Convair F-102 Delta Dagger
Страна: США
Год: 1953


Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (23)
Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)

   F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
   В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
   В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
   Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.

   Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
   Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
   Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
   Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения
Первый YF-102 (Model 8-80), №52-7994, на аэродроме испытательного центра авиабазы Эдвардс. Всего после шести полетов самолет был потерян из-за пожара двигателя на взлете. Поднятый в воздух 24 октября 1953 года летчиком-испытателем Диком Джонсоном, YF-102 страдал неустойчивостью и бафтингом в околозвуковой зоне. Второй самолет не мог разогнаться выше М=1. Неудача с первыми YF-102 потребовала полностью перепроектировать самолет, получивший обозначение YF-102A (8-90).
The prototype Delta Dagger, YF-102, made its first flight on October 24, 1953 from Edwards Air Force Base.
Предсерийный YF-102 ("Модель 8-82") над пустыней Мохаве. Середина 1950-х гг.
Первый из четырех YF-102A с характерным низким килем. Во время испытаний 8 июля 1955 года YF-102A продемонстрировал возможности своего вооружения, за 10 секунд выпустив шесть Falcon и 24 неуправляемые ракеты.
Первые опыты фирмы "Convair" в области треугольного крыла закончились неудачей, но все же она смогла создать серийный сверхзвуковой истребитель F-102 Delta Dagger.
Вероятно, самым известным подразделением F-102 ВВС США была 57-я эскадрилья "Black Knights" в Кефлавике, Исландия, летавшая на "Двойках" в 1964-1973 годах. Наведение обеспечивали наземные РЛС или самолеты EC-121 Constellation. Самолет из 57-й эскадрильи снят во время учебного пуска ракеты AIM-4 Falcon на базе Тиндал.
Пик использования F-102 Командованием ПВО США (ADC, Air Defense Command) пришелся на конец 1958 года, когда этими самолетами были вооружены 25 эскадрилий. Но уже в 1959 году на вооружение стал поступать новый перехватчик - F-106, и "Двойки" стали передавать в эскадрильи авиации Национальной гвардии. Одна такая часть, 178 FIS/119 FIG "Happy Hooligans" из Северной Дакоты, летала на F-102A с июня 1966 по ноябрь 1969 года, базируясь в муниципальном аэропорту Гектор Филд. До самолетов F/TF-102A в эскадрилье "Hooligans" летали на F-89J Scorpion, а на смену "Двойке" пришли F-101B/F Voodoo. В период использования F-102A в состав 178-й FIS также входили самолеты VC-131D Samaritan.
NACA (позднее NASA) в 1953-1974 годах использовало шесть F-102A и два TF-102A. На снимке машина с гражданским регистрационным номером, применявшаяся в качестве самолета сопровождения летающей лаборатории NF-106B, проводившей испытания катапультных кресел.
482-я FIS с авиабазы Сеймур Джонс в Северной Каролине была одной из первых эскадрилий, получивших F-102 в 1956 году. В ноябре 7 96 7 года, после фиаско в заливе Свиней и последующего Карибского кризиса, эскадрилья откомандировала подразделение повышенной боеготовности на авиабазу Хоумстид во Флориде.
In March 1962 four F-102A interceptors arrived from Clark AFR in the Philippines.
F-102A из 509-й FIS в полете над выжженной землей Южного Вьетнама. Не имея серьезного противника в воздухе, F-102 использовались для сопровождения бомбардировщиков B-52 и, ограниченно, для нанесения штурмовых ударов (за 199 вылетов они уничтожили 106 зданий, 16 сампанов и мост). F-102 появились во Вьетнаме в марте 1962 года, когда четыре машины были развернуты в Тан-Сон-Нхуте. Дополнительные самолеты были посланы президентом Джонсоном после инцидента в Тонкинском заливе в августе 1964 в рамках операции "Water Glass". К концу 1968 года шесть самолетов находилось на боевом дежурстве в Бьен-Хоа, шесть - в Да-Нанге и еще 10 - в Таиланде.
Пара F-102A ВВС США в патрульном полете над Южным Вьетнамом или Лаосом. 1962-1963 гг.
Пара F-102A из 509-й эскадрильи над Вьетнамом, ноябрь 1966г.
На Ту-95КД стояла система дозаправки топливом в полете. Эта система позволила компенсировать снижение дальности и продолжительности полета из-за увеличения массы и лобового сопротивления, связанных с ракетой Х-20. Дальность полета Ту-95К без дозаправки составляла 4200 км, меньше, чем у Ту-95А.
F-102A из 176-й FIS авиации Национальной гвардии Висконсина (эскадрилья "Bushy Badgers") взлетает во время проверки боеготовности. Первые эскадрильи F-102 начали получать самолеты в 1964 году, но большая часть из 23 подразделений ANG прошли перевооружение в 1969-1971 годах. Последним оператором самолета была 199-я FIS на авиабазе Хикэм, сдавшая свои F-102 в октябре 1976 года.
Convair F-102A Delta Dagger
Перехватчик F-102 ВВС США в «юго-восточно-азиатском» камуфляже произвел посадку. Фото конца 1960-х гг.
Большинство F-102 Командования ПВО (ADC, Air Defense Command) были полностью окрашены в серый цвет, хотя были и машины цвета натурального металла, как, например, самолет из 196-й истребительной эскадрильи (FIS) на снимке. Как и другие Delta Dagger такого цвета, этот F-102 имеет окрашенные аэродинамические гребни.
F-102A из 317-й эскадрильи. Аляска, авиабаза Элмендорф, январь 1958г.
F-102A из коллекции музея ВВС США в Дайтоне, шт. Огайо. Ранее самолет служил в 57-й эскадрилье на авиабазе Кефлавик в Исландии
Греция была одним из двух зарубежных покупателей "Двойки", получив в 1969 году 26 F-102 для вооружения 114-й эскадрильи в Танагре. Эти машины (включая шесть TF-102A) были сняты с вооружения в 1979 году, а на смену им в греческих ВВС пришли французские Mirage F1CG.
Two of no less than seven F-102A and TF-102 Delta Daggers parked out at Elefsina.
В июле 1954 года ВВС США заказали 20 двухместных TF-102A, а в начале 1955 года - еще дополнительно 28 машин. Приблизительно половина TF-102A могла нести ракеты AIM-26A Nuclear Falcon, хотя маловероятно, что они когда-либо использовались на самолетах Национальной гвардии. Другая половина TF-102A не имела вооружения или системы управления огнем и предназначалась только для подготовки пилотов. На снимке представлен TF-102A (обратите внимание на открытый отсек вооружения) из 159-й FIS авиации Национальной гвардии Флориды, позднее "пересевшей" на F-106.