Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser
Варианты:
Boeing - C-97 / Model 377 Stratocruiser - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Транспортный самолет/самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (9)
Boeing Model 367 (C-97 и KC-97 Stratofreighter)

   В начале 1942 года компания "Boeing" приступила к проработке проекта транспортного самолета на базе бомбардировщика B-29. Идею поддержали военные, которым настоятельно требовался транспортный самолет с большой дальностью полета. Контракт на постройку трех прототипов заключили 23 января 1943 года. Самолет получил фирменное обозначение Boeing Model 367, а военное - XC-97. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 15 ноября 1944 года.
   XC-97 имел много общего с B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж, представлявший в сечении восьмерку, являлся совершенно новым, но фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29, это же можно сказать и о хвостовом оперении, которое крепилось к верхней части "восьмерки", имевшей больший радиус в сечении, чем нижняя. После непродолжительных испытаний трех прототипов в июле 1945 года была заказана партия из 10 предсерийных самолетов - шесть в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава YC-97A и один YC-97B с 80 креслами для пассажиров в главной кабине - как на гражданских авиалайнерах.
   Первый контракт на серийное производство, заключенный в марте 1947 года, предусматривал сборку 27 C-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360-27 мощностью по 3250 л.с, самолет был рассчитан на перевозку 134 человек или 24040 кг груза. Затем последовали две транспортные модификации C-97C и VC-97D. После завершения испытаний трех KC-97A, с увеличенным запасом топлива и системой дозаправки топливом разработки "Boeing", в 1951 году последовал заказ на серийные самолеты-заправщики KC-97E с двигателями R-4360-35C мощностью по 3500 л.с. Следующий вариант KC-97F отличался от KC-97E только двигателями (R-4360-59B). Причем обе модификации можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные самолеты - полностью снималось оборудование для дозаправки в воздухе. Самым массовым вариантом стал KC-97G (построено 592 самолета), машины данной модели конвертировались в транспортные без демонтажа систем дозаправки.
   К моменту завершения в 1956 году серийного производства, были построены 888 самолетов C-97 всех модификаций. В процессе эксплуатации самолеты дорабатывались в различные варианты. На KC-97L установили два ТРД General Electric J47-GE-23 тягой по 23,13 кН - с целью совместимости заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. KC-97G, переоборудованные в сугубо транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия обозначалась C-97K; поисково-спасательные модификации получили обозначение HC-97G. Три KC-97L, переданные испанским ВВС, получили местное обозначение ТК.1. Несколько самолетов, используемых для выполнения различных задач, состояли на вооружении ВВС Израиля.


Варианты

   C-97D: третий YC-97A, а также YC-97B и два C-97A, модернизированные в пассажирские авиалайнеры
   KC-97H: один KC-97F, доработанный для испытаний британской системы дозаправки в воздухе типа "штанга-конус"
   YC-97J: окончательное обозначение двух KC-97G, модернизированных по заказу ВВС США в летающие лаборатории с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT43-P-5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 367 (KC-97G Stratofreighter)

   Тип: транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-59B мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 604 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; время набора высоты 6100 м - 50 мин; практический потолок 10670 м; дальность 6920 км
   Масса: пустого 37 421 кг; максимальная взлетная 79 379 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м'"
   Вместимость: до 96 человек или 60 носилок с ранеными в сопровождении санитаров, или груз


Boeing Model 377 Stratocruiser

   Коммерческий транспортный самолет Boeing Model 377 Stratocruiser разработан на основе военного Model 367 с использованием конструктивных решений самолета YC-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360. Первый полет прототип Model 377-10-19 выполнил 8 июля 1947 года, позже машину передали авиакомпании "Pan Am", ставшей крупнейшим эксплуатантом самолетов Stratocruiser.

   Самолеты выпускались в разной конфигурации интерьера: Model 377-10-26, -28, -29, -30 и -32, рассчитанных на перевозку от 55 до 112 пассажиров на сидячих местах или на 28 спальных и пяти сидячих местах. Основной салон находился на верхней палубе, на нижней - размещали салон класса "люкс" или коктейль-бар на 14 мест. Верхняя и нижняя палубы были связаны винтовой лестницей (трапом).
   Из 55 построенных самолетов Stratocruiser 27 машин одновременно летали в авиакомпании "Pan Am"; десять из них имели баки увеличенной емкости для трансатлантических полетов и были известны как Super Stratocruiser. В процессе эксплуатации двигатели самолетов оснастили турбокомпрессорами General Electric CH-10, за счет чего мощность каждого мотора удалось поднять на 50 л.с. Авиакомпания BOAC закупила 17 самолетов Stratocruiser, но только шесть из них были куплены непосредственно у "Boeing", остальные - у других авиакомпаний. После девяти лет эксплуатации BOAC продала в 1958 году десять самолетов американской авиакомпании "Transocean Airlines". Четыре из них конвертировали в 117-местный вариант, остальные летали в стандартной 63- и 84-местной конфигурации, но с дополнительно установленными 12 креслами.
   Прежде чем самолеты Stratocruiser окончательно сняли с эксплуатации в 1963 году, несколько машин прошло модернизацию в транспортный вариант. Но самой интересной доработке подверглись машины, закупленные компанией "Aero Spacelines lnc.", которая превратила их в самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, названные B377-PG (Pregnant Guppy). Под различные вариации наименования "Guppy" эта компания переоборудовала несколько разных самолетов, используя планеры Model 367 и Model 377.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 377 Stratocruiser

   Тип: коммерческий транспортный самолет с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 604 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 547 км/ч; начальная скороподъемность 317 м/мин; практический потолок 9755 м; дальность 6759 км
   Масса: пустого 37 875 кг; максимальная взлетная 66134 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м2
   Вместимость: до 112 пассажиров
Данный самолет, № 48-399, был третьим в первой производственной серии C-97A. Он получил метеорадар и возможность сброса грузов в полете через открытый задний грузовой люк.
"Boeing" выпускала самолеты KC-97G на своем заводе в Рентоне до 1956 года, когда на смену ему пришел новый самолет - KC-135A Stratotanker. Стоимость каждого KC-97G составляла в среднем 1 млн 205 тысяч долларов США.
Один из пяти самолетов Stratocruiser ВВС Израиля, с гражданской регистрацией 4X-FPV, был оснащен откидной, на петлях, хвостовой частью фюзеляжа, упростившей погрузочно-разгрузочные работы.
Самолет ВВС Израиля, участвовавший в боевых действиях на сирийском фронте в октябре 1973г.: Военно-транспортные самолеты Boeing-377 (C-97) Stratocruiser применялись также в качестве летающих командных пунктов и воздушных танкеров
Boeing 377-10-28 Stratocruiser, G-ALSB, c/nl 5944, Champion of British Overseas Airways Corporation. This aircraft, along with seven others, was configured for 'Monarch' class flights, carrying 40 passengers in sumptuous surroundings.
Boeing 377-10-30 Stratocruiser, N74604, c/n 15950, of Northwest Airlines, shown in the original colours before the company become Northwest Orient. Northwest was the fourth customer for the Stratocruiser and equipped its cabins with a high-density 75-seat layout.
Boeing 377-10-26 Stratocruiser, N1024V, c/n 15924, of Pan American World Airways at the very end of its career in the late 1950s. Clipper Cathay was sold to Aero Spacelines in 1960 after just ten years' service, and was converted to a 'Pregnant Guppy' in 1962.
Boeing 377-10-26 Stratocruiser, YV-C-ERH, c/n 15931, Princess Everette Maria II of Venezuelan airline Rutas Aereas Nacionales SA (RANSA). It is one often former Pan American aircraft bought by the company. Four were converted as freighters by RANSA before the company went into liquidation.
Boeing 377-10-32 Stratocruiser, N405Q, c/n 15975, of Transocean Airlines. The company, which operated from 1946 to 1962, bought 14 ex-B0AC aircraft. A non-scheduled and contract carrier with a varied piston-engined fleet, it was regarded as one of the originators of discount airline services.