SAAB Draken / J-35
Варианты:
SAAB - Draken / J-35 - 1955 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1955


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (81)
Saab 35 Draken
  
   В 1949 году шведские ВВС приступили к реализации амбициозного проекта - были выработаны требования на новый истребитель, который должен был заменить J 29 и иметь лучшие летно-технические характеристики (на 50%) по сравнению с современными зарубежными истребителями. После интенсивных исследований и летных испытаний масштабной модели Saab 210 (1:7) специалисты "Saab" приступили к постройке трех полноразмерных прототипов нового самолета, которому присвоили обозначение Saab 35 Draken и который имел отличительное треугольное крыло с изломом передней кромки.
   В остальном конструкция самолета была традиционной для того времени, хотя отличительными чертами стали необратимое бустерное управление поверхностей управления, комбинация мягких и встроенных топливных баков, убирающееся трехопорное шасси с носовой опорой, которое дополняли два убирающихся хвостовых колеса.
   Отличительной особенностью машины также стало наличие катапультного кресла национальной разработки, которое имело отклоненную назад спинку и обеспечивало летчику возможность относительно комфортного перенесения больших перегрузок. Первый прототип был облетан 25 октября 1955 года. Все прототипы оснащались импортными двигателями Avon, но первые серийные J 35A получили уже более эффективные лицензионные двигатели Svenska Flygmotor (затем Volvo Flygmotor) RM6B с форсажной камерой.
   Истребитель-перехватчик J 35A первым в марте 1960 года получило на вооружение 13-е авиакрыло в Норкопинге. Следующий вариант истребителя-перехватчика, J 35B, отличался от предшественника удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двумя убирающимися хвостовыми колесами (улучшали посадочные характеристики машины при посадке с применением тормозного парашюта). Большинство J 35A позже модернизировали под данный стандарт.
   Следующим вариантом стал J 35D, отличавшийся более мощным двигателем RM6C и более совершенным БРЭО и РЛС. Последним вариантом истребителя-перехватчика для шведских ВВС стал J 35F, разработанный на базе J 35D.
   На нем стояли более совершенные РЛС и система управления вооружением при атаке на встречных курсах, одна 30-мм пушка была демонтирована, но зато обеспечивалась возможность применения УР "воздух-воздух" Hughes Falcon, выпускавшихся в Швеции по лицензии, а на J 35F-II устанавливался тепловизор Hughes.
   На J 35F, кроме того, применили новый, более выпуклый фонарь кабины, установили усовершенствованный автопилот и систему обмена данными с наземным КП. Запас топлива был увеличен, в результате чего возросла и дальность полета. В двигателе была применена новая форсажная камера.
   Для шведских ВВС также выпускался еще один вариант - разведчик S 35E, созданный на базе J 35D; на нем РЛС заменили на пять АФА и герметизировали носовой отсек.
   В вариант J 35J были переоборудованы 64 или 66 самолетов J 35F, они находились на вооружении до 1998 года. Вариант J 35J имел расширенный состав вооружения, для чего под воздухозаборниками двигателей установили два дополнительных пилона. Самолет также имел более современные РЛС, тепловизор, систему госопознавания и другую авионику.
   Двухместный учебнотренировочный Sk 35C был облетан 30 декабря 1959 года, а в середине 1960-х годов компания "Saab" приступила к работам по созданию экспортных вариантов Draken. Первым для швейцарских ВВС был продемонстрирован J 35H, но более успешным стал J 35F, отличавшийся усиленной конструкцией и увеличенным запасом топлива, он мог брать боевую нагрузку массой до 4500 кг.
  
   Самолет получил обозначение Saab 35X и вызвал интерес у командования ВВС Дании, которые заказали 46 самолетов (1968-1969 годы). Среди заказанных машин были: базовый истребитель-бомбардировщик A 35XD (датское обозначение F-35; 20 самолетов), в целом схожий с ним разведчик/истребитель RF-35 (отличался наличием АФА в носовой части по типу S 35E Draken, но сохранил пушку в крыле; 20), а также учебно-тренировочный вариант TF-35 (Sk 35XD), схожий с Sk 35C, но сохранивший одну пушку в крыле. Датские Draken прошли модернизацию в середине 1980-х годов и находились на вооружении до 1993 года.
   Другим экспортным заказчиком самолета стала Финляндия, заказавшая в 1970 году 12 Saab 35X - они собирались из машинокомплектов на заводе "Valmet Oy". Вначале из боевого состава шведских ВВС в аренду были переданы шесть J 35B (с них демонтировали РЛС и обозначили J 35S; на них проходила подготовка летчиков), а в 1975 году они были выкуплены и получили обозначение J 35BS. Финны также приобрели 24 J 35F и Sk 35C непосредственно у Швеции, первые пять из них получили новое обозначение J 35FS, а учебно-тренировочные машины стали именоваться J 35CS.
   Последним зарубежным покупателем Draken стала Австрия, чьи ВВС в 1985 году приобрели непосредственно в Швеции партию из 24 J 35D. Причем снятые с вооружения шведских ВВС машины были выбраны в приоритетном порядке, хотя австрийцам "British Aerospace" предлагала самолеты Lightning, снятые с вооружения саудовских ВВС.
   Самолеты имели каплевидные выпуклые фонари кабин по типу J 35F, но, вероятно, сохранили авионику и РЛС варианта J 35D. Им присвоили новое обозначение J 35O, первые машины были переданы новому заказчику в июне 1987 года и после некоторого времени, проведенного в Швеции (осуществлялась подготовка летчиков), самолеты в 1988-1989 годах перегнали в Австрию. Австрийские ВВС стали и последним военным эксплуатантом Draken - они сняли их с вооружения только в 2005 году.
   По состоянию на 2012 год, единственным эксплуатантом самолетов данного типа была Школа летчиков-испытателей США, в распоряжении которой находятся шесть самолетов, переданных Данией, - два F-35 и четыре TF-35, которые используются в процессе различных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab J 35J Draken

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Volvo Flygmotor RM6C (лицензионный Rolls-Royce Avon Series 300, оборудованный форсажной камерой шведской разработки и производства) нефорсированной тягой 56,89 кН и тягой на форсированном режиме 78,51 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешних подвесок на высоте 10 975 м - более 2126 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря на форсажном режиме 10 500 м/мин.; практический потолок 19 995 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" без дополнительного топлива - 564 км
   Масса: пустого 8250 кг; максимальная взлетная в роли перехватчика 12 270 кг
   Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 15,35 м; высота 3,89 м; площадь крыла 49,20 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ADEN, плюс до девяти 454-кг бомб и УР "воздух-воздух" Rb 28 (Falcon) или Rb 24 (Sidewinder)
J-35
J 35. Первый из трех прототипов J35 Draken, поднявшийся в воздух 25 октября 1955 года. Прототипы отличались от серийных вариантов конструкцией сопел двигателя, компоновкой кабины и штангой с испытательными приборами.
Прототип 35-1 "Red-U" совершил первый полет 25 октября 1955 года. На самолете еще не установлено пушечное вооружение.
First view of the Avon-powered SAAB-35 (Flygvapnet J35) Draken (Dragon) single-seat,all-weather fighter with a "double-delta" planform. Maximum speed is in excess of 700 m.p.h.
Wing cannon ports and underwing fences can be seen in these views of prototype Drakens. Foreign sales are being sought especially in Switzerland and Western Germany.
Три прототипа J35.
Линейка из трех прототипов, которые можно отличить по небольшим окнам квадратной формы за основными фонарями кабин и оригинальным соплам импортных двигателей Avon 200. Третий в линейке самолет - первый J 35А.
FLYGVAPNET J35 DRAKEN. Two of the three flight-prototype SAAB J35 Draken (Dragon) Single-seat jet interceptor "double-deltas" show external modifications including ventral wing fences on the outer panels and vertical surfaces forward of the fins. This triangular mounting contains radio antenna. In about three years' time the J35 will replace the British-built Hawker Hunters now used for metropolitan defence.
25 октября 1955г. Первый полет совершил созданный фирмой SAAB по заказу шведских ВВС перехватчик Draken ("Дракончик") с двойным дельтавидным крылом. Это был одноместный самолет, оборудованный автоматической системой управления огнем (STOL).
Sweden's high-performance interceptor, the SAAB J35A Draken, is now equipped with four Sidewinder infra-red homing missiles and SAAB S6 fire control. Capable of Mach 1.8 at altitude, the J35A has an initial rate of climb of nearly 40,000 ft./min.
Этот J 35B 18-65 несет две ракеты Rb 24, установленные на Y-образном фюзеляжном пилоне. Под консолями крыла установлены направляющие для 135-мм НАР.
Истребители J 35А авиакрыла F13 сфотографированы вскоре после того, как это авиакрыло первым в ВВС Швеции достигло боеготовности на истребителях Draken. Авиабаза Норркепинг, март 1960 года.
Некоторые авиабазы, например, Tullinge, были оснащены подземными ангарами для защиты от ядерного оружия. Сфотографированные J 35B еще не получили камуфляжную окраску, часть самолетов этого подразделения сохранила заводские трехзначные номера, соответствующие последним цифрам серийного номера.
Истребители Saab J-35 "Дракен" с бортовым номерами "04", "08" и "18" из состава 16-й флотилии ВВС Швеции и МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП на стоянке аэродрома Кубинка, май 1972 г.
Демонстрация возможных вариантов подвесного вооружения самолета J 35B
Первый выпущенный J 35A s/n 35001 не был поставлен в ВВС и использовался на фирме Saab как тестовая машина. Обратите внимание на многолопастную крыльчатку аварийного генератора, антенну радиокомпаса и необычную форму аэродинамических гребней.
J 35А. Первая серийная модель, первый полет состоялся в феврале 1958 года. Первые 20 из 90 заказанных самолетов не соответствовали полному серийному стандарту, только 21-й экземпляр J 35А достиг стандартной конфигурации. Она включала турбореактивный двигатель RM6B с форсажной камерой Model 65 или Model 66, прозрачный обтекатель за фонарем и систему управления огнем Saab S6.
J 35В. Перехватчик, по основным характеристикам аналогичный J 35А, имел ряд усовершенствований. В их числе система управления огнем S7, полностью совместимая со шведской комплексной сетью ПВО STRIL 60, возможность использования в качестве штурмовика и убирающееся хвостовое шасси, сменившее хвостовой амортизатор.
The Saab J35F is the latest version of the Draken. It is armed with four Hughes Falcon air-to-air missiles.
Родоначальником всех западных современных систем обмена информации стала система перехватчика Saab J 35 Draken. Аналогичная система была разработана для English Electric Lightning, но на самолеты она не ставилась. Системы управления перехватом являлись штатным оборудованием советских истребителей, состоявших на вооружении ИА ПВО.
J 35D. Желание расширить возможности машины привело к созданию J 35D с более мощным двигателем RM6C, созданным на основе Avon 300, системой управления огнем S7A на базе РЛС Ericsson PS-03, измененными воздухозаборниками двигателя, катапультным креслом RS-35 типа "0-0" и увеличенным объемом внутренних топливных баков.
J 35F. Вариант J 35F строился в больших количествах и характеризовался множеством усовершенствований, в том числе новой форсажной камерой двигателя, новой системой управления огнем и ракетным вооружением.
Another revolutionary wing arrangement is that designed for the Saab 35 Draken, shown to good effect in this view
J 35F2 F13-26 s/n 35526, оснащенный ИК станцией обнаружения целей S-71N и двумя парами УР Rb 28 и Rb 27. Обратите внимание на неокрашенную нижнюю часть фюзеляжа и направляющие 135мм НАР типа A5, установленные на узлах подвески вооружения 1H/V и 3H/V.
Prototype Saab-35F Draken armed with two Rb 27 and two Rb 28 air-to-air missiles
The two prototypes of the Saab J 35F Draken, armed with licence-built Hughes Falcon air-to-air missiles
Пара J 35F 13-32 и 13-36 F13 выполняют тренировочный полет. Каждый самолет несет пару ракет Rb 27 с радиолокационной ГСН на фюзеляжных узлах подвески и Rb 28 с ИК ГСН на крыльевых пилонах.
Первый экспортный заказ на Draken поступил в 1968 году, когда Дания заказала 20 одноместных истребителей A 35XD (вариант истребителя J 35F) и три двухместных учебно-тренировочных самолета TF 35.
Шведский истребитель Saab Draken сопровождает угнанный Ан-24 СССР-46806 на подходе к стокгольмскому аэропорту
XV664 запечатлен во время очередного полета над Балтийским морем, примерно 1977-1978 годы. Самолет сопровождает Saab J35D Draken шведских ВВС.
Although always operated in international airspace, the uncommunicative Nimrod R.1 frequently attracted the attention of patrolling fighters. Here, one of a pair of Swedish Air Force Saab Drakens escorts XW664 over the Baltic Sea in 1977, to check its identity visually and confirm its non-hostile status.
Участник первого "Эйр Тату", 1971г., истребитель "Дракен" ВВС Дании.
SAAB J 35F Draken 35346 pops its chute to land on a far longer runway than it is accustomed to (uses roads at home)
This photograph of a Saab J 35A Draken shows how the twin tailwheels permit the fullest use of aerodynamic braking during landing
A dramatic photograph of a J 35 Draken touching down on a highway airstrip. The highway strips were narrow, and required a high level of skill from Flygvapnet pilots to land in the space available. The Draken’s distinctive double-delta plan form and double-tailwheel are seen here to good effect.
A J35F-1 touching down on its retractable 'bumper' tail wheels. The ability to operate from short, dispersed airstrips (roads) was one of the Draken’s main design drivers. Note the single Sidewinder on the port underwing pylon, presumably an acquisition round.
Различные типы укрытий и камуфляжа применялись на полевых пунктах технического обслуживания. Saab J 35F заруливает в типовое укрытие арочного типа
Поставка серийных J 35A началась весной 1960г. J35 s/n 35077 имеет нестандартную камуфляжную окраску
Заправка топливом Saab J 35A F13-84 на полевом аэродроме. Зима 1961 года.
J 35F F10-20 сфотографирован в подземном ангаре, предназначенном для защиты самолетов в случае применения ядерного оружия. Построенная в начале 50-х система подземных сооружений авиабазы F9 в настоящее время используется как авиационный музей. "Дракены" никогда не базировались на этой базе, но представленный самолет является прекрасным музейным образцом, сохраненным в оригинальном состоянии
Duxford's two latest arrivals seen together. Nearest is Saab Draken 131-351-75/“40” of the Swedish Air Force, which flew in from Uppsala via Oldenburg and Mansion on August 16, 1977 for official handover to the Duxford Aviation Society on August 21. Behind is Concorde 101 G-AXDN which arrived on August 20.
Saab J 35J 10-56 s/n 35556, сохранившийся в летном состоянии. Самолет имеет серую окраску и опознавательные знаки уменьшенного размера
A pair of Drakens taxy out for a sortie from the highway airstrip at Heby, west of Uppsala, used for regular training exercises, although Flygvapnet’s other highway-based airstrips were not used in peacetime. The square markings visible on the fin were applied for exercise identification purposes.
Flygvapnet took delivery of its first batch of Saab J 35A Drakens in the spring of 1960. Designed and built in Sweden as a fast, agile bomber-interceptor, the distinctive double-delta Draken was developed into J 35B, D, F and J variants. The type was designed for operations in the nation’s typically harsh weather environment, and all Draken units trained in northern Sweden during the winter, often at falt 32 Heden, near Boden, as seen here.
F 10, the Skanska Flygflottilj at Angelholm, has begun to convert from the J 35F to the J 35J Draken of which some 50 are scheduled to be delivered to Flygvapnet by the end of 1989.
On 16th August 1977 the Duxford collection was augmented by SAAB 35 Draken 131-351075 "40" which has been donated by the Swedish A.F
Капитан Шестернев (слева) и майор Кузнецов (справа) у истребителя Saab J-35 во время ответного визита шведских летчиков в Кубинку в середине мая 1972 г.
Нанесенная на киле временная маркировка (шахматная клетка) использовалась во время проведения учений для обозначения самолетов противника. Этот J 35B 10-57 был сфотографирован на авиабазе Angelholm в августе 1968 года.
Техники загружают снарядную ленту 30 мм пушки M55 Aden. Быстросъемная крыльевая панель обеспечивала удобный доступ к механизму пушки
Saab J 35D 13-44 s/n 35344 сфотографирован во время подготовки к следующему вылету. Топливный шланг подсоединен к заправочному штуцеру, расположенному в правой нише шасси.
Техники по вооружению заменяют подвесной топливный бак блоком 75 мм НАР. Для лучшей аэродинамики носовая часть блока закрыта пластиковым конусом, разрушаемым при пуске НАР.
Необычный ракурс J 35F, хорошо видна пара воздухозаборников, установленных на гаргроте. Надпись "TRAMPA EJ HAR", нанесенная на входной части воздухозаборников двигателя переводится "Не наступать".
Этот Saab J 35D скрыт под камуфляжной сетью во время проведения учений по применению авиации с рассредоточенных аэродромов полевого базирования летом 1971 года.
S-35
Saab S 35E s/n 3547 F11 на пункте технического обслуживания полевой базы около Stigtomta в 1971 году. Носовой конус сдвинут вперед давая доступ к отсеку фотооборудования. Камера бокового обзора откинута на шарнире вниз для извлечения кассеты.
Самолет S 35E 11-53 s/n 35953 был выпущен на базе планера J 35D s/n 35293 и сохранил оригинальный "плоский" фонарь кабины.
S 35E. Разведывательный вариант, выпущено 60 самолетов. Разведоборудование состояло из семи АФА: пять в носовой части и два в крыле.
Camera-carrying nose of a Saab S 35E Draken
Поставки фоторазведчиков S 35Е начались в августе 1965 года. Разведчики были сняты с вооружения трех эскадрилий авиакрыльев F11 и F21 в июне 1979 года.
S 35E 11-51 s/n 35951 совершает тренировочный полет над Швецией. Четыре подвесных топливных бака были стандартным оснащением при выполнении разведывательных заданий.
Austria
Saab J 35OE Mk.II "21", s/n 351421, принимавший участие в официальной церемонии, посвященной последнему полету "Дракена", получил специальную черно-желтую схему окраски "Dragon Knight". Четыре флага на киле символизируют ВВС четырех стран, эксплуатировавших Saab 35.
J35OE, серийный номер 351408, получил юбилейную окраску в честь 1000-летней годовщины Австрии. Окраска представляет цвета красно-белого национальный флага
Пара J 35OE австрийских ВВС в полете
Finland
Saab 35BS Draken, one of six leased by the Swedish Air Force to the Finnish Air Force for familiarisation training
One of the six Saab 35BS Drakens leased from Sweden by the Finnish Air Force for training
Финский Saab 35S "Дракен" из HavLLv 21, весна 1991г.
Saab 35S DK-223 Надпись на вертикальное оперение нанесена в честь шведского графа Эрика фон Розена (Eric von Rosen), подарившего сформированным в 1918 году ВВС Финляндии первый самолет.
Saab 35S DK-201 s/n 351301 сфотографирован в мае 2000 г. Самолет получил имя "Kake" в честь генерала К. Poyhonen, который был одной из ключевых фигур, способствовавших принятию "Дракена" на вооружение ВВС Финляндии.
Two Saab 35 FS Drakens of HavLLv 21 which expects to attain full statutory strength on these fighters at Tampere-Pirkkala over the next two years or so.
Denmark
The first three SAAB F-35 Drakens, A-002, '3 and ’4, were collected by Danish pilots on 1st September 1970 and flown to Karup to re-equip Esk725
Draken AR-111, seen touching down, is one of twenty aircraft of the RF-35 reconnaissance version acquired for Esk729; note camera nose
Saab F-35 A-019 s/n 351019 после модернизации. На этой фотографии, сделанной 24 августа 1993 года, хорошо виден измененный носовой конус.
Saab RF-35, s/n 351113 "The Queen" поступил на вооружении 729-й эскадрильи ВВС Дании 17 сентября 1971. Общий налет на момент списания составил 3 399 часов.
Sk-35
TF-35 Draken AT-157, first of the second batch of five two-seaters, was delivered to the R. Danish A.F. in mid-1976
"Дракен" с номером 800 был первым прототипом варианта Sk 35C (серийный номер 35800 ранее J 35A 35010). Самолет не поставлялся ВВС, а использовался фирмой Saab при проведении испытаний ряда систем вооружений, в частности ракеты воздух-земля Rb 05. Самолет оснащен модифицированным перископом, на киле нанесены метки, обозначающие пуски ракет.
Самолет Sk 35C, серийный номер 35808, был переделан из J 35A 35009, поставлен в F16 в 1962 г. и списан после пожара двигателя в 1977 году. Обратите внимание на открытые створки тормозного парашюта.
Saab Sk 35C two-seat dual-control trainer version of the Draken
 
Линия сборки J 35F на заводе Saab в Линчепинге в июне 1967 года
Сборочная линия AJ 37 завода Saab Linkoping, сделанная в январе 1972 г. На заднем плане видна сборка последней партии F-35 Draken для ВВС Дании
Двигатель RM6
Delivery inspection of RM6 engines in the underground workshop at Svenska Aktiebogaget (now Volvo Aero Corporation), Trollhattan, in 1959.