Антонов Ан-12
Варианты:
Антонов - Ан-12 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (31)
Ан-12

   Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
   Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
   Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
   С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
   Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
   Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

   Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

   Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
   Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
   Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
   Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
   Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
   Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
   Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
   Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

   Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
   Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
   Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
   Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
   Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
   Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
   Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
   Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
   Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

   Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
   Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
   Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
   Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
   Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
   Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Ан-12БК из состава 16-го ВТАП, входившего в 16-ю Воздушную Армию. Группа Советских Войск в Германии, аэродром Шперенберг, первая половина 70-х гг.
Ан-12БК "09 красный", зав. N 7345203 из 257 ОСАП 1 ВА. Аэродром Хабаровск-Большой. Лето 1997г.
Ан-12Б в типичной окраске военно-транспортной авиации конца 50-х - начала 60-х гг. Звезды без белой окантовки. Хотя цвет бортовых номеров и законцовок обтекателей втулок воздушных винтов регламентировался специальными документами, но в процессе эксплуатации и при передаче самолетов в другие части, использование деталей из ремонтных фондов и со списанных машин позволяло в итоге "получить" довольно "веселенькие" сочетания
Ан-12
Ан-12 б/н 17 желтый, сер. N 7344905. 181-я оаэ 37-й ВА ВГК (СН) (Дальней авиации). эскадрилья дислоцируется в Иркутске. Март 2004г.
Ан-12А, Кабул, 1988г.
Ан-12БК "28 синий", зав. N 8346704 из 257 ОСАП 1 ВА. Аэродром Хабаровск-Большой. Лето 1997г.
Ан-12БК б/н 33 синий, сер. N 61347804. Принадлежность не установлена. Находился пролетом на аэродроме КАПО им. С.П.Горбунова в Казани, 25 апреля 2003г.
Спроектированный как транспортный, самолет Ан-12 был приспособлен для выполнения очень широкого круга задач. На рисунке изображен Ан-12ПС - поисково-спасательный самолет и самолет постановки помех.
Ан-12Б из состава неустановленной части ВТА с одним из "промежуточных" вариантов "аэрофлотовской" полосы и бортовым номером типично военного образца. Учения "Двина", март 1970 г.
Ан-12БК из 50-го осап ВВС 40-й армии Кабул, лето 1987 года
Ан-12БК из 111-го авиаполка управления ТуркВО. Как и на многих самолетах ВТА, выполнявших рейсы в Афганистан, поверх закрашенных звезд были нанесены обозначения "Аэрофлота". Осень 1988 года.
С расширением в 60-х гг. военно-технического сотрудничества с зарубежный странами полки ВТА всё чаще привлекались для выполнения перевозок В экстренных случаях штатные бортовые номера закрашивались (да и в целом машины старались подновить), а вместо них на борта и консоли наносились вымышленные регистрационные обозначения "Аэрофлота". При этом автоматические пушки, как правило, снимались. В таком виде этот Ан-12БК был запёчатлён в аэропорту Хельсинки известным финским фотографом Юхани Сипилой 18 ноября 1973 г.
Ан-12Б из состава 194-го Брянского Краснознамённого ГВТАП им. Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло. Фергана, 1979 г. К середине 1991 г. полк был оснащён самолётами Ан-22 и Ил-76.
Ан-12 СССР-11839. Самолет ранних серий из состава 2-й АДОН. Аэродром Чкаловское, 1963г.
Ан-12БК из состава 3-й Смоленской Гвардейской военно-транспортной авиадивизии. Витебск, 70-е гг.
Ан-12
Ан-12БК из состава военно-транспортной авиации в "коммерческой раскраске".
Дальнейшее расширение в конце 60-х гг. военно-технического сотрудничества с зарубежный странами часть военно-транспортных самолётов получила практически полноценную окраску и регистрационные обозначения "Аэрофлота".
Ан-12БП в арктической раскраске. Самолёт несёт изменённый состав бортового радионавигационного оборудования, вторая половина 70-х гг.
Ан-12, на котором в декабре 1961г. был выполнен полет по маршруту Москва-Антарктида
Ан-12, 19 красный, зав. N 3340905 из состава 603-й авиационной базы (Алматы). Талдыкорган, сентябрь 2002г.
Ан-12Б из афганского 373-го тап В ходе смены власти в Афганистане на машине поменялись и опознавательные знаки, причем на крыле они оставались прежнего образца. Самолет потерпел аварию под Термезом в результате навигационной ошибки в феврале 1993 года
Ан-12Б из состава ВВС Индии. Интересным элементом данного варианта окраски является белый "тропический вариант" окраски передней части фюзеляжа над пилотской кабиной и отсеком для сопровождающих груз лиц. Первая половина 70-х гг.
Ан-12БК ВВС Индии
Ан-12 из 31-й эскадрильи авиационно-транспортой бригады Ирака, авиабаза "Эль-Хаббания", 1981г.
Персональный Ан-12Б (вариант "салон") египетского президента Гамаля Абделя Насера. Каир-Вест, первая половина 70-х гг. Сверху самолет покрашен краской типа "слоновая кость". Флаг объединенной Арабской Республики (включавшей Египет и Сирию) закрашен. Первое время на этом самолете летал и президент Садат, однако, видимо, решив, что летать на советской машине после разрыва отношений с СССР "неполитично", в 1975г. он сменил его на "Боинг-707".
В настоящее время в Польше самолеты Ан-12 больше не используются, но раньше эксплуатировалось более 20 самолетов данного типа. Большинство в транспортном варианте, хотя несколько самолетов, включая "красный 51", были доработаны для VIP перевозок.
Ан-12Б болгарской авиакомпании «Балкан». Аэропорт Дюссельдорфа, 1978 г.
Индонезия в 1969 году получила девять Ан-12, а в 1975 году на вооружение индонезийских ВВС поступил первый C-130B. Со временем C-130 стал стандартным военно-транспортным самолетом ВВС Индонезии. Пять уцелевших Ан-12 были возвращены СССР, а четыре Ан-12 индонезийских ВВС разбились.
Ан-12А авиакомпании "Эйр Гуинии". Аэропорт Дюссельдорфа, 1976 г.