Bell UH-1D Iroquois / Model 205 (Agusta-Bell AB.205 (International))
Варианты:
Bell - UH-1D Iroquois / Model 205 - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
Описание:
Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)
Agusta-Bell АВ 205
Фотографии:

Обломки (8)

Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)

В начале 1960 года фирма "Bell" предложила улучшенный вариант вертолета Model 204 - новый Model 205 с удлиненным фюзеляжем, в котором стало возможным перевозить 12-14 бойцов или шестерых раненых на носилках, или груз массой до 1814 кг. Причем доступ в кабину обеспечивался с обеих сторон, а за счет установки турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л. с. и несущего винта диаметром 14,63 м были улучшены летные данные машины в условиях жаркого климата и высокогорья.
  В июле 1960 года Армия США заключила с фирмой "BELL" контракт на постройку семи новых вертолетов, предназначенных для проведения войсковых испытаний. Они получили обозначение YUH-1D, a первый поднялся в воздух 16 августа 1961 года. По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве вертолетов под обозначением UH-1D, первую машину заказчик получил 9 августа 1963 года. Всего для Армии США и на экспорт было построено 2008 вертолетов UH-1D, 30 из них позже доработали в поисково-спасательный HH-1D, еще 348 машин данной модификации было построено по лицензии в ФРГ фирмой "Dornier".
  Поскольку характеристики UH-1D в условиях жаркого климата и высокогорья по-прежнему не удовлетворяли военных, с сентября 1967 года в войска начал поступать UH-1H, оснащенный двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Производство UH-1H завершилось в декабре 1980 года, но позже возобновилось для выполнения контракта на поставку 55 машин в Турцию. Последний вертолет по этому контракту был передан заказчику в 1986 году. Всего для Армии США построили 3573 вертолета UH-1H, на экспорт - 1317.
  Вертолеты UH-1H выпускались по лицензии в Италии фирмой "Agusta", в Японии фирмой "Fuji" и на Тайване фирмой "AIDC". Последняя с 1969 по 1976 год построила 118 вертолетов.
  Для Мобильного командования ВВС Канады фирмой "BELL" было построено 10 вертолетов UH-1H в варианте CH-118 (исходное обозначение CUH-1H), первый из них был сдан в марте 1968 года. 30 поисково-спасательных вертолетов HH-1H построено для ВВС США.
  UH-1D/H интенсивно использовались в боевых действиях в Индокитае до самого вывода американских войск. Этот вертолет стал своеобразным символом и настоящей "рабочей лошадью" вьетнамской войны, обеспечивая, кроме того, специальные операции в Лаосе, Камбодже и отдаленных районах Южного Вьетнама. Историки ВВС США особо отмечают роль UH-1 как поисково-спасательного.
  Впоследствии три вертолета UH-1H были доработаны в вариант радиотехнической разведки и РЭБ, получив обозначение EH-1H, а с 1981 года в войска стали поступать машины, оснащенные усовершенствованной системой РЭБ и РТР Quick Fix I. В рамках реализации Армией США программы SOTAS (Stand-Off Target Acquisition System) четыре UH-1H модернизировали в вариант JUH-1H, предназначенный для изучения возможности использования обзорных РЛС для отображения тактической обстановки на поле боя.
  Около 220 вертолетов UH-1H переоборудовали в оснащенный подъемной лебедкой поисково-спасательный вариант UH-1V, а один - в трехместный вертолет РЭБ EH-1X, на который установили двигатель и систему постановки инфракрасных (ИК) помех от вертолета AH-1 HueyCobra.
  В начале 2000-х годов Армия и Национальная гвардия США оставались основными эксплуатантами UH-1H, используя эти вертолеты для решения широкого спектра задач. Все остающиеся в эксплуатации машины подверглись модернизации, в том числе получили навигационные доплеровские РЛС, новое оборудование пилотской кабины, композитные лопасти несущего винта и пр.
  В какой-то момент программа оказалась под угрозой закрытия или значительного сокращения - Армия США была не в состоянии одновременно финансировать разработку и выпуск 491 нового легкого многоцелевого вертолета LUH и модернизацию UH-1. В сложившихся условиях была предпринята попытка возложить ее финансирование на Национальную гвардию, но закрытие программы разработки разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Commanche высвободило финансовые средства, что позволило осуществить финансирование в полном объеме. Многие зарубежные эксплуатанты UH-1 также провели модернизацию своих вертолетов.
  Три фирмы предложили проекты модернизации UH-1, все они предусматривали установку современных двигателей, доработку несущей системы и обновление бортового оборудования.
  "Bell Helicopters" предложила вариант UH-1HP Huey II с прошедшими капитальный ремонт двигателями T53-L-13B повышенной на 400 л.с. мощности. Прототип Huey II, построенный с использованием узлов и агрегатов вертолетов Model 212 и UH-1N, выполнил первый полет в августе 1992 года. В 2009 году фирма продолжает предлагать на рынке проект модернизации вертолетов под обозначением Huey II в военном варианте и Model 210 в гражданском варианте.
  Тот факт, что фирма-разработчик представила проект модернизации вертолета, не остановил другие компании от работ в данном направлении. Наиболее интересные проекты были представлены "Global Helicopter Technology" и "US Helicopter". Первая компания представила вертолет Huey 800, поднявшийся в воздух в июне 1992 года. На машине был установлен двигатель LHTEC T800-LHT-800 мощностью 1399 л.с, имевший по сравнению с Т53 меньшую массу и удельный расход топлива, что позволило существенно увеличить дальность полета. К 2007 году компания оставила попытки выйти на рынок с данным проектом, но продолжала предлагать комплекты для модернизации UH-1.
  Проект "US Helicopter" известен как UH-1/T700 Ultra Huey. Доработки планера и несущей системы аналогичны выполненным на Huey II, но двигатель Т53 заменен на General Electric T700-GE-701C мощностью 1900 л.с. К 2007 году фирма прекратила разработку проектов модернизации вертолета UH-1, хотя до сих пор выполняет работы по переоборудованию снятых с вооружения Huey в противопожарный и транспортный варианты.
  "BELL" разработала гражданский вариант UH-1H под обозначением Model 205A-1 с двигателем T5313B пониженной до 1250 л. с. мощности, особое внимание было уделено конструкции грузового отсека, которая позволяет осуществлять быстрое переоборудование в грузовой, медицинский, пассажирский, поисково-спасательный варианты и т.д. Вертолет можно было использовать для перевозки грузов на внешней подвеске и проведения строительно-монтажных работ. Максимальная вместимость - один летчик и 14 пассажиров или до 2268 кг груза на внешней подвеске.
  Вертолеты Model 205 строились по лицензии в Японии. Fuji-Bell Model 205 выпускался как военный Fuji-Bell HU-1H с двигателем Kawasaki T53-K-13B и лопастями несущего винта из стеклопластика, но его хвостовой винт сделан тянущим, а не толкающим. Первый HU-1H поднялся в воздух в июле 1973 года, для Сил самообороны Японии было построено 107 вертолетов, часть из которых впоследствии прошла модернизацию в вариант UH-1J. Гражданским аналогом HU-1H стал Fuji-Bell Model 205A-1, мало отличавшийся от вертолета Model 205A-1 американского производства за исключением установленного на нем ТВД Kawasaki KT5313B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell UH-1H Iroquois

  Тип: многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
  Силовая установка: один турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-1-13 мощностью 1400 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость горизонтального полета и максимальная крейсерская скорость на высоте 1735 м - 204 км/ч; скороподъемность 488 м/мин; практический потолок 5840 м: статический потолок с учетом влияния земли 4145 м. без учета влияния земли 1220 м; дальность 511 км
  Масса: пустого 2363 кг; максимальная взлетная 4309 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 кг; длина с вращающимися винтами 17,62 м; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,41 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,11м'

Agusta-Bell АВ 205

Вертолет Agusta-Bell АВ 205 представляет собой вариант вертолета Bell Model 205, лицензия на производство которого была приобретена в 1966 году итальянской фирмой "Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta SpA". Подобно американскому "родственнику", итальянский вариант АВ 205 отличается от вертолета АВ 204 удлиненным фюзеляжем с кабиной, в которой могут поместиться до 14 человек и один летчик. На вертолете установлен газотурбинный двигатель Т53 повышенной мощности. С целью реализации возросшей мощности двигателя изменениям были подвергнуты динамические системы вертолета. Так на АВ 205 использован несущий винт диаметром 14,63 м, в то время, как диаметр несущего винта вертолета АВ 204 - 13,41 м.
  В военном варианте вертолет АВ 205 является прямым аналогом американского вертолета Bell UH-1D / UN-1H Iroquois. Зарекомендовавшие себя как очень надежные, многоцелевые вертолеты АВ 205 широко экспортировались в разные страны мира.
  Вертолет сертифицирован для эксплуатации в темное время суток. Он может использоваться для перевозки людей и грузов, эвакуации больных и раненых, выполнения поисково-спасательных операций и т.д. В зависимости от характера выполняемой задачи вертолет может быть оснащен надувными поплавками, лебедкой для подъема на борт людей и грузов, лыжным шасси, носилками для больных или раненых, вооружением. Объем грузопассажирской кабины составляет 6,2 м3.
  В базовом варианте вертолет АВ 205 вооружения не несет, но в дверных проемах кабины предусмотрена возможность установки шкворневых турелей для пулеметов, а по бортам кабины возможна подвеска блоков с неуправляемыми авиационными ракетами.
  С 1969 года в Италии серийно строились вертолеты конструктивно улучшенной модификации АВ 205A-1 с увеличенной взлетной массой. Вертолет итальянской постройки оснащался газотурбинным двигателем T53-L-13B (на американском вертолете Bell 205A-1 установлен двигатель T53-L-13A). AB205A-1 спроектирован с учетом возможности быстрой конвертации базового варианта в вертолет-кран грузоподъемностью 2268 кг, санитарный вариант для перевозки шести больных или раненых на носилках с одним-двумя сопровождающими санитарами, поисково-спасательный вариант и вертолет для VIP-перевозок.
  Фирма "Agusta" разработала и построила прототип вертолета АВ 205BG, оснащенного двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1200. Также был построен прототип вертолета АВ 205TA с двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Astazou. Ни один из двух вариантов в серийное производство не передавался.
  Серийное производство вертолетов AB-205 прекращено в 1988 году после поставки 490 вертолетов, в большинстве случаев заказчиками являлись ВВС разных стран мира.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta-Bell АВ 205

  Тип: 15-местный многоцелевой военный/гражданский вертолет
  Силовая установка: один газотурбинный двигатель Avco Lycoming T53-L-13B номинальной мощностью 1400 л. с. в варианте с пониженной до 1250 л. с. взлетной мощностью (мощность на продолжительном режиме работы 1100л. с.)
  Характеристики (с нормальной взлетной массой): максимальная скорость на уровне моря 222 км/ч; крейсерская скорость 212 км/ч; скороподъемность 548 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 5180 м; стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 580 км; максимальная продолжительность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 3 ч 48 минут
  Массы: пустого 2177 кг; нормальная взлетная 3680 кг; максимальная взлетная 4309 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,72 м; длина с вращающимися винтами 17,98; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом 170,16 м2
  Вооружение: штатно не устанавливается; предусмотрена установка в дверных проемах грузовой кабины пулеметов на турелях


Операторы вертолета

  Эксплуатация вертолетов АВ 205 продолжается, хотя их серийное производство завершилось 20 лет назад - в 1988 году. Крупнейшим оператором вертолетов данного типа является Турция: турецкая армия имеет на вооружении 125 вертолетов АВ 205, жандармерия - еще пять. Большинство турецких вертолетов АВ 205 используется в качестве транспортных, санитарных, поисково-спасательных и учебно-тренировочных, но часть машин модернизирована в вариант вооруженного вертолета, который применяется для борьбы с повстанцами. На вооружении армии Италии состоит 80 вертолетов АВ 205 под обозначением EM-2; эти вертолеты в составе миротворческих сил ООН использовались в Ливане, Намибии и Курдистане, а в составе Европейских сил по поддержанию мира - на Балканах. Вертолеты АВ 205 состоят на вооружении армейской авиации и ВВС Греции. Вертолеты АВ 205A также имеются в ВВС и ВМС Ирана, ВВС Марокко, ВВС Омана (14-я эскадрилья), ВВС Саудовской Аравии (12-я и 14-я эскадрильи), ВВС республики Сингапур (120-я и 123-я эскадрилья), вооруженных сил Танзании, ВВС Туниса (31-я эскадрилья), ВВС Уганды, ВВС Замбии. В Испании несколько сохранившихся на вооружении вертолетов из подразделения Esc 783/Ala 78 используются под местным обозначением HE.10B для тренировок в полетах по приборам.
Полный драматизма снимок - не имея возможности посадить свой вертолет на палубу авианосца, этот южновьетнамский летчик предпочел выпрыгнуть из кабины прямо в море.
On April 29, 1975 a VNAF pilot leaps into the sea near the USS Blue Ridge during the evacuation of American personnel from Saigon.
29 апреля 1975 года, когда танки Северного Вьетнама уже окружают Сайгон, этот южновьетнамский вертолет UH-1H сбрасывают за борт с корабля USS "Блу Ридж" (LCC-19), чтобы освободить место для посадки других вертолетов с беженцами.
A VNAF UH-1 is pushed over the side of the USS Blue Ridge on April 29, 1975 so that others waiting can land on the helicopter deck.
Чтобы освободить место для посадки следующих вертолетов с беженцами, американская палубная команда сбрасывает за борт южновьетнамский UH-1. Апрель 1975г.
A VNAF UH-1 ditches near the USS Blue Ridge on April 29, 1975.
Сбитый израильский "Ирокез" на Голанских высотах
Операция "Pipesmoke". На пике войны 22 подразделения Армии США во Вьетнаме были вооружены CH-47, они выполняли самые разные задания, включая эвакуацию сбитых самолетов и вертолетов, - такие задания назывались "Pipesmoke". На протяжении всей войны CH-47 оставался основным средством эвакуации тяжелой техники. CH-47 вывезли около 11500 летательных аппаратов и сэкономили США примерно 3 млрд долларов. На фотографии - CH-47 перевозит UH-1.