Антонов Ан-12
Варианты:
Антонов - Ан-12 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Кабина (12)
Ан-12

  Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
  Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
  Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
  С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
  Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
  Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

  Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

  Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
  Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
  Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
  Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
  Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
  Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
  Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
  Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

  Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
  Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
  Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
  Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
  Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
  Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
  Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
  Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
  Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
  Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
  Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
  Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
  Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
  Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Кабина экипажа Ан-12Б (Ан-12БК ?). По центру под приборной доской - проход к рабочему месту штурмана
Рабочие места летчиков Ан-12БК
Кабина Ан-12БК
Приборная доска пилотов
Приборная доска пилотов
Вид на грузоотсек Ан-12БК по полету. В переборке впереди видна открытая дверь в кабину экипажа и потолочная кран-балка грузоподъемностью 2800 кг
Грузовая кабина. Вид по полету
Установка транспортера ТГ-12М в грузовой кабине самолета
Грузовая кабина Ан-12БК (вид в хвост). Обращают на себя внимание вертикальные стойки со шпангоутами 25 и 30 посередине кабины. Обеспечивая увязку силовых элементов центроплана и фюзеляжа, они являлись натуральным "узким местом" грузоотсека. Хорошо видна потолочная кран-балка грузоподъемностью 2000 кг
Потолочная кран-балка в грузовой кабине Ан-12 обеспечивала погрузку грузов весом до 2000 кг. Средства механизации включали также пару электрических лебедок БЛ-52
Авиабомбы на транспортере бомбардировщика Ан-12БКВ
Кабина хвостового стрелка с прицельной станцией КПС-53А и пультом электродистанционного управления пушками. От огня противника стрелок защищался 20-мм дюралевой бронеплитой и прозрачной броней из стеклоблоков толщиной 135 мм сзади и 112 мм по бокам