SAAB Draken / J-35
Варианты:
SAAB - Draken / J-35 - 1955 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1955


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (46)
Saab 35 Draken
  
  В 1949 году шведские ВВС приступили к реализации амбициозного проекта - были выработаны требования на новый истребитель, который должен был заменить J 29 и иметь лучшие летно-технические характеристики (на 50%) по сравнению с современными зарубежными истребителями. После интенсивных исследований и летных испытаний масштабной модели Saab 210 (1:7) специалисты "Saab" приступили к постройке трех полноразмерных прототипов нового самолета, которому присвоили обозначение Saab 35 Draken и который имел отличительное треугольное крыло с изломом передней кромки.
  В остальном конструкция самолета была традиционной для того времени, хотя отличительными чертами стали необратимое бустерное управление поверхностей управления, комбинация мягких и встроенных топливных баков, убирающееся трехопорное шасси с носовой опорой, которое дополняли два убирающихся хвостовых колеса.
  Отличительной особенностью машины также стало наличие катапультного кресла национальной разработки, которое имело отклоненную назад спинку и обеспечивало летчику возможность относительно комфортного перенесения больших перегрузок. Первый прототип был облетан 25 октября 1955 года. Все прототипы оснащались импортными двигателями Avon, но первые серийные J 35A получили уже более эффективные лицензионные двигатели Svenska Flygmotor (затем Volvo Flygmotor) RM6B с форсажной камерой.
  Истребитель-перехватчик J 35A первым в марте 1960 года получило на вооружение 13-е авиакрыло в Норкопинге. Следующий вариант истребителя-перехватчика, J 35B, отличался от предшественника удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двумя убирающимися хвостовыми колесами (улучшали посадочные характеристики машины при посадке с применением тормозного парашюта). Большинство J 35A позже модернизировали под данный стандарт.
  Следующим вариантом стал J 35D, отличавшийся более мощным двигателем RM6C и более совершенным БРЭО и РЛС. Последним вариантом истребителя-перехватчика для шведских ВВС стал J 35F, разработанный на базе J 35D.
  На нем стояли более совершенные РЛС и система управления вооружением при атаке на встречных курсах, одна 30-мм пушка была демонтирована, но зато обеспечивалась возможность применения УР "воздух-воздух" Hughes Falcon, выпускавшихся в Швеции по лицензии, а на J 35F-II устанавливался тепловизор Hughes.
  На J 35F, кроме того, применили новый, более выпуклый фонарь кабины, установили усовершенствованный автопилот и систему обмена данными с наземным КП. Запас топлива был увеличен, в результате чего возросла и дальность полета. В двигателе была применена новая форсажная камера.
  Для шведских ВВС также выпускался еще один вариант - разведчик S 35E, созданный на базе J 35D; на нем РЛС заменили на пять АФА и герметизировали носовой отсек.
  В вариант J 35J были переоборудованы 64 или 66 самолетов J 35F, они находились на вооружении до 1998 года. Вариант J 35J имел расширенный состав вооружения, для чего под воздухозаборниками двигателей установили два дополнительных пилона. Самолет также имел более современные РЛС, тепловизор, систему госопознавания и другую авионику.
  Двухместный учебнотренировочный Sk 35C был облетан 30 декабря 1959 года, а в середине 1960-х годов компания "Saab" приступила к работам по созданию экспортных вариантов Draken. Первым для швейцарских ВВС был продемонстрирован J 35H, но более успешным стал J 35F, отличавшийся усиленной конструкцией и увеличенным запасом топлива, он мог брать боевую нагрузку массой до 4500 кг.
  
  Самолет получил обозначение Saab 35X и вызвал интерес у командования ВВС Дании, которые заказали 46 самолетов (1968-1969 годы). Среди заказанных машин были: базовый истребитель-бомбардировщик A 35XD (датское обозначение F-35; 20 самолетов), в целом схожий с ним разведчик/истребитель RF-35 (отличался наличием АФА в носовой части по типу S 35E Draken, но сохранил пушку в крыле; 20), а также учебно-тренировочный вариант TF-35 (Sk 35XD), схожий с Sk 35C, но сохранивший одну пушку в крыле. Датские Draken прошли модернизацию в середине 1980-х годов и находились на вооружении до 1993 года.
  Другим экспортным заказчиком самолета стала Финляндия, заказавшая в 1970 году 12 Saab 35X - они собирались из машинокомплектов на заводе "Valmet Oy". Вначале из боевого состава шведских ВВС в аренду были переданы шесть J 35B (с них демонтировали РЛС и обозначили J 35S; на них проходила подготовка летчиков), а в 1975 году они были выкуплены и получили обозначение J 35BS. Финны также приобрели 24 J 35F и Sk 35C непосредственно у Швеции, первые пять из них получили новое обозначение J 35FS, а учебно-тренировочные машины стали именоваться J 35CS.
  Последним зарубежным покупателем Draken стала Австрия, чьи ВВС в 1985 году приобрели непосредственно в Швеции партию из 24 J 35D. Причем снятые с вооружения шведских ВВС машины были выбраны в приоритетном порядке, хотя австрийцам "British Aerospace" предлагала самолеты Lightning, снятые с вооружения саудовских ВВС.
  Самолеты имели каплевидные выпуклые фонари кабин по типу J 35F, но, вероятно, сохранили авионику и РЛС варианта J 35D. Им присвоили новое обозначение J 35O, первые машины были переданы новому заказчику в июне 1987 года и после некоторого времени, проведенного в Швеции (осуществлялась подготовка летчиков), самолеты в 1988-1989 годах перегнали в Австрию. Австрийские ВВС стали и последним военным эксплуатантом Draken - они сняли их с вооружения только в 2005 году.
  По состоянию на 2012 год, единственным эксплуатантом самолетов данного типа была Школа летчиков-испытателей США, в распоряжении которой находятся шесть самолетов, переданных Данией, - два F-35 и четыре TF-35, которые используются в процессе различных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab J 35J Draken

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ Volvo Flygmotor RM6C (лицензионный Rolls-Royce Avon Series 300, оборудованный форсажной камерой шведской разработки и производства) нефорсированной тягой 56,89 кН и тягой на форсированном режиме 78,51 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешних подвесок на высоте 10 975 м - более 2126 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря на форсажном режиме 10 500 м/мин.; практический потолок 19 995 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" без дополнительного топлива - 564 км
  Масса: пустого 8250 кг; максимальная взлетная в роли перехватчика 12 270 кг
  Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 15,35 м; высота 3,89 м; площадь крыла 49,20 м2
  Вооружение: одна 30-мм пушка ADEN, плюс до девяти 454-кг бомб и УР "воздух-воздух" Rb 28 (Falcon) или Rb 24 (Sidewinder)
J-35
Истребитель J 35А с двумя ракетами "воздух-воздух" Hughes Falcon лицензионной сборки и двумя ракетами Sidewinder.
Последней частью ВВС Швеции, вооруженной самолетами Draken, являлось авиакрыло F10, где эксплуатировали истребители J35 до 1999 года. В 1990-е годы самолеты Draken ВВС Швеции были перекрашены в серый цвет.
По дополнительным пилонам, установленным под воздухозаборниками, данный истребитель легко идентифицировать как J35J, несмотря на его зеленую окраску, характерную для "среднего" периода эксплуатации самолетов Draken в ВВС Швеции. Истребитель принадлежит авиакрылу F10, которое дольше всех в Швеции эксплуатировало самолеты данного типа.
Высокие летные характеристики Draken во многом обеспечивались его силовой установкой. На фотографии видно яркое форсажное пламя двигателей Rolls-Royce Avon, выпускавшихся в Швеции по лицензии и оснащенных шведскими форсажными камерами.
Звено истребителей J35F из авиакрыла F13 в учебном полете в районе аэродрома Норркёпинг, 1968 год. До принятия на вооружение в 1970-е годы самолетов Saab Viggen истребители J35 составляли основу ВВС Швеции
Поступивший на вооружение в 1960 году, Draken стал одним из первых европейских истребителей, преодолевших рубеж М=2. На фотографии - самолеты J 35F, каждый из которых вооружен четырьмя УР Rb 24 (AIM-9B Sidewinder).
Два истребителя J 35D из авиакрыла F13 ВВС Швеции в полете. Отлично видна форма крыла самолета. На J 35D стояли более мощные лицензионные двигатели RM6C (Avon 300) с форсажными камерами Flygmotor.
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken (фото) с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning. В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
J 35J. Последний вариант Draken, выпускавшийся как переоборудованный J 35F. Видны дополнительные пилоны под центропланом крыла.
На этом истребителе Saab Draken подвешены оба варианта ракет Falcon шведской сборки: Rb 28 (AIM-4C) с ИК-головкой самонаведения на наружных пилонах и Rb 27 (AIM-26B) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения на внутренних пилонах. Оба варианта также поставлялись в Швейцарию.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB J-35J
Последние J 35J Draken прошли капитальный ремонт в начале 1990-х годов, затем их перекрасили в камуфляж из двух оттенков серого цвета, который оставался последним вариантом окраски Draken вплоть до того момента, когда последняя эскадрилья этих машин была расформирована в конце 1998 года.
На протяжении холодной войны совершавшие патрульные полеты Ту-22М регулярно перехватывались западными истребителями. На снимке: Ту-22М в сопровождении шведского Saab Draken в небе над Балтикой.
Одна из первых фотографий Ту-22М2, появившаяся на Западе. Ту-22М2 с ракетой Х-22 совершает полет над Балтикой с эскортом из шведских "Дракенов"
Необходимость хвостовой тележки шасси при касании ВПП наглядно демонстрирует пара J 35J Draken из авиакрыла F10. Вариант "J" оснащался дополнительными пилонами для подвески вооружения под центропланом крыла. В данном случае на них укреплены ракеты AIM-9 Sidewinder.
Строй Draken шведских ВВС из авиакрыла F10 на базе в Ангельхольме. Эта эскадрилья стала последней в Швеции, летавшей на Draken J 35J до 12 декабря 1998 года. Она пересела на Saab J AS 39 Gripen, а в 2002 году была расформирована.
S-35
Draken S 35E являлся специальным разведывательным самолетом шведских ВВС. В наплыве под носовой частью размещался АФА переднего обзора Ska 16В. Самолет нес еще шесть АФА нижнего обзора и перспективной съемки: четыре в носовой части и два в крыле.
Saab RF-35 "Дракен": N111XD (AR-111)
Austria
В конце 1980-х годов Австрия закупила 24 истребителя J 35D, ранее состоявших на вооружении шведских ВВС. В Австрии самолеты получили обозначение J 35O и каплевидные фонари по типу фонарей кабин для истребителей J 35F.
21 мая 1985г.: в соответствии с долговременным требованием на перехватчик Австрия заказала 24 переоборудованных подержанных Flygvapen Saab J350 Draken.
J35 Австрии
J35 Австрии
Finland
J35 Финляндии
J35 Финляндии
11-я истребительная эскадрилья Лапландского авиационного командования ВВС Финляндии стала последним эксплуатантом Draken (J 35S финской постройки). Последний Draken был списан в Финляндии в 1997 году.
J35 Финляндии
A Saab-35BS Draken (DK-205) of HavLLv 11, this being one of the oldest examples of the Swedish fighter in the inventory of the Lapin Lennosto at Rovaniemi.
HavLlv 21 - одна из двух финских эскадрилий, вооруженная самолетами Draken и летавшая на них с 7 972 по 1997 годы, а потом первой в Финляндии перевооруженная на F-18C/D Hornet. Другая финская эскадрилья, HavLlv 11, использовала Draken до 2000 года.
Denmark
J35 Дании
Sk-35
Последний курс обучения на двухместном Sk 35С из авиакрыла F10 был проведен в 1996 году. Данный самолет оснащался и противоштопорным парашютом, размещенным в контейнере над соплом двигателя.
Для подготовки и тренировки летчиков в авиакрыле F10 вплоть до снятия с вооружения истребителей J3S использовались "спарки" Sk35C. Все двухместные учебно-тренировочные самолеты были окрашены в серебристый цвет.
Создание двухместной учебно-тренировочной модификации истребителя было запланировано еще на ранней стадии проектирования. Вторая кабина размещена в фюзеляже за счет уменьшения размеров переднего топливного бака.
Sk 35C. Двухместный учебно-тренировочный Sk 35С стал третьим серийным вариантом. Кабины разделялись бронированным щитом, на перегородке устанавливался перископ, РЛС отсутствовала, под крылом монтировались дополнительные гребни.
Истребитель Sk35C «Дракен» из состава ассоциации «Swedish Airforce Historic Flight» на авиашоу "Airpoer-2016"
В полете Шведский «Дракен» и швейцарский «Веном»
J35 Финляндии
SAAB TF-35 Draken AT-157 of the Royal Danish Air Force
J35 Дании