Convair F-102 Delta Dagger
Страна: США
Год: 1953


Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (9)
Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)

   F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
   В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
   В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
   Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.

   Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
   Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
   Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
   Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения
YF-102, 52-7994 first prototype which first flew on October 24th 1953. This aircraft suffered a flame out and was written off on its seventh flight.
199-я FIS, ANG Гавайев. За время 15-летней службы F-102 в 199-й FIS ANG Гавайских островов их окраска менялась незначительно. Единственным заметным изменением стала окраска в красный цвет аэродинамических гребней и введение красной полосы на законцовке киля. Базирующаяся на Гавайях 199-я FIS получила F-102A в декабре 1960 года (полеты начались в мае 1961 года) и вошла в систему ПВО островов вместе с батареями ракет Nike.
57-я FIS, ADC. F-102A эскадрильи "Black Knights" имели киль и законцовки крыла, окрашенные в цвет "арктический красный" (Arctic red), как и у ранее использовавшихся подразделением истребителей F-89D, с добавлением "шашечек" на руле направления. 15 сентября 1972 года два F-102A из 57-й FIS совершили 1000-й в истории подразделения перехват вражеского самолета. Последнее подразделение - оператор F-102 в ADC, 57-я FIS, окончательно рассталась со своими 102A 1 июля 1973 года.
196-я FIS, ANG Калифорнии. Базировавшаяся в международном аэропорте Онтарио, 196-я FIS ANG Калифорнии была одним из подразделений, где наряду со стандартными серыми машинами (на рисунке) имелись самолеты цвета натурального металла. 196-я FIS летала на F-102 с мая 1965 по март 1975 года, когда сменила свои Delta Dagger на самолеты передового наведения Cessna O-2A.
134-я FIS, ANG Вермонта. Этот F-102A из эскадрильи "Green Mountain Boys" несет различные зеленые элементы поверх базовой окраски, включая зеленые аэродинамические гребни. В разное время для обозначения звеньев в 134-й FIS использовались различные цветные шевроны и/или окраска законцовки киля. После расставания с F-102 134-я FIS пересела на самолеты EB-57.
159-я FIS, ANG Флориды. Некоторые подразделения F-102 авиации Национальной гвардии, такие как 159-я FIS во Флориде, в последние годы службы имели полностью камуфлированные самолеты. Часть этих машин прошла службу во Вьетнаме, а часть была перекрашена для подразделений ВВС США в Европе (USAFE). После недолгой эксплуатации F-86L Sabre, 159-я FIS сменила их в июле 1960 года на F/TF-102A. В 1968 году эскадрилья перебазировалась в международный аэропорт Джексонвиля.
F-102A из 142-й эскадрильи ВВС Турции, июль 1974г.
ВВС Греции. F-102 греческих ВВС (Elliniki Polimiki Aeroporia) в основном были поставлены с баз хранения США и включали как чисто серые, так и камуфлированные машины. Как и самолеты турецких ВВС (Turk Hava Kuvvetleri), греческие перехватчики несли старые серийные номера ВВС США. Подготовка греческих пилотов для F-102 началась в сентябре 1968 года на авиабазе Перрин, Техас, в рамках программы "Peace Violet".
TF-102A, 54-1370 of the 32nd Tactical Fighter Squadron, USAF based at Soesterberg, Netherlands, 1969.