Поиск по сайту:
Описание
Страна : США
Год : 1953
Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)
F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.
Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)
Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Самолет YF-102 ("Модель 8-80") впервые поднимается в воздух. Авиабаза Эдвардс, 24 октября 1953г.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Один из восьми самолетов YF-102 ("Модель 8-82") завершает очередной испытательный полет
-
Air Pictorial 1957-08
The Convair YF-102 has one of the largest "droop-snoots" ever, and this is responsible for the downward pointing probe. This particular aircraft is different from earlier models in that it has a cambered leading edge to its wing and reflex wingtips. Other refinements are larger dive brakes, a larger vertical fin and a redesigned air intake. What looks like a horizontal tail surface near the top of the fin is an antenna and has no aerodynamic function. All production models of the F-102 will be painted with a special grey paint which prevents corrosion to the skin metal from the missile rocket engine blasts.
-
Мировая Авиация 120
Второй YF-102 (на переднем плане) с удлиненной носовой частью стоит рядом с F-102A. Основными отличиями F-102A были поперечное сечение фюзеляжа, вертикальное оперение и воздухозаборники.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
The second YF-102, 52-7995, made its first flight on January 11, 1954 and like the prototype was powered by the J57-P-11 turbojet.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Хорошо видно, насколько отличались YF-102 (слева) и YF-102A
-
Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft
One of the first investigations into the benefits of low L/D flight was accomplished by this F-102 delta-wing fighter.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
High over the southern Californian mountains in April 1955, the prototype Convair YF-102A, 53-1787, shows the area-ruled “Coke-bottle” fuselage adopted when it became clear that the F-102’s original unwaisted fuselage would prevent the type from going supersonic. The Sea Dart is often thought of as an “F-102 on water-skis”, but the F2Y was a completely separate project and in fact owed more to the F-102’s predecessor, the XF-92.
The long fairing for the rudder control unit on the YF-102A is needed because of the thinness of the fin. (In the same way the aileron controls under the wing are external because of its thinness, although the elevator controls can be housed in the fuselage.) -
Мировая Авиация 9
Крыло истребителя-перехватчика F-102 Delta Dagger имело аэродинамическую крутку передней кромки, за счет которой кривизна профиля сильно возрастала от корня крыла к его законцовке.
-
История Авиации 2001-04 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (1)
В отличие от "следопытов" "Вуду", "Дельты Даггеры" были едва ли не самыми бесполезными самолетами на вьетнамском ТВД.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Прозвучал сигнал тревоги, и экипажи F-102A спешат к своим машинам
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Взлетает группа перехватчиков из 327-й эскадрильи. Авиабаза George (США, Калифорния)
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A ранних серий из состава Национальной гвардии США. Весна 1965г.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
An F-102A from the fourth production batch. Contracts for a total of 975 F-102As were awarded to Convair.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A ранних серий. Хорошо видно, что законцовки крыла не имеют крутки
-
Air Pictorial 1957-11
THIRSTY DAGGER. Underwing fuel tanks fitted to the Convair F-102A Delta Dagger are used only for ferrying purposes. They are not used in combat as the aircraft carries enough fuel in its wings to perform its mission.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
More than 25 Air Defense Command squadrons were equipped with the F-102A at the peak of its operational life.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / R.Beamont - Testing the American jets - the second generation
Красивый и элегантный F-102, однако, обладал рядом серьезных недостатков. Перехватчик так и не стал важным компонентом ПВО континентальной части США.
Production Convair F-102A 56-1041 on test from Palmdale, California in June 1958. -
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Convair F-102A Delta
Dagger. -
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Один из первых серийных F-102A (сер. N 53-1809) во время полета на предельно малой высоте
-
Мировая Авиация 120
Основной задачей американских F-102 было обеспечение ПВО Северной Америки при действиях с баз на Аляске, в Гренландии, Исландии и Канаде. Для действий в Арктике Delta Dagger получили красную окраску законцовок крыла и киля.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / R.Beamont - Testing the American jets - the second generation
F-102A 56-1120 shows off the underwing drop-tanks which made 2hr missions possible.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
The F-102 was the first USAF fighter to operate armed only with guided missiles and unguided rockets.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Залповый пуск УР "Фалкон" с борта F-102A
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / R.Beamont - Testing the American jets - the second generation
Two shots of F-102A 57-825 firing three Hughes Falcon air-to-air missiles.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
Two 525th Fighter Interceptor Squadron F102s airborne from their Bitburg, Germany base in November 1963.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Пара перехватчиков отрабатывает полет в плотном строю
-
Air International 2019-11 / News by countries
The first four of the century series to fly at Edwards Air Force Base, California, when the test base was the hub of developmental testing activity in the mid-1950s; the North American F-100C Super Sabre, the McDonnell F-101A Voodoo, the Convair F-102A Delta Dart and the Lockheed F-104A Starfighter.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed F-104 Starfighter - США - 1954McDonnell F-101 Voodoo - США - 1954North American F-100 Super Sabre - США - 1953
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / Е.Арчаков - Самая важная авиадивизия
F-102A из 57-й эскадрильи во время перехвата советского Ту-95. Район Исландии, июль 1970г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95 / Ту-95М - Россия - 1952
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A из 57-й эскадрильи заходит на посадку. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Самолеты F-102A поздних серий получили крыло со значительной круткой
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A из 57-й эскадрильи на стоянке. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Выруливает F-102A из 32-й эскадрильи. Авиабаза Соестерберг (Нидерланды)
-
Air Enthusiast 1972-12 / M.O'Leary - Yesterday's Air Force /Veteran & Vintage/
One of the exhibits of Yesterday's Air Force is this Convair F-102A, formerly in service with the California Air National Guard.
-
Мировая Авиация 29
Первые базовые IRST устанавливались на перехватчики ВВС США F-102. Они помогали ракетам с самонаводящейся головкой AIM-104 Falcon обнаруживать и захватывать цели до пуска при управляемом с земли перехвате.
-
Авиация и Космонавтика 2021-03 / В.Морозов - Женское ли лицо у современных ВВС?
... ну а реально американка в 1950-1960-е гг. могла появиться на военном аэродроме разве что вот в таком качестве. На снимке запечатлена фотосессия голливудской актрисы и фотомодели Барбары Лэнг в 327-й иаэ ВВС США на фоне перехватчика F-102, 1957 г.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A из 509-й эскадрильи. Авиабаза Удорн (Тайланд), 1968г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
Перехватчики F-102A «Дельта Даггер» из 509-й иаэ ВВС США на авиабазе Тан Шон Нят, 1962-1963 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
Обслуживание перехватчика F-102A «Дельта Даггер» из 509-й иаэ ВВС США на авиабазе Тан Шон Нят.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A на регламентных работах
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 02 - RPVs and Targets
PQM-102, converted from an F-102A by Sperry Flight Systems and the USAF’s first converted-fighter target drone to have no provision tor manned operation
-
Air International 1986-07
An unmanned Convair PQM-102 makes a landing at Holloman AFB, New Mexico, under the control of the Mobile Ground Station. During flight, the drone was controlled from a fixed ground station. The PQM-102 was developed by the Armament Development and Test Center.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
F-102A из состава 114-го авиакрыла ВВС Греции. Авиабаза Танагра, начало 1970-х гг.
-
История Авиации 30 / Д.Кондратков - Натовский междусобойчик на Кипре /Авиация в локальных войнах/
Турецкие перехватчики F-102 продемонстрировали в ходе конфликта свою полнейшую неэффективность
-
Air Enthusiast 1971-07 / ??? - The Turkish Air Forces ... NATO's lunchpin or Achilless heel?
Convair F-102A Delta Dagger all-weather interceptors of No 114 Squadron at Murted, near Ankara.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Перехватчики из 182-й эскадрильи ВВС Турции. Авиабаза Дыярбакыр, конец 1960-х гг.
-
Air Pictorial 1955-11
First photograph of the two-seat Convair TF-102A "combat proficiency trainer" (in the foreground). Protective papers still cover the canopy. In the background is a production F-102A.
-
Air Pictorial 1955-12 / The journal of a roving spotter
CONVAIR F-102A. First flown in October 1953, the XF-102 single-seat all-weather fighter was initially disappointing, being unable to perform over the sound barrier. Application of the N.A.C.A. "Area rule" to the fuselage has now resulted in the F-102A having an excellent supersonic performance. The F-102 in its early stages was to have been remotely controlled, but this idea has now been dropped . The heavy armament consists of six Hughes F98 Falcon guided missiles and unguided rockets.
Salient features: The nose of the F-102A is pointed, there are twin lateral intakes and the rear fuselage is "waisted" up to the tailpipe where two large hollow bulges protrude, one on each side, to improve aerodynamics. The rear of the cockpit is faired into the fuselage, while the windscreen is of the "knife-edge" type. The delta wing has very sharp leading-edge sweep and pointed t ips and the whole assembly is set well back on the fuselage. The fin of delta shape has an extension aft of the rudder and over the tailpipe. The fin carries small fairings to house the rudder movement gear. The main undercarriage wheels retract inwards into the fuselage and the nosewheel forwards.
The photo shows: (left) the TF-102, serial 54-1351 "TC-351" and (right) the F-102A, 53-1801 "FC-801". -
Aeroplane Monthly 1987-12 / R.Beamont - Testing the American jets - the second generation
Before flying a single-seat F-102A the author was checked out in a TF-102A two-seat trainer. The trainer had a widened forward fuselage to accommodate the side-by-side seating, and this limited its level-flight speed to below Mach 1.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
The trainer version of the Delta Dagger, the TF-102A, had a wider front fuselage to accommodate the side by side seating.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / R.Beamont - Testing the American jets - the second generation
54-1351 was the first production TF-102A. The USAF purchased a total of 111 examples as combat trainers.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Взлет пары перехватчиков из 317-й эскадрильи (на переднем плане - TF-102A). Авиабаза Эльмендорф (США, Аляска), 17 мая 1969г.
-
Air Pictorial 1956-01
Currently undergoing acceptance trials at Edwards A.F.B. in the Mojave Desert is the side-by-side-seat Convair TF-102A combat proficiency trainer. Like the F-102A it is powered by a P. & W. J57 turbojet, but the canopy is wider and the intakes differ.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Первый двухместный учебно-боевой самолет TF-102A ("Модель 8-12") поднялся в воздух 8 ноября 1955 года, с опозданием в пять месяцев от запланированного срока. В общей сложности выпустили 111 TF-102 - каждую девятую из построенных "Двоек".
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Серийный самолет TF-102A из 182-й эскадрильи Национальной гвардии. Авиабаза Келли, 1 мая 1965г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
«Спарка» TF-102A ВВС США на авиабазе Тан Шон Нит. Начало 1960-х гг.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Японские дети осматривают TF-102A dj время дня открытых дверей на авиабазе Мисава. Лето 1962г.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
TF-102A из состава Национальной гвардии. Авиабаза Sangley, ориентировочно 1969г.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
TF-102A 55-4033, one of 111 trainers purchased by the Air Force.
-
История Авиации 2001-05 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
В условиях Индокитая нашли применение даже учебно-боевые двухместные TF-102, использовавшиеся в качестве самолетов целеуказания и наведения.
-
Мировая Авиация 40
30 мая 1957г.: ВВС США обнародовали информацию о ракете "воздух-воздух" Hughes Falcon GAR-11 (AIM-26) с ядерной боевой частью, предназначенной для перехватчиков F-102.
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Ракеты AIM-4G/F "Супер Фалкон"
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Натурный макет радара MG-3
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Правый воздухозаборник и реактивное сопло
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Передняя и правая основная опоры шасси
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Подвесной топливный бак
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Фонарь кабины пилота самолета F-102A
-
Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
Фонарь кабины пилотов (по переплету установлены турбулизаторы) самолета TF-102A
Тип фотографий