Airbus A340
Страна: International
Год: 1991


Средне- и дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
Описание:
Airbus A340-200/300
Airbus A340-500/600
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (14)

Airbus A340-200/300

Самолет Airbus A340 проектировался как дальнемагистральный вариант лайнера A330 в варианте с четырьмя двигателями. Разработка обоих самолетов велась практически одновременно с высокой степенью унификации. Планеры самолетов A330 и A340 отличаются лишь конструкцией силового набора и механизацией крыла.
   Вариант A340-300 с более длинным фюзеляжем выполнил первый полете заводского аэродрома в Тулузе 25 октября 1991 года, это был первый из шести прототипов, в число которых вошли четыре A340-300 и два A340-200 с более короткими фюзеляжами. Первый A340-200 впервые поднялся в воздух 1 апреля 1992 года.
   Оба варианта, A340-300 и A340-200, получили европейский сертификат летной годности в декабре 1992 года, сертификацию по стандартам США прошли в мае 1993 года. Через два месяца к эксплуатации самолетов приступили авиакомпании "Air France" и "Lufthansa".
   В типовом варианте с салонами двух классов A340-300 способен перевозить до 375 пассажиров, в экономичном варианте - до 440 пассажиров. В отличие от A340-300, самолет A340-200 не имеет центральной двухколесной опоры шасси под фюзеляжем, а фюзеляж самолета короче на две межшпангоутные секции. Длина фюзеляжа A340-200 - 59,39 м.
   В стандартном варианте на три класса A340-200 перевозит 263 пассажира, в экономичном - 303 пассажира. В исходном варианте самолеты A340-200 и A340-300 оснащались четырьмя двухконтурными двигателями CFM56-5C2 тягой по 138,78 кН, но позже была предусмотрена установка на самолеты двигателей CFM56-5C3 тягой по 144,57 кН и CFM56-5C4 тягой по 151,24 кН.
   В апреле 1996 года авиакомпания "Singapore Airlines" получила самолет A340-300HGW (High Gross Weight), ранее известный как A340-300X и предназначенный для полетов на сверхбольшие расстояния. На модификации A340-300 HGW установлены усиленные шасси и крыло, четыре двигателя CFM56-5C4, увеличен запас топлива, за счет чего дальность полета возросла на 400 км. При максимальной взлетной массе 271 000 кг самолет в стандартной конфигурации способен перевезти 295 пассажиров на расстояние 13 242 км.
   A340-200 HGW (ранее A340-8000) отличался увеличенным запасом топлива и большей взлетной массой при силовой установке такой же, как у A340-300 HGW. Самолет также предназначался для эксплуатации на маршрутах очень большой протяженности, однако заказов на A340-200 HGW не поступило. Усовершенствованный A340-300 Enhanced (A340-300E) в 2004 году закупила авиакомпания "South African Airways". Военный вариант A340M заказчиков не нашел.
   A340-300 Combi представляет собой грузопассажирский вариант самолета A340-300 с большой грузовой дверью по левому борту фюзеляжа; типовая загрузка - четыре грузовых контейнера и 221 пассажир в салонах трех классов.
   На фоне конкуренции со стороны самолета Boeing 777 и роста интереса на рынке к самолетам семейства A330, в условиях постоянного роста цен на авиационное топливо, заказы на самолеты A340 постепенно иссякли. Производство A340-200 прекратилось в конце 1990-х годов, а последний A340-300 был поставлен в варианте VI Р.
   "Airbus" предлагает потенциальным заказчикам самолеты A340-200/300 до сих пор и ведет работы по модификации Enhanced A340 с использованием технологий самолета A350. Работы сфокусированы на варианте A350 XWB, поэтому прогресс Enhanced A340 представляется маловероятным.
   Концерн "Airbus Freighter Conversion" (AFC) и израильская фирма "Bedek" ведут работы по грузовому варианту A340-300F, в который предполагается дорабатывать уже построенные самолеты. Этот вариант будет иметь боковую грузовую дверь, носовую опору шасси, как у самолета A330-200F, и большой блистер. Доработка самолетов в вариант A340-300F намечена на 2011-2012 годы.
   В ноябре 2008 года "Airbus" получил заказы на постройку 246 самолетов A340-200/300.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A340-300

   Тип: средне- и дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: четыре двухконтурных турбореактивных двигателя CFM International CFM56-5C2 тягой по 138,78 кН, или четыре CFM56-5C3 тягой по 144,57 кН, или четыре CFM56-5C4 тягой по 151,24 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 12 495 м 915 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 895 м 864 км/ч; дальность полета с 295 пассажирами и навигационным запасом топлива 13100 км
   Массы: пустого снаряженного 130900кг;максимальная взлетная 271000 кг
   Размеры: размах крыла 60,30 м; длина 63,65 м; высота 16,74 м; площадь крыла 363,10 m2
   Нагрузка: масса максимальной полезной нагрузки 50 920 кг

Airbus A340-500/600

Собранный в декабре 1997 года A350-500 является дальнемагистральным вариантом самолета A340-300 с крылом, увеличенным на 20% площади, увеличенным запасом топлива (на 48%), четырехколесной центральной опорой шасси и силовой установкой из четырех двигателей Rolls-Royce Trent 553 тягой по 235,70 кН. Расчетная дальность полета с 313 пассажирами при максимальной взлетной массе 365 000 кг составляет 15 750 км.
   A340-600 является вариантом самолета A340-500 увеличенной пассажировместимости, авиалайнер рассчитан на перевозку до 440 пассажиров. Запас топлива на 368% больше, чем на A340-300, фюзеляж удлинен на 7,54 м. Самолет способен перевезти 380 пассажиров при максимальной взлетной массе 365 000 кг на расстояние в 13 900 км. "Airbus" также предлагает на рынок вариант A340-600 VIP (в настоящее время самолет позиционируется как A340-600 Prestige), первый A340-600 VIР передан заказчику в декабре 2006 года.
   В начале эксплуатации самолеты A340-500 и A340-600 имели ряд проблем, большинство из которых удалось разрешить в короткий срок совместными усилиями разработчика и авиакомпаний. Самолеты A340-500 используются на одной из самых протяженных авиалиний мира, связывающей Сингапур и Нью-Йорк, полет по этому маршруту занимает 18 часов. В последние годы самолет A340-600 стал уступать авиалайнеру Boeing 777-300ER, а A340-500 заменил самолет 777-200LR. Проигрышу в конкуренции в немалой степени способствовала лучшая топливная эффективность самолетов Boeing 777, а также более выгодные финансовые условия, которые фирма "Boeing" предлагает своим покупателям. Тем не менее, "Airbus" продолжает маркетинг самолетов A340-500/600. На самолете-демонстраторе A340-600 установлены революционные электрические тормоза колес шасси, самолет используется для испытаний нового двигателя Pratt & Whitney PW1000G Geared Turbofan. Перспективные тормоза и двигатели найдут применение в последующих самолетах "Airbus", их использование на самолетах A340 не планируется.
   К ноябрю 2008 года консорциум "Airbus" получил 34 заказа на самолет A340-500 и 102 заказа на A340-600.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus A340-500

   Тип: дальнемагистральный самолет большой пассажировместимости
   Силовая установка: четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Rolls-Royce Trent 533 тягой по 235,70 кН
   Характеристики: максимальная скорость М=0,86; максимальная дальность полета с 359 пассажирами 16100 км
   Массы: пустого снаряженного 170 900 кг; максимальная взлетная 372000 кг
   Размеры: размах крыла 63,45 м; длина 67,90 м; высота 17,10 м; площадь крыла 439,40 м2
   Нагрузка: масса типовой полезной нагрузки 43 300 кг
The photographs show, in model form, the A340-200 (upper illustration) and the A340-300
Computer-generated image of the forthcoming Airbus A340-500 in EVA Air service (1997)
Computer-generated image of the Airbus A340-600, which will fly in 2001 (1999)
As noted last month. Air France have ordered seven Airbus A340s and optioned four more. This model photo shows the expected colour scheme application.
French carrier UTA has ordered six Airbus A340s and optioned six more. It will be the first company to receive the A340-300, late in 1992, and will use the type on routes to Africa and SE Asia. As noted this month, UTA are switching from French to English as the 'operating' language, a bold move for a French company.
Structural breakdown of the Airbus A330/A340 series (1999)
Potential interior arrangements of the Airbus A340 (1999)
Layout of the Airbus A330/A340 fly-by-wire system, showing the application of the three hydraulic systems, blue, yellow and green (B, Y, G), to the various surfaces and computers: three flight control primary computers, two flight control data concentrator computers, two flight control secondary computers and two slat and flap control computers. M stands for direct mechanical control and PCU for powered control unit (1994)
Airbus A330/340 passenger cabin cross-section (1994)
Artist's impression of optional A340 mini cabin passenger sleeping accommodation (1996)
Over 30 years separate the design of the Douglas DC-8 and the Airbus A340, but similarities endure. This figure, scaled for equal wing spans, shows some differences. For example, the A340 has lower wing sweep and its engine locations are different. Of course, the A340 shares a broadly common wing with the A330 twin which, for reasons of engine-out minimum control speed, requires its two engines to be located more inboard than optimum for a four engine design. In compensation to gain structural inertia relief, the A340’s outboard engines are about as far outboard as possible, consistent with flutter requirements, and required an increase in fin area.
Within the next few weeks. Airbus Industrie hopes to be able to launch the A330/A340 large-capacity long-range transports in order to complete its family of designs, capable of meeting virtually all airline needs for aircraft of 150-seat capacity or more. The key to the launch decision is the A340, now offered in A340-200 and -300 versions, the latter with lengthened fuselage and both powered by the IAE V2500SF. Using the same wing, with a span of 183 ft 9 in (56,0 m), these have lengths of 194 ft 10 in (59,4 m) and 208 ft 10 in (63,6 m) respectively. Take-off weights and fuel capacities are the same for both, at 524.700 lb (238 000 kg) and 28,025 Imp gal (127 400 l).
Airbus A340-300 four-turbofan long-range airliner, with additional side view (upper) of A340-200 (1986)
Three-view drawing of the Airbus Industrie A340-600.