Convair F-102 Delta Dagger
Страна: США
Год: 1953


Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии
Convair Model 8 (F-102 Delta Dagger)

  F-102 Delta Dagger создавался как Model 8 на основе опыта, полученного "Convair" при разработке и испытаниях экспериментального самолета с треугольным крылом Model 7-002 (XF-92A). Прежде чем был подписан контракт на Model 7-002, ВВС США сформулировали требования к перехватчику, по характеристикам превосходящему советские реактивные стратегические бомбардировщики, которые рассматривались в качестве основного противника. Требования к перехватчику, вероятно, были одними из самых революционных в истории ВВС США, так как впервые предстояло создавать не просто самолет, а комплексную систему вооружения.
  В июне 1950 года ВВС США разослали запрос предложений на новый перехватчик, получивший шифр "проект MX-1554". Через четыре месяца с компанией "Hughes Aircraft Company" был заключен контракт на разработку "проекта MX-1179" - электронной системы управления, совместимой с самолетом MX-1554. Однако, даже несмотря на увеличение сроков разработки отдельных проектов, удовлетворяющих MX-1554, система MX-1179 так и не была создана - программу аннулировали. Взамен была адаптирована СУВ Hughes Е-9 (позже MG-3), а в конечном итоге - MG-10.
  В январе 1951 года шесть компаний представили на тендер свои проекты, из них были отобраны только три - компаний "Convair", "Lockheed" и "Republic", которым и надлежало построить полноразмерные макеты. Однако ВВС США не имели возможности финансировать работы по трем параллельным проектам, поэтому 11 сентября 1951 года с "Convair" заключили контракт, предполагавший использование на самолете ТРД Westinghouse J40 до окончания доводки более мощного двигателя Wright J67. Решение о постройке Model 8-80 было принято 24 ноября 1951 года как "временное" - до появления "полноценного перехватчика". Первый прототип YF-102 поднялся в воздух 24 октября 1953 года, но разбился всего девять дней спустя. Однако даже за столь краткий срок стало очевидно, что летные данные прототипа ниже требуемых. Второй прототип YF-102, взлетевший 11 января 1954 года, первые неутешительные выводы подтвердил. Далее построили еще восемь прототипов, практически идентичных двум первым.
  Летные данные удалось повысить, лишь изменив фюзеляж с учетом правила площадей, первый самолет с таким фюзеляжем поднялся в воздух 19 декабря 1954 года. Оснащенный ТРД J57-P-23, он стал первым из четырех прототипов YF-102A (Model 8-90) и отличался удлиненным фюзеляжем с измененным фонарем кабины, изогнутой передней кромкой крыла.

  Эти и другие конструктивные изменения позволили самолету достигнуть максимальной скорости М=1,22 и высоты 16155м уже в первом полете. В серию перехватчик запустили как F-102A (Model 8-10). Первые серийные самолеты поступили в апреле 1956 года на вооружение 327-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Авиационного командования ПВО, дислоцированной на авиабазе Джордж. Всего для ВВС США были построены 875 F-102A и 111 тренировочных двухместных TF-102A (Model 8-12) с расположением членов экипажа бок о бок. Двухместные самолеты имели те же возможности по ведению воздушного боя, что и одноместные. Для имитации боев с МиГ-21 по контракту с ВВС США, подписанному в апреле 1973 года, шесть F-102A в рамках программы "Pave Deuce" конвертировали в два пилотируемых самолета-мишени QF-102A и четыре беспилотные мишени PQM-102A. В дальнейшем в PQM-102A доработали еще несколько самолетов, которые использовались в ходе испытаний ракетного оружия. Усовершенствованный F-102B был принят на вооружение под обозначением перехватчик F-106 Delta Dart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair Model 8-10 (F-102A Delta Dagger)

  Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23 или -25 тягой на форсаже 76,51 кН
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 10 970 м - 1328 км/ч или М=1,25; начальная скороподъемность 3960 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность 2173 км
  Масса: пустого 8641 кг; максимальная взлетная 14187 кг
  Размеры: размах крыла 11,62 м; длина 20,84 м; высота 6,46 м; площадь крыла 61,45 м2
  Вооружение: две УР "воздух-воздух" AIM-26/26A Falcon, или одна AIM-26/26A и две AIM-4A, или одна AIM-26/26A и две AIM-4C/D, или шесть AIM-4A, или шесть AIM-4C/D на внутренней подвеске, 24 или 12 70-мм НАР FFAR на створках отсека вооружения
199-я FIS, ANG Гавайев. За время 15-летней службы F-102 в 199-й FIS ANG Гавайских островов их окраска менялась незначительно. Единственным заметным изменением стала окраска в красный цвет аэродинамических гребней и введение красной полосы на законцовке киля. Базирующаяся на Гавайях 199-я FIS получила F-102A в декабре 1960 года (полеты начались в мае 1961 года) и вошла в систему ПВО островов вместе с батареями ракет Nike.
57-я FIS, ADC. F-102A эскадрильи "Black Knights" имели киль и законцовки крыла, окрашенные в цвет "арктический красный" (Arctic red), как и у ранее использовавшихся подразделением истребителей F-89D, с добавлением "шашечек" на руле направления. 15 сентября 1972 года два F-102A из 57-й FIS совершили 1000-й в истории подразделения перехват вражеского самолета. Последнее подразделение - оператор F-102 в ADC, 57-я FIS, окончательно рассталась со своими 102A 1 июля 1973 года.
196-я FIS, ANG Калифорнии. Базировавшаяся в международном аэропорте Онтарио, 196-я FIS ANG Калифорнии была одним из подразделений, где наряду со стандартными серыми машинами (на рисунке) имелись самолеты цвета натурального металла. 196-я FIS летала на F-102 с мая 1965 по март 1975 года, когда сменила свои Delta Dagger на самолеты передового наведения Cessna O-2A.
134-я FIS, ANG Вермонта. Этот F-102A из эскадрильи "Green Mountain Boys" несет различные зеленые элементы поверх базовой окраски, включая зеленые аэродинамические гребни. В разное время для обозначения звеньев в 134-й FIS использовались различные цветные шевроны и/или окраска законцовки киля. После расставания с F-102 134-я FIS пересела на самолеты EB-57.
159-я FIS, ANG Флориды. Некоторые подразделения F-102 авиации Национальной гвардии, такие как 159-я FIS во Флориде, в последние годы службы имели полностью камуфлированные самолеты. Часть этих машин прошла службу во Вьетнаме, а часть была перекрашена для подразделений ВВС США в Европе (USAFE). После недолгой эксплуатации F-86L Sabre, 159-я FIS сменила их в июле 1960 года на F/TF-102A. В 1968 году эскадрилья перебазировалась в международный аэропорт Джексонвиля.
F-102A из 142-й эскадрильи ВВС Турции, июль 1974г.
ВВС Греции. F-102 греческих ВВС (Elliniki Polimiki Aeroporia) в основном были поставлены с баз хранения США и включали как чисто серые, так и камуфлированные машины. Как и самолеты турецких ВВС (Turk Hava Kuvvetleri), греческие перехватчики несли старые серийные номера ВВС США. Подготовка греческих пилотов для F-102 началась в сентябре 1968 года на авиабазе Перрин, Техас, в рамках программы "Peace Violet".
Первый YF-102 (Model 8-80), №52-7994, на аэродроме испытательного центра авиабазы Эдвардс. Всего после шести полетов самолет был потерян из-за пожара двигателя на взлете. Поднятый в воздух 24 октября 1953 года летчиком-испытателем Диком Джонсоном, YF-102 страдал неустойчивостью и бафтингом в околозвуковой зоне. Второй самолет не мог разогнаться выше М=1. Неудача с первыми YF-102 потребовала полностью перепроектировать самолет, получивший обозначение YF-102A (8-90).
Предсерийный YF-102 ("Модель 8-82") над пустыней Мохаве. Середина 1950-х гг.
Первый из четырех YF-102A с характерным низким килем. Во время испытаний 8 июля 1955 года YF-102A продемонстрировал возможности своего вооружения, за 10 секунд выпустив шесть Falcon и 24 неуправляемые ракеты.
Первые опыты фирмы "Convair" в области треугольного крыла закончились неудачей, но все же она смогла создать серийный сверхзвуковой истребитель F-102 Delta Dagger.
Вероятно, самым известным подразделением F-102 ВВС США была 57-я эскадрилья "Black Knights" в Кефлавике, Исландия, летавшая на "Двойках" в 1964-1973 годах. Наведение обеспечивали наземные РЛС или самолеты EC-121 Constellation. Самолет из 57-й эскадрильи снят во время учебного пуска ракеты AIM-4 Falcon на базе Тиндал.
Пик использования F-102 Командованием ПВО США (ADC, Air Defense Command) пришелся на конец 1958 года, когда этими самолетами были вооружены 25 эскадрилий. Но уже в 1959 году на вооружение стал поступать новый перехватчик - F-106, и "Двойки" стали передавать в эскадрильи авиации Национальной гвардии. Одна такая часть, 178 FIS/119 FIG "Happy Hooligans" из Северной Дакоты, летала на F-102A с июня 1966 по ноябрь 1969 года, базируясь в муниципальном аэропорту Гектор Филд. До самолетов F/TF-102A в эскадрилье "Hooligans" летали на F-89J Scorpion, а на смену "Двойке" пришли F-101B/F Voodoo. В период использования F-102A в состав 178-й FIS также входили самолеты VC-131D Samaritan.
NACA (позднее NASA) в 1953-1974 годах использовало шесть F-102A и два TF-102A. На снимке машина с гражданским регистрационным номером, применявшаяся в качестве самолета сопровождения летающей лаборатории NF-106B, проводившей испытания катапультных кресел.
482-я FIS с авиабазы Сеймур Джонс в Северной Каролине была одной из первых эскадрилий, получивших F-102 в 1956 году. В ноябре 7 96 7 года, после фиаско в заливе Свиней и последующего Карибского кризиса, эскадрилья откомандировала подразделение повышенной боеготовности на авиабазу Хоумстид во Флориде.
In March 1962 four F-102A interceptors arrived from Clark AFR in the Philippines.
F-102A из 509-й FIS в полете над выжженной землей Южного Вьетнама. Не имея серьезного противника в воздухе, F-102 использовались для сопровождения бомбардировщиков B-52 и, ограниченно, для нанесения штурмовых ударов (за 199 вылетов они уничтожили 106 зданий, 16 сампанов и мост). F-102 появились во Вьетнаме в марте 1962 года, когда четыре машины были развернуты в Тан-Сон-Нхуте. Дополнительные самолеты были посланы президентом Джонсоном после инцидента в Тонкинском заливе в августе 1964 в рамках операции "Water Glass". К концу 1968 года шесть самолетов находилось на боевом дежурстве в Бьен-Хоа, шесть - в Да-Нанге и еще 10 - в Таиланде.
Пара F-102A из 509-й эскадрильи над Вьетнамом, ноябрь 1966г.
На Ту-95КД стояла система дозаправки топливом в полете. Эта система позволила компенсировать снижение дальности и продолжительности полета из-за увеличения массы и лобового сопротивления, связанных с ракетой Х-20. Дальность полета Ту-95К без дозаправки составляла 4200 км, меньше, чем у Ту-95А.
F-102A из 176-й FIS авиации Национальной гвардии Висконсина (эскадрилья "Bushy Badgers") взлетает во время проверки боеготовности. Первые эскадрильи F-102 начали получать самолеты в 1964 году, но большая часть из 23 подразделений ANG прошли перевооружение в 1969-1971 годах. Последним оператором самолета была 199-я FIS на авиабазе Хикэм, сдавшая свои F-102 в октябре 1976 года.
Греция была одним из двух зарубежных покупателей "Двойки", получив в 1969 году 26 F-102 для вооружения 114-й эскадрильи в Танагре. Эти машины (включая шесть TF-102A) были сняты с вооружения в 1979 году, а на смену им в греческих ВВС пришли французские Mirage F1CG.
Большинство F-102 Командования ПВО (ADC, Air Defense Command) были полностью окрашены в серый цвет, хотя были и машины цвета натурального металла, как, например, самолет из 196-й истребительной эскадрильи (FIS) на снимке. Как и другие Delta Dagger такого цвета, этот F-102 имеет окрашенные аэродинамические гребни.
F-102A из 317-й эскадрильи. Аляска, авиабаза Элмендорф, январь 1958г.
F-102A из коллекции музея ВВС США в Дайтоне, шт. Огайо. Ранее самолет служил в 57-й эскадрилье на авиабазе Кефлавик в Исландии
В июле 1954 года ВВС США заказали 20 двухместных TF-102A, а в начале 1955 года - еще дополнительно 28 машин. Приблизительно половина TF-102A могла нести ракеты AIM-26A Nuclear Falcon, хотя маловероятно, что они когда-либо использовались на самолетах Национальной гвардии. Другая половина TF-102A не имела вооружения или системы управления огнем и предназначалась только для подготовки пилотов. На снимке представлен TF-102A (обратите внимание на открытый отсек вооружения) из 159-й FIS авиации Национальной гвардии Флориды, позднее "пересевшей" на F-106.
F-102
Самолет YF-102 ("Модель 8-80") впервые поднимается в воздух. Авиабаза Эдвардс, 24 октября 1953г.
Один из восьми самолетов YF-102 ("Модель 8-82") завершает очередной испытательный полет
The Convair YF-102 has one of the largest "droop-snoots" ever, and this is responsible for the downward pointing probe. This particular aircraft is different from earlier models in that it has a cambered leading edge to its wing and reflex wingtips. Other refinements are larger dive brakes, a larger vertical fin and a redesigned air intake. What looks like a horizontal tail surface near the top of the fin is an antenna and has no aerodynamic function. All production models of the F-102 will be painted with a special grey paint which prevents corrosion to the skin metal from the missile rocket engine blasts.
Второй YF-102 (на переднем плане) с удлиненной носовой частью стоит рядом с F-102A. Основными отличиями F-102A были поперечное сечение фюзеляжа, вертикальное оперение и воздухозаборники.
Хорошо видно, насколько отличались YF-102 (слева) и YF-102A
One of the first investigations into the benefits of low L/D flight was accomplished by this F-102 delta-wing fighter.
The long fairing for the rudder control unit on the YF-102A Is needed because of the thinness of the fin. (In the same way the aileron controls under the wing are external because of its thinness, although the elevator controls can be housed in the fuselage.)
Крыло истребителя-перехватчика F-102 Delta Dagger имело аэродинамическую крутку передней кромки, за счет которой кривизна профиля сильно возрастала от корня крыла к его законцовке.
В отличие от "следопытов" "Вуду", "Дельты Даггеры" были едва ли не самыми бесполезными самолетами на вьетнамском ТВД.
Прозвучал сигнал тревоги, и экипажи F-102A спешат к своим машинам
Взлетает группа перехватчиков из 327-й эскадрильи. Авиабаза George (США, Калифорния)
F-102A ранних серий из состава Национальной гвардии США. Весна 1965г.
F-102A ранних серий. Хорошо видно, что законцовки крыла не имеют крутки
THIRSTY DAGGER. Underwing fuel tanks fitted to the Convair F-102A Delta Dagger are used only for ferrying purposes. They are not used in combat as the aircraft carries enough fuel in its wings to perform its mission.
Красивый и элегантный F-102, однако, обладал рядом серьезных недостатков. Перехватчик так и не стал важным компонентом ПВО континентальной части США.
Один из первых серийных F-102A (сер. N 53-1809) во время полета на предельно малой высоте
Основной задачей американских F-102 было обеспечение ПВО Северной Америки при действиях с баз на Аляске, в Гренландии, Исландии и Канаде. Для действий в Арктике Delta Dagger получили красную окраску законцовок крыла и киля.
Залповый пуск УР "Фалкон" с борта F-102A
Пара перехватчиков отрабатывает полет в плотном строю
F-102A из 57-й эскадрильи во время перехвата советского Ту-95. Район Исландии, июль 1970г.
F-102A из 57-й эскадрильи заходит на посадку. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
Самолеты F-102A поздних серий получили крыло со значительной круткой
F-102A из 57-й эскадрильи на стоянке. Авиабаза Кефлавик (Исландия)
Выруливает F-102A из 32-й эскадрильи. Авиабаза Соестерберг (Нидерланды)
One of the exhibits of Yesterday's Air Force is this Convair F-102A, formerly in service with the California Air National Guard.
F-102A из 509-й эскадрильи. Авиабаза Удорн (Тайланд), 1968г.
Первые базовые IRST устанавливались на перехватчики ВВС США F-102. Они помогали ракетам с самонаводящейся головкой AIM-104 Falcon обнаруживать и захватывать цели до пуска при управляемом с земли перехвате.
F-102A на регламентных работах
PQM-102, converted from an F-102A by Sperry Flight Systems and the USAF’s first converted-fighter target drone to have no provision tor manned operation
An unmanned Convair PQM-102 makes a landing at Holloman AFB, New Mexico, under the control of the Mobile Ground Station. During flight, the drone was controlled from a fixed ground station. The PQM-102 was developed by the Armament Development and Test Center.
F-102A из состава 114-го авиакрыла ВВС Греции. Авиабаза Танагра, начало 1970-х гг.
Турецкие перехватчики F-102 продемонстрировали в ходе конфликта свою полнейшую неэффективность
Перехватчики из 182-й эскадрильи ВВС Турции. Авиабаза Дыярбакыр, конец 1960-х гг.
TF-102
First photograph of the two-seat Convair TF-102A "combat proficiency trainer" (in the foreground). Protective papers still cover the canopy. In the background is a production F-102A.
CONVAIR F-102A. First flown in October 1953, the XF-102 single-seat all-weather fighter was initially disappointing, being unable to perform over the sound barrier. Application of the N.A.C.A. "Area rule" to the fuselage has now resulted in the F-102A having an excellent supersonic performance. The F-102 in its early stages was to have been remotely controlled, but this idea has now been dropped . The heavy armament consists of six Hughes F98 Falcon guided missiles and unguided rockets.
Salient features: The nose of the F-102A is pointed, there are twin lateral intakes and the rear fuselage is "waisted" up to the tailpipe where two large hollow bulges protrude, one on each side, to improve aerodynamics. The rear of the cockpit is faired into the fuselage, while the windscreen is of the "knife-edge" type. The delta wing has very sharp leading-edge sweep and pointed t ips and the whole assembly is set well back on the fuselage. The fin of delta shape has an extension aft of the rudder and over the tailpipe. The fin carries small fairings to house the rudder movement gear. The main undercarriage wheels retract inwards into the fuselage and the nosewheel forwards.
The photo shows: (left) the TF-102, serial 54-1351 "TC-351" and (right) the F-102A, 53-1801 "FC-801".
Взлет пары перехватчиков из 317-й эскадрильи (на переднем плане - TF-102A). Авиабаза Эльмендорф (США, Аляска), 17 мая 1969г.
Currently undergoing acceptance trials at Edwards A.F.B. in the Mojave Desert is the side-by-side-seat Convair TF-102A combat proficiency trainer. Like the F-102A it is powered by a P. & W. J57 turbojet, but the canopy is wider and the intakes differ.
Первый двухместный учебно-боевой самолет TF-102A ("Модель 8-12") поднялся в воздух 8 ноября 1955 года, с опозданием в пять месяцев от запланированного срока. В общей сложности выпустили 111 TF-102 - каждую девятую из построенных "Двоек".
Серийный самолет TF-102A из 182-й эскадрильи Национальной гвардии. Авиабаза Келли, 1 мая 1965г.
Японские дети осматривают TF-102A dj время дня открытых дверей на авиабазе Мисава. Лето 1962г.
TF-102A из состава Национальной гвардии. Авиабаза Sangley, ориентировочно 1969г.
В условиях Индокитая нашли применение даже учебно-боевые двухместные TF-102, использовавшиеся в качестве самолетов целеуказания и наведения.
Details
30 мая 1957г.: ВВС США обнародовали информацию о ракете "воздух-воздух" Hughes Falcon GAR-11 (AIM-26) с ядерной боевой частью, предназначенной для перехватчиков F-102.
Ракеты AIM-4G/F "Супер Фалкон"
Натурный макет радара MG-3
Правый воздухозаборник и реактивное сопло
Тормозные щитки
Передняя и правая основная опоры шасси
Подвесной топливный бак
Фонарь кабины пилота самолета F-102A
Фонарь кабины пилотов (по переплету установлены турбулизаторы) самолета TF-102A
 
Приборная доска самолета F-102A
Кабина самолета TF-102A
F-102A-75-CO Delta Dagger. Этот F-102A-75-CO, №56-1279, изображен в период службы в 317-й эскадрилье истребителей-перехватчиков (Fighter Interceptor Squadron, FIS) 21-го смешанного авиакрыла Командования ВВС США в зоне Аляски на базе Элмендорф в 1968 году. Новый самолет 15 сентября 1957 года был поставлен 31-й FIS (база Вартсмит, Мичиган), откуда подразделение в следующем месяце было переброшено в Элмендорф. 8 октября 1958 года самолет был передан 317-й FIS, в которой он прослужил до 15 декабря 1969 года. Оттуда он был передан 176-й FIS авиации Национальной гвардии Висконсина, базирующейся в Митчел Филд, Милуоки. Следующим подразделением, куда попал самолет 11 октября 1974 года, стала 102-я FIS авиации Национальной гвардии Нью-Йорка, базирующаяся в аэропорту Саффолка, Вестхэмптон Бич. Через шесть месяцев самолет был снят с эксплуатации и 18 марта 1975 года передан 4950-му испытательному крылу на авиабазе Райт-Паттерсон. 6 января 1976 года самолет списали.
F-102A Delta Dagger
Recently revealed by the U.S.A.F. is this escape capsule which was originally designed for the Convair F-102. After the ejection sequence is set into motion the pilot and seat are moved from an upright to a supine position. The pilot can then withstand the 12g ejection loads imposed on him when the capsule is fired from the aeroplane.
CONVAIR F-102A. Data: Manufacturer: Convair Division of the General Dynamics Corporation, San Diego, California, U.S.A. Power: one Pratt and Whitney J-57 of about 10.900-lb. thrust. Accommodation: single seat. Dimensions: span 38ft.; length 68ft. 3in. Weight: approximately 26.000lb. gross.Performance: maximum speed Mach 1.5.