Антонов Ан-12
Варианты:
Антонов - Ан-12 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Корнешов Алексей Александрович банк. Карьера и научные публикации автора.
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (253)
Ан-12

  Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
  Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
  Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
  С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
  Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
  Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

  Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

  Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
  Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
  Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
  Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
  Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
  Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
  Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
  Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

  Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
  Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
  Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
  Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
  Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
  Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
  Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
  Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
  Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
  Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
  Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
  Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
  Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
  Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Первый опытный Ан-12 (заводской N 7900101) на летном поле Иркутского авиазавода. Декабрь 1957 года.
Отработка вариантов загрузки самодвижущихся 85-мм артиллерийских орудий СД-44 на второй опытной машине (зав. N 8900102)
Вторая опытная машина с серийным номером 8900102. Хорошо видны отличное от более поздних серийных Ан-12 остекление кабины и всего два иллюминатора по правому борту.
И.В.Кузнецов внес заметный вклад в испытания первых серийных Ан-12
Ан-12, принадлежащий 2-й производственной серии, выпущенный на иркутском авиазаводе в марте 1958г.
Опытные машины имели "прямое" крыло без наклона консолей
Уже первые опытные Ан-12 несли штатное вооружение - бомбодержатели и кормовую оборонительную установку
Полярный Ан-12Б.
Один из гражданских Ан-12 в стандартной окраске 60-х гг. в Берлине.
Ан-12
Гражданский вариант Ан-12БК
Неоценима роль Ан-12 в освоении районов Крайнего Севера
Подготовка к перелету Ан-12 в Антарктиду. В светлом плаще - О.К.Антонов
Загрузка Ан-12БК с борта автомобиля
Гражданский Ан-12 "варианта МГА" в новой цветовой схеме "Аэрофлота"
Ан-12Б в парижском аэропорту Орли, февраль 1976г.
Ан-12Б на постаменте в аэропорту Магадана, 1979г.
Признав принадлежность к военно-транспортной авиации, на этом Ан-12БП закрасили прежние "аэрофлотовские" обозначения и нанесли военную маркировку. Однако мысли командования неисповедимы и иногда делалось наоборот.
Ан-12
Выполнение работ по силовой установке Ан-12БП авиации Северного Флота. Межремонтный ресурс двигателей АИ-20 удалось довести до впечатляющей цифры в 8000 часов
Ан-12БК с установкой блоков ловушек УВ-26 на фюзеляже. Устройство несло 768 инфракрасных патронов типа ППИ-26 Ан-12БК с установкой блоков ловушек УВ-26 на фюзеляже. Устройство несло 768 инфракрасных патронов типа ППИ-26
Ан-12ПС авиации Северного флота с именной эмблемой - белым медведем
В пору расцвета советской авиации Ан-12 можно было встретить практически на всех аэродромах страны
Ан-12 служили во множестве военных и гражданских организаций и ведомств. Например, этот самолет с изображением мамонта и характерного "ковша" созвездия Большой Медведицы принадлежал командованию Дальней Авиации
"Черный тюльпан" Ан-12БК из состава 50-го полка на аэродроме Кандагара. На заднем плане - вертолеты здешнего 280-го ОВП. Зима 1987 года
Поисково-спасательный Ан-12ПС на аэродроме Североморска
Подготовка Ан-12 из состава Ферганского 194-го полка
Опытный Ан-12ПС на аэродроме Кировское под Феодосией, служившем базой проведения испытаний комплекса
Ан-12 на стоянке в Баграме, 1987г.
Ан-12БК из состава специальной метеорологической лаборатории "Циклон", занимающейся атмосферными исследованиями и контролем за погодой
Запечатленный на одном из дальневосточных аэродромов Ан-12БК сопровождал перелет группы истребителей-перехватчиков, выполняя функции "технички" с необходимым имуществом, запчастями и техсоставом на борту
Ан-12ПС авиации Северного флота с именной эмблемой - белым медведем
Наиболее совершенным в семействе стал Ан-12БК, отличавшийся новыми двигателями АИ-20М, панорамным радиолокатором "Инициатива" и грузолюком с расширенным проемом. В числе новшеств были также модернизированное навигационно-связное оборудование и погрузочные средства
Многие Ан-12, особенно первых выпусков, уже на заводе получали "квазигражданскую" окраску, имитировавшую их принадлежность к "Аэрофлоту"
Самолет-разведчик Ан-12Р на аэродроме авиации Северного флота. Данная машина несет модернизированный комплекс оборудования с заметными отличиями антенных систем
Только что покинувший заводской цех Ан-12А еще не окрашен, оставаясь в цвете натурального дюраля
Кроме Ил-76, в Кабул активно летали и Ан-12
Ан-12Б в аэропорту Кабула, весна 1980г.
Ан-12 из состава забайкальского 930-го полка на аэродроме Хельсинки. Осенью 1973 года самолеты ВТА обеспечивали доставку финских миротворцев в зону арабо-израильского конфликта
Ан-12 одной из первых производственных серий. На снимке из техописания 1960 года ретушер старательно устранил заводской номер и все признаки принадлежности машины.
Ан-12 с закрашенными звездами в Афганистане. Баграм, 1988г.
Ан-12
Испытания опытного образца Ан-12ПС. Под крылом самолета - крепления кинокамер, на бортах нанесена разметка для траекторной киносъемки сбрасываемых объектов
Ан-12
Ан-12БК с изображением зоркой совы с аэродрома Левашово. Самолет 138-го авиаполка транспортной авиации Ленинградского ВО
Принадлежащий Дальней Авиации Ан-12БК с изображением мамонта под Полярной звездой. Познания в астрономии подвели автора эмблемы, и на правом борту фюзеляжа созвездие Большой медведицы нарисовано зеркально
Ан-12 прибыл забрать тела погибших летчиков. По всей видимости, речь идет об экипаже Ми-8, сбитом накануне Нового года - штурмане А. Завапиеве и борттехнике Е.Смирнове. Баграм, декабрь 1983 г.
Ан-12БК из 257 ОСАП 1 ВА. Аэродром Хабаровск-Большой. Лето 1997г.
Самолеты-братья Ан-10 и Ан-12
Ан-10 и Ан-12 - наглядное воплощение концепции универсального самолета
Транспортники на стоянке прилетающих самолетов Баграмской авиабазы. На переднем плане - МиГ-23МЛД и летчики-истребители из дежурного звена 120-го иап. Зима 1989 г.
Ан-12БК на стоянке Баграмского аэродрома
Запуск двигателей группы Ан-12 из состава витебской 3-й ВТАД. Как видно, дело происходит в жаркую погоду - вентиляция оставалась слабым местом Ан-12, из-за чего летом на земле приходилось открывать форточки и люки кабины
Ан-12БП из состава витебской авиадивизии перед вылетом
Группа Ан-12Б опробует двигатели перед взлетом в ожидании погрузки. Створки грузолюков открыты для приема десанта
Ан-12БК на учениях "Двина", 1970г.
Строй Ан-12 в ожидании десантников. Заслуживают внимание винты всех самолетов, выставленные так, как того требует уставное единообразие
Заправка истребителей МиГ-19 с топливозаправщика Ан-12БКТ
Советские Ан-12Б на чехословацком аэродроме во время совместных учений армий Варшавского договора "Влтава". Сентябрь 1966 года.
Советский Ан-12Б на одном из польских аэродромов в ходе совместных учений войск Варшавского договора. На переднем плане - боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 Войска Польского
Погрузка техники в Ан-12
Погрузка на Ан-12 десанта и боевой техники. На переднем плане - самодвижущееся 85-мм орудие СД-44, снабженное собственным мотором и рулевым управлением для возможности маневрирования на земле
Боевые машины десанта БМД-1 движутся для погрузки в Ан-12
Погрузка десантной платформы с самоходкой АСУ-57 с помощью бортовых грузовых лебедок
Ан-12 принимает десант на полевом аэродроме. На переднем плане можно рассмотреть ГАЗ-66 "десантной модели", размеры которого специально подгонялись под грузоотсек Ан-12
Показательное посадочное десантирование самоходных орудий СУ-85 на празднике авиации в Домодедово в июле 1967 года
Самолеты витебской авиадивизии доставили авиадесантные самоходки СУ-85
Эти легкобронированные самоходки АСУ-57 (СУ-85 ???) с экипажами сбрасывались с самолетов Ан-12 на оборудованных парашютами и пневмоподушками грузовых поддонах. Погрузка их в самолет являлась достаточно хлопотным делом. Машину приходилось загонять задним ходом, рискуя помять самолет, а в грузовой кабине требовалось снимать створки люка для обеспечения прохода самоходки
Погрузка боевой техники
Загрузка "Кентавра" в самолет.
"Кентавр" перед загрузкой в самолет Ан-12Б.
Погрузка в Ан-12 парашютно-десантной платформы с грузовиком ГАЗ-66. Специальный вариант машины для ВДВ отличался кабиной с опускаемым брезентовым верхом и пониженным кузовом
К сожалению, многие советские солдаты вернулись домой на борту "черного тюльпана". "Груз 200" заносят в Ан-12 (серийный N 9343407)
Командир полка И.Н.Новиков ставит задачу экипажам
Подготовка к посадке в Ан-12 польских десантников
"А теперь привыкайте, ребята, к десантным, продуваемым всеми ветрами войскам!" Парашютисты позируют перед посадкой в Ан-12
Подготовка к десантированию. 1967г.
Хрущевская эпоха ознаменовала качественное переоснащение воздушно-десантной авиации специальными транспортными самолетами Ан-8, Ан-12, Ан-22. При проведении крупных учений с Ан-12 высаживались тысячи десантников
При парашютном десантировании Ан-12 принимал на борт до 60 бойцов
Ещё один красочный снимок Р. Суходольского, запечатлевший погрузку десанта в Ан-12 в ходе одного из учений
СССР в Афганистане. 25 декабря 1979г.: пять полков ВС СССР были переброшены в Афганистан и на советско-афганскую границу по воздуху на самолетах Ан-12 и Ан-22. Эти действия были осуществлены по просьбе просоветского руководства страны, опасающегося мусульманских повстанцев. К 26 декабря в Афганистан было введено до 5000 советских военнослужащих.
Спортсмены-парашютисты грузятся в армейский Ан-12. Поскольку своей подобной техникой ДОСААФ не располагал, приходилось для групповых прыжков обращаться к помощи военных
В ВТА самолету Ан-12 замены пока нет
Отработка учебного выхода из-под удара группы Ан-12. Самолеты идут на взлет с минимальными интервалами для ухода на аэродромы рассредоточения
Ан-12БК рулит по заснеженному аэродрому. Учения "Двина". Март 1970 года
В пору расцвета Ан-12 можно было встретить практически на всех советских аэродромах
Именно в ходе войны между Эфиопией и Сомали свой возросший потенциал продемонстрировала советская военно-транспортная авиация, получившая на вооружение современные самолеты Ан-12, Ан-22 и Ил-76
Ан-12 из 226-го осап, Шперенберг, 1993г.
Традиция 334-го полка: провожать самолет с развернутым знаменем части
На учениях "Щит-72" взлетает самолет 708-го полка. Витебск
Поисково-спасательный самолет Ан-12ПС взлетает с аэродрома Североморска
Недостатком двигателей АИ-20, свойственный практически всем первым отечественным и зарубежным ГТД, была высокая дымность. Все было почти по Райкину: "Вдыхают они кислород, а выдохнуть норовят всякую гадость..."
Взлетает Ан-12ЛЛ 3-й эскадрильи 226-го осап
Взлет Ан-12БК, принадлежащего авиации Тихоокеанского флота. Судя по виду "борта 21", гоняли его на службе нещадно. Эмблема с изображением хищной касатки и камчатских сопок, украшает борт Ан-12БК из состава 317-го ОСАП с аэродрома Петропавловско-Камчатского
Взлетает Ан-12Б ВВС России, Кубинка, май 1994г.
Ан-12БК на учениях "Двина", 1970г.
Ан-12БК в наборе высоты
Ан-12БК
В полете самолет радиотехнической разведки Ан-12Р авиации Северного флота
Ан-12 из состава 566-го полка
Ан-12ПС в полете над Кольским полуостровом
Ан-12 110-го полка
Разведывательный Ан-12 в международном воздушном пространстве. Фото сделано летом 1987г.
Десантирование из Ан-12
Выброска воздушного десанта
Ан-12 в полете
Самолет-разведчик (поисково-спасательный Ан-12БК ???) авиации Северного флота в полете над Атлантикой в сопровождении норвежского F-104G "Старфайтера"
Разведывательный Ан-12 из состава ВВС Северного флота над нейтральными водами Норвежского моря в сопровождении британских палубных "Си Харриеров". Фото сделано в марте 1984г. Ставившиеся перед экипажами винтовых разведчиков задачи обычно заключались в проведении радиотехнической разведки побережья и слежении за корабельными группами стран НАТО. Кроме того, эти машины неоднократно занимались контролем проводимых "супостатом" учений
Ан-12БК из состава 8-й авиадивизии особого назначения, несущий окраску в цветах российского флага
Ан-12 идет на посадку в Кандагаре
Ан-12 - классический транспортный самолет. На снимке прототипа хорошо видны все отличительные признаки авиационной транспортной "классики" - вместительный фюзеляж, шасси с широкой колеей, прямое крыло, высокорасположенное хвостовое оперение. Данные особенности характерны как для военных, так и для гражданских транспортных самолетов.
The commercial transport version of the Antonov An-12, with rear gun turret deleted
Antonov An-12 of the Soviet Air Force, with current enlarged nose radome
"Последний дюйм". Ан-12БК на посадочной глиссаде на этапе выдерживания при заходе на посадку
Безукоризненная посадка Ан-12БК
Ан-12БК совершает посадку в Кундузе
Ан-12БК в момент касания полосы на посадке. Крыло еще несет машину, амортизаторы шасси не обжаты, и самолет кажется привставшим "на цыпочки"
Транспортники Ан-12 и Ан-26 на стоянке аэродрома Баграм. На этот раз Ан-26 несёт звёзды, ясно говорящие о его принадлежности ВВС, а Ан-12БК отличается гражданской маркировкой с "аэрофлотовским" флажком
Ан-12 разгружается в кабульском аэропорту. Под прикрытием Ми-24 взлетает Ил-76 (регистрационный номер СССР-76705), командир п/п-к С.В.Михеев. Июль 1988г.
Во время разгрузки боеприпасов. На заднем плане - Ан-12 СССР-12134 и СССР-11535. Мазари-Шариф, лето 1980г.
Главный штурман ВВС ДРА и его советник п-к А.Ф.Яскевич. На заднем плане разгружаются Ил-76 и Ан-12 советской ВТА. Кабул, осень 1980г.
А.Н. Грацианский возле самолета Ан-12 во время командировки на Север. 1961 г.
Советские летчики из состава 154-го авиаотряда отправляются домой после спецкомандировки в Египет. Аэродром Каир-Вест, декабрь 1973 года
Этот Ан-12 привез из Шаталово в Каир-Уэст новогодние подарки и елку. Декабрь 1973г.
Экипаж покидает Ан-12 после полета. Экипировка из меховых унтов, ватных штанов и курток, напоминающая чкаловские времена, была весьма полезной во многих наших гарнизонах
Курсанты-штурманы у "летающего класса" - учебного самолета Ан-12БШ, оборудованного десятью рабочими местами для отработки учебных задач. Обучение штурманской специальности для ВТА проводилось в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов имени пролетариата Донбасса
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Сборка Ан-12 на Иркутском авиазаводе
На территории авиаремонтного завода
Испытания Ан-12 на размокшем аэродроме
Испытания Ан-12 на лыжном шасси. Колыма, май 1961г.
Лыжный вариант Ан-12 на заводском аэродроме. Подобное шасси получили три самолета, использовавшиеся в Арктике и Антарктике
Испытания первого Ан-12 с лыжным шасси
Лыжа правой основной стойки с системой подкосов и растяжек крепления
Ан-12БПЛ. Основная лыжа с обтекателем
Лыжное шасси полярного Ан-12 отличалось колоссальными размерами, непревзойденными до сих пор. Уникальные лыжи имели систему обогрева и торможения, что позволяло действовать с заснеженных аэродромов, не прибегая к их расчистке
Спасательный катер "Ерш" буксируют к самолету
Приводнение сбрасываемого катера "Ерш". Снимок сделан с сопровождающего вертолета
Отработка спасения космонавтов с помощью катера "Ерш"
Летающая лаборатория для расследования летных происшествий, оборудованная на базе Ан-12Б 27-й серии производства Воронежского завода. Заметным отличием от обычных машин является установка вспомогательного турбоагрегата в хвостовой части фюзеляжа
Летающая лаборатория НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники на месте очередной катастрофы. С помощью бортового комплекса оборудования проводилась экспертиза обломков и анализ записей самописцев разбившейся машины
Летающая водораспыливающая лаборатория "Танкер"
Специальная летающая лаборатория Ан-12 "Танкер", предназначенная для отработки противообледенительных систем летательных аппаратов. На фюзеляже сверху монтировался коллектор для распыления воды, орошавшей в полете испытываемую плоскость.
Коллектор для подачи воды на исследуемый объект. Полосатая окраски испытуемого образца служит для визуализации процесса обледенения
Ан-12БК "Танкер" с оборудованием распыления воды для имитации обледенения и отработки способов борьбы с ним
Летающая лаборатория Ан-12А СССР-11790 Ермолинского летно-испытательного предприятия. В корме и на месте грузолюка размещены обтекатели исследуемых систем
Одна из нескольких летающих лабораторий на базе Ан-12 для отработки новых видов авиационной БРЭО, предназначенного для изучения физических полей подводных целей и поиска подводных лодок.
При очередном полете над морем Ан-12 встретился с западным самолетом-разведчиком, с борта которого и был сделан этот снимок.
The example of the An-12 illustrated here appears to be a test and evaluation ASW version, with electronic extensions projecting from the nose and tail. Despite its age, the An-12 is still numerically the most important transport of the VTA.
Летающая лаборатория Ан-12 СССР-11916 с оборудованием для изучения физических полей над водной поверхностью при поиске подводных объектов
Despite its civil registration, the An-12 Cub-D is an electronic intelligence and countermeasures aircraft
Самолет Ан-12БЛ с противорадиолокационными ракетами Х-28
Летающая лаборатория Ан-12М на аэродроме ЛИИ им. Громова, предназначенная для испытаний катапультных кресел. Под консолями самолета хорошо видны киновамеры для фиксации результатов экспериментов.
Отработка системы спасения с помощью катапультируемого кресла К-36. Установка в корме самолета Ан-12М ЛЛ обеспечивала катапультирование в различных условиях, от полета с креном до перевернутого положения
Универсальная летающая лаборатория ЛИИ Ан-12М ЛЛ
Катапультирование с помощью сиденья К-36Д-3,5 с борта самолета Ан-12М ЛЛ
Летающая лаборатория Ан-12М ЛЛ использовалась при отработке системы подхвата грузов в воздухе
Универсальная летающая лаборатория ЛИИ им. Громова Ан-12М ЛЛ, предназначенная для испытания катапультных кресел, на статической стоянке аэрокосмического салона в Жуковском
Модуль для испытания катапультных кресел лаборатории Ан-12М ЛЛ. Установка запечатлена в положении для катапультирования вниз в условиях перевернутого полета
Установка катапультного кресла для испытаний на летающей лаборатории. Контрастная разметка, нанесенная на поверхности модуля, служит для кинофотосъемки трассологической экспертизы и оценки динамики отхода сиденья при отстреле.
Хвостовой модуль летающей лаборатории Ан-12М ЛЛ для испытаний опытных образцов ВСУ.
Летающая лаборатория Ан-12АП СССР-12816 с оборудованием для проведения исследований по программам Института земного магнетизма
Установка спектрометрического и радиометрического оборудования на летающей лаборатории ЛИИ Ан-12А
Летающая лаборатория на базе Ан-12Б с аппаратурой бокового обзора и хвостовым конусом. На этом Ан-12 в 1974г. проводились летные испытания головки самонаведения ПРГС-58 для противорадиолокационных ракет Х-58, успешно завершившиеся принятием этого средства поражения на вооружение ВВС.
Летающая лаборатория на базе Ан-12Б для отработки перспективного радиоэлектронного оборудования. В процессе испытаний самолет не раз менял свой облик сообразно установке и комплектации различных систем, приобретая подчас весьма причудливый вид. Самолет примечателен также необычным сочетанием военного и гражданского обозначений.
Летающая лаборатория Ан-12Б заходит на посадку в Жуковском
Летающая лаборатория Ан-12 "902" с оборудованием сверхдлинноволновой связи
ВКП Ан-12БКК "Капсула", оснащенный системами засекречивающей и быстродействующей связи, обеспечивал повышение устойчивости боевого управления военно-транспортной авиацией.
После аварийной посадки самолет "902" закончил свою карьеру на аэродроме Мальвинкель Западной Группы Войск в Германии.
Летающая лаборатория Ан-12 "Кубрик" для испытаний ИК-систем и авиационного оборудования
Ан-12Б с аппаратурой "Кубрик"
"Носатый" Ан-12Б СССР-11819 для испытаний авиационного оборудования
Самолет метеоразведки Ан-12 "Циклон"
Летающая лаборатория Ан-12БП "Циклон". Самолеты этого типа использовались для изучения атмосферы и управления погодой
Самолет Ан-12БП "Циклон" заходит на посадку в аэропорту Шереметьево
Летающая лаборатория Ан-12БП "Циклон". Машины этого типа использовались для изучения атмосферы, метеообстановки и управления погодой - разгона облаков и организации дождей.
Сброс макета испытуемого спускаемого аппарата с борта
Испытания систем приземления возвращаемых космических аппаратов обеспечивались специально переоборудованным Ан-12
Транспортный самолет Ан-12БК-ИС, оборудованный средствами радиоэлектронной борьбы - станцией прямошумовых помех СПС-5 "Фасоль" и кассетами тепловых ловушек КДС-155. Гондолы "Сирень-Д" демонтированы, но их приемные антенны сохранены
Ан-12БК-ИС с изображением уссурийского тигра управления дальневосточной 1-й Воздушной Армии в Хабаровске
Ан-12БК из 257 ОСАП 1 ВА. Аэродром Хабаровск-Большой. Лето 1997г.
Ан-12БК из 257 ОСАП 1 ВА. Аэродром Хабаровск-Большой. Лето 1997г.
Самолет Ан-12БК-ИС с контейнером помеховых станций "Сирень"
Ан-12БК-ИС в ходе переоборудования в транспортный вариант
Самолет радиационно-химической разведки Ан-12РХ с кронштейнами крепления фильтрогондол по бокам фюзеляжа. Эти машины использовались для контроля за степенью заражения атмосферы при ядерных испытаниях
"Разоруженный" спецсамолет Ан-12РХ продолжил службу в качестве обычного транспортника
Списанный самолет радиационно-химической разведки Ан-12РХ стал источником запчастей для остающихся в строю собратьев. Аэродром Левашово, весна 2007 г.
Самолет радиационно-химической разведки Ан-12РХ вернулся из полета
Крепление фильтрогондол на самолете Ан-12РХ
Звездочки на борту этого Ан-12 нанесены в память об участии в чеченской кампании. Транспортная авиация привлекалась к переброске грузов и техники на аэродромы Моздока, Буденновска, Беслана и Владикавказа, а в самой Чечне - Грозный-Северный и Ханкала
Узлы крепления фильтрогондол Ан-12РХ, с помощью которых осуществлялся забор проб воздуха
Ан-12Б чехословацких ВВС. Помимо ЧССР из стран Варшавского Договора эти самолеты получили также вооруженные силы Болгарии и Польши
Один из двух Ан-12, состоявших на вооружении 1-го военно-транспортного авиаполка ВВС ЧССР, который базировался в Мошнове. Борт "2105" сфотографирован в 1991 году во время визита самолета в Великобританию. После распада Чехословакии в 1993 году данный самолет отошел ВВС Чехии.
Афганские Ан-12БП на стоянке кабульского аэродрома. Как видно, транспортники не несут блоков тепловых ловушек. Май 1988 г.
Этот Ан-12, сфотографированный на заводском аэродроме, предназначен для поставки алжирским ВВС.
At Stansted on 23/2/77, on one of several recent freight flights, Algerian Government An-12 serialled 550 wears its call-sign 7T-WAE in the manner of a civil registration.
Алжирский Ан-12 в аэропорту Браззавиля.
Ан-12 египетских ВВС рядом с президентским "Боингом-707" Анвара Садата в аэропорту Зальцбурга. Фото сделано 1 июня 1975г.
На таких потрепанных и "безымянных" транспортниках нелегальные торговцы доставляют оружие в Конго и другие горячие точки планеты
В ходе войны обе стороны широко использовали военно-транспортную авиацию. Самолеты снабжали войска на фронте круглосуточно. На фотографии - один из шести самолетов Ан-12 "Cub-As" ВВС Ирака, использовавшихся для перевозки солдат и техники.
На момент начала в 1991 году войны в Персидском заливе на вооружении ВВС Ирака состояло несколько Ан-12, еще примерно 40 машин эксплуатировала авиакомпания "lraqi Airways". Большинство иракских Ан-12 были уничтожены в той войне.
Во время войны в Гималаях индийцы активно использовали Ан-12
Самолет Ан-12 из состава ВВС Индии на высокогорном аэродроме Лех
Два Ан-12 эксплуатировала югославская авиакомпания "JAT". Эти машины использовались, главным образом, для чартерных грузовых перевозок в Европе и на Ближнем Востоке.
Ghana Airways' first AN-12 freighter 9G-AAZ at Gatwick 22/10/61
Antonov An-12 rear-loading transport (four 4,000 ehp Ivchenko AI-20K turboprop engines) of Bulair
Antonov AN-12 LZ-BAB of Balkan-Bulgarian Airlines during a recent visit to Heathrow.
Balkan Bulgarian Airlines Antonov An-12B LZ-BAB shortly after arrival at Marshalls Airport, Cambridge, on 3rd December. It had come to collect 15 tons plus of Pye Telecommunications equipment which is being supplied to the Bulgarian civil aviation authorties under a L350.000 contract. Some of the communications equipment will be sited on mountain tops for maximum contact distances and the rest will be installed at major airports, including Sofia, Burgas and Varna
Фрагмент носовой части с нетиповой установкой ПВД
Объемистый обтекатель панорамного радиолокатора "Инициатива" в просторечии звался "бородой"
Довольно узкая колея Ан. 12 на первых порах осложняла новичкам освоение Ан-12
Нижний аварийный люк и передняя стойка шасси Ан-12БК. Для обеспечения маневренности на земле колеса стойки могли поворачиваться в стороны на 35'
Основная стойка шасси с четырехколесной тележкой. По условиям базирования на грунтовых аэродромах колеса метрового размера имели широкий профиль, "вездеходный" протектор и невысокое давление порядка 6-6,5 кг/см2
Основная стойка шасси. В хвостовой части обтекателя смонтирована ВСУ ТГ-16
Техники занимаются подготовкой Ан-12
Подготовка к замене колеса на Ан-12БК. Эта рядовая на большинстве машин процедура в силу особенностей Ан-12 требовала поднятия всего самолета "на козлы" для разгрузки стойки шасси
"Качественный ремонт авиатехники - залог безаварийной летной работы!"
При солидных размерах Ан-12 техобслуживание требовало специальных стремянок и трапов
Выполнение регламентных работ на Ан-12БП в ТЭЧ 50-го полка. Ввиду недостатка места на аэродроме выходом стало оборудование стоянок из металлических профилей-настилов. Кабул, зима 1987г.
Выполнение работ по силовой установке Ан-12 на таганрогском авиаремонтном предприятии
Проведение регламентных работ на двигателях Ан-12
Двигатели АИ-20 и винты АВ-68И
Ресурс двигателей АИ-20 в процессе эксплуатации и модернизации был доведен до внушительных 8000 часов
Обслуживанию силовых установок Ан-12 способствует хороший доступ
Хвостовая часть "конверсионного" Ан-12БК-ППС. Хорошо виден обтекатель грузолюка
Кормовая башня ДБ-65У с двумя пушками АМ-23
Эвакуация "раненого" стрелка в ходе учений
Группа летчиков и техников НИИ ВВС у Ан-12БК. Самолет выделяется необычным начертанием номера на носу, не встречавшимся в строевых частях
Экипаж 334-го полка у военно-транспортных самолетов Ан-12
Подполковник Дурыманов проверяет готовность экипажа к полету
Командир полка Дурыманов и летчики полка с индийскими коллегами
Летчики 679-го ОИТАП у самолета Ан-12. Назначением полка являлось обеспечение деятельности Сары-Шаганского полигона ПВО
М.Гареев (третий справа) с экипажем Ан-12, на котором он неоднократно летал за рубеж, в том числе - в Индонезию и Судан. Чкаловская, 1963г.
Отправка на родину погибших летчиков на "черном тюльпане" СССР-11987. Запечатленный на снимке Ан-12 вскоре сам попадет под огонь душманского "Стингера" и вернется с горящим двигателем
Под крылом Ан-12 командир 103-го втап гв.полковник Курганов Г.М.
Построение 2-й АДОН, Чкаловская, начало 1960-х гг. Из ангара виден хвост Ан-12. М.Гареев стоит за спиной генерала Петрова (справа, в брюках с лампасами).