Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser
Варианты:
Boeing - C-97 / Model 377 Stratocruiser - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Транспортный самолет/самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (8)
Boeing Model 367 (C-97 и KC-97 Stratofreighter)

   В начале 1942 года компания "Boeing" приступила к проработке проекта транспортного самолета на базе бомбардировщика B-29. Идею поддержали военные, которым настоятельно требовался транспортный самолет с большой дальностью полета. Контракт на постройку трех прототипов заключили 23 января 1943 года. Самолет получил фирменное обозначение Boeing Model 367, а военное - XC-97. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 15 ноября 1944 года.
   XC-97 имел много общего с B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж, представлявший в сечении восьмерку, являлся совершенно новым, но фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29, это же можно сказать и о хвостовом оперении, которое крепилось к верхней части "восьмерки", имевшей больший радиус в сечении, чем нижняя. После непродолжительных испытаний трех прототипов в июле 1945 года была заказана партия из 10 предсерийных самолетов - шесть в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава YC-97A и один YC-97B с 80 креслами для пассажиров в главной кабине - как на гражданских авиалайнерах.
   Первый контракт на серийное производство, заключенный в марте 1947 года, предусматривал сборку 27 C-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360-27 мощностью по 3250 л.с, самолет был рассчитан на перевозку 134 человек или 24040 кг груза. Затем последовали две транспортные модификации C-97C и VC-97D. После завершения испытаний трех KC-97A, с увеличенным запасом топлива и системой дозаправки топливом разработки "Boeing", в 1951 году последовал заказ на серийные самолеты-заправщики KC-97E с двигателями R-4360-35C мощностью по 3500 л.с. Следующий вариант KC-97F отличался от KC-97E только двигателями (R-4360-59B). Причем обе модификации можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные самолеты - полностью снималось оборудование для дозаправки в воздухе. Самым массовым вариантом стал KC-97G (построено 592 самолета), машины данной модели конвертировались в транспортные без демонтажа систем дозаправки.
   К моменту завершения в 1956 году серийного производства, были построены 888 самолетов C-97 всех модификаций. В процессе эксплуатации самолеты дорабатывались в различные варианты. На KC-97L установили два ТРД General Electric J47-GE-23 тягой по 23,13 кН - с целью совместимости заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. KC-97G, переоборудованные в сугубо транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия обозначалась C-97K; поисково-спасательные модификации получили обозначение HC-97G. Три KC-97L, переданные испанским ВВС, получили местное обозначение ТК.1. Несколько самолетов, используемых для выполнения различных задач, состояли на вооружении ВВС Израиля.


Варианты

   C-97D: третий YC-97A, а также YC-97B и два C-97A, модернизированные в пассажирские авиалайнеры
   KC-97H: один KC-97F, доработанный для испытаний британской системы дозаправки в воздухе типа "штанга-конус"
   YC-97J: окончательное обозначение двух KC-97G, модернизированных по заказу ВВС США в летающие лаборатории с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT43-P-5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 367 (KC-97G Stratofreighter)

   Тип: транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-59B мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 604 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; время набора высоты 6100 м - 50 мин; практический потолок 10670 м; дальность 6920 км
   Масса: пустого 37 421 кг; максимальная взлетная 79 379 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м'"
   Вместимость: до 96 человек или 60 носилок с ранеными в сопровождении санитаров, или груз


Boeing Model 377 Stratocruiser

   Коммерческий транспортный самолет Boeing Model 377 Stratocruiser разработан на основе военного Model 367 с использованием конструктивных решений самолета YC-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360. Первый полет прототип Model 377-10-19 выполнил 8 июля 1947 года, позже машину передали авиакомпании "Pan Am", ставшей крупнейшим эксплуатантом самолетов Stratocruiser.

   Самолеты выпускались в разной конфигурации интерьера: Model 377-10-26, -28, -29, -30 и -32, рассчитанных на перевозку от 55 до 112 пассажиров на сидячих местах или на 28 спальных и пяти сидячих местах. Основной салон находился на верхней палубе, на нижней - размещали салон класса "люкс" или коктейль-бар на 14 мест. Верхняя и нижняя палубы были связаны винтовой лестницей (трапом).
   Из 55 построенных самолетов Stratocruiser 27 машин одновременно летали в авиакомпании "Pan Am"; десять из них имели баки увеличенной емкости для трансатлантических полетов и были известны как Super Stratocruiser. В процессе эксплуатации двигатели самолетов оснастили турбокомпрессорами General Electric CH-10, за счет чего мощность каждого мотора удалось поднять на 50 л.с. Авиакомпания BOAC закупила 17 самолетов Stratocruiser, но только шесть из них были куплены непосредственно у "Boeing", остальные - у других авиакомпаний. После девяти лет эксплуатации BOAC продала в 1958 году десять самолетов американской авиакомпании "Transocean Airlines". Четыре из них конвертировали в 117-местный вариант, остальные летали в стандартной 63- и 84-местной конфигурации, но с дополнительно установленными 12 креслами.
   Прежде чем самолеты Stratocruiser окончательно сняли с эксплуатации в 1963 году, несколько машин прошло модернизацию в транспортный вариант. Но самой интересной доработке подверглись машины, закупленные компанией "Aero Spacelines lnc.", которая превратила их в самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, названные B377-PG (Pregnant Guppy). Под различные вариации наименования "Guppy" эта компания переоборудовала несколько разных самолетов, используя планеры Model 367 и Model 377.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 377 Stratocruiser

   Тип: коммерческий транспортный самолет с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 604 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 547 км/ч; начальная скороподъемность 317 м/мин; практический потолок 9755 м; дальность 6759 км
   Масса: пустого 37 875 кг; максимальная взлетная 66134 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м2
   Вместимость: до 112 пассажиров
Model 377-10-32 Stratocruiser. Авиакомпания "British Overseas Airways Corporation" (BOAC) располагала флотом из 17 самолетов Stratocruiser, которые она эксплуатировала с ноября 1949 года по декабрь 1959 года. Шесть новых самолетов были куплены в 1949 году, а в декабре 1954 года к ним добавили еще шесть самолетов, ранее принадлежавших "United", четыре - SAS и один - "Pan Am". Служба самолетов Stratocruiser пришлась на "золотой век" BOAC, хотя на престижных трансатлантических линиях они летали сравнительно недолго - на смену им пришли первые реактивные лайнеры. Большая часть флота BOAC уцелела и была передана обратно "Boeing" в обмен на реактивные Boeing 707. Еще два самолета были пущены на разделку, а машина, представленная на рисунке (G-ALSA Cathay) - одна из приобретенных у компании SAS, - была потеряна в Прествике в Рождество 1954 года. Эта катастрофа, унесшая жизни 24 пассажиров и четырех членов экипажа, была единственной в истории Stratocruiser, эксплуатировавшихся компанией BOAC. Все самолеты, возвращенные "Boeing", были проданы в июле 1959 года американской чартерной авиакомпании "Transocean Airlines Inc". Когда этот перевозчик прекратил свое существование в 1961 году, несколько самолетов было продано фирме "Aero Spacelines" для переделки в транспортные Guppy.
The Boeing Model 377 Stratocruiser as it will appear in the colours of United Airlines.
Stratocruiser
An IAI drawing of the planned swing tail modification coupled with a C-97 tail section. Below: A battery of no less than 22 RATO bottles were planned to blast the Anak into the sky from 2,600ft-long gravel strips.
The Boeing Model 377 Transport.
XC-97
KC-97L
Схема развития самолета B-29