Convair F-102 Delta Dagger
Страна: США
Год: 1953


Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (69)
Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)

  F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
  В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
  В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
  Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.

  Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)

  Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
  Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
  Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
  Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения
F-102
Самолет YF-102 ("Модель 8-80") впервые поднимается в воздух. Авиабаза Эдвардс, 24 октября 1953г.
Один из восьми самолетов YF-102 ("Модель 8-82") завершает очередной испытательный полет
The Convair YF-102 has one of the largest "droop-snoots" ever, and this is responsible for the downward pointing probe. This particular aircraft is different from earlier models in that it has a cambered leading edge to its wing and reflex wingtips. Other refinements are larger dive brakes, a larger vertical fin and a redesigned air intake. What looks like a horizontal tail surface near the top of the fin is an antenna and has no aerodynamic function. All production models of the F-102 will be painted with a special grey paint which prevents corrosion to the skin metal from the missile rocket engine blasts.
Второй YF-102 (на переднем плане) с удлиненной носовой частью стоит рядом с F-102A. Основными отличиями F-102A были поперечное сечение фюзеляжа, вертикальное оперение и воздухозаборники.
The second YF-102, 52-7995, made its first flight on January 11, 1954 and like the prototype was powered by the J57-P-11 turbojet.
Хорошо видно, насколько отличались YF-102 (слева) и YF-102A
One of the first investigations into the benefits of low L/D flight was accomplished by this F-102 delta-wing fighter.
High over the southern Californian mountains in April 1955, the prototype Convair YF-102A, 53-1787, shows the area-ruled “Coke-bottle” fuselage adopted when it became clear that the F-102’s original unwaisted fuselage would prevent the type from going supersonic. The Sea Dart is often thought of as an “F-102 on water-skis”, but the F2Y was a completely separate project and in fact owed more to the F-102’s predecessor, the XF-92.
The long fairing for the rudder control unit on the YF-102A is needed because of the thinness of the fin. (In the same way the aileron controls under the wing are external because of its thinness, although the elevator controls can be housed in the fuselage.)
Крыло истребителя-перехватчика F-102 Delta Dagger имело аэродинамическую крутку передней кромки, за счет которой кривизна профиля сильно возрастала от корня крыла к его законцовке.
В отличие от "следопытов" "Вуду", "Дельты Даггеры" были едва ли не самыми бесполезными самолетами на вьетнамском ТВД.

Прозвучал сигнал тревоги, и экипажи F-102A спешат к своим машинам
Взлетает группа перехватчиков из 327-й эскадрильи. Авиабаза George (США, Калифорния)
F-102A ранних серий из состава Национальной гвардии США. Весна 1965г.
An F-102A from the fourth production batch. Contracts for a total of 975 F-102As were awarded to Convair.
F-102A ранних серий. Хорошо видно, что законцовки крыла не имеют крутки
THIRSTY DAGGER. Underwing fuel tanks fitted to the Convair F-102A Delta Dagger are used only for ferrying purposes. They are not used in combat as the aircraft carries enough fuel in its wings to perform its mission.
More than 25 Air Defense Command squadrons were equipped with the F-102A at the peak of its operational life.
Красивый и элегантный F-102, однако, обладал рядом серьезных недостатков. Перехватчик так и не стал важным компонентом ПВО континентальной части США.
Convair F-102A Delta
Dagger.
Один из первых серийных F-102A (сер. N 53-1809) во время полета на предельно малой высоте
Основной задачей американских F-102 было обеспечение ПВО Северной Америки при действиях с баз на Аляске, в Гренландии, Исландии и Канаде. Для действий в Арктике Delta Dagger получили красную окраску законцовок крыла и киля.
The F-102 was the first USAF fighter to operate armed only with guided missiles and unguided rockets.
Залповый пуск УР "Фалкон" с борта F-102A
Two 525th Fighter Interceptor Squadron F102s airborne from their Bitburg, Germany base in November 1963.
Пара перехватчиков отрабатывает полет в плотном строю
The first four of the century series to fly at Edwards Air Force Base, California, when the test base was the hub of developmental testing activity in the mid-1950s; the North American F-100C Super Sabre, the McDonnell F-101A Voodoo, the Convair F-102A Delta Dart and the Lockheed F-104A Starfighter.
F-102A из 57-й эскадрильи во время перехвата советского Ту-95. Район Исландии, июль 1970г.
F-102A из 57-й эскадрильи заходит на посадку. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
Самолеты F-102A поздних серий получили крыло со значительной круткой
F-102A из 57-й эскадрильи на стоянке. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
Выруливает F-102A из 32-й эскадрильи. Авиабаза Соестерберг (Нидерланды)
One of the exhibits of Yesterday's Air Force is this Convair F-102A, formerly in service with the California Air National Guard.
Первые базовые IRST устанавливались на перехватчики ВВС США F-102. Они помогали ракетам с самонаводящейся головкой AIM-104 Falcon обнаруживать и захватывать цели до пуска при управляемом с земли перехвате.
... ну а реально американка в 1950-1960-е гг. могла появиться на военном аэродроме разве что вот в таком качестве. На снимке запечатлена фотосессия голливудской актрисы и фотомодели Барбары Лэнг в 327-й иаэ ВВС США на фоне перехватчика F-102, 1957 г.
F-102A из 509-й эскадрильи. Авиабаза Удорн (Тайланд), 1968г.
Перехватчики F-102A «Дельта Даггер» из 509-й иаэ ВВС США на авиабазе Тан Шон Нят, 1962-1963 гг.
Обслуживание перехватчика F-102A «Дельта Даггер» из 509-й иаэ ВВС США на авиабазе Тан Шон Нят.
F-102A на регламентных работах
PQM-102, converted from an F-102A by Sperry Flight Systems and the USAF’s first converted-fighter target drone to have no provision tor manned operation
An unmanned Convair PQM-102 makes a landing at Holloman AFB, New Mexico, under the control of the Mobile Ground Station. During flight, the drone was controlled from a fixed ground station. The PQM-102 was developed by the Armament Development and Test Center.
F-102A из состава 114-го авиакрыла ВВС Греции. Авиабаза Танагра, начало 1970-х гг.
Турецкие перехватчики F-102 продемонстрировали в ходе конфликта свою полнейшую неэффективность
Convair F-102A Delta Dagger all-weather interceptors of No 114 Squadron at Murted, near Ankara.
Перехватчики из 182-й эскадрильи ВВС Турции. Авиабаза Дыярбакыр, конец 1960-х гг.
TF-102
First photograph of the two-seat Convair TF-102A "combat proficiency trainer" (in the foreground). Protective papers still cover the canopy. In the background is a production F-102A.
CONVAIR F-102A. First flown in October 1953, the XF-102 single-seat all-weather fighter was initially disappointing, being unable to perform over the sound barrier. Application of the N.A.C.A. "Area rule" to the fuselage has now resulted in the F-102A having an excellent supersonic performance. The F-102 in its early stages was to have been remotely controlled, but this idea has now been dropped . The heavy armament consists of six Hughes F98 Falcon guided missiles and unguided rockets.
Salient features: The nose of the F-102A is pointed, there are twin lateral intakes and the rear fuselage is "waisted" up to the tailpipe where two large hollow bulges protrude, one on each side, to improve aerodynamics. The rear of the cockpit is faired into the fuselage, while the windscreen is of the "knife-edge" type. The delta wing has very sharp leading-edge sweep and pointed t ips and the whole assembly is set well back on the fuselage. The fin of delta shape has an extension aft of the rudder and over the tailpipe. The fin carries small fairings to house the rudder movement gear. The main undercarriage wheels retract inwards into the fuselage and the nosewheel forwards.
The photo shows: (left) the TF-102, serial 54-1351 "TC-351" and (right) the F-102A, 53-1801 "FC-801".
The trainer version of the Delta Dagger, the TF-102A, had a wider front fuselage to accommodate the side by side seating.
Взлет пары перехватчиков из 317-й эскадрильи (на переднем плане - TF-102A). Авиабаза Эльмендорф (США, Аляска), 17 мая 1969г.
Currently undergoing acceptance trials at Edwards A.F.B. in the Mojave Desert is the side-by-side-seat Convair TF-102A combat proficiency trainer. Like the F-102A it is powered by a P. & W. J57 turbojet, but the canopy is wider and the intakes differ.
Первый двухместный учебно-боевой самолет TF-102A ("Модель 8-12") поднялся в воздух 8 ноября 1955 года, с опозданием в пять месяцев от запланированного срока. В общей сложности выпустили 111 TF-102 - каждую девятую из построенных "Двоек".
Серийный самолет TF-102A из 182-й эскадрильи Национальной гвардии. Авиабаза Келли, 1 мая 1965г.
«Спарка» TF-102A ВВС США на авиабазе Тан Шон Нит. Начало 1960-х гг.
Японские дети осматривают TF-102A dj время дня открытых дверей на авиабазе Мисава. Лето 1962г.
TF-102A из состава Национальной гвардии. Авиабаза Sangley, ориентировочно 1969г.
TF-102A 55-4033, one of 111 trainers purchased by the Air Force.
В условиях Индокитая нашли применение даже учебно-боевые двухместные TF-102, использовавшиеся в качестве самолетов целеуказания и наведения.
Details
30 мая 1957г.: ВВС США обнародовали информацию о ракете "воздух-воздух" Hughes Falcon GAR-11 (AIM-26) с ядерной боевой частью, предназначенной для перехватчиков F-102.
Ракеты AIM-4G/F "Супер Фалкон"
Натурный макет радара MG-3
Правый воздухозаборник и реактивное сопло
Тормозные щитки
Передняя и правая основная опоры шасси
Подвесной топливный бак
Фонарь кабины пилота самолета F-102A
Фонарь кабины пилотов (по переплету установлены турбулизаторы) самолета TF-102A