Лисунов Ли-2 / ПС-84
Варианты:
Лисунов - Ли-2 / ПС-84 - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Пассажирский самолет вместимостью 20/24 мест
Если еще не знаете, где продаются препараты для биоревитализации, перейдите на сайт по ссылке.
Описание:
Ли-2 / ПС-84
Ли-2
Ли-2
Фотографии:

Боковые проекции (37)

Ли-2 / ПС-84

Военно-транспортный самолет и дальний бомбардировщик. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военный вариант пассажирского самолета ПС-84, являвшегося модификацией американского DC-3-178, лицензию на который приобрели в ноябре 1937 г. Переработкой конструкции DC-3 под отечественные требования руководили А.А. Сеньков и Б.П. Лисунов. Опытный образец ПС-84, собранный из узлов, изготовленных в США, проходил испытания в сентябре - декабре 1939 г. Сборку из импортных деталей начали с лета 1939 г., к настоящему серийному производству приступили весной 1940 г. Эти машины поступили в ГВФ, ВВС и ведомственную авиацию.
В мае - июне 1940 г. государственные испытания проходил военно-транспортный ПС-84К (на 26 десантников с полным снаряжением) с усиленным полом, грузовым люком и измененным интерьером кабины. Несколько ранее был изготовлен опытный образец санитарного ПС-84И для перевозки 18 лежачих и 3 сидячих раненых плюс один санитар. Элементы конструкции этих опытных машин были внедрены в серийные самолеты, выпускавшиеся в годы войны. ПС-84 (с сентября 1942 г. именовались Ли-2) строились заводами # 84 в Химках (с января 1942 г. - в Ташкенте), # 124 - в Казани и # 126 - в Комсомольске-на-Амуре (только в послевоенный период). Всего было изготовлено 4863 экз., в т.ч. 2258 до июня 1945 г. (включая собранные из американских деталей).
Экипаж 4 - 6 чел., 14 - 28 пассажиров или груз до 1600 кг, при снятии части оборудования до 2500 кг. Моторы М-62ИР.
С июля 1941 г. на отдельных машинах монтировались самодельные пулеметные установки. С августа начато оснащение самолетов ВВС и ГВФ 1 - 3x7,62. На заводе # 84 введена установка верхней турели с августа, бортовых и носового пулемета - с сентября. С апреля 1942 г. появились опытные установки под 12,7-мм пулеметы. С сентября того же года на заводе монтировалось вооружение 1x12,7+3x7,62. Одновременно приступили к перевооружению аналогичным образом самолетов более раннего выпуска. Непосредственно в частях устанавливались 3 - 4x7,62, 1x12,7+1x20 и т.д.
С начала 1942 г. на фронте на ПС-84 начали монтировать бомбодержатели. С мая 1942 г. штатное бомбовое вооружение устанавливалось прямо на заводе, одновременно различными предприятиями аналогично дорабатывались самолеты предыдущих серий. Бомбовая нагрузка до 1000 кг.
В годы Второй мировой войны Ли-2 использовались советскими ВВС и морской авиацией, а также с августа 1944 г.- ВВС Польши.
В годы войны серийно выпускались модификации:
  - ПС-84 пассажирский на 13 - 21 место, экипаж - 5 чел. (в военное время - 4 чел.), строился до июля 1941 г., с конца 1940 г. комплектовался храповиками под автостартеры, зимними лобовыми капотами, оборудование, винты и колеса отечественные (ранее - американские), с августа 1941 г. устанавливалось стрелковое вооружение 1 - 3x7,62;
  - ПС-84 военно-транспортный, строился с июля 1941г., экипаж - 4 чел., имел упрощенное оборудование салона, без кресел, усиленный пол, с августа - грузовую дверь на левом борту, бронеспинки пилотских кресел, вооружение 4x7,62, с октября 1941 г. часть самолетов комплектовалась для санитарных перевозок на 18 лежачих, 2 сидячих раненых и одного санитара, с марта 1942 г. двери, внутренние перегородки и некоторые другие узлы изготовлялись из дерева;
  - ПС-84 (с сентября 1942 г. - Ли-2) многоцелевой (транспортный и ночной бомбардировщик), выпускался с июня 1942 г., имел дополнительные бензобаки, систему наддува основных баков отработанными выхлопными газами, усиленное шасси, антиобледенительную систему, экипаж - 4 чел., вооружение 4x7,62, с сентября - 1x12,7+3x7,62, бомбы до 1000 кг;
  - Ли-2НБ, ночной бомбардировщик с вооружением 1x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, застекленная выпуклая дверь слева, экипаж - 6 чел.;
  - Ли-2Т, военно-транспортный самолет без вооружения и системы отопления, в салоне - откидные фанерные лавки, экипаж - 4 чел., выпускался с мая 1945 г.;
Первый построенный ПС-84 использовали как санитарный в "зимней" войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной машины этого типа имелись в гражданской авиации, бригаде особого назначения ВВС, морской авиации и авиации НКВД. Пассажирские ПС-84 после нападения Германии были сосредоточены в авиагруппах ГВФ, приданных фронтам и флотам, в основном в Особой Московской авиагруппе (ОМАГ). С первых дней войны они обеспечивали перевозки людей и грузов в интересах вооруженных сил. В октябре 1941 г. участвовали в срочной переброске в район Орла частей 5-го воздушно-десантного корпуса. В том же месяце снабжали по воздуху гарнизон о. Даго.
С начала октября 1941 г. был организован знаменитый "воздушный мост" в Ленинград. В январе - феврале 1942 г., в ходе контрнаступления под Москвой, ПС-84 привлекались к выброске воздушных десантов, в частности, под Вязьмой. Позже они сбрасывали грузы десантникам и конно-механизированным группам, прорвавшимся в тыл противника.
Как бомбардировщики ПС-84 впервые использовали в Карелии в марте 1942 г. Это были кустарно переделанные машины. Первой же операцией "настоящих" бомбардировщиков стал налет на Щигры 24 июня 1942 г. Ли-2 с бомбами активно использовали в боях на Дону и под Сталинградом. Их количество в АДД постоянно возрастало. В феврале 1944 г. они участвовали в массированных ночных налетах на города Финляндии, в сентябре того же года бомбили Венгрию, в декабре - Восточную Пруссию. Последний случай применения Ли-2 в больших количествах в качестве бомбардировщиков - удары по Кенигсбергу в апреле 1945 г., при этом часть вылетов совершалась днем.
Всю войну с Ли-2 выбрасывались разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. С сентября 1942 г. самолеты начали летать к партизанам, а со следующего года эта практика приобрела массовый характер.
В 1944 г. Ли-2 вместе с C-47 обеспечили выброску парашютистов на Букринском плацдарме за Днепром. В июле - августе того же года Ли-2 доставляли грузы бойцам Словацкого национального восстания, позднее они оперировали и в Югославии. Закончили войну, перевозя горючее стремительно наступавшим в Маньчжурии частям Советской армии. В Манчжурии и на Южном Сахалине они также высаживали посадочные десанты.
Ли-2 сняли с производства в 1953 г. В Польше последний Ли-2 списали в мае 1974 г., в СССР они летали до начала 1980-х гг. В послевоенный период эти самолеты состояли на вооружении в десяти странах, участвовали в ряде локальных вооруженных конфликтов. Они привлекались к перевозкам для нужд советских войск в Китае в конце 1940-х и начале 1950-х гг., работали в Северном Китае и Корее в ходе Корейской войны, участвовали в подавлении восстания в Венгрии в 1956 г. Последней войной для Ли-2 стала Вьетнамская. Летом 1968 г. эти машины (в т. ч. и с советскими экипажами) осуществляли сброс людей и грузов над Южным Вьетнамом.


Ли-2 (в варианте бомбардировщика, выпуск 1943 г.)||
Размах:||28,83 м
Длина:||19,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11500 кг
Максимальная скорость:||281 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||2350 км

Ли-2

В 1935 году советско-американская внешнеторговая фирма "Амторг" (английское название "Amtorg Trading Corporation") приобрела один самолет DC-2-152 (зав. № 1413). А 11 апреля 1936 года советское правительство принимает решение о закупке в США лицензии на производство самолета DC-3 (C-47) и 18 самолетов, которые переправлялись в СССР через две созданные "Амторгом" фиктивные авиакомпании. Именно им в период с ноября 1936 года по март 1939 года компания "Douglas" и передала указанные 18 самолетов. В 1937 году авиаконструктор В. М. Мясищев назначается главным конструктором нового специального КБ на заводе №84 в подмосковных Химках, где и начиналось освоение лицензионного DC-3. В ноябре 1938 года на заводе изготовили первый самолет, получивший обозначение ПС-84, а в сентябре - декабре 1939 года прошли госиспытания этого самолета, после чего ПС-84 передали в серию. К концу 1939 года на заводе №84 изготовили первые шесть серийных машин.
  17 сентября 1942 года самолет в его военном варианте переименовали в Ли-2, в честь Б. П. Лисунова, работавшего главным инженером на производстве.
  
  К гражданским машинам обозначение Ли-2 стали применять после войны.
  В годы войны основным вариантом двигателя для ПС-84 были М-62ИР, хотя были попытки установить и другие двигатели - небольшая серия Ли-2 была выпущена с двигателями М-88 по 1100 л. с.
  Ли-2 вооружался четырьмя пулеметами ШКАС: в носовой неподвижной установке, верхней установке с экранированной турелью, а также на двух шкворневых установках в хвостовой части фюзеляжа (в специальных окнах по бортам), позже в верхней стрелковой точке установили турель с 12,7-мм пулеметом УБТ.
  В 1942-1945 годах на ташкентском авиазаводе было выпущено более 2200 самолетов Ли-2.
  Ли-2 длительное время осуществляли пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях СССР, пока во второй половине 1950-х годов - в связи с поступлением в гражданскую авиацию новых самолетов Ил-12 и Ил-14 - не началось их активное списание. Но последние Ли-2 были сняты с эксплуатации в СССР лишь в конце 1970-х годов. Самолеты данного типа поставлялись в Болгарию, Китай, КНДР, Польшу, Чехословакию и Румынию, а в Венгрии самолет получил обозначение Teve ("верблюд").


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ли-2П (ПС-84)

  Тип: пассажирский самолет вместимостью 20/24 мест
  Силовая установка: два звездообразных ПД с воздушным охлаждением М-62ИР мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2000 м - 320 км/ч; крейсерская скорость - 290 км/ч; практический потолок 6220 м; нормальная дальность 2270 км
  Масса: пустого 7305 кг; максимальная взлетная 11250 кг
  Размеры: размах крыла 28,81 м; длина 19,65 м; высота 5,17 м; площадь крыла 91,70 м2

Ли-2

Ли-2: вариант, строившийся по лицензии в СССР; первая модификация, ПС-84, была оснащена радиальными двигателями Швецова М-62 мощностью по 900 л. с. (671 кВт), которые позднее заменили форсированными АШ-62; выпускался ряд вариантов (в том числе и имевших вооружение), наиболее известными из которых являются грузовой Ли-2Г, пассажирский Ли-2П, грузо-пассажирский Ли-2ПГ и экспериментальный высотный самолет Ли-2В; всего в СССР построили свыше 2000 машин этого типа, не считая 707-и, полученных по ленд-лизу
Опытный экземпляр десантного варианта "Дугласа" - ПС-84К, проходивший испытания в 1940 году
Ли-2, принадлежавший НИИ ВВС. Лето 1943г.
Один из Ли-2 12-й ВА, принимавший участие в Маньчжурской десантной операции в августе 1945 года
Ли-2 "белая 6". Манчжурия, аэродром Мукден, август 1945г.
Ли-2 из состава 23 ОАП ГВФ. Зима 1945-46гг.
Ли-2Т в послевоенной светло-серой окраске. 1946г.
Ли-2 полярной авиации
Ли-2 СССР-Н328 "Авиаарктика" Способ нанесения номера на крыло показан на примере верхней и нижней поверхностей левой консоли.
Ли-2Т СССР-Н465 зав. N 18430801.
Ли-2 СССР-04219 полярной авиации. Апрель 1961г.
Ли-2 Б.П.Лисунова. Представленный самолет Ли-2 окрашен в стандартные цвета "Аэрофлота". Ли-2 использовались Красной армией для перевозки войск во время многих основных сражений.
Ли-2 к-на М.В.Дубовцева из 4-й АЭ 338-го ВТАП. Ханой, 23 января 1961г.
Послевоенный пассажирский самолет Ли-2
Ли-2П СССР-63885 компании АЭРОФЛОТ. Салехард, 1964г.
Ли-2ПР - участник съемок фильма "Азовское море" в 1962г.
Ли-2 к-на В.И.Гассиева из 2-й АЭ 338-го ВТАП, потерпевший катастрофу на аэродроме Фон Саван в Лаосе 22 февраля 1962г.
Правительство КНР получило некоторое количество Ли-2 для вновь созданного Управления гражданской авиации Китая (CAAC). Некоторые самолеты эксплуатировались даже в 1970-х годах.
An Li-2G of the Civil Aviation Administration of China (CAAC) operating on mixed freight and passenger services on internal routes from Peiking (summer 1957). Note emblem (left) with stylised map of China.
An Li-2T of the Polish Air Force Officers' School at Deblin (1973). The Li-2T was known popularly as the 'Litka' in Polish Air Force service and was retired in 1974.
Ли-2П (сер. N 23442002) "Ева" был последней машиной этого типа в Польше
An Li-2 serving in the utility transport role with the Czechoslovak Air Force (circa 1969). Note that this model had no freight doors in the fuselage portside.
Ли-2 ВВС КНДР, 1950г.
Ли-2 из состава ОСАГ, принимавший участие в доставке грузов в осажденный Ленинград. Аэродром Хвойное, октябрь 1941г.
Ли-2 в годы Великой Отечественной войны
Ли-2 N 1848703. Начало мая 1944г.
Ли-2, на котором летал экипаж зам. комэска 1-й АЭ 1-го ГвАПДД гв.к-на М.В.Левина, отличался нетиповой серой окраской всех поверхностей
A V-VS Li-2 (circa 1944) in dark green and olive camouflage with white undersurfaces.
Военный Ли-2 в типовом варианте окраски. В надфюзеляжной турели установлен 12,7-мм пулемет.
Ли-2 активно применялись для выброски парашютистов - для этого был разработан специальный вариант Ли-2Д. Изображенный здесь самолет в 1944 году входил в состав Авиации дальнего действия.
A V-VS Li-2D paratroop transport and glider tug (circa 1945). Note glazed crew entry door which, projecting at top and incorporating bulged upper panel, served for paradrop observation purposes.
Ли-2ВТ из 53-й дивизии АДД. Сентябрь 1944г.
Ли-2 из 62 АД ДД, 1943г. Обратите внимание на необычное написание цифр номера.
Ли-2 из состава 62-й АД ДД, 1943 г.
Ли-2 N 1844027 в зимней маскировочной окраске, нанесенной поверх прежнего черно-зеленого камуфляжа. Район Мелитополя, 1943г.
A V-VS Li-2 (spring 1945) in three-tone camouflage scheme with black undersurfaces for nocturnal operation. Note glazing of crew entry door (with bulged upper panel), late-type turret and lateral 7,62-mm ShKAS gun hatches.
Ли-2, окрашенный в зимний белый камуфляж, но с хорошо заметными законцовками крыла, оснащен надфюзеляжной пулеметной турелью ВУС-1 и лыжным шасси.
A V-VS Li-2 (winter 1944-45) in all-white scheme with high-visibility wingtips (above and below), VUS-1 dorsal turret and ski undercarriage. Note positions of radio mast and D/F loop.