Сиэтл после рекордного кругосветного перелета, продолжавшегося 1 день 22 часа и 26 минут. Остановки для дозаправки: Дели (Индия) и Токио (Япония).
В настоящее время самолет Boeing 747SP эксплуатируется и тайваньской авиакомпанией "Mandarin Airlines". Данный самолет авиакомпания взяла в лизинг у "Air China" в августе 1992 года.
Поставленный в марте 1976 года, самолет ZS-SPA стал первым из шести Boeing 747SP, закупленных южноафриканской авиакомпанией "South African Airways". В своем перегоночном полете этот самолет установил новый мировой рекорд беспосадочного перелета.
Дольше всего самолеты Boeing 747SP эксплуатировала авиакомпания "Syrian Arab Airlines". Два самолета сирийская авиакомпания получила в мае и в июле 1976 года, они продолжали эксплуатироваться и два десятка лет спустя.
В ярко-оранжевых цветах авиакомпании "Braniff lnternational" в начале 1980-х годов летало три самолета Boeing 747SP. Самолет, запечатленный на фотографии, в 1981 году был возвращен фирме "Boeing", а в июле 1984 года продан правительству Омана.
Гражданская авиационная администрация Китая (CAAC, Civil Aviation Administration China) в 1980-е годы заказала самолет 747SP для эксплуатации на маршрутах большой протяженности. После расформирования CAAC в 1988 году, самолет отошел авиакомпании "Air China".
VIP флагман. Фирма "Boeing" предлагала 747SP правительству США в качестве замены президентского борта и шаху Ирана, но первым покупателем 747SP в варианте VIP стал король Саудовской Аравии Халед. Этот самолет (HZ-HM1, позднее перерегистрирован на HZ-HM1B) имел на борту полноценный госпиталь и комфортабельные апартаменты. В 2008 году порядка семи 747SP использовались для перевозок королей и президентов: по два в Саудовской Аравии и ОАЭ, по одному - в Катаре, Омане и Бахрейне. Самолет Омана (A40-SP) и самолет ОАЭ (A6-ZSN, на фотографии) оснащены антеннами спутниковой связи, установленными под обтекателями на верхних поверхностях фюзеляжей. Другой самолет ОАЭ (A6-5MR) был оснащен новым приборным оборудованием кабины на основе многофункциональных индикаторов EFIS. Самолет 747SP в VIP-конфигурации (YI-ALM) был поставлен правительству Ирака. Он имел окраску и регистрацию авиакомпании "lraqi Airways"; с 1991 года самолет находится на хранении в Тунисе.
31 мая 2007г.: модифицированный Boeing 747SP SOFIA (Stratospheric Observation For Infra-red Astronomy) был передан испытательному центру им. Драйдена НАСА после проведения доработок на заводе в Вако, Техас. Базовый самолет был поставлен авиакомпании "Pan Am"в мае 1977 года, а ныне используется как летающая астрономическая обсерватория.
The NASA Boeing 747SP SOFIA received a water cannon salute on arrival at Christchurch at the start of its five-week stay in New Zealand for research flights.
A PW1217G geared turbofan engine fitted to Pratt & Whitney's experimental Boeing 747SP C-FPAW (c/n 21934) at the Mirabel Aerospace Centre in Quebec, Canada. The PW1217G is designed for the Mitsubishi Regional Jet.
747-200
"Boeing" разработала 747SR специально для использования на загруженных коротких линиях, например, между островами Японии. JA8117, изображенный на снимке, был аналогичен самолету, врезавшемуся в гору Осутака.
Авиакомпания KLM закупила 15 самолетов Boeing 747-200. Самолеты этой компании назывались в честь городов или исторических личностей. На фотографии: авиалайнер, названный в честь одного из основателей фирмы KLM - Альберта Плизмана.
Самолет, оптимизированный для сильно загруженных дальних авиалиний очень быстро становится "непосильной ношей", если не удовлетворяет параметрам прибыльной загрузки на таких маршрутах. "Lufthansa" переконфигурировала парк своих 400-х, но для некоторых авиакомпаний на дальних, слабо загруженных маршрутах выгоднее использовать двухдвигательные самолеты меньшей вместимости.
Лайнер "Empress of India" (C-FCRA, собственность компании "CP Air") в своей запоминающейся окраске красиво смотрится на фоне белоснежных гор. Этот типичный 747 ранней версии оказался необычайно долговечным и до сих пор эксплуатируется в компании PIA.
Самолет вроде Boeing 747 (на снимке) может совершать 15-часовые перелеты, что очень утомляет пассажиров. Сегодня самым длинным регулярным рейсом является полет из Ньюарка в Сингапур. Этот маршрут, длящийся 18 час 50 мин, обслуживают лайнеры A340-500 компании "Singapore Airlines".
В "British Airways" эксплуатировался обширный флот лайнеров 747 трех серий: -100, -200B и -400. Самолеты называли в честь английских городов. Они много потрудились на магистральных направлениях авиакомпании BA.
Privatisation of British Airways took place in 1987. A flagship of Thatcher's policy.
Virgin Atlantic's 'Maiden Voyager' on a stand at London Gatwick in 1986.
Virgin Atlantic operated its inaugural service between Gatwick and Newark-New York with Boeing 747-200 G-VIRG 'Maiden Voyager' on June 22, 1984. A 'slik' competitor for the then nationalised British Airways.
Впервые США мобилизовали авиацию гражданского резерва, CRAF. Самолеты 16 авиакомпаний перевезли в регион больше людей, чем все военно-транспортные самолеты. На снимке: мобилизованный Boeing 747-200 авиакомпании "TowerAir".
В целях достижения высокой крейсерской скорости самолета Model 747 компания "Boeing" использовала высокоэффективное крыло стреловидностью 37,5°. Двигатели смонтированы на разнесенных вдоль крыла пилонах. Такое широкое разнесение двигателей по размаху крыла на гражданских самолетах ранее не применялось, единственным примером подобного размещения двигателей может служить военно-транспортный C-5A Galaxy.
Boeing 747-237B "Emperor Kanishka" поступил в авиакомпанию "Air India" в июне 1978 года. При взрыве 23 июня 1985 года от самолета оторвалась вся хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением.
"Union de Transports Aeriens" (UTA) была крупной французской частной авиакомпанией, существовавшей с 1963 по 1992 год. В ней эксплуатировались лайнеры 747-200B, Combi и -200F.
"Jumbo" компании "Air Canada" с изображением кленового листа на киле выполняет взлет из аэропорта Хитроу. "Air Canada" эксплуатировала девять Boeing 747, включая шесть Combi, на линиях большой протяженности над Атлантикой и Тихим океаном в 22 аэропорта на Карибах, Ближнем Востоке ив Азии. Только в 1995 году канадские Boeing 747 перевезли 10,8 млн пассажиров. Канадские самолеты летали наряду с Boeing 747 компаний "Lufthansa", ANA, "Korean Air", "Cathay" и "Swissair", после того как эти авиакомпании образовали стратегический альянс.
747-300
The Boeing 747-300 has been ordered so far by 12 airlines. Swissair was the launch customer for the stretched-upper-deck variant
5 октября 1982г.: начались летные испытания пассажирского самолета Boeing 747-300 (N6005C/HB-IGC), на верхней палубе которого были предусмотрены места для 96 пассажиров.
28 марта 1983г.: началась коммерческая эксплуатация первого лайнера Boeing 747-300 авиакомпании "Swissair"; удлиненная верхняя палуба этого варианта позволяла увеличить число пассажиров эконом-класса с 32 до 91 или разместить 26 спальных мест 1-го класса.
Огромный фюзеляж Boeing 747 предоставил широкие возможности художникам авиакомпаний. На фотографии - уникально расписанный самолет компании "South African Airways", эксплуатировавшей 19 лайнеров Boeing 747 разных вариантов. Свои самолеты модификации 747-200 "South African Airways" сняла с эксплуатации в 2002 году, 747-300 - в 2003-м, а 747-400 - в 2010 году.
Boeing 747-300 in service with Qantas, one of the 12 airlines that have ordered this version of the Jumbo to date.
Авиакомпания "Air France" в числе первых приступила к эксплуатации самолетов 747-300, однако к началу 2008 года "классические" 747 использовались только для грузовых перевозок, хотя 747-400 еще возили пассажиров.
The Boeing 747-300 has been ordered so far by 12 airlines. South African Airways (inset) was the second launch customer for the stretched-upper-deck variant. This airline, as well as Korean Air (main photo), have specified Pratt & Whitney JT9D-7R5G2 engines.
747F
Скот в ожидании погрузки на грузовые самолеты Boeing 747-100 компании "American International Airways", которые перевезут животных с Гавайев на континентальную часть США.
30 ноября 1971г.: поднялся в воздух первый из заказанных авиакомпанией "Lufthansa" Boeing 747-200F - транспортный вариант самолета семейства Model 747 (D-ABYE). Машина имела откидывающийся вверх погрузочный люк в носовой части и механизированную систему погрузки. Самолет получил сертификат летной годности 7 марта 1972 года и в том же месяце был передан "Lufthansa".
Boeing 747F перевозит широкий ассортимент грузов - от посылок до яхт и объемных грузов. На снимке - Boeing 747-400 компании "Lufthansa Cargo".
Самолет Boeing 747-200F авиакомпании "Malaysia Airlines" готовится к перевозке лошадей. В каждом специальном стойле, имеющем прочную конструкцию, перевозится по три лошади.
Boeing flight line at Seattle, Washington, late last year. From bottom: Olympic Airways 737-200 SX-BCC; Government of Senegal VIP 727-200 6V-AEF; Alitalia’s first two 727-200s l-DIRO and l-DIRI; a 737-200 for Air Algerie; 727-200 for Delta Airlines; G-BDXA, first 747-200B with Rolls-Royce RB.211-524s for British Airways; Lufthansa 747-200 Combi with side cargo door open; and Boeing-owned 747 prototype N7470
Other
26 января 1990г.: поднялся в воздух "борт №1" ВВС США - президентский транспортный самолет Boeing VC-25A. Две таких машины, созданные на основе 747-200B, встали в строй 89-го крыла Военно-транспортной авиации (авиабаза Эндрюс), заменив два VC-137.
Самолеты президента. Перевозка президента США повышает престиж Boeing. Два президентских 747-2G4B под обозначением VC-25A состоят на вооружении 89-го транспортного авиакрыла, дислоцированного на базе Эндрюс, штат Мэриленд. VC-25A предназначен для перевозки президента и его штаба. Экипаж самолета состоит из 23 человек, пассажировместимость 70 человек, дальность полета без дозаправки 11490 км. Экипаж включает 10 человек летного состава, трех специалистов связи и десять человек обслуживающего персонала. В чрезвычайной ситуации VC-25A может быть использован как ВКП - самолет оснащен 85 телефонами, 19 ТВ мониторами, 11 видеомагнитофонами, помехоустойчивой шифровальной радиоаппаратурой, факсами. В апартаментах президента оборудованы два спальных места, имеются гардероб и туалет. VC-25A с президентом на борту имеет позывной "Air Force One". Первый VC-25A (82-8000) поступил в 89-е авиакрыло 30 сентября 1990 года, второй (92-9000) - 30 декабря 1990 года. Впервые VC-25A (82-8000) выполнил задачу 6 сентября 1990 года - президент Джордж Буш летал на нем в Топеку, штат Канзас, и Таллахаси, штат Флорида. На следующий день VC-25A доставил Буша в Финляндию.
This upgrade to the existing flying White House comes just weeks after the Pentagon announced the selection of the Boeing 747-8 to replace the VC-25A as the next presidential aircraft.
Иранские Boeing 747 способны дозаправляться в воздухе от летающих танкеров Boeing 707-3J9C. Но иранский парк самолетов-заправщиков, полученных из США, страдает от нехватки запчастей, вызванной санкциями.
Первые атмосферные испытания "Шаттла". После завершения постройки первого орбитального корабля "Шаттла" (Space Shuttle Orbiter, SSO) требовалось провести его испытания при полете в атмосфере. Для этих целей был доработан Boeing 747, ранее принадлежавший авиакомпании "American Airlines". Эта машина, названная Shuttle Carrier Aircraft (SCA), имела усиленную конструкцию, узлы для крепления SSO и дополнительные кипи на стабилизаторе. НАСА самолет был передан 14 января 1977 года. Первые попеты проводились без отделения SSO от носителя. Первый пилотируемый полет Enterprise с отделением от SCA состоялся 13 августа.
Rolls-Royce's Boeing 747-267B (N787RR, c/n 21966, ex TF-ATD) is testing the CTi blades at Tucson, Arizona.
Сборочный цех завода в Эверетте, начало 1980-х годов. Ведется сборка трех самолетов 747-200 и одного 747SP. По окраске рулей направления можно видеть, что два авиалайнера предназначены для авиакомпаний "Alitalia" и "Air France", а SP - для авиакомпании "Qantas".
Двигатель CF6 проходит обслуживание на Boeing 747 авиакомпании KLM в аэропорте Шипхоль, Амстердам. У первых вариантов двигателя тяга была 142 кН, а у новой модели Dash 80E-1 тяга составляет 320 кН.