Lockheed P-38 Lightning
Варианты:
Lockheed - P-38 Lightning - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
P-38 Lightning
Lockheed 22 (P-38 Lightning)
Фотографии:

Ч/б фото (93)

P-38 Lightning

Одноместный двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством Х.Хиббэрда. Опытный образец XP-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Строился заводами "Локхид" в Барбэнке и "Консолидейтэд-Валти" в Нэшвилле. Всего построено 9923 экз. Самолет в годы Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июня 1941 г.
Основные серийные модификации:
  - P-322 с моторами V-1710-C15 без турбонаддува, вооружение 1x20 + 4x12,7;
  - P-38 с моторами V-1710-27/29 с турбонаддувом, вооружение 1x37 + 2x12,7 + 2x7,62;
  - P-38D с протектированными бензобаками, улучшенной бронезащитой, вооружение 1x37+4x12,7;
  - P-38E с улучшенным оборудованием, вооружение 1x20+4x12,7;
  - P-38F с моторами V-1710-49/53, подвеска НУРС;
  - P-38G с моторами V-1710-51/55;
  - P-38H с моторами V-1710-89/91;
  - P-38J с моторами V-1710-89/91 с интеркулерами, начиная с серии J-15 - дополнительные бензобаки, с J-25 - аэродинамические тормоза;
  - P-38L с моторами V-1710-111/113, улучшенная подвеска PC;
  - P-38M, двухместный ночной истребитель с РЛС на базе P-38L.
P-38 применялись в системе ПВО западного побережья США с декабря 1941 г. С августа 1942 г. начали использоваться на Аляске, в Великобритании и на Новой Гвинее, с лета 1943 г. - в Северной Африке. Далее широко применялись ВВС армии США на всех театрах военных действий, в частности, осенью 1944 г. в челночных операциях с баз на Украине.
Самолет снят с производства в сентябре 1945 г. Снят с вооружения в США в 1949 г.


P-38J||
Размах:||15,86 м
Длина:||11,62 м
Моторы, количество х мощность:||2x1425 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9850 кг
Максимальная скорость:||660 км/ч
Практический потолок:||13400 м
Дальность:||4150 км

Lockheed 22 (P-38 Lightning)

Необычная конфигурация P-38 Lightning стала следствием запроса (технических требований)Военно-воздушных сил Армии США от 1937 года к истребителю с высокими летными данными.
  Оговоренные в спецификации скорость, скороподъемность и дальность полета не представлялось возможным реализовать в проекте традиционного одномоторного истребителя. Конструкторы "Lockheed" остановились на двухмоторном варианте. Самолет представлял собой среднеплан двухбалочной схемы с гондолой кабины летчика в центроплане. Моторы стояли в носовых частях балок, которые оканчивались килями с рулями направления. Балки соединял стабилизатор с рулем высоты. Шасси было убираемое с носовой опорой, которая помещалась в гондоле. Основные опоры убирались в балки.
  Прототип XP-38 с двумя 960-сильными моторами Allison V-1710-11/15 с винтами противоположного вращения выполнил первый полет 27 января 1939 года. Самолет разбился, налетав всего 12 часов. Однако он успел показать соответствие реальных характеристик заданным, поэтому 27 апреля 1939 года авиация Армии США заказала 13 YP-38. Серийные истребители поступали в войска с конца 1941 года, а первая победа на P-38 была одержана в воздушном бою 14 августа 1942 года: над Северной Атлантикой сбит Fw 200C Condor. Регулярные боевые вылеты P-38 в Северной Африке начались 19 ноября 1942 года.

  Всего построено немногим более десяти тысяч самолетов, включая 113 собранных по отдельному контракту на заводе "Consolidated-Vultee". P-38 ВВС Армии США применялись почти на всех театрах военных действий. Самолет вошел в историю как участник многих известных операций, включая уничтожение в 885 км от аэродрома базирования на Гуадалканале Mitsubishi G4M с адмиралом Ямамото на борту. "Ас из асов" ВВС Армии США периода Второй мировой войны майор Дик Бонг (40 подтвержденных сбитых самолетов противника) сражался на P-38 над Тихим океаном. В Европе P-38 использовались, в основном, в 9-й Воздушной армии, которая обеспечивала истребительное прикрытие бомбардировщикам 8-й Воздушной армии в дневных налетах на Германию. После окончания войны P-38 в короткий срок были сняты с вооружения большинства строевых частей, хотя отдельные машины эксплуатировались до 1949 года.


Варианты

  YP-38: обозначение предсерийного самолета, близкого к прототипу, но с моторами Allison V-1710-27/-29 мощностью по 1150 л.с. и винтами противоположного вращения
  P-38 (позже RP-38): первый серийный вариант, близкий к YP-38, с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и одной 37-мм пушки, дополнительным бронированием и бронестеклом фонаря кабины
  P-38D (позже RP-38D): серийный вариант, близкий P-38, изменен состав бортового оборудования; построено 36
  P-38E (позже RP-38E): серийный вариант с обновленным оборудованием и заменой 37-мм пушки на пушку калибра 20 мм; построено 210
  P-38F: серийный вариант, первый P-38, использованный в боевых действиях; построено 527, включая 150 по британскому (Lightning Mk I) и французскому заказам; французский контракт передали Великобритании, но после оценочных испытаний британские ВВС отказались от закупок самолетов; оснащен моторами Allison V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с.; строился в нескольких подвариантах, в том числе P-38F-15 с маневренными закрылками
  P-38G: серийный вариант, близкий P-38F-15, по ходу выпуска в конструкцию вносили изменения; построено 1082
  P-38H: серийный вариант, близкий P-38G, но с мотором Allison V-1710-89/-91 мощностью 1425 л. с.; построен 601
  P-38J (позже F-38J): близок P-38H, но с большим количество конструктивных изменений; построено 2970; для использования в качестве легкого бомбардировщика внедрено остекление носовой части гондолы, где монтировался бомбардировочный прицел или бомбардировочная РЛС
  P-38K: один прототип с моторами Allison V-1710-75/-77 мощностью 1425 л.с., установленными на планере P-38G
  P-38L (позже F-38L): финальный вариант серии выпуска "Lockheed" с моторами Allison V-1710-111/-113, близок P-38J; построено 3810
  P-38L-5: вариант, близкий P-38L, но сборки "Consolidated-Vultee"; заключен контракт на производство 2000 самолетов, до окончания войны построено 113
  P-38M: около 80 P-38F, P-38K и P-38L, доработанных ВВС Армии США и "Lockheed" в двухместные ночные перехватчики, на вооружение поступили уже после окончания войны
  TP-38L: небольшое количество самолетов, доработанных ВВС Армии США в двухместный учебно-тренировочный вариант; конверсии P-38J неофициально обозначались TP-38J
  XP-38A: один P-38, использовавшийся в 1942 году для экспериментов с гермокабиной
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed P-38L Lightning

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: два V-образных мотора Allison V-1710-111/-113 V-12 мощностью по 1475 л. с. (1100 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 666 км/ч на высоте 7620 м; практический потолок 13 410 м; нормальный радиус 724 км
  Масса: пустого 5806 кг; максимальная взлетная 9798 кг
  Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 11,53 м; высота 3,91 м; площадь крыла 30,47 м2
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка, до 1451 кг бомб
P-38
XP-38. Первым самолетом Lightning был единственный XP-38, №37-457, выполнивший первый полет 27 января 1939 года. На самолете стояли моторы Allison V-1710-11/-15 мощностью по 1150 л.с. с турбонагнетателями GB B-1. Карьера XP-38 была непростой. 11 февраля при попытке установления рекорда скорости при пересечении США самолет разбился из-за отказа мотора в районе Митчелл-Филд, Нью-Йорк. Вооружение не монтировалось, но была предусмотрена установка одной 20-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов.
Опытный экземпляр истребителя XP-38
27 января 1939г.: в Марч-филд взлетел спроектированный "Келли" Джонсоном самолет Lockheed XP-38. Он летал 24 минуты, но был поврежден при посадке.
Опытный двухмоторный истребитель XP-38 фирмы «Локхид»
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
Прототип XP-38 (37-457) был облетан в Марч-Филд 27 января 1939 года лейтенантом Б. С. Келси и продемонстрировал великолепные на тот момент характеристики истребителя.
Первый экземпляр предсерийного YP-38 в воротах сборочного цеха.
YP-38 в натурной аэродинамической трубе испытательного центра NACA, декабрь 1941г.
The XP-38 twin-engined interceptor which entered flight test in January 1939.
Первый серийный P-38-LO
P-38H на испытаниях в ВВС Армии США, 1944 год. P-38 вошел в число лучших истребителей Второй мировой войны. Всего построено более 10 000 самолетов всех модификаций.
Lockheed P-38 Lightning N25Y displays its unique lines.
P-38D из 1-й истребительной группы на маневрах американской армии осенью 1941 года. Крест на носу гондолы обозначает принадлежность самолета к силам белых.
P-38D, P-38E. 36 построенных P-38D отличались от других P-38 наличием кислородной системы пониженного давления, протектированными баками и убираемой посадочной фарой. Все самолеты доработали в учебно-боевые RP-38D. Затем построили 210 серийных P-38E с 20-мм пушкой (на снимке). На P-38E улучшили приборное оборудование кабины, гидро- и электросистемы. Самолет по-прежнему не являлся полностью боеготовым, большая часть обозначалась RP-38E.
The first major production version of the Lightning, the P-38E, 210 examples of which were built.
Локхид P-38E "Лайтнинг"
P-38F
Первый P-38F, поступивший в 5-ю Воздушную армию США. На самолете видны следы заводской консервации.
P-38F-1 - участник боев в северной Африке, 1943г.
P-38F, P-38G. На 377 американских и 150 изначально заказанных Великобританией P-38F стояли моторы V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с.; вооружение - как на P-38E. По ходу производства внедрили подкрыльевые держатели для баков и бомб, пустынное оборудование и "маневренные" закрылки. На схожих P-38G (798 для США и 374 для Британии) стояли моторы V-1710-51/-55, улучшенное кислородное оборудование и новая радиостанция. Как и в случае с P-38F, по ходу производства установили подкрыльевые держатели.
P-38G-10
"Акульи пасти" - самый распространенный декоративный мотив на "Лайтнингах". Их рисовали как на фюзеляже (P-38G на фото), так и на мотогондолах.
P-38J, P-38L
"Акульи пасти" - самый распространенный декоративный мотив на "Лайтнингах". Их рисовали как на фюзеляже, так и на мотогондолах. (P-38J капитана Роя Скратфилда на фото)
Неокрашенный P-38J на Новой Гвинее, зима 1944-45 годов.
P-38L-1 с ранним вариантом ракетных подвесок.
The Lockheed P-38L Lightning with the original 14-rocket installation.
The Lockheed P-38L Lightning with the final standard rocket-cluster installation in use when the war ended.
P-38L-1, проходивший испытания в НИИ ВВС в начале 1947 года.
Техники подвешивают 227-кг фугасные бомбы к истребителю-бомбардировщику P-38L Lightning из 94-й эскадрильи 1-й истребительной группы ВВС США.
Планер "Лайтнинга" на прочностных испытаниях в ЦАГИ. Двигатели заменены балластом.
Хотя технология аэрозольных защитных покрытий была в зачаточном состоянии, тысячи боевых самолетов США пересекли Атлантику (если не были потоплены) и достигли Великобритании в полностью работоспособном состоянии. Этот P-38F, укомплектованный новыми сбрасываемыми топливными баками, прибыл в Королевский док в Ливерпуле 9 января 1943 года.
The P-38J 42-67199 photographed at Goxhill
P-38J-20
P-38J "Melba Lou" сфотографирован в Бенгалии в августе 1944 года. Действовавшие на Азиатском ТВД P-38 еще долго сохраняли после переброски на Тихоокеанский ТВД оливковую окраску верхних и нейтрально-серую окраску нижних поверхностей.
Герберт Хэтч у своего P-38J - единственный пилот из 71-й эскадрильи вернувшийся после налета на Плоешти 10 июня 1944г. и заявивший о пяти победах
Летая на P-38J "Pudgy III", Макгуайр довел число своих побед до 21, пересев затем на "Pudgy IV". К моменту своей гибели Макгуайр налетал 1096 ч 45 мин, большую часть этого времени на P-38.
P-38 "Пуджи V" Томаса Макгвайра
P-38H "Pudgy IV" с отметками о 22 победах. На этой машине Макгуайр сбил такие самолеты, как Ki-43 "Oscar", Mitsubishi Ki-51 "Sonia" и Ki-44 "Tojo".
The P-38 "Snafuperman” used by Tony LeVier for demonstrations in the UK
LeVier in "US Tech Rep" uniform, showing the nose art on his P-38.
Дальний истребитель P-38 оказался весьма востребован летом 1943 года в Северной Африке и в юго-восточной части Тихого океана. "Texas Ranger" (P-38H Lightning) принадлежал 55-й истребительной группе, достигшей боеготовности в октябре 1943 года.
P-38L-5
Этот "Лайтнинг" стал первым американским самолетом, приземлившимся на советской авиабазе после выполнения "челночного" разведывательного рейда. Из Англии машину привел полковник Каллен. Май 1944г.
Как только в Европе были захвачены площадки, пригодные для взлета и посадки самолетов, авиация союзников начала перебазирование на континент. Снимок P-38J из 9-й Воздушной армии сделан 14 июня 1944 года в Нормандии.
Originally serialled 44-27205, the P-38L was registered NX34992 in February 1946, this pair of photographs showing it in excellent condition some time after its civil registration had been applied to the rudders. Note the faired-over gun ports in the picture above. The machine was to be used only for “exhibition flying and racing”.
C-69 на одной из авиабаз ВВС США, на заднем плане истребители "Лайтнинг"
Для поддержки операций партизан в Югославии союзники собрали в Италии крупную авиационную группировку. На снимке Spitfire и Hurricane, собранные для ремонта в 110-м подразделении технического обслуживания в итальянском Бриндизи. Американские самолеты представлены истребителями P-38 и P-47 из 15 ВВС (справа в центре). На заднем плане видны Halifax и Lysander из 148-й (специальной) эскадрильи RAF.
P-38J - немецкий трофей
Американский "Лайтнинг", как и британский "Москито" являлись на момент своего рождения сосредоточием технических новшеств, что и предопределило высокие характеристики обеих машин, но при этом изначально предназначались для решения различных задач. Однако именно высокие летно-технические данные этих самолетов позволяли их эффективно использовать при решении различных задач.
Истребитель P-38 "Лайтнинг". На таком самолете летали Бонг и Макгвайр
Истребитель P-38D, 1942г.
The Lockheed P-38J Lightning Single-seat Fighter (two Allison V-1710-89/91 engines).
55-я истребительная группа начала менять свои истребители Lockheed P-38H на P-38J в конце 1943 года. Новые самолеты имели улучшенные высотные характеристики и больше подходили 8-й Воздушной армии для сопровождения бомбардировщиков.
The P-38J which introduced beard radiators
P-38H. На 375 P-38H стояли моторы V-1710-89/-91 мощностью по 1425 л.с. с автоматически створками маслорадиаторов, позволившими решить проблему перегрева моторов. В остальном P-38H не отличался от P-38G-10-LO, хотя вместо турбонагнетателей B-13 стояли B-33.
P-38L
Типичной задачей, которую решали P-38 из состава Дальневосточных ВВС на Филиппинах, была штурмовка японских войск в районе Манилы.
Lightning, состоявшие на вооружении 8-й Воздушной армии, передали в 9-ю Воздушную армию, где их использовали для штурмовки наземных целей. На фотографии - атаку поезда выполняет Lightning с полосами вторжения на крыле.
P-38 Lightning использовался в роли истребителя-бомбардировщика и весьма эффективно показал себя на Итальянском фронте. Самолет был одним из лучших самолетов Второй мировой войны.
Эскадрилья истребителей P-38J (некоторые - с подвесными баками) возвращается на базу после сопровождения бомбардировщиков 15-й ВА в рейде на Австрию. Lightning принадлежат 1-й истребительной группе (27-я, 71-я и 94-я эскадрильи), базировавшейся в Сальсола, аэроузел Фоджа.
Самолет-разведчик P-38J-20-LO в сопровождении истребителей F4U, вооруженных ракетами и баками с напалмом, во время атаки на Куши-Таке на Окинаве в июне 1945 года. На P-38 наблюдатель и фотокамеры размещались в контейнере под фюзеляжем.
P-38H из состава 80-й истребительной эскадрильи 8-й истребительной авиагруппы сопровождают B-25D-20 из 501-й бомбардировочной эскадрильи в ходе налета 2 ноября 1943г.
Пара P-38J сфотографирована на взлете с британского аэродрома, им предстоит боевой вылет на сопровождение тяжелых бомбардировщиков. На обоих истребителях подвешены 208-литровые дополнительные топливные баки.
Lightning был, прежде всего, истребителем, но заметную роль в войне сыграли и фоторазведчики на базе этой машины. На снимке - F-5B (на переднем плане) в одном строю с истребителями P-38J. Хорошо видны различия в обводах носовых частей гондол.
"Спитфайр" Mk.VIII, летящий над Тихим океаном в одном строю с P-38
P-47 "Тандерболт", P-38 "Лайтнинг" и P-51 "Мустанг" - "три богатыря" американских ВВС, обеспечивающих прикрытие B-17 и B-24 в дневных налетах на Германию
19 августа 1945г.: эскортируемые самолетами B-25J и SB-17 из 345-й бомбардировочной группы, а также истребителями P-38, два самолета Mitsubishi G4M1 доставили японскую делегацию в Ие-Шима. Акт о капитуляции Японии подписан 2 сентября на борту "Миссури" в Токийском заливе.
Lightning
"Лайтнинг" I
"Модель P-322" ("Лайтнинг Mk.I") для Великобритании. Обратите внимание на отсутствие турбокомпрессоров на мотогондолах.
Lockheed Lightning I, AF 106, one of the few aircraft of this type which reached this country for evaluation flying.
One of the three Model 322 Lightning Is delivered to the UK
Lightning P-322
P-38M
"Найт Лайтнинг" P-38M в полете.
P-38M. По результатам экспериментов с модернизацией нескольких P-38F/L в ночные истребители с РЛС "Lockheed" разработала P-38M "Night Lightning", двухместный вариант P-38L с контейнерной РЛС AN/APS-6. Заказали 75 конверсий, но первый самолет был готов уже после окончания войны.
P-38M
 
Jigsaw. The ground shadow gave the main clue to this aircraft, which is an experimental version of the Lockheed P-38 Lightning.
Монтаж легкосъемной силовой установки P-38L.
Зарядка пулеметов. Обратите внимание на кожухи стволов, которые ставили на многие машины.
Конструкторы "Lockheed" даже не думали, что на их самолете будут сушить белье. Неудачная система обогрева и вентиляции P-38 была одинаково плохой и для морозной Европы, и для жаркой Азии.
The Lightning (relampago in Spanish) in Argentina as LV-HIX, with pilot Miguel Fitzgerald in the cockpit with an Air Force corporal perched alongside. Although popular with its pilots, the P-38 was hard to maintain.
Командир 80-й истребительной эскадрильи майор Эдвард Крэгг по кличке "Порки". Фото сделано летом 1943г.
Л-т С.Лонг садится в свой "Лайтнинг"
Говорили, что за штурвалом своего Lightning Бонг преображался, как доктор Джекил и мистер Хайд. Он разработал новую тактику боя, которой обучил других летчиков, находившихся под его командованием.
Майор Р.А.Бонг в кабине P-38J-15-LO (42-104380).
Бонг в кабине P-38 со своей невестой Марджори Воттендейл.
Самый результативный американский ас второй мировой войны - Ричард Бонг у своего P-38J во время пропагандистского турне по США.
Р.А.Бонг в кабине P-38J-15-LO (42-103993), на котором он летал с октября 1943 по март 1944г.
На этом снимке Бонг и Макгуайр (справа) что-то обсуждают, стоя у винта P-38. Оба пилота мастерски владели этим истребителем, и между ними шло жестокое соревнование.
Чарльз Линдберг беседует с майором Макгвайром
Носовая и основная стойки шасси P-38.