Lockheed P-38 Lightning
Варианты:
Lockheed - P-38 Lightning - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
P-38 Lightning
Lockheed 22 (P-38 Lightning)
Фотографии:

Цветные фото (31)

P-38 Lightning

Одноместный двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Спроектирован в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством Х.Хиббэрда. Опытный образец XP-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Строился заводами "Локхид" в Барбэнке и "Консолидейтэд-Валти" в Нэшвилле. Всего построено 9923 экз. Самолет в годы Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июня 1941 г.
Основные серийные модификации:
   - P-322 с моторами V-1710-C15 без турбонаддува, вооружение 1x20 + 4x12,7;
   - P-38 с моторами V-1710-27/29 с турбонаддувом, вооружение 1x37 + 2x12,7 + 2x7,62;
   - P-38D с протектированными бензобаками, улучшенной бронезащитой, вооружение 1x37+4x12,7;
   - P-38E с улучшенным оборудованием, вооружение 1x20+4x12,7;
   - P-38F с моторами V-1710-49/53, подвеска НУРС;
   - P-38G с моторами V-1710-51/55;
   - P-38H с моторами V-1710-89/91;
   - P-38J с моторами V-1710-89/91 с интеркулерами, начиная с серии J-15 - дополнительные бензобаки, с J-25 - аэродинамические тормоза;
   - P-38L с моторами V-1710-111/113, улучшенная подвеска PC;
   - P-38M, двухместный ночной истребитель с РЛС на базе P-38L.
P-38 применялись в системе ПВО западного побережья США с декабря 1941 г. С августа 1942 г. начали использоваться на Аляске, в Великобритании и на Новой Гвинее, с лета 1943 г. - в Северной Африке. Далее широко применялись ВВС армии США на всех театрах военных действий, в частности, осенью 1944 г. в челночных операциях с баз на Украине.
Самолет снят с производства в сентябре 1945 г. Снят с вооружения в США в 1949 г.


P-38J||
Размах:||15,86 м
Длина:||11,62 м
Моторы, количество х мощность:||2x1425 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9850 кг
Максимальная скорость:||660 км/ч
Практический потолок:||13400 м
Дальность:||4150 км

Lockheed 22 (P-38 Lightning)

Необычная конфигурация P-38 Lightning стала следствием запроса (технических требований)Военно-воздушных сил Армии США от 1937 года к истребителю с высокими летными данными.
   Оговоренные в спецификации скорость, скороподъемность и дальность полета не представлялось возможным реализовать в проекте традиционного одномоторного истребителя. Конструкторы "Lockheed" остановились на двухмоторном варианте. Самолет представлял собой среднеплан двухбалочной схемы с гондолой кабины летчика в центроплане. Моторы стояли в носовых частях балок, которые оканчивались килями с рулями направления. Балки соединял стабилизатор с рулем высоты. Шасси было убираемое с носовой опорой, которая помещалась в гондоле. Основные опоры убирались в балки.
   Прототип XP-38 с двумя 960-сильными моторами Allison V-1710-11/15 с винтами противоположного вращения выполнил первый полет 27 января 1939 года. Самолет разбился, налетав всего 12 часов. Однако он успел показать соответствие реальных характеристик заданным, поэтому 27 апреля 1939 года авиация Армии США заказала 13 YP-38. Серийные истребители поступали в войска с конца 1941 года, а первая победа на P-38 была одержана в воздушном бою 14 августа 1942 года: над Северной Атлантикой сбит Fw 200C Condor. Регулярные боевые вылеты P-38 в Северной Африке начались 19 ноября 1942 года.

   Всего построено немногим более десяти тысяч самолетов, включая 113 собранных по отдельному контракту на заводе "Consolidated-Vultee". P-38 ВВС Армии США применялись почти на всех театрах военных действий. Самолет вошел в историю как участник многих известных операций, включая уничтожение в 885 км от аэродрома базирования на Гуадалканале Mitsubishi G4M с адмиралом Ямамото на борту. "Ас из асов" ВВС Армии США периода Второй мировой войны майор Дик Бонг (40 подтвержденных сбитых самолетов противника) сражался на P-38 над Тихим океаном. В Европе P-38 использовались, в основном, в 9-й Воздушной армии, которая обеспечивала истребительное прикрытие бомбардировщикам 8-й Воздушной армии в дневных налетах на Германию. После окончания войны P-38 в короткий срок были сняты с вооружения большинства строевых частей, хотя отдельные машины эксплуатировались до 1949 года.


Варианты

   YP-38: обозначение предсерийного самолета, близкого к прототипу, но с моторами Allison V-1710-27/-29 мощностью по 1150 л.с. и винтами противоположного вращения
   P-38 (позже RP-38): первый серийный вариант, близкий к YP-38, с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и одной 37-мм пушки, дополнительным бронированием и бронестеклом фонаря кабины
   P-38D (позже RP-38D): серийный вариант, близкий P-38, изменен состав бортового оборудования; построено 36
   P-38E (позже RP-38E): серийный вариант с обновленным оборудованием и заменой 37-мм пушки на пушку калибра 20 мм; построено 210
   P-38F: серийный вариант, первый P-38, использованный в боевых действиях; построено 527, включая 150 по британскому (Lightning Mk I) и французскому заказам; французский контракт передали Великобритании, но после оценочных испытаний британские ВВС отказались от закупок самолетов; оснащен моторами Allison V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с.; строился в нескольких подвариантах, в том числе P-38F-15 с маневренными закрылками
   P-38G: серийный вариант, близкий P-38F-15, по ходу выпуска в конструкцию вносили изменения; построено 1082
   P-38H: серийный вариант, близкий P-38G, но с мотором Allison V-1710-89/-91 мощностью 1425 л. с.; построен 601
   P-38J (позже F-38J): близок P-38H, но с большим количество конструктивных изменений; построено 2970; для использования в качестве легкого бомбардировщика внедрено остекление носовой части гондолы, где монтировался бомбардировочный прицел или бомбардировочная РЛС
   P-38K: один прототип с моторами Allison V-1710-75/-77 мощностью 1425 л.с., установленными на планере P-38G
   P-38L (позже F-38L): финальный вариант серии выпуска "Lockheed" с моторами Allison V-1710-111/-113, близок P-38J; построено 3810
   P-38L-5: вариант, близкий P-38L, но сборки "Consolidated-Vultee"; заключен контракт на производство 2000 самолетов, до окончания войны построено 113
   P-38M: около 80 P-38F, P-38K и P-38L, доработанных ВВС Армии США и "Lockheed" в двухместные ночные перехватчики, на вооружение поступили уже после окончания войны
   TP-38L: небольшое количество самолетов, доработанных ВВС Армии США в двухместный учебно-тренировочный вариант; конверсии P-38J неофициально обозначались TP-38J
   XP-38A: один P-38, использовавшийся в 1942 году для экспериментов с гермокабиной
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed P-38L Lightning

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: два V-образных мотора Allison V-1710-111/-113 V-12 мощностью по 1475 л. с. (1100 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 666 км/ч на высоте 7620 м; практический потолок 13 410 м; нормальный радиус 724 км
   Масса: пустого 5806 кг; максимальная взлетная 9798 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 11,53 м; высота 3,91 м; площадь крыла 30,47 м2
   Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка, до 1451 кг бомб
P-38
YP-38, P-38. Следом за прототипом построили 13 предсерийных YP-38 (на фотографии) с моторами Allison V-1710-27/-29 мощностью 1150 л.с. Оснащенные турбонагнетателями GE В-2 новые моторы отличались от моторов XP-38 новыми воздухозаборниками, а на бортах балок были установлены радиаторы большей площади. Вооружение изменили, установив вместо 20-мм пушки пушку калибра 37 мм и два 7,62-мм пулемета вместо двух 12,7-мм. Первыми серийными машинами стали 29 P-38, отличавшихся от YP-38 вооружением из четырех 7,62-мм пулеметов и одной 37-мм пушки, также смонтировали бронезащиту и бронестекло. В 1942 году P-38 как полностью небоеготовый обозначался RP-38.
Первый экземпляр предсерийного YP-38 на испытаниях, сентябрь 1940г.
В ноябре 1942 года на ТВД прибыли самолеты Lightning - это было первое появление двухмоторного P-38 в Северной Африке. Самолет считался превосходным благодаря дальности полета и летным качествам, но поначалу терпел поражения в боях с испытанными германскими истребителями из-за неопытности американских пилотов.
P-38J, P-38L
"Юбилейный" 5000-й экземпляр "Лайтнинга" (модификация P-38J-15), целиком окрашенный в красный цвет. Самолет закончен в постройке и приступил к демонстрационным полетам 17 мая 1944г.
Сегодня несколько «Лайтнингов» из частных коллекций активно участвуют в авиашоу и показах ретроавиатех­ники. На фото: доработанный P-38L (зав. № 422-8509) из авиагруппы компании Red Bulls на авиашоу в Радоме (Польша) 27 августа 2011 г.
The Lockheed P-38L Lightning owned by Confederate Air Force Colonel John Stokes.
Lockheed P-38 Lightning N9005R/44-53095 Putt Putt Maru. Piloted by Ronnie Gardner, and owned and operated by the Lone Star Flight Museum at Galveston, Texas, the ex-Honduran Air Force P-38 had less than 10hr on the dock since a complete restoration when this photograph was taken.
Lockheed P-38 Lightning “Scatterbrain Kid” photographed by STUART HOWE, belongs to the Confederate Air Force of Texas.
P-38J, P-38L (включая P-38K). На P-38J (на фото) компания "Lockheed" адаптировала новую силовую установку, воздухозаборник радиатора мотора разместили между заборниками маслорадиатора внизу мотогондолы. Воздухозаборники на хвостовых балках также изменили. Изменения позволили повысить мощность. Построено 2970 самолетов P-38J, но на первых 10 машинах вместо воздухозаборников в мотогондолах находились дополнительные баки, финальная партия из 210 P38J-25-LO отличалась двумя важными новинками: элеронами с приводами и тормозными закрылками с электромоторами, которые позволили разрешить проблему потери управляемости в скоростном пикировании. Тормозными закрылками оснастили и большее количество уже построенных P-38.
Ричард Аира Бонг одержал все 40 своих побед на самолете P-38 Lightning. Этот двухмоторный истребитель имел большую дальность полета и нес мощное вооружение.
P-38H первыми получили опознавательные знаки в виде круглой эмблемы с полосой (до этого была просто круглая эмблема). На фотографии - новый самолет во время испытательного полета из Бербанка перед поставкой в ВВС Армии США.
Истребитель P-38J-5 и разведчик F5-B-1, Калифорния, лето 1943г. Обратите внимание на опознавательные знаки с красной обводкой, использовавшиеся американской авиацией с 29 июня по 14 августа того года.
Восстановленный до летного состояния P-38J-15, участвующий в различных авиашоу на территории США. Самолет несет обозначения 55-й истребительной эскадрильи 20-й истребительной авиагруппы американских ВВС.
The P-38 Lightning originated from a 1936 requirement for a high-altitude interceptor. Lockheed, with previous experience only in high-performance light transports, submitted an extremely radical twin-boom design. It was rarely used as an interceptor but proved itself as a fighter and fighter-bomber, especially in the war against Japan where its long range and twin-engine reliability were great advantages.
P-38 "Лайтнинг"
Коллекционер исторических военных самолетов Боб Понд многократно привлекал для экспертной оценки группу "Реставраторы истребителей", в том числе для P-38J Lightning (N38BP), на носовой части которого нанесена надпись "Joltin' Josie". На снимке: самолет во время выставки по случаю 50-летия ВВС США на авиабазе Неллис.
The 'Planes of Fame' P-40N Warhawk, P-38J Lightning and P-51D Mustangs in flight over the Avi Suquilla Airport runway at Parker, Arizona.
Three aircraft from the Santa Monica Museum of Flying in California, which held a major auction of aircraft and memorabilia during May 1990. In the foreground is the North American T-28B, flown by Chuck Smith; accompanying it are Bruce Lockwood in the P-51D Mustang and Alan Preston in Lockheed P-38 Lightning N5596V, which sold at the auction for $1.5 million (£909,090)
На снимке запечатлены основные истребители Авиакорпуса Армии США в 1939-1941 годах. Сверху вниз - P-43, P-40, P-39 и P-38. Хорошо видно, что самолеты несут различную окраску.
The F-111E parked for a photocall with the Fighter Collection’s Lockheed P-38 Lightning - the latter carries the markings of the 20th Fighter Group, the direct ancestor of the F-111’s 20th Fighter Wing.
 
Lightning Mk I (P-322). Поставкам самолетов Lightning для ВВС Армии США предшествовал заказ на 667 самолетов от англо-французской закупочной комиссии. Эти самолеты оснащались моторами V-1710-C15 мощностью 1090 л. с. без турбонагнетателей, так как англичане и французы хотели унифицировать самолет по двигателю с заказанным в это же время Curtiss H-81A (P-40). Считалось, что воздушные бои в Европе будут вестись на средних высотах, где турбонагнетатель не являлся необходимостью. Отличия между французскими и британскими машинами заключались в оборудовании кабин и вооружении. После падения Франции в 1940 году Британия заказала еще 143 Lightning Mk I в дополнение к "оригинальным" 524 Lightning Mk II, оснащенным моторами V-1710-F5L/-F5R с турбонагнетателями. Однако неудовлетворительные испытания в Боскомб-Дауне и споры по поводу контракта с "Lockheed" привели к тому, что поставлено было всего три Lightning, остальные 140 машин поступили в ВВС Армии США как P-322. Все они, за исключением 20, были оснащены моторами Allison и использовались как учебные. Lightning Mk II построили в единственном экземпляре, и он использовался компанией "Lockheed". Оставшиеся самолеты британского заказа собрали как F-38F/G для ВВС Армии США.
Последней серийной модификацией Lightning стал P-38M - его создавали после того, как P-70 на Тихом океане оказался неэффективным в качестве ночного истребителя.
The ‘Black Widow’, here flanked by a Canso and an Anson, was lost just outside the airport perimeter at Uplands in 1955 during a training flight.
This typically barren northern scene includes several examples from Spartan’s eclectic fleet, from left to right: DC-3, Ventura, Lightning and Anson