Лисунов Ли-2 / ПС-84
Варианты:
Лисунов - Ли-2 / ПС-84 - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Пассажирский самолет вместимостью 20/24 мест
Описание:
Ли-2 / ПС-84
Ли-2
Ли-2
Фотографии:

Обломки (12)

Ли-2 / ПС-84

Военно-транспортный самолет и дальний бомбардировщик. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военный вариант пассажирского самолета ПС-84, являвшегося модификацией американского DC-3-178, лицензию на который приобрели в ноябре 1937 г. Переработкой конструкции DC-3 под отечественные требования руководили А.А. Сеньков и Б.П. Лисунов. Опытный образец ПС-84, собранный из узлов, изготовленных в США, проходил испытания в сентябре - декабре 1939 г. Сборку из импортных деталей начали с лета 1939 г., к настоящему серийному производству приступили весной 1940 г. Эти машины поступили в ГВФ, ВВС и ведомственную авиацию.
В мае - июне 1940 г. государственные испытания проходил военно-транспортный ПС-84К (на 26 десантников с полным снаряжением) с усиленным полом, грузовым люком и измененным интерьером кабины. Несколько ранее был изготовлен опытный образец санитарного ПС-84И для перевозки 18 лежачих и 3 сидячих раненых плюс один санитар. Элементы конструкции этих опытных машин были внедрены в серийные самолеты, выпускавшиеся в годы войны. ПС-84 (с сентября 1942 г. именовались Ли-2) строились заводами # 84 в Химках (с января 1942 г. - в Ташкенте), # 124 - в Казани и # 126 - в Комсомольске-на-Амуре (только в послевоенный период). Всего было изготовлено 4863 экз., в т.ч. 2258 до июня 1945 г. (включая собранные из американских деталей).
Экипаж 4 - 6 чел., 14 - 28 пассажиров или груз до 1600 кг, при снятии части оборудования до 2500 кг. Моторы М-62ИР.
С июля 1941 г. на отдельных машинах монтировались самодельные пулеметные установки. С августа начато оснащение самолетов ВВС и ГВФ 1 - 3x7,62. На заводе # 84 введена установка верхней турели с августа, бортовых и носового пулемета - с сентября. С апреля 1942 г. появились опытные установки под 12,7-мм пулеметы. С сентября того же года на заводе монтировалось вооружение 1x12,7+3x7,62. Одновременно приступили к перевооружению аналогичным образом самолетов более раннего выпуска. Непосредственно в частях устанавливались 3 - 4x7,62, 1x12,7+1x20 и т.д.
С начала 1942 г. на фронте на ПС-84 начали монтировать бомбодержатели. С мая 1942 г. штатное бомбовое вооружение устанавливалось прямо на заводе, одновременно различными предприятиями аналогично дорабатывались самолеты предыдущих серий. Бомбовая нагрузка до 1000 кг.
В годы Второй мировой войны Ли-2 использовались советскими ВВС и морской авиацией, а также с августа 1944 г.- ВВС Польши.
В годы войны серийно выпускались модификации:
  - ПС-84 пассажирский на 13 - 21 место, экипаж - 5 чел. (в военное время - 4 чел.), строился до июля 1941 г., с конца 1940 г. комплектовался храповиками под автостартеры, зимними лобовыми капотами, оборудование, винты и колеса отечественные (ранее - американские), с августа 1941 г. устанавливалось стрелковое вооружение 1 - 3x7,62;
  - ПС-84 военно-транспортный, строился с июля 1941г., экипаж - 4 чел., имел упрощенное оборудование салона, без кресел, усиленный пол, с августа - грузовую дверь на левом борту, бронеспинки пилотских кресел, вооружение 4x7,62, с октября 1941 г. часть самолетов комплектовалась для санитарных перевозок на 18 лежачих, 2 сидячих раненых и одного санитара, с марта 1942 г. двери, внутренние перегородки и некоторые другие узлы изготовлялись из дерева;
  - ПС-84 (с сентября 1942 г. - Ли-2) многоцелевой (транспортный и ночной бомбардировщик), выпускался с июня 1942 г., имел дополнительные бензобаки, систему наддува основных баков отработанными выхлопными газами, усиленное шасси, антиобледенительную систему, экипаж - 4 чел., вооружение 4x7,62, с сентября - 1x12,7+3x7,62, бомбы до 1000 кг;
  - Ли-2НБ, ночной бомбардировщик с вооружением 1x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, застекленная выпуклая дверь слева, экипаж - 6 чел.;
  - Ли-2Т, военно-транспортный самолет без вооружения и системы отопления, в салоне - откидные фанерные лавки, экипаж - 4 чел., выпускался с мая 1945 г.;
Первый построенный ПС-84 использовали как санитарный в "зимней" войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной машины этого типа имелись в гражданской авиации, бригаде особого назначения ВВС, морской авиации и авиации НКВД. Пассажирские ПС-84 после нападения Германии были сосредоточены в авиагруппах ГВФ, приданных фронтам и флотам, в основном в Особой Московской авиагруппе (ОМАГ). С первых дней войны они обеспечивали перевозки людей и грузов в интересах вооруженных сил. В октябре 1941 г. участвовали в срочной переброске в район Орла частей 5-го воздушно-десантного корпуса. В том же месяце снабжали по воздуху гарнизон о. Даго.
С начала октября 1941 г. был организован знаменитый "воздушный мост" в Ленинград. В январе - феврале 1942 г., в ходе контрнаступления под Москвой, ПС-84 привлекались к выброске воздушных десантов, в частности, под Вязьмой. Позже они сбрасывали грузы десантникам и конно-механизированным группам, прорвавшимся в тыл противника.
Как бомбардировщики ПС-84 впервые использовали в Карелии в марте 1942 г. Это были кустарно переделанные машины. Первой же операцией "настоящих" бомбардировщиков стал налет на Щигры 24 июня 1942 г. Ли-2 с бомбами активно использовали в боях на Дону и под Сталинградом. Их количество в АДД постоянно возрастало. В феврале 1944 г. они участвовали в массированных ночных налетах на города Финляндии, в сентябре того же года бомбили Венгрию, в декабре - Восточную Пруссию. Последний случай применения Ли-2 в больших количествах в качестве бомбардировщиков - удары по Кенигсбергу в апреле 1945 г., при этом часть вылетов совершалась днем.
Всю войну с Ли-2 выбрасывались разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. С сентября 1942 г. самолеты начали летать к партизанам, а со следующего года эта практика приобрела массовый характер.
В 1944 г. Ли-2 вместе с C-47 обеспечили выброску парашютистов на Букринском плацдарме за Днепром. В июле - августе того же года Ли-2 доставляли грузы бойцам Словацкого национального восстания, позднее они оперировали и в Югославии. Закончили войну, перевозя горючее стремительно наступавшим в Маньчжурии частям Советской армии. В Манчжурии и на Южном Сахалине они также высаживали посадочные десанты.
Ли-2 сняли с производства в 1953 г. В Польше последний Ли-2 списали в мае 1974 г., в СССР они летали до начала 1980-х гг. В послевоенный период эти самолеты состояли на вооружении в десяти странах, участвовали в ряде локальных вооруженных конфликтов. Они привлекались к перевозкам для нужд советских войск в Китае в конце 1940-х и начале 1950-х гг., работали в Северном Китае и Корее в ходе Корейской войны, участвовали в подавлении восстания в Венгрии в 1956 г. Последней войной для Ли-2 стала Вьетнамская. Летом 1968 г. эти машины (в т. ч. и с советскими экипажами) осуществляли сброс людей и грузов над Южным Вьетнамом.


Ли-2 (в варианте бомбардировщика, выпуск 1943 г.)||
Размах:||28,83 м
Длина:||19,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11500 кг
Максимальная скорость:||281 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||2350 км

Ли-2

В 1935 году советско-американская внешнеторговая фирма "Амторг" (английское название "Amtorg Trading Corporation") приобрела один самолет DC-2-152 (зав. № 1413). А 11 апреля 1936 года советское правительство принимает решение о закупке в США лицензии на производство самолета DC-3 (C-47) и 18 самолетов, которые переправлялись в СССР через две созданные "Амторгом" фиктивные авиакомпании. Именно им в период с ноября 1936 года по март 1939 года компания "Douglas" и передала указанные 18 самолетов. В 1937 году авиаконструктор В. М. Мясищев назначается главным конструктором нового специального КБ на заводе №84 в подмосковных Химках, где и начиналось освоение лицензионного DC-3. В ноябре 1938 года на заводе изготовили первый самолет, получивший обозначение ПС-84, а в сентябре - декабре 1939 года прошли госиспытания этого самолета, после чего ПС-84 передали в серию. К концу 1939 года на заводе №84 изготовили первые шесть серийных машин.
  17 сентября 1942 года самолет в его военном варианте переименовали в Ли-2, в честь Б. П. Лисунова, работавшего главным инженером на производстве.
  
  К гражданским машинам обозначение Ли-2 стали применять после войны.
  В годы войны основным вариантом двигателя для ПС-84 были М-62ИР, хотя были попытки установить и другие двигатели - небольшая серия Ли-2 была выпущена с двигателями М-88 по 1100 л. с.
  Ли-2 вооружался четырьмя пулеметами ШКАС: в носовой неподвижной установке, верхней установке с экранированной турелью, а также на двух шкворневых установках в хвостовой части фюзеляжа (в специальных окнах по бортам), позже в верхней стрелковой точке установили турель с 12,7-мм пулеметом УБТ.
  В 1942-1945 годах на ташкентском авиазаводе было выпущено более 2200 самолетов Ли-2.
  Ли-2 длительное время осуществляли пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях СССР, пока во второй половине 1950-х годов - в связи с поступлением в гражданскую авиацию новых самолетов Ил-12 и Ил-14 - не началось их активное списание. Но последние Ли-2 были сняты с эксплуатации в СССР лишь в конце 1970-х годов. Самолеты данного типа поставлялись в Болгарию, Китай, КНДР, Польшу, Чехословакию и Румынию, а в Венгрии самолет получил обозначение Teve ("верблюд").


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ли-2П (ПС-84)

  Тип: пассажирский самолет вместимостью 20/24 мест
  Силовая установка: два звездообразных ПД с воздушным охлаждением М-62ИР мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2000 м - 320 км/ч; крейсерская скорость - 290 км/ч; практический потолок 6220 м; нормальная дальность 2270 км
  Масса: пустого 7305 кг; максимальная взлетная 11250 кг
  Размеры: размах крыла 28,81 м; длина 19,65 м; высота 5,17 м; площадь крыла 91,70 м2

Ли-2

Ли-2: вариант, строившийся по лицензии в СССР; первая модификация, ПС-84, была оснащена радиальными двигателями Швецова М-62 мощностью по 900 л. с. (671 кВт), которые позднее заменили форсированными АШ-62; выпускался ряд вариантов (в том числе и имевших вооружение), наиболее известными из которых являются грузовой Ли-2Г, пассажирский Ли-2П, грузо-пассажирский Ли-2ПГ и экспериментальный высотный самолет Ли-2В; всего в СССР построили свыше 2000 машин этого типа, не считая 707-и, полученных по ленд-лизу
Ли-2 гв. лейтенанта Косенко после боя с истребителями противника
Повреждения, полученныые Ли-2 при зенитном обстреле. 62 АД ДД.
Повреждения фюзеляжа Ли-2
Экипаж лейтенанта Г.Б.Ивлева после выполнения боевого задания. Сентябрь 1944г.
Катастрофа на аэродроме ташкентского авиазавода. Пилот Гаранин попытался посадить Ли-2 с отказавшим двигателем, но, задев крылом постройку, врезался в стоянку, повредив там еще два самолета. 12 ноября 1942г.
Ремонт хвостового оперения Ли-2. 62-я АД ДД, 1943г.
Ли-2Т после поломки. 15 августа 1957 года.
Для ремонта 465-го, замены двигателей и переоборудования его в Ли-2В летным составом были построены стационарные тепляки.
Ли-2 после аварийной посадки, о. Беренга
Авария самолета Ли-2 зав. N 1848703 при облете после ремонта. 13 мая 1944г.
На месте аварии Ли-2 к-на М.В.Дубовцева. Аэродром Сам Нео. 23 января 1961г.