RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1953

Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик

Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)

   F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
   В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
   В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
   Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.

   Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
   Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
   Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
   Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения

Показать полностью
  • Описание
  • Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)
    Регистрационный номер: FC-994   [3]

    YF-102, 52-7994 first prototype which first flew on October 24th 1953. This aircraft suffered a flame out and was written off on its seventh flight.

  • Мировая Авиация 126

    199-я FIS, ANG Гавайев. За время 15-летней службы F-102 в 199-й FIS ANG Гавайских островов их окраска менялась незначительно. Единственным заметным изменением стала окраска в красный цвет аэродинамических гребней и введение красной полосы на законцовке киля. Базирующаяся на Гавайях 199-я FIS получила F-102A в декабре 1960 года (полеты начались в мае 1961 года) и вошла в систему ПВО островов вместе с батареями ракет Nike.

  • Мировая Авиация 126

    57-я FIS, ADC. F-102A эскадрильи "Black Knights" имели киль и законцовки крыла, окрашенные в цвет "арктический красный" (Arctic red), как и у ранее использовавшихся подразделением истребителей F-89D, с добавлением "шашечек" на руле направления. 15 сентября 1972 года два F-102A из 57-й FIS совершили 1000-й в истории подразделения перехват вражеского самолета. Последнее подразделение - оператор F-102 в ADC, 57-я FIS, окончательно рассталась со своими 102A 1 июля 1973 года.

  • Мировая Авиация 126

    196-я FIS, ANG Калифорнии. Базировавшаяся в международном аэропорте Онтарио, 196-я FIS ANG Калифорнии была одним из подразделений, где наряду со стандартными серыми машинами (на рисунке) имелись самолеты цвета натурального металла. 196-я FIS летала на F-102 с мая 1965 по март 1975 года, когда сменила свои Delta Dagger на самолеты передового наведения Cessna O-2A.

  • Мировая Авиация 126

    134-я FIS, ANG Вермонта. Этот F-102A из эскадрильи "Green Mountain Boys" несет различные зеленые элементы поверх базовой окраски, включая зеленые аэродинамические гребни. В разное время для обозначения звеньев в 134-й FIS использовались различные цветные шевроны и/или окраска законцовки киля. После расставания с F-102 134-я FIS пересела на самолеты EB-57.

  • Мировая Авиация 126

    159-я FIS, ANG Флориды. Некоторые подразделения F-102 авиации Национальной гвардии, такие как 159-я FIS во Флориде, в последние годы службы имели полностью камуфлированные самолеты. Часть этих машин прошла службу во Вьетнаме, а часть была перекрашена для подразделений ВВС США в Европе (USAFE). После недолгой эксплуатации F-86L Sabre, 159-я FIS сменила их в июле 1960 года на F/TF-102A. В 1968 году эскадрилья перебазировалась в международный аэропорт Джексонвиля.

  • Авиация и Время 2008-02 / А.Котлобовский - Эхо старой вражды (2)

    F-102A из 142-й эскадрильи ВВС Турции, июль 1974г.

  • Мировая Авиация 126

    ВВС Греции. F-102 греческих ВВС (Elliniki Polimiki Aeroporia) в основном были поставлены с баз хранения США и включали как чисто серые, так и камуфлированные машины. Как и самолеты турецких ВВС (Turk Hava Kuvvetleri), греческие перехватчики несли старые серийные номера ВВС США. Подготовка греческих пилотов для F-102 началась в сентябре 1968 года на авиабазе Перрин, Техас, в рамках программы "Peace Violet".

  • Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)

    TF-102A, 54-1370 of the 32nd Tactical Fighter Squadron, USAF based at Soesterberg, Netherlands, 1969.

  • Мировая Авиация 126
    Регистрационный номер: FC-994   [3]

    Первый YF-102 (Model 8-80), №52-7994, на аэродроме испытательного центра авиабазы Эдвардс. Всего после шести полетов самолет был потерян из-за пожара двигателя на взлете. Поднятый в воздух 24 октября 1953 года летчиком-испытателем Диком Джонсоном, YF-102 страдал неустойчивостью и бафтингом в околозвуковой зоне. Второй самолет не мог разогнаться выше М=1. Неудача с первыми YF-102 потребовала полностью перепроектировать самолет, получивший обозначение YF-102A (8-90).
    The prototype Delta Dagger, YF-102, made its first flight on October 24, 1953 from Edwards Air Force Base.

  • Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
    Регистрационный номер: FC-782

    Предсерийный YF-102 ("Модель 8-82") над пустыней Мохаве. Середина 1950-х гг.

  • Мировая Авиация 120
    Регистрационный номер: FC-787   [2]

    Первый из четырех YF-102A с характерным низким килем. Во время испытаний 8 июля 1955 года YF-102A продемонстрировал возможности своего вооружения, за 10 секунд выпустив шесть Falcon и 24 неуправляемые ракеты.

  • Мировая Авиация 78

    Первые опыты фирмы "Convair" в области треугольного крыла закончились неудачей, но все же она смогла создать серийный сверхзвуковой истребитель F-102 Delta Dagger.

  • Мировая Авиация 120

    Вероятно, самым известным подразделением F-102 ВВС США была 57-я эскадрилья "Black Knights" в Кефлавике, Исландия, летавшая на "Двойках" в 1964-1973 годах. Наведение обеспечивали наземные РЛС или самолеты EC-121 Constellation. Самолет из 57-й эскадрильи снят во время учебного пуска ракеты AIM-4 Falcon на базе Тиндал.

  • Мировая Авиация 126

    Пик использования F-102 Командованием ПВО США (ADC, Air Defense Command) пришелся на конец 1958 года, когда этими самолетами были вооружены 25 эскадрилий. Но уже в 1959 году на вооружение стал поступать новый перехватчик - F-106, и "Двойки" стали передавать в эскадрильи авиации Национальной гвардии. Одна такая часть, 178 FIS/119 FIG "Happy Hooligans" из Северной Дакоты, летала на F-102A с июня 1966 по ноябрь 1969 года, базируясь в муниципальном аэропорту Гектор Филд. До самолетов F/TF-102A в эскадрилье "Hooligans" летали на F-89J Scorpion, а на смену "Двойке" пришли F-101B/F Voodoo. В период использования F-102A в состав 178-й FIS также входили самолеты VC-131D Samaritan.

  • Мировая Авиация 120

    NACA (позднее NASA) в 1953-1974 годах использовало шесть F-102A и два TF-102A. На снимке машина с гражданским регистрационным номером, применявшаяся в качестве самолета сопровождения летающей лаборатории NF-106B, проводившей испытания катапультных кресел.

  • Мировая Авиация 126
    Регистрационный номер: FC-832, FC-856

    482-я FIS с авиабазы Сеймур Джонс в Северной Каролине была одной из первых эскадрилий, получивших F-102 в 1956 году. В ноябре 1961 года, после фиаско в заливе Свиней и последующего Карибского кризиса, эскадрилья откомандировала подразделение повышенной боеготовности на авиабазу Хоумстид во Флориде.

  • Aeroplane Monthly 1986-02 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (2)

    In March 1962 four F-102A interceptors arrived from Clark AFR in the Philippines.

  • Мировая Авиация 126

    F-102A из 509-й FIS в полете над выжженной землей Южного Вьетнама. Не имея серьезного противника в воздухе, F-102 использовались для сопровождения бомбардировщиков B-52 и, ограниченно, для нанесения штурмовых ударов (за 199 вылетов они уничтожили 106 зданий, 16 сампанов и мост). F-102 появились во Вьетнаме в марте 1962 года, когда четыре машины были развернуты в Тан-Сон-Нхуте. Дополнительные самолеты были посланы президентом Джонсоном после инцидента в Тонкинском заливе в августе 1964 в рамках операции "Water Glass". К концу 1968 года шесть самолетов находилось на боевом дежурстве в Бьен-Хоа, шесть - в Да-Нанге и еще 10 - в Таиланде.

  • Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии

    Пара F-102A ВВС США в патрульном полете над Южным Вьетнамом или Лаосом. 1962-1963 гг.
    Пара F-102A из 509-й эскадрильи над Вьетнамом, ноябрь 1966г.

  • Мировая Авиация 195

    На Ту-95КД стояла система дозаправки топливом в полете. Эта система позволила компенсировать снижение дальности и продолжительности полета из-за увеличения массы и лобового сопротивления, связанных с ракетой Х-20. Дальность полета Ту-95К без дозаправки составляла 4200 км, меньше, чем у Ту-95А.

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95К - Россия - 1956

  • Мировая Авиация 126

    F-102A из 176-й FIS авиации Национальной гвардии Висконсина (эскадрилья "Bushy Badgers") взлетает во время проверки боеготовности. Первые эскадрильи F-102 начали получать самолеты в 1964 году, но большая часть из 23 подразделений ANG прошли перевооружение в 1969-1971 годах. Последним оператором самолета была 199-я FIS на авиабазе Хикэм, сдавшая свои F-102 в октябре 1976 года.

  • Авиация и Космонавтика 2021-09 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (25)

    Перехватчик F-102 ВВС США в «юго-восточно-азиатском» камуфляже произвел посадку. Фото конца 1960-х гг.

  • Мировая Авиация 126

    Большинство F-102 Командования ПВО (ADC, Air Defense Command) были полностью окрашены в серый цвет, хотя были и машины цвета натурального металла, как, например, самолет из 196-й истребительной эскадрильи (FIS) на снимке. Как и другие Delta Dagger такого цвета, этот F-102 имеет окрашенные аэродинамические гребни.

  • Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии
    Регистрационный номер: FC-268

    F-102A из 317-й эскадрильи. Аляска, авиабаза Элмендорф, январь 1958г.

  • Авиация и Время 2010-01 / И.Михелевич - "Дельты" на защите демократии

    F-102A из коллекции музея ВВС США в Дайтоне, шт. Огайо. Ранее самолет служил в 57-й эскадрилье на авиабазе Кефлавик в Исландии

  • Мировая Авиация 120

    Греция была одним из двух зарубежных покупателей "Двойки", получив в 1969 году 26 F-102 для вооружения 114-й эскадрильи в Танагре. Эти машины (включая шесть TF-102A) были сняты с вооружения в 1979 году, а на смену им в греческих ВВС пришли французские Mirage F1CG.

  • Air Enthusiast 1992-12 / R.Shaw - Greek Guardians

    Two of no less than seven F-102A and TF-102 Delta Daggers parked out at Elefsina.

  • Мировая Авиация 126

    В июле 1954 года ВВС США заказали 20 двухместных TF-102A, а в начале 1955 года - еще дополнительно 28 машин. Приблизительно половина TF-102A могла нести ракеты AIM-26A Nuclear Falcon, хотя маловероятно, что они когда-либо использовались на самолетах Национальной гвардии. Другая половина TF-102A не имела вооружения или системы управления огнем и предназначалась только для подготовки пилотов. На снимке представлен TF-102A (обратите внимание на открытый отсек вооружения) из 159-й FIS авиации Национальной гвардии Флориды, позднее "пересевшей" на F-106.

  • Aeroplane Monthly 1996-07 / M.Oakey - Vintage news

    Convair TF-102A 55-4035 is a new arrival at Tatoi-Dekelia.

  • Мировая Авиация 126

    F-102A-75-CO Delta Dagger. Этот F-102A-75-CO, №56-1279, изображен в период службы в 317-й эскадрилье истребителей-перехватчиков (Fighter Interceptor Squadron, FIS) 21-го смешанного авиакрыла Командования ВВС США в зоне Аляски на базе Элмендорф в 1968 году. Новый самолет 15 сентября 1957 года был поставлен 31-й FIS (база Вартсмит, Мичиган), откуда подразделение в следующем месяце было переброшено в Элмендорф. 8 октября 1958 года самолет был передан 317-й FIS, в которой он прослужил до 15 декабря 1969 года. Оттуда он был передан 176-й FIS авиации Национальной гвардии Висконсина, базирующейся в Митчел Филд, Милуоки. Следующим подразделением, куда попал самолет 11 октября 1974 года, стала 102-я FIS авиации Национальной гвардии Нью-Йорка, базирующаяся в аэропорту Саффолка, Вестхэмптон Бич. Через шесть месяцев самолет был снят с эксплуатации и 18 марта 1975 года передан 4950-му испытательному крылу на авиабазе Райт-Паттерсон. 6 января 1976 года самолет списали.

  • Мировая Авиация 126

    F-102A Delta Dagger

  • Air Pictorial 1956-02

    Recently revealed by the U.S.A.F. is this escape capsule which was originally designed for the Convair F-102. After the ejection sequence is set into motion the pilot and seat are moved from an upright to a supine position. The pilot can then withstand the 12g ejection loads imposed on him when the capsule is fired from the aeroplane.

  • Air Pictorial 1955-12 / The journal of a roving spotter

    CONVAIR F-102A. Data: Manufacturer: Convair Division of the General Dynamics Corporation, San Diego, California, U.S.A. Power: one Pratt and Whitney J-57 of about 10.900-lb. thrust. Accommodation: single seat. Dimensions: span 38ft.; length 68ft. 3in. Weight: approximately 26.000lb. gross.Performance: maximum speed Mach 1.5.

  • Aeroplane Monthly 1981-11 / B.Gunston - F-102 Delta Dagger /Fighters of the fifties/ (25)

    F-102A, 56-1120 of the 525th Fighter Interceptor Squadron, USAF based at Bitburg, West Germany, November 1963.

Тип фотографий

  • Все фото (117)
  • Боковые проекции (9)
  • Цветные фото (24)
  • Ч/б фото (75)
  • Кабина (2)
  • Обломки (2)
  • Рисунки, схемы, чертежи (5)