Lockheed P-38 Lightning
Варианты:
Lockheed - P-38 Lightning - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
P-38 Lightning
Lockheed 22 (P-38 Lightning)
Фотографии:

Боковые проекции (17)

P-38 Lightning

Одноместный двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством Х.Хиббэрда. Опытный образец XP-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Строился заводами "Локхид" в Барбэнке и "Консолидейтэд-Валти" в Нэшвилле. Всего построено 9923 экз. Самолет в годы Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июня 1941 г.
Основные серийные модификации:
   - P-322 с моторами V-1710-C15 без турбонаддува, вооружение 1x20 + 4x12,7;
   - P-38 с моторами V-1710-27/29 с турбонаддувом, вооружение 1x37 + 2x12,7 + 2x7,62;
   - P-38D с протектированными бензобаками, улучшенной бронезащитой, вооружение 1x37+4x12,7;
   - P-38E с улучшенным оборудованием, вооружение 1x20+4x12,7;
   - P-38F с моторами V-1710-49/53, подвеска НУРС;
   - P-38G с моторами V-1710-51/55;
   - P-38H с моторами V-1710-89/91;
   - P-38J с моторами V-1710-89/91 с интеркулерами, начиная с серии J-15 - дополнительные бензобаки, с J-25 - аэродинамические тормоза;
   - P-38L с моторами V-1710-111/113, улучшенная подвеска PC;
   - P-38M, двухместный ночной истребитель с РЛС на базе P-38L.
P-38 применялись в системе ПВО западного побережья США с декабря 1941 г. С августа 1942 г. начали использоваться на Аляске, в Великобритании и на Новой Гвинее, с лета 1943 г. - в Северной Африке. Далее широко применялись ВВС армии США на всех театрах военных действий, в частности, осенью 1944 г. в челночных операциях с баз на Украине.
Самолет снят с производства в сентябре 1945 г. Снят с вооружения в США в 1949 г.


P-38J||
Размах:||15,86 м
Длина:||11,62 м
Моторы, количество х мощность:||2x1425 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9850 кг
Максимальная скорость:||660 км/ч
Практический потолок:||13400 м
Дальность:||4150 км

Lockheed 22 (P-38 Lightning)

Необычная конфигурация P-38 Lightning стала следствием запроса (технических требований)Военно-воздушных сил Армии США от 1937 года к истребителю с высокими летными данными.
   Оговоренные в спецификации скорость, скороподъемность и дальность полета не представлялось возможным реализовать в проекте традиционного одномоторного истребителя. Конструкторы "Lockheed" остановились на двухмоторном варианте. Самолет представлял собой среднеплан двухбалочной схемы с гондолой кабины летчика в центроплане. Моторы стояли в носовых частях балок, которые оканчивались килями с рулями направления. Балки соединял стабилизатор с рулем высоты. Шасси было убираемое с носовой опорой, которая помещалась в гондоле. Основные опоры убирались в балки.
   Прототип XP-38 с двумя 960-сильными моторами Allison V-1710-11/15 с винтами противоположного вращения выполнил первый полет 27 января 1939 года. Самолет разбился, налетав всего 12 часов. Однако он успел показать соответствие реальных характеристик заданным, поэтому 27 апреля 1939 года авиация Армии США заказала 13 YP-38. Серийные истребители поступали в войска с конца 1941 года, а первая победа на P-38 была одержана в воздушном бою 14 августа 1942 года: над Северной Атлантикой сбит Fw 200C Condor. Регулярные боевые вылеты P-38 в Северной Африке начались 19 ноября 1942 года.

   Всего построено немногим более десяти тысяч самолетов, включая 113 собранных по отдельному контракту на заводе "Consolidated-Vultee". P-38 ВВС Армии США применялись почти на всех театрах военных действий. Самолет вошел в историю как участник многих известных операций, включая уничтожение в 885 км от аэродрома базирования на Гуадалканале Mitsubishi G4M с адмиралом Ямамото на борту. "Ас из асов" ВВС Армии США периода Второй мировой войны майор Дик Бонг (40 подтвержденных сбитых самолетов противника) сражался на P-38 над Тихим океаном. В Европе P-38 использовались, в основном, в 9-й Воздушной армии, которая обеспечивала истребительное прикрытие бомбардировщикам 8-й Воздушной армии в дневных налетах на Германию. После окончания войны P-38 в короткий срок были сняты с вооружения большинства строевых частей, хотя отдельные машины эксплуатировались до 1949 года.


Варианты

   YP-38: обозначение предсерийного самолета, близкого к прототипу, но с моторами Allison V-1710-27/-29 мощностью по 1150 л.с. и винтами противоположного вращения
   P-38 (позже RP-38): первый серийный вариант, близкий к YP-38, с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и одной 37-мм пушки, дополнительным бронированием и бронестеклом фонаря кабины
   P-38D (позже RP-38D): серийный вариант, близкий P-38, изменен состав бортового оборудования; построено 36
   P-38E (позже RP-38E): серийный вариант с обновленным оборудованием и заменой 37-мм пушки на пушку калибра 20 мм; построено 210
   P-38F: серийный вариант, первый P-38, использованный в боевых действиях; построено 527, включая 150 по британскому (Lightning Mk I) и французскому заказам; французский контракт передали Великобритании, но после оценочных испытаний британские ВВС отказались от закупок самолетов; оснащен моторами Allison V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с.; строился в нескольких подвариантах, в том числе P-38F-15 с маневренными закрылками
   P-38G: серийный вариант, близкий P-38F-15, по ходу выпуска в конструкцию вносили изменения; построено 1082
   P-38H: серийный вариант, близкий P-38G, но с мотором Allison V-1710-89/-91 мощностью 1425 л. с.; построен 601
   P-38J (позже F-38J): близок P-38H, но с большим количество конструктивных изменений; построено 2970; для использования в качестве легкого бомбардировщика внедрено остекление носовой части гондолы, где монтировался бомбардировочный прицел или бомбардировочная РЛС
   P-38K: один прототип с моторами Allison V-1710-75/-77 мощностью 1425 л.с., установленными на планере P-38G
   P-38L (позже F-38L): финальный вариант серии выпуска "Lockheed" с моторами Allison V-1710-111/-113, близок P-38J; построено 3810
   P-38L-5: вариант, близкий P-38L, но сборки "Consolidated-Vultee"; заключен контракт на производство 2000 самолетов, до окончания войны построено 113
   P-38M: около 80 P-38F, P-38K и P-38L, доработанных ВВС Армии США и "Lockheed" в двухместные ночные перехватчики, на вооружение поступили уже после окончания войны
   TP-38L: небольшое количество самолетов, доработанных ВВС Армии США в двухместный учебно-тренировочный вариант; конверсии P-38J неофициально обозначались TP-38J
   XP-38A: один P-38, использовавшийся в 1942 году для экспериментов с гермокабиной
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed P-38L Lightning

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: два V-образных мотора Allison V-1710-111/-113 V-12 мощностью по 1475 л. с. (1100 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 666 км/ч на высоте 7620 м; практический потолок 13 410 м; нормальный радиус 724 км
   Масса: пустого 5806 кг; максимальная взлетная 9798 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 11,53 м; высота 3,91 м; площадь крыла 30,47 м2
   Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка, до 1451 кг бомб
P-38F к-на Джорджа Лейвена из 54-й АЭ ВВС США. Адак, 1943г.
Истребитель Локхид P-38G
P-38H командира 9-й эскадрильи 49-й истребительной группы капитана Джеральда Джонсона. Дободура, ноябрь 1943г.
P-38H командира 80-й эскадрильи 8-й истребительной группы майора Эдварда Крэгга. Финшхафен, ноябрь 1943г.
P-38H капитана Ричарда Бонга из состава 9-й эскадрильи 49-й истребительной группы. Дободура, ноябрь 1943г.
P-38H 1-го лейтенанта Мариона Кирби из состава 431-й эскадрильи 475-й истребительной группы. Дободура, ноябрь 1943г.
Тяжелый истребитель Lockheed P-38 Lightning был довольно неуклюжим в ближнем бою, но он ценился за большой радиус действия, значительную бомбовую нагрузку и в целом хорошие летные характеристики. На рисунке один из самолетов P-38J-10 338-й эскадрильи 55-й истребительной группы ВВС США, базировавшейся в конце 1943 года в Натхэмпстэде, Англия.
Тяжелый истребитель Локхид P-38J
P-38J из 432-й истребительной эскадрильи, базировавшейся в конце 7 943 года на Новой Гвинее. На этом варианте "J" передвинуты радиаторы и добавлены баки в носках крыла.
P-38J-15-LO N 42-104012 80-й истребительной эскадрильи, на котором Р.И.Бонг сбил 12 апреля 1944г. Ki-43. Самолет цвета алюминия. Панель перед кабиной - черная.
Истребитель Локхид P-38J-15 "Лайтнинг" американского аса Ричарда А.Бонга. 9-я эскадрилья 49 FG
P-38J-15-LO N 42-103993 "Marge". Весть самолет цвета натурального алюминия. Панель перед кабиной - оливковая.
На этом P-38J с изображением своей жены Мардж на носовой части Бонг летал во время боевых действий в составе 5-й истребительной воздушной армии, базировавшихся в Кейп-Глостер в марте 1944 года.
Истребитель P-38 "Лайтнинг" лучшего американского аса Ричарда Бонга
P-38 «Лайтнинг», построено 10037 самолетов
"Pudgy V" - последний Lightning Макгуайра. Этот самолет (P-38L-1-LO, 44-24155) нес такой же бортовой номер "131", как и его первая машина. На врезке показана кабина с надписью "Pudgy V" и отметками побед Макгуайра, которые к тому моменту составляли внушительную цифру 38. Первый P-38 Lightning Макгуайра носил имя "Pudgy", которое затем наследовали все его машины, добавляя к нему только номер от II до V.
P-38L из 94-го FS 1-й FG. После посадки в Пирятине 22.07.1944г. из-за повреждений был брошен. Восстановлен в 1945г. и испытывался в НИИ ВВС