NASA/Northrop HL-10 (Northrop HL-10)
Страна: США
Год: 1966

Единственный экземпляр
Auto fortress покраска бампера.
Описание
Фотографии
Northrop. ЛА с несущим корпусом
  
  В середине 1964 года агентство НАСА (NASA, National Aeronautics and Space Administration) заключило контракте компанией "Northrop" на постройку двух цельнометаллических бескрылых многоразовых летательных аппаратов с несущим корпусом. Основой для проектирования этих ЛА послужил деревянный планер Northrop M2-F1, выполнивший в 1963- 1964 годах более 500 полетов. Два новых аппарата получили обозначения M2-F2 и HL-10, отличались они друг от друга профилем несущего корпуса. Первый полет в режиме планирования M2-F2 выполнил 12 июня 1968 года, на высоту сброса (14235 м) аппарат доставил на подвеске под крылом B-52. На планировании M2-F2 разогнался до скорости 306 км/ч, аппарат выполнил благополучную посадку спустя четыре минуты после отцепки от носителя. Аналогичный полет HL-10 выполнил 22 декабря 1966 года. 13 ноября 1968 года HL-10 выполнил первый полет с включением ракетного двигателя, стартовав из-под крыла B-52. M2-F2 получил тяжелые повреждения при посадке в мае 1967 года. После ремонта он стал обозначаться M2-F3, а 2 июня 1970 года выполнил первый полет с включенным двигателем, достигнув с тремя (из четырех) работающими камерами ЖРД XLR11 скорости М=0,8. В ходе испытательной программы M2-F3 достиг высоты 27 430 м и скорости М=1,7, a HL-10 - высоты более 27 430 м и скорости М=1,9. Испытания завершили в 1973 году. Результаты испытаний были использованы в ходе реализации программы НАСА Space Shuttle.
Летчик-испытатель НАСА Билл Дана смотрит, как NB-52 выполняет проход на малой высоте над HL-10. Дана стал четвертым пилотом HL-10, первый полет на этом ЛА он выполнил в безмоторном режиме 25 апреля 1969 года.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.
NASA-Northrop's HL-10 lifting body about to touch down at Edwards AFB at the end of its unpowered maiden flight on 22 December 1966. Northrop developed two quite separate series of lifting body research aircraft during the 1960s, the M2 family for NASA's Ames Research Centre on the west coast, along with the HL-10 for NASA's Virginia-based Langley Research Centre. While all internal systems were identical, the aircraft's external shapes differed: the HL-10 resembled a very thick airfoil, while the M2 was shaped like a half cone, the flat side facing upwards. Both were air-launched from a Boeing B-52 and both were powered by an 8.000lb thrust Thiokol XLRII rocket engine. A typical HL-10 flight consisted of a powered climb from the launch altitude of 45.000 feet to 85.000 feet and Mach 1.9 in 100 seconds, followed by a steep 3 to 4 minute descent into a 180-190mph touchdown. As summarised by NASA HL-10 Project Pilot, Bruce A. Peterson,'it was like landing at the end of a 30 degree dive bombing run.'
A view of the HL-10 suspended under the Boeing B-52 launch aircraft.
B-52B использовались для испытания различных летающих аппаратов, например, ракетоплан HL-10 с несущим фюзеляжем
HL-10 на поверхности высохшего озера Роджерс, авиабаза Эдвардс, 1968г.
13 ноября 1968г.: экспериментальный ЛА Northrop/NASA HL-10 первого поколения с несущим фюзеляжем, создающим подъемную силу, впервые взлетел с ракетным двигателем на авиабазе Эдвардс, Калифорния.
Artist's impression of the Northrop HL-10 lifting body research vehicle being dropped from the B-52 mother-plane