RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1961

Вертолет

Многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека

Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)

В начале 1960 года фирма "Bell" предложила улучшенный вариант вертолета Model 204 - новый Model 205 с удлиненным фюзеляжем, в котором стало возможным перевозить 12-14 бойцов или шестерых раненых на носилках, или груз массой до 1814 кг. Причем доступ в кабину обеспечивался с обеих сторон, а за счет установки турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л. с. и несущего винта диаметром 14,63 м были улучшены летные данные машины в условиях жаркого климата и высокогорья.
   В июле 1960 года Армия США заключила с фирмой "BELL" контракт на постройку семи новых вертолетов, предназначенных для проведения войсковых испытаний. Они получили обозначение YUH-1D, a первый поднялся в воздух 16 августа 1961 года. По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве вертолетов под обозначением UH-1D, первую машину заказчик получил 9 августа 1963 года. Всего для Армии США и на экспорт было построено 2008 вертолетов UH-1D, 30 из них позже доработали в поисково-спасательный HH-1D, еще 348 машин данной модификации было построено по лицензии в ФРГ фирмой "Dornier".
   Поскольку характеристики UH-1D в условиях жаркого климата и высокогорья по-прежнему не удовлетворяли военных, с сентября 1967 года в войска начал поступать UH-1H, оснащенный двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Производство UH-1H завершилось в декабре 1980 года, но позже возобновилось для выполнения контракта на поставку 55 машин в Турцию. Последний вертолет по этому контракту был передан заказчику в 1986 году. Всего для Армии США построили 3573 вертолета UH-1H, на экспорт - 1317.
   Вертолеты UH-1H выпускались по лицензии в Италии фирмой "Agusta", в Японии фирмой "Fuji" и на Тайване фирмой "AIDC". Последняя с 1969 по 1976 год построила 118 вертолетов.
   Для Мобильного командования ВВС Канады фирмой "BELL" было построено 10 вертолетов UH-1H в варианте CH-118 (исходное обозначение CUH-1H), первый из них был сдан в марте 1968 года. 30 поисково-спасательных вертолетов HH-1H построено для ВВС США.
   UH-1D/H интенсивно использовались в боевых действиях в Индокитае до самого вывода американских войск. Этот вертолет стал своеобразным символом и настоящей "рабочей лошадью" вьетнамской войны, обеспечивая, кроме того, специальные операции в Лаосе, Камбодже и отдаленных районах Южного Вьетнама. Историки ВВС США особо отмечают роль UH-1 как поисково-спасательного.
   Впоследствии три вертолета UH-1H были доработаны в вариант радиотехнической разведки и РЭБ, получив обозначение EH-1H, а с 1981 года в войска стали поступать машины, оснащенные усовершенствованной системой РЭБ и РТР Quick Fix I. В рамках реализации Армией США программы SOTAS (Stand-Off Target Acquisition System) четыре UH-1H модернизировали в вариант JUH-1H, предназначенный для изучения возможности использования обзорных РЛС для отображения тактической обстановки на поле боя.
   Около 220 вертолетов UH-1H переоборудовали в оснащенный подъемной лебедкой поисково-спасательный вариант UH-1V, а один - в трехместный вертолет РЭБ EH-1X, на который установили двигатель и систему постановки инфракрасных (ИК) помех от вертолета AH-1 HueyCobra.
   В начале 2000-х годов Армия и Национальная гвардия США оставались основными эксплуатантами UH-1H, используя эти вертолеты для решения широкого спектра задач. Все остающиеся в эксплуатации машины подверглись модернизации, в том числе получили навигационные доплеровские РЛС, новое оборудование пилотской кабины, композитные лопасти несущего винта и пр.
   В какой-то момент программа оказалась под угрозой закрытия или значительного сокращения - Армия США была не в состоянии одновременно финансировать разработку и выпуск 491 нового легкого многоцелевого вертолета LUH и модернизацию UH-1. В сложившихся условиях была предпринята попытка возложить ее финансирование на Национальную гвардию, но закрытие программы разработки разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Commanche высвободило финансовые средства, что позволило осуществить финансирование в полном объеме. Многие зарубежные эксплуатанты UH-1 также провели модернизацию своих вертолетов.
   Три фирмы предложили проекты модернизации UH-1, все они предусматривали установку современных двигателей, доработку несущей системы и обновление бортового оборудования.
   "Bell Helicopters" предложила вариант UH-1HP Huey II с прошедшими капитальный ремонт двигателями T53-L-13B повышенной на 400 л.с. мощности. Прототип Huey II, построенный с использованием узлов и агрегатов вертолетов Model 212 и UH-1N, выполнил первый полет в августе 1992 года. В 2009 году фирма продолжает предлагать на рынке проект модернизации вертолетов под обозначением Huey II в военном варианте и Model 210 в гражданском варианте.
   Тот факт, что фирма-разработчик представила проект модернизации вертолета, не остановил другие компании от работ в данном направлении. Наиболее интересные проекты были представлены "Global Helicopter Technology" и "US Helicopter". Первая компания представила вертолет Huey 800, поднявшийся в воздух в июне 1992 года. На машине был установлен двигатель LHTEC T800-LHT-800 мощностью 1399 л.с, имевший по сравнению с Т53 меньшую массу и удельный расход топлива, что позволило существенно увеличить дальность полета. К 2007 году компания оставила попытки выйти на рынок с данным проектом, но продолжала предлагать комплекты для модернизации UH-1.
   Проект "US Helicopter" известен как UH-1/T700 Ultra Huey. Доработки планера и несущей системы аналогичны выполненным на Huey II, но двигатель Т53 заменен на General Electric T700-GE-701C мощностью 1900 л.с. К 2007 году фирма прекратила разработку проектов модернизации вертолета UH-1, хотя до сих пор выполняет работы по переоборудованию снятых с вооружения Huey в противопожарный и транспортный варианты.
   "BELL" разработала гражданский вариант UH-1H под обозначением Model 205A-1 с двигателем T5313B пониженной до 1250 л. с. мощности, особое внимание было уделено конструкции грузового отсека, которая позволяет осуществлять быстрое переоборудование в грузовой, медицинский, пассажирский, поисково-спасательный варианты и т.д. Вертолет можно было использовать для перевозки грузов на внешней подвеске и проведения строительно-монтажных работ. Максимальная вместимость - один летчик и 14 пассажиров или до 2268 кг груза на внешней подвеске.
   Вертолеты Model 205 строились по лицензии в Японии. Fuji-Bell Model 205 выпускался как военный Fuji-Bell HU-1H с двигателем Kawasaki T53-K-13B и лопастями несущего винта из стеклопластика, но его хвостовой винт сделан тянущим, а не толкающим. Первый HU-1H поднялся в воздух в июле 1973 года, для Сил самообороны Японии было построено 107 вертолетов, часть из которых впоследствии прошла модернизацию в вариант UH-1J. Гражданским аналогом HU-1H стал Fuji-Bell Model 205A-1, мало отличавшийся от вертолета Model 205A-1 американского производства за исключением установленного на нем ТВД Kawasaki KT5313B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell UH-1H Iroquois

   Тип: многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-1-13 мощностью 1400 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость горизонтального полета и максимальная крейсерская скорость на высоте 1735 м - 204 км/ч; скороподъемность 488 м/мин; практический потолок 5840 м: статический потолок с учетом влияния земли 4145 м. без учета влияния земли 1220 м; дальность 511 км
   Масса: пустого 2363 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 кг; длина с вращающимися винтами 17,62 м; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,41 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,11м'

Показать полностью

Описание:

  • Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)
  • Agusta-Bell АВ 205