Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser
Варианты:
Boeing - C-97 / Model 377 Stratocruiser - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Транспортный самолет/самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (71)
Boeing Model 367 (C-97 и KC-97 Stratofreighter)

   В начале 1942 года компания "Boeing" приступила к проработке проекта транспортного самолета на базе бомбардировщика B-29. Идею поддержали военные, которым настоятельно требовался транспортный самолет с большой дальностью полета. Контракт на постройку трех прототипов заключили 23 января 1943 года. Самолет получил фирменное обозначение Boeing Model 367, а военное - XC-97. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 15 ноября 1944 года.
   XC-97 имел много общего с B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж, представлявший в сечении восьмерку, являлся совершенно новым, но фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29, это же можно сказать и о хвостовом оперении, которое крепилось к верхней части "восьмерки", имевшей больший радиус в сечении, чем нижняя. После непродолжительных испытаний трех прототипов в июле 1945 года была заказана партия из 10 предсерийных самолетов - шесть в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава YC-97A и один YC-97B с 80 креслами для пассажиров в главной кабине - как на гражданских авиалайнерах.
   Первый контракт на серийное производство, заключенный в марте 1947 года, предусматривал сборку 27 C-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360-27 мощностью по 3250 л.с, самолет был рассчитан на перевозку 134 человек или 24040 кг груза. Затем последовали две транспортные модификации C-97C и VC-97D. После завершения испытаний трех KC-97A, с увеличенным запасом топлива и системой дозаправки топливом разработки "Boeing", в 1951 году последовал заказ на серийные самолеты-заправщики KC-97E с двигателями R-4360-35C мощностью по 3500 л.с. Следующий вариант KC-97F отличался от KC-97E только двигателями (R-4360-59B). Причем обе модификации можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные самолеты - полностью снималось оборудование для дозаправки в воздухе. Самым массовым вариантом стал KC-97G (построено 592 самолета), машины данной модели конвертировались в транспортные без демонтажа систем дозаправки.
   К моменту завершения в 1956 году серийного производства, были построены 888 самолетов C-97 всех модификаций. В процессе эксплуатации самолеты дорабатывались в различные варианты. На KC-97L установили два ТРД General Electric J47-GE-23 тягой по 23,13 кН - с целью совместимости заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. KC-97G, переоборудованные в сугубо транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия обозначалась C-97K; поисково-спасательные модификации получили обозначение HC-97G. Три KC-97L, переданные испанским ВВС, получили местное обозначение ТК.1. Несколько самолетов, используемых для выполнения различных задач, состояли на вооружении ВВС Израиля.


Варианты

   C-97D: третий YC-97A, а также YC-97B и два C-97A, модернизированные в пассажирские авиалайнеры
   KC-97H: один KC-97F, доработанный для испытаний британской системы дозаправки в воздухе типа "штанга-конус"
   YC-97J: окончательное обозначение двух KC-97G, модернизированных по заказу ВВС США в летающие лаборатории с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT43-P-5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 367 (KC-97G Stratofreighter)

   Тип: транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-59B мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 604 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; время набора высоты 6100 м - 50 мин; практический потолок 10670 м; дальность 6920 км
   Масса: пустого 37 421 кг; максимальная взлетная 79 379 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м'"
   Вместимость: до 96 человек или 60 носилок с ранеными в сопровождении санитаров, или груз


Boeing Model 377 Stratocruiser

   Коммерческий транспортный самолет Boeing Model 377 Stratocruiser разработан на основе военного Model 367 с использованием конструктивных решений самолета YC-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360. Первый полет прототип Model 377-10-19 выполнил 8 июля 1947 года, позже машину передали авиакомпании "Pan Am", ставшей крупнейшим эксплуатантом самолетов Stratocruiser.

   Самолеты выпускались в разной конфигурации интерьера: Model 377-10-26, -28, -29, -30 и -32, рассчитанных на перевозку от 55 до 112 пассажиров на сидячих местах или на 28 спальных и пяти сидячих местах. Основной салон находился на верхней палубе, на нижней - размещали салон класса "люкс" или коктейль-бар на 14 мест. Верхняя и нижняя палубы были связаны винтовой лестницей (трапом).
   Из 55 построенных самолетов Stratocruiser 27 машин одновременно летали в авиакомпании "Pan Am"; десять из них имели баки увеличенной емкости для трансатлантических полетов и были известны как Super Stratocruiser. В процессе эксплуатации двигатели самолетов оснастили турбокомпрессорами General Electric CH-10, за счет чего мощность каждого мотора удалось поднять на 50 л.с. Авиакомпания BOAC закупила 17 самолетов Stratocruiser, но только шесть из них были куплены непосредственно у "Boeing", остальные - у других авиакомпаний. После девяти лет эксплуатации BOAC продала в 1958 году десять самолетов американской авиакомпании "Transocean Airlines". Четыре из них конвертировали в 117-местный вариант, остальные летали в стандартной 63- и 84-местной конфигурации, но с дополнительно установленными 12 креслами.
   Прежде чем самолеты Stratocruiser окончательно сняли с эксплуатации в 1963 году, несколько машин прошло модернизацию в транспортный вариант. Но самой интересной доработке подверглись машины, закупленные компанией "Aero Spacelines lnc.", которая превратила их в самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, названные B377-PG (Pregnant Guppy). Под различные вариации наименования "Guppy" эта компания переоборудовала несколько разных самолетов, используя планеры Model 367 и Model 377.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 377 Stratocruiser

   Тип: коммерческий транспортный самолет с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 604 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 547 км/ч; начальная скороподъемность 317 м/мин; практический потолок 9755 м; дальность 6759 км
   Масса: пустого 37 875 кг; максимальная взлетная 66134 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м2
   Вместимость: до 112 пассажиров
C-97
The Boeing XC-97 Military Transport (four Wright R-3350-23 engines).
На фотографии запечатлен прототип XC-97, который перевозят с завода в Рентоне через реку Сидар в аэропорт Рентона для выполнения первого полета. Хорошо видны двигатели, крыло и хвостовое оперение, взятое без изменений с B-29.
15 ноября 1944г.: созданный на базе B-29 самолет Boeing XC-97 предназначался для дальних транспортных перевозок.
This anonymous-looking YC-97B Stratofreighter, photographed in 1960, belonged to the De Long Construction Corporation of America. Registered N9540C, the aircraft, after a troublesome Atlantic crossing, was engaged in ferrying oil drilling equipment to Abadan, Iran. Only six YC-97Bs, with the smaller B-29 tail, were built out of a grand total of 888 C-97 and B377 Stratocruisers manufactured.
Военно-транспортный самолет C-97
The Boeing Model 377 Transport Monoplane (four Wright R-3350-23 engines).
Боинг C-97 "Стратофрейтер"
В обтекателе под носовой частью фюзеляжа самолета C-97A (на снимке) установлена поисковая РЛС AN/APS-42, обтекатель является основным внешним отличием данной серийной машины от YC-97A.
Летающие лаборатории YC-97J были оснащены двигателями YT34 мощностью 5700 л.с. и обладали лучшими тактико-техническими характеристиками. Однако цена одного такого самолета была в два раза больше, чем стоимость C-97A (2,10 млн долларов).
PACIFIC DIVISION (PACD) of M.A.T.S . puts up a formation of the last three piston-engine types that will eventually be succeeded by turboprop C-130As and C-133As - and possibly C-132As. Top to bottom: U.S.A.F. Boeing MC-97C Stratofreighter; U.S.A.F. Douglas C-124A-DL Globemaster II; and U.S.N. Lockheed R7V-1 (Model L-1049F) Super Constellation. Note weather (nose) radome. M.A.T.S. has two squadrons of R7V-1s on the Pacific run - U.S.N. VR-7 and VR-8. The newer C-121C (with square windows and Wright turbo-compound R-3350-91s - 3,250 h.p.) has been assigned to the 1600th Air Transport Group at Charleston, S.C. This A.T.G. has the total contract for thirty-three C-121Cs - carrying either 27,000 lb. cargo or seventy-five passengers in rear-facing seats. The 1254th A.T.G. (Washington, D.C.) operates remaining C-121As and C-121Bs of M.A.T.S.
The Boeing YC-97J, one of two Stratofreighters which will serve as test beds for the new Pratt & Whitney T34 turboprop engine is shown on its maiden flight from Boeing FIeld on 19th April, 1955
Sharp-eyed reader W. G. White spotted and photographed this Boeing YC-97J at Prestwick Airport.
It’s always the one in the background that’s a puzzle, isn’t it - the rear-loading modified Stratofreighter, partly visible in this detail from our TAH 13 picture of Boeing 707 N761PA at Renton, is YC-97A 45-59593.
The unique VC-97B (O-45:9596), the tenth built: recently assigned to H.Q.S.A.C.8th Air Force, as a flying command post - complete with teletype, sleeping accommodation and filing cabinets. This VC-97B is the U.S.A.F.'s only Stratocruiser - note commercial-type portholes.
The Boeing Stratofreighter, the cargo version of the Stratocruiser.
KC-97
The 500th Boeing C-97 delivered to the USAAF/USAF as a KC-97G.
500 APART! Last of the Renton-built C-97s, No. 888, a KC-97G Stratofreighter (53-3816) joined the 98th Air Refuelling Squadron, Lincoln A.F.B., Neb., late last year.
With its refuelling boom fully extended, KC-97L 52-0905 of the Wisconsin ANG performs a flyby as part of a memorable display at Green ham Common in July 1973. This aircraft has been preserved and is currently on display as a ‘‘gate guardian” at the Wisconsin ANG’s base at Volk Field.
The KC-97F was a capable tanker, but the advent of jet bombers - ie the B-47 - showed lip the restrictions of prop-tankers.
Дозаправка B-52B-25-BO от поршневого танкера KC-97 - хорошо видна разница полетных углов атаки самолетов. Чтобы не снижать обороты двигателей, бомбардировщик использует шасси как воздушные тормоза
Дозаправка B-52B от "летающего танкера KC-97 в полете. Использование дозаправки позволило трем B-52B совершить в 1962 г. кругосветный полет
Пара «Корсаров» из 23-го авиакрыла ВВС США во время дозаправки от воздушного танкера KC-97L. Ориентировочно 1972 г.
Заправщик KC-97L в Гринэм-Коммон
Одними из последних в эксплуатации оставались KC-97L из авиации Национальной гвардии. В 1964 году их переоборудовали из KC-97G, оснастив двумя ТРД J47, снятыми с KB-50J/K. Это повысило скоростные и высотные характеристики самолетов-заправщиков, позволив успешно заправлять в полете реактивные истребители того времени.
This Boeing KC-97 of the Illinois Air Guard has been fitted with two underwing General Electric 747 turbojets to boost speed and altitude performance and thus make it more suitable for refuelling current bombers
Boeing 367-80 (рядом с KC-97) стал этапом в истории американской авиации и занял достойное место в Национальном аэрокосмическом музее.
With a row of new KC-97Gs as a backdrop, the 367-80 on the ramp soon after its roll-out at Renton. By then the pretence that the two types were related had been dropped.
Бомбардировщик B-52F из 436-й эскадрильи 4238-го авиакрыла MAJCOM и танкеры KC-97 на авиабазе Бэрксдейл - 1960 г.
Busy scene on the western ramp at Kindley Field in the 1950s as three Boeing KC-97G Stratotankers, including 2827, are refuelled prior to a mission
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Ranks of Grumman E-1 Tracers alternate with S-2 Trackers, sheltering under their AEW Radomes and folded wings. In the background stand twin-engined Convair C-131 Samaritans and Boeing KC-97s.
Первую систему "Flying Boom" собственной разработки "Boeing" установила на KB-29P. Модернизированный ее вариант разместили на KC-97 и KC-135.
Civil
8 июля 1947г.: поднялся в небо первый прототип Boeing Model 377 Stratocruiser (NX90700), представлявший собой коммерческий вариант грузового C-97 для ВВС США. Самолет в 1950 году продали "Pan Am".
NX1039V был первым Stratocruiser, построенным для "Pan Am". До поставки заказчику этот самолет летал в окраске "Boeing". "Pan Am" также купила у "Boeing" первый прототип, доведя его до стандарта 377-10-26 в своих мастерских.
Авиакомпания "American Overseas Airlines" приобрела семь лайнеров Boeing Stratocruiser, первый из которых, "Flagship Great Britain", был поставлен в 1949 году. В 1959 году этот самолет, служивший авиакомпании "Pan Am", был списан в Токио.
Посадка пассажиров в Боинг B-377. Конец 1940-х гг.
Another view of the airport in the 1950s with Pan American, Argentine and Swiss aircraft on the apron.
BOAC приобрела десять Stratocruiser в 1949 году, эксплуатация которых началась в декабре на линии в Южную Африку. Среди прочих она дополнительно закупила в 1954 году один самолет ранее принадлежавший "Pan Am"и шесть - "United". Эти Stratocruiser несли службу в годы расцвета BOAC, хотя уже через несколько лет им на смену пришли первые пассажирские лайнеры.
A superb photograph of Stratocruiser G-AKGH, BOAC's flagship, painted in early all-silver livery.
Stratocruiser G-AKGH Caledonia in the early all-silver BOAC livery. In August 1958 this aircraft was sold to Transocean and became N137A.
Полученные BOAC Stratocruisers имели цвет полированного металла. Позднее верхнюю часть фюзеляжей окрасили в белый цвет и нанесли синюю полосу как на снимке. Представленный здесь самолет G-AKGM Castor, последний из шести первоначально заказанных BOAC, был поставлен 24 марта 1950 года. Позднее он был продан через "Boeing" авиакомпании "Transocean".
Stratocruiser G-ALSA Cathay taxis in with outer engines stopped in time-honoured fashion.
Another view of the BOAC Stratocruiser flagship, this time in the later blue, white and silver scheme. A total of 16 Stratocruisers flew with BOAC over a 9yr period.
Boeing 377 Stratocruiser G-AKGJ arriving at Ringway, Manchester, from America via Prestwick. ‘GJ was delivered to BOAC in February 1950 and remained in service until January 1959, when it was sold to Transocean as N1040Q.
Boeing 377 Stratocruiser G-AKGH Caledonia landing at Heathrow in April 1954. The characteristic nosewheel-first landing attitude is very apparent in this photograph.
Boeing 377 Stratocruisers were powered by four 3,500 h.p. Pratt & Whitney Wasp Major R4360-TSB-6 radials. Our picture depicts BOAC Stratocruiser G-ALSA Cathay departing from Heathrow with Prime Minister Atlee aboard, December 1950.
Stratocruiser G-ANTY Coriolanus receiving attention at Heathrow - the BOAC headquarters building in the background had recently been opened.
Boeing 377 Stratocruiser G-AKGH Caledonia undergoing overhaul at BOAC’s Heathrow maintenance base. BOAC ground engineers became very proficient at changing the aircraft's Pratt & Whitney Wasp Majors.
Boeing 377 Stratocruisers flew the Far East, Honolulu and major domestic routes and seated eighty-three passengers. Shown here is N74607 fitted with KC-97G type nose radar as a trial installation and consequently renamed "Rudolph the Radar Nose"
Boeing Stratocruiser Clipper Flying Eagle N1035V was a frequent visitor to Heathrow. It is seen here in the early 1950s, sporting the revised PAA livery and the addition of weather radar in the nose.
Хотя стоимость эксплуатации Stratocruiser была выше, чем у DC-6 или Constellation, роскошь и комфорт на борту позволяли использовать его на линиях "первого класса". Авиакомпания "Pan Am" первоначально закупила 20 самолетов Stratocruiser, позднее добавив к ним еще восемь.
In April 1949 Pan American World Airways Boeing 377 Stratocruiser N1028V, named Clipper Flying Cloud, made the type’s UK debut at LAP, to great fanfare.
The Boeing photograph shows Boeing Stratocruiser N1025V Clipper America taking off from Boeing Field, Seattle, in July 1949, en route for Portland for the official delivery ceremony to Pan American World Airways. It was the first of its type delivered to the airline.
Лайнер авиакомпании "Pan American World Airways" убирает шасси после взлета. Учитывая высокую стоимость эксплуатации самолета, "Pan Am" использовала его "роскошную" обстановку на борту, предлагая обслуживание по первому классу.
Самолет "Clipper Flying Eagle" авиакомпании "Pan Am" над Тауэрским мостом в Лондоне после завершения очередного трансатлантического рейса. Европейским центром флота этих самолетов был аэропорт Хитроу.
Pan American Airways received a Boeing 377 Stratocruiser simulator in 1948. While no motion or visual systems were installed, it replicated the appearance and behaviour of a real cockpit in every other way.
1 апреля 1949г.: "Pan American", заказавшая 28 ноября 1945 года 20 Boeing Model 377 Stratocruiser, начала регулярную эксплуатацию этого самолета, рассчитанного на перевозку 60 пассажиров на линии Сан-Франциско - Гонолулу, с 15 апреля - на линии Нью-Йорк-Бермуда, а со 2 июня - из Нью-Йорка в Лондон.
"United Air Line" была одной из немногих авиакомпаний, заказавших на своих Stratocruiser прямоугольные окна пассажирской кабины. Ее семь самолетов начали полеты с Гавайев в январе 1950 года, но позднее шесть из них были проданы фирме BOAC из-за высокой стоимости эксплуатации.
Israel
Anak 15 at Oakland in the US being prepared fr the ferry flight to Israel as 4X-FOF.
Three Anaks staged a formation flypast during the Israeli Independence Day on April 16, 1964.
IDF/AF Stratocruiser 5815 was flown during the IAI military modification process (between April 1962 and April 1967) with the civil register 4X-FOF and the IAI in-house designation A-125.
Formal IDF/ADF research reports 26 air-dropping supplies sorties during the Six Day War but available documentation only covers 15 such missions flown by the four C-97 tail-equipped Giants: Anak 10, 15, 96 and 98.
All four active Boeing 377s participated in the Israeli Independence Day flypast on May 7, 1973 along with two KC-97s (Anak 30 4X-FPP and Anak 38 4X-FPU) and two C-130s (102 4X-FBA and 106 4X-FBB).
При ударах по отдаленным объектам штурмовики A-4 дозаправлялись над Средиземным морем от C-97 Stratocruiser
One of the "straight transport" versions of the Boeing Stratocruiser that currently provide Heyl Ha'Avir with its principal heavy logistic support capability. One of these elderly Boeings flying over the Sinai was knocked down by an Egyptian SAM in September 1971.
IAI maintainers in front of Anak 097 on February 16, 1976, with one of the Boeing 707 Re'em fleet that was the Anak successor in Squadron 120 service seen in the background.
IAI utilized Anak 15 as a 'flying wind tunnel' to test the configuration of a tri-jet bizjet, development of which was terminated in May 1963.
Anak 97 4X-FPY 'Massada' in pristine condition during an aircraft exhibition at Tel Nof air base in September 1971.
Пять Stratocruisers были куплены израильской фирмой "Israeli Aircraft Industries" (IAl) в 1962 году. Все самолеты прошли разного рода доработки. Представленный на снимке 4X-FPZ получил грузовую рампу, а остальные четыре машины, переделанные в транспортные, обзавелись откидывающейся хвостовой частью фюзеляжа. IAI также владела одним из военно-транспортных YC-97. Самолет перешел фирме от частного владельца в качестве компенсации за неоплаченные работы.
The swing tail modification of the ex-PanAm Stratocruisers constituted the first major aeronautical engineering effort at IAI.
 
Рекламный снимок "Boeing", на котором стюардессы шести авиакомпаний позируют, сидя на полу верхней кабины секции фюзеляжа Stratocruiser, наглядно демонстрирует простор пассажирской кабины и нижнего багажного отделения.
В герметичной двухпалубной пассажирской кабине лайнера Boeing 377 Stratocruiser предусматривались места для 100 человек (или меньше в иных конфигурациях) со спальными каютами.