Airbus A340
Страна: International
Год: 1991


Средне- и дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
Описание:
Airbus A340-200/300
Airbus A340-500/600
Фотографии:

Обломки (2)

Airbus A340-200/300

Самолет Airbus A340 проектировался как дальнемагистральный вариант лайнера A330 в варианте с четырьмя двигателями. Разработка обоих самолетов велась практически одновременно с высокой степенью унификации. Планеры самолетов A330 и A340 отличаются лишь конструкцией силового набора и механизацией крыла.
   Вариант A340-300 с более длинным фюзеляжем выполнил первый полете заводского аэродрома в Тулузе 25 октября 1991 года, это был первый из шести прототипов, в число которых вошли четыре A340-300 и два A340-200 с более короткими фюзеляжами. Первый A340-200 впервые поднялся в воздух 1 апреля 1992 года.
   Оба варианта, A340-300 и A340-200, получили европейский сертификат летной годности в декабре 1992 года, сертификацию по стандартам США прошли в мае 1993 года. Через два месяца к эксплуатации самолетов приступили авиакомпании "Air France" и "Lufthansa".
   В типовом варианте с салонами двух классов A340-300 способен перевозить до 375 пассажиров, в экономичном варианте - до 440 пассажиров. В отличие от A340-300, самолет A340-200 не имеет центральной двухколесной опоры шасси под фюзеляжем, а фюзеляж самолета короче на две межшпангоутные секции. Длина фюзеляжа A340-200 - 59,39 м.
   В стандартном варианте на три класса A340-200 перевозит 263 пассажира, в экономичном - 303 пассажира. В исходном варианте самолеты A340-200 и A340-300 оснащались четырьмя двухконтурными двигателями CFM56-5C2 тягой по 138,78 кН, но позже была предусмотрена установка на самолеты двигателей CFM56-5C3 тягой по 144,57 кН и CFM56-5C4 тягой по 151,24 кН.
   В апреле 1996 года авиакомпания "Singapore Airlines" получила самолет A340-300HGW (High Gross Weight), ранее известный как A340-300X и предназначенный для полетов на сверхбольшие расстояния. На модификации A340-300 HGW установлены усиленные шасси и крыло, четыре двигателя CFM56-5C4, увеличен запас топлива, за счет чего дальность полета возросла на 400 км. При максимальной взлетной массе 271 000 кг самолет в стандартной конфигурации способен перевезти 295 пассажиров на расстояние 13 242 км.
   A340-200 HGW (ранее A340-8000) отличался увеличенным запасом топлива и большей взлетной массой при силовой установке такой же, как у A340-300 HGW. Самолет также предназначался для эксплуатации на маршрутах очень большой протяженности, однако заказов на A340-200 HGW не поступило. Усовершенствованный A340-300 Enhanced (A340-300E) в 2004 году закупила авиакомпания "South African Airways". Военный вариант A340M заказчиков не нашел.
   A340-300 Combi представляет собой грузопассажирский вариант самолета A340-300 с большой грузовой дверью по левому борту фюзеляжа; типовая загрузка - четыре грузовых контейнера и 221 пассажир в салонах трех классов.
   На фоне конкуренции со стороны самолета Boeing 777 и роста интереса на рынке к самолетам семейства A330, в условиях постоянного роста цен на авиационное топливо, заказы на самолеты A340 постепенно иссякли. Производство A340-200 прекратилось в конце 1990-х годов, а последний A340-300 был поставлен в варианте VI Р.
   "Airbus" предлагает потенциальным заказчикам самолеты A340-200/300 до сих пор и ведет работы по модификации Enhanced A340 с использованием технологий самолета A350. Работы сфокусированы на варианте A350 XWB, поэтому прогресс Enhanced A340 представляется маловероятным.
   Концерн "Airbus Freighter Conversion" (AFC) и израильская фирма "Bedek" ведут работы по грузовому варианту A340-300F, в который предполагается дорабатывать уже построенные самолеты. Этот вариант будет иметь боковую грузовую дверь, носовую опору шасси, как у самолета A330-200F, и большой блистер. Доработка самолетов в вариант A340-300F намечена на 2011-2012 годы.
   В ноябре 2008 года "Airbus" получил заказы на постройку 246 самолетов A340-200/300.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A340-300

   Тип: средне- и дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: четыре двухконтурных турбореактивных двигателя CFM International CFM56-5C2 тягой по 138,78 кН, или четыре CFM56-5C3 тягой по 144,57 кН, или четыре CFM56-5C4 тягой по 151,24 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 12 495 м 915 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 895 м 864 км/ч; дальность полета с 295 пассажирами и навигационным запасом топлива 13100 км
   Массы: пустого снаряженного 130900кг;максимальная взлетная 271000 кг
   Размеры: размах крыла 60,30 м; длина 63,65 м; высота 16,74 м; площадь крыла 363,10 m2
   Нагрузка: масса максимальной полезной нагрузки 50 920 кг

Airbus A340-500/600

Собранный в декабре 1997 года A350-500 является дальнемагистральным вариантом самолета A340-300 с крылом, увеличенным на 20% площади, увеличенным запасом топлива (на 48%), четырехколесной центральной опорой шасси и силовой установкой из четырех двигателей Rolls-Royce Trent 553 тягой по 235,70 кН. Расчетная дальность полета с 313 пассажирами при максимальной взлетной массе 365 000 кг составляет 15 750 км.
   A340-600 является вариантом самолета A340-500 увеличенной пассажировместимости, авиалайнер рассчитан на перевозку до 440 пассажиров. Запас топлива на 368% больше, чем на A340-300, фюзеляж удлинен на 7,54 м. Самолет способен перевезти 380 пассажиров при максимальной взлетной массе 365 000 кг на расстояние в 13 900 км. "Airbus" также предлагает на рынок вариант A340-600 VIP (в настоящее время самолет позиционируется как A340-600 Prestige), первый A340-600 VIР передан заказчику в декабре 2006 года.
   В начале эксплуатации самолеты A340-500 и A340-600 имели ряд проблем, большинство из которых удалось разрешить в короткий срок совместными усилиями разработчика и авиакомпаний. Самолеты A340-500 используются на одной из самых протяженных авиалиний мира, связывающей Сингапур и Нью-Йорк, полет по этому маршруту занимает 18 часов. В последние годы самолет A340-600 стал уступать авиалайнеру Boeing 777-300ER, а A340-500 заменил самолет 777-200LR. Проигрышу в конкуренции в немалой степени способствовала лучшая топливная эффективность самолетов Boeing 777, а также более выгодные финансовые условия, которые фирма "Boeing" предлагает своим покупателям. Тем не менее, "Airbus" продолжает маркетинг самолетов A340-500/600. На самолете-демонстраторе A340-600 установлены революционные электрические тормоза колес шасси, самолет используется для испытаний нового двигателя Pratt & Whitney PW1000G Geared Turbofan. Перспективные тормоза и двигатели найдут применение в последующих самолетах "Airbus", их использование на самолетах A340 не планируется.
   К ноябрю 2008 года консорциум "Airbus" получил 34 заказа на самолет A340-500 и 102 заказа на A340-600.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A340-500

   Тип: дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Rolls-Royce Trent 533 тягой по 235,70 кН
   Характеристики: максимальная скорость М=0,86; максимальная дальность полета с 359 пассажирами 16100 км
   Массы: пустого снаряженного 170 900 кг; максимальная взлетная 372000 кг
   Размеры: размах крыла 63,45 м; длина 67,90 м; высота 17,10 м; площадь крыла 439,40 м2
   Нагрузка: масса типовой полезной нагрузки 43 300 кг
A340-600 (сер. N 856, борт F-WWCJ)
Brand new Airbus A340-642X F-WWCJ (c/n 856), which was due to become A6-EHG with Etihad Airways, unexpectedly lurched forward during an engine test on November 15, 2007 at Toulouse, only days before it was due for delivery. The aircraft crashed into a blast wall, severing the cockpit and injuring five of the nine people on board.
The burnt out hulk of Air France A340-313X F-GLZQ rests in a gully beyond the end of the runway at Toronto-Pearson International Airport, Canada, after overshooting on August 2, 2005. Remarkably, all passengers and crew escaped before the aircraft was engulfed by flames.