SAAB Draken / J-35
Варианты:
SAAB - Draken / J-35 - 1955 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1955


Одноместный истребитель-перехватчик
Delimobil отзывы, о проекте.
Описание
Фотографии:

Цветные фото (43)
Saab 35 Draken
  
  В 1949 году шведские ВВС приступили к реализации амбициозного проекта - были выработаны требования на новый истребитель, который должен был заменить J 29 и иметь лучшие летно-технические характеристики (на 50%) по сравнению с современными зарубежными истребителями. После интенсивных исследований и летных испытаний масштабной модели Saab 210 (1:7) специалисты "Saab" приступили к постройке трех полноразмерных прототипов нового самолета, которому присвоили обозначение Saab 35 Draken и который имел отличительное треугольное крыло с изломом передней кромки.
  В остальном конструкция самолета была традиционной для того времени, хотя отличительными чертами стали необратимое бустерное управление поверхностей управления, комбинация мягких и встроенных топливных баков, убирающееся трехопорное шасси с носовой опорой, которое дополняли два убирающихся хвостовых колеса.
  Отличительной особенностью машины также стало наличие катапультного кресла национальной разработки, которое имело отклоненную назад спинку и обеспечивало летчику возможность относительно комфортного перенесения больших перегрузок. Первый прототип был облетан 25 октября 1955 года. Все прототипы оснащались импортными двигателями Avon, но первые серийные J 35A получили уже более эффективные лицензионные двигатели Svenska Flygmotor (затем Volvo Flygmotor) RM6B с форсажной камерой.
  Истребитель-перехватчик J 35A первым в марте 1960 года получило на вооружение 13-е авиакрыло в Норкопинге. Следующий вариант истребителя-перехватчика, J 35B, отличался от предшественника удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двумя убирающимися хвостовыми колесами (улучшали посадочные характеристики машины при посадке с применением тормозного парашюта). Большинство J 35A позже модернизировали под данный стандарт.
  Следующим вариантом стал J 35D, отличавшийся более мощным двигателем RM6C и более совершенным БРЭО и РЛС. Последним вариантом истребителя-перехватчика для шведских ВВС стал J 35F, разработанный на базе J 35D.
  На нем стояли более совершенные РЛС и система управления вооружением при атаке на встречных курсах, одна 30-мм пушка была демонтирована, но зато обеспечивалась возможность применения УР "воздух-воздух" Hughes Falcon, выпускавшихся в Швеции по лицензии, а на J 35F-II устанавливался тепловизор Hughes.
  На J 35F, кроме того, применили новый, более выпуклый фонарь кабины, установили усовершенствованный автопилот и систему обмена данными с наземным КП. Запас топлива был увеличен, в результате чего возросла и дальность полета. В двигателе была применена новая форсажная камера.
  Для шведских ВВС также выпускался еще один вариант - разведчик S 35E, созданный на базе J 35D; на нем РЛС заменили на пять АФА и герметизировали носовой отсек.
  В вариант J 35J были переоборудованы 64 или 66 самолетов J 35F, они находились на вооружении до 1998 года. Вариант J 35J имел расширенный состав вооружения, для чего под воздухозаборниками двигателей установили два дополнительных пилона. Самолет также имел более современные РЛС, тепловизор, систему госопознавания и другую авионику.
  Двухместный учебнотренировочный Sk 35C был облетан 30 декабря 1959 года, а в середине 1960-х годов компания "Saab" приступила к работам по созданию экспортных вариантов Draken. Первым для швейцарских ВВС был продемонстрирован J 35H, но более успешным стал J 35F, отличавшийся усиленной конструкцией и увеличенным запасом топлива, он мог брать боевую нагрузку массой до 4500 кг.
  
  Самолет получил обозначение Saab 35X и вызвал интерес у командования ВВС Дании, которые заказали 46 самолетов (1968-1969 годы). Среди заказанных машин были: базовый истребитель-бомбардировщик A 35XD (датское обозначение F-35; 20 самолетов), в целом схожий с ним разведчик/истребитель RF-35 (отличался наличием АФА в носовой части по типу S 35E Draken, но сохранил пушку в крыле; 20), а также учебно-тренировочный вариант TF-35 (Sk 35XD), схожий с Sk 35C, но сохранивший одну пушку в крыле. Датские Draken прошли модернизацию в середине 1980-х годов и находились на вооружении до 1993 года.
  Другим экспортным заказчиком самолета стала Финляндия, заказавшая в 1970 году 12 Saab 35X - они собирались из машинокомплектов на заводе "Valmet Oy". Вначале из боевого состава шведских ВВС в аренду были переданы шесть J 35B (с них демонтировали РЛС и обозначили J 35S; на них проходила подготовка летчиков), а в 1975 году они были выкуплены и получили обозначение J 35BS. Финны также приобрели 24 J 35F и Sk 35C непосредственно у Швеции, первые пять из них получили новое обозначение J 35FS, а учебно-тренировочные машины стали именоваться J 35CS.
  Последним зарубежным покупателем Draken стала Австрия, чьи ВВС в 1985 году приобрели непосредственно в Швеции партию из 24 J 35D. Причем снятые с вооружения шведских ВВС машины были выбраны в приоритетном порядке, хотя австрийцам "British Aerospace" предлагала самолеты Lightning, снятые с вооружения саудовских ВВС.
  Самолеты имели каплевидные выпуклые фонари кабин по типу J 35F, но, вероятно, сохранили авионику и РЛС варианта J 35D. Им присвоили новое обозначение J 35O, первые машины были переданы новому заказчику в июне 1987 года и после некоторого времени, проведенного в Швеции (осуществлялась подготовка летчиков), самолеты в 1988-1989 годах перегнали в Австрию. Австрийские ВВС стали и последним военным эксплуатантом Draken - они сняли их с вооружения только в 2005 году.
  По состоянию на 2012 год, единственным эксплуатантом самолетов данного типа была Школа летчиков-испытателей США, в распоряжении которой находятся шесть самолетов, переданных Данией, - два F-35 и четыре TF-35, которые используются в процессе различных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab J 35J Draken

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ Volvo Flygmotor RM6C (лицензионный Rolls-Royce Avon Series 300, оборудованный форсажной камерой шведской разработки и производства) нефорсированной тягой 56,89 кН и тягой на форсированном режиме 78,51 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешних подвесок на высоте 10 975 м - более 2126 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря на форсажном режиме 10 500 м/мин.; практический потолок 19 995 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" без дополнительного топлива - 564 км
  Масса: пустого 8250 кг; максимальная взлетная в роли перехватчика 12 270 кг
  Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 15,35 м; высота 3,89 м; площадь крыла 49,20 м2
  Вооружение: одна 30-мм пушка ADEN, плюс до девяти 454-кг бомб и УР "воздух-воздух" Rb 28 (Falcon) или Rb 24 (Sidewinder)
J-35
Истребитель J 35А с двумя ракетами "воздух-воздух" Hughes Falcon лицензионной сборки и двумя ракетами Sidewinder.
Последней частью ВВС Швеции, вооруженной самолетами Draken, являлось авиакрыло F10, где эксплуатировали истребители J35 до 1999 года. В 1990-е годы самолеты Draken ВВС Швеции были перекрашены в серый цвет.
По дополнительным пилонам, установленным под воздухозаборниками, данный истребитель легко идентифицировать как J35J, несмотря на его зеленую окраску, характерную для "среднего" периода эксплуатации самолетов Draken в ВВС Швеции. Истребитель принадлежит авиакрылу F10, которое дольше всех в Швеции эксплуатировало самолеты данного типа.
Высокие летные характеристики Draken во многом обеспечивались его силовой установкой. На фотографии видно яркое форсажное пламя двигателей Rolls-Royce Avon, выпускавшихся в Швеции по лицензии и оснащенных шведскими форсажными камерами.
Звено истребителей J35F из авиакрыла F13 в учебном полете в районе аэродрома Норркёпинг, 1968 год. До принятия на вооружение в 1970-е годы самолетов Saab Viggen истребители J35 составляли основу ВВС Швеции
Поступивший на вооружение в 1960 году, Draken стал одним из первых европейских истребителей, преодолевших рубеж М=2. На фотографии - самолеты J 35F, каждый из которых вооружен четырьмя УР Rb 24 (AIM-9B Sidewinder).
Два истребителя J 35D из авиакрыла F13 ВВС Швеции в полете. Отлично видна форма крыла самолета. На J 35D стояли более мощные лицензионные двигатели RM6C (Avon 300) с форсажными камерами Flygmotor.
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken (фото) с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning. В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
J 35J. Последний вариант Draken, выпускавшийся как переоборудованный J 35F. Видны дополнительные пилоны под центропланом крыла.
На этом истребителе Saab Draken подвешены оба варианта ракет Falcon шведской сборки: Rb 28 (AIM-4C) с ИК-головкой самонаведения на наружных пилонах и Rb 27 (AIM-26B) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения на внутренних пилонах. Оба варианта также поставлялись в Швейцарию.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB J-35J
Последние J 35J Draken прошли капитальный ремонт в начале 1990-х годов, затем их перекрасили в камуфляж из двух оттенков серого цвета, который оставался последним вариантом окраски Draken вплоть до того момента, когда последняя эскадрилья этих машин была расформирована в конце 1998 года.
На протяжении холодной войны совершавшие патрульные полеты Ту-22М регулярно перехватывались западными истребителями. На снимке: Ту-22М в сопровождении шведского Saab Draken в небе над Балтикой.
Одна из первых фотографий Ту-22М2, появившаяся на Западе. Ту-22М2 с ракетой Х-22 совершает полет над Балтикой с эскортом из шведских "Дракенов"
Необходимость хвостовой тележки шасси при касании ВПП наглядно демонстрирует пара J 35J Draken из авиакрыла F10. Вариант "J" оснащался дополнительными пилонами для подвески вооружения под центропланом крыла. В данном случае на них укреплены ракеты AIM-9 Sidewinder.
Строй Draken шведских ВВС из авиакрыла F10 на базе в Ангельхольме. Эта эскадрилья стала последней в Швеции, летавшей на Draken J 35J до 12 декабря 1998 года. Она пересела на Saab J AS 39 Gripen, а в 2002 году была расформирована.
S-35
Draken S 35E являлся специальным разведывательным самолетом шведских ВВС. В наплыве под носовой частью размещался АФА переднего обзора Ska 16В. Самолет нес еще шесть АФА нижнего обзора и перспективной съемки: четыре в носовой части и два в крыле.
Saab RF-35 "Дракен": N111XD (AR-111)
Austria
В конце 1980-х годов Австрия закупила 24 истребителя J 35D, ранее состоявших на вооружении шведских ВВС. В Австрии самолеты получили обозначение J 35O и каплевидные фонари по типу фонарей кабин для истребителей J 35F.
21 мая 1985г.: в соответствии с долговременным требованием на перехватчик Австрия заказала 24 переоборудованных подержанных Flygvapen Saab J350 Draken.
J35 Австрии
J35 Австрии
Finland
J35 Финляндии
J35 Финляндии
11-я истребительная эскадрилья Лапландского авиационного командования ВВС Финляндии стала последним эксплуатантом Draken (J 35S финской постройки). Последний Draken был списан в Финляндии в 1997 году.
J35 Финляндии
A Saab-35BS Draken (DK-205) of HavLLv 11, this being one of the oldest examples of the Swedish fighter in the inventory of the Lapin Lennosto at Rovaniemi.
HavLlv 21 - одна из двух финских эскадрилий, вооруженная самолетами Draken и летавшая на них с 7 972 по 1997 годы, а потом первой в Финляндии перевооруженная на F-18C/D Hornet. Другая финская эскадрилья, HavLlv 11, использовала Draken до 2000 года.
Denmark
J35 Дании
Sk-35
Последний курс обучения на двухместном Sk 35С из авиакрыла F10 был проведен в 1996 году. Данный самолет оснащался и противоштопорным парашютом, размещенным в контейнере над соплом двигателя.
Для подготовки и тренировки летчиков в авиакрыле F10 вплоть до снятия с вооружения истребителей J3S использовались "спарки" Sk35C. Все двухместные учебно-тренировочные самолеты были окрашены в серебристый цвет.
Создание двухместной учебно-тренировочной модификации истребителя было запланировано еще на ранней стадии проектирования. Вторая кабина размещена в фюзеляже за счет уменьшения размеров переднего топливного бака.
Sk 35C. Двухместный учебно-тренировочный Sk 35С стал третьим серийным вариантом. Кабины разделялись бронированным щитом, на перегородке устанавливался перископ, РЛС отсутствовала, под крылом монтировались дополнительные гребни.
J35 Финляндии
SAAB TF-35 Draken AT-157 of the Royal Danish Air Force
J35 Дании