Republic F-105 Thunderchief
Варианты:
Republic - F-105 Thunderchief - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Обломки (14)
Republic F-105 Thunderchief

   Когда в 1954 году на вооружение был принят F-84F, компания "Republic" уже несколько лет работала над новым проектом истребителя-бомбардировщика с высокими характеристиками, который, как полагала фирма, должен был стать преемником Thunderstreak.
   После того как ВВС был предложен проект AP-63, последовал заказ на два прототипа YF-105A Thunderchief, первый из которых поднялся в воздух 22 октября 1955 года. Он был оснащен ТРД J57-P-25 тягой 66,71 кН - в два раза больше, чем у F-84F, но при возросших размерах и массе новой машины. YF-105A ушел от роли "чистого" истребителя, получив возможность нести до 5443 кг боевой нагрузки, из которых до 3629 кг обычного или ядерного оружия могли размещаться во внутреннем бомбоотсеке.
   Серийно F-105A не строился, так как стал доступным более мощный двигатель J75, оснащенный форсажной камерой. Были построены четыре прототипа YF-105B, сохранившие общую конфигурацию предшественника, но получившие выполненный по "правилу площадей" фюзеляж, воздухозаборник с обратной стреловидностью по передней кромке и двигатель YJ75-P-3 тягой 73,37 кН.
   Серийные F-105B (построили 71) мало отличались от прототипов и начали поступать на вооружение 335-й эскадрильи в августе 1958 года - на три года позже запланированного. Лишь в середине 1959 года ВВС США получили свою первую укомплектованную эскадрилью F-105B.
   От разработки еще двух вариантов, одноместного разведчика RF-105 и двухместного учебно-боевого F-105C, отказались.
   F-105B был оптимизирован для скоростного маловысотного прорыва к цели с ядерной бомбой в бомбоотсеке. Вскоре назначение сменилось на нанесение всепогодных ударов, для чего был создан специализированный серийный вариант F-105D, построенный в количестве 610 самолетов.
   Оснащенный ТРДФ J75-P-19W, F-105D получил многорежимную РЛС NASARR в увеличенном обтекателе, систему управления огнем Thunderstick и вычислитель для бомбометания с кабрирования. Эти новшества позволяли повысить точность применения обычного вооружения.
   С 1965 года F-105D были развернуты для нанесения дальних ударов по целям в Лаосе и Северном Вьетнаме. Эти самолеты сыграли основную роль на начальном этапе операции "Rolling Thunder" - стратегической бомбардировочной кампании, проводившейся в 1965-1968 годах.
   В конце 1960-х годов 30 самолетов прошли модернизацию, получив всепогодное навигационное оборудование (включая систему LORAN) в увеличенном гаргроте и новое обозначение F-105DT-Stick II.
<...>
   К 1970 году вариант F-105D был выведен из состава фронтовых частей во Вьетнаме, так как более половины из общего числа выпущенных машин было уничтожено противником или потеряно в авариях. В общей сложности во Вьетнаме было потеряно около 50% из общего количества выпущенных F-105 (всего построено 833 самолета). Тем не менее модификации F-105F и G составляли основу парка самолетов для борьбы с ПВО противника, применявшихся ВВС США в Юго-Восточной Азии до 1973 года.
   После вывода из фронтовых частей в 1969-1970 годах оставшиеся F-105D были переданы авиации Национальной гвардии и в подразделения Резерва ВВС США. Последний полет самолета F-105 состоялся в 1984 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Republic F-105D Thunderchief

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W тягой 76,49 кН без и 108,95 кг на форсаже, или 117,84 кН с использованием форсажа и впрыска воды (не более 60 с)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2237 км/ч или М=2,1; потолок 12 560 м; перегоночная дальность с ПТБ 3846 км
   Масса: пустого 12 474 кг; максимальная взлетная 23 967 кг
   Размеры: размах крыла 10,59 м; длина 19,61 м; высота 5,97 м; площадь крыла 35,77 мг
   Вооружение: одна 20-мм пушка M61 Vulcan и до 6350 кг вооружения на внешней и внутренней подвеске
F-105D возвращается из рейда на объекты ДРВ. Хотя, судя по процессу дозаправки, система управления не пострадала, но оба ПТБ травят топливо через пробоины, и потому для того, чтобы дотянуть домой, керосин приходится подсасывать с заправщика.
Хотя американские пилоты довольно быстро освоили маневр уклонения от зенитных ракет, огонь зенитных пушек, число которых стремительно нарастало, становился все более точным. Часто самолеты возвращались в полном смысле "на честном слове и на одном крыле", как, например, этот F-105. Его пилот демонстрирует размеры пробоины от попавшего в крыло снаряда от 85-мм зенитки 52-K, которые еще у немецких летчиков заслужили название "русская клизма".
Огромная брешь в крыле
Этому летчику истребителя-бомбардировщика F-105 «Тандерчиф», можно сказать, крупно повезло...
Пробитый киль F-105 и поврежденная хвостовая часть в результате обстрела с земли
Неоднозначность результатов воздушных боев всегда давала штабным аналитикам, а также историкам, трактовать их исход в зависимости от социального заказа или личных пристрастий. Типичную иллюстрацию данного тезиса можно наблюдать на этом снимке, где запечатлен F-105D из состава 357-й эскадрильи (357th TFS) 355-го авиакрыла (355th TFW) вернувшийся на базу в Такли после боя с МиГ-21ПФ и испытавший близкий разрыв БЧ управляемой ракеты Р-3С. В результате, как говорится, и овцы целы и волки сыты - самолет приземлился на базе, а цель поражена вьетнамским перехватчиком.
Попавший в объектив кинокамеры момент поражения американского F-105D над ДРВ ракетой ЗРК С-75. Вторая половина 1960-х гг.
Падает горящий "Тад"
Падает F-105D, подбитый зенитным огнем ПВО ДРВ. Его пилот спускается на парашюте. Район Ханоя, 4 сентября 1966 г.
Истребитель F-105D выполнил вынужденную посадку на авиабазе Удорн в Таиланде, февраль 1968 года. К самолету немедленно направился HH-43, готовый потушить пожар в случае его возникновения. Подразделения HH-43 имелись на всех американских авиабазах в Таиланде и Южном Вьетнаме на протяжении всей войны.
Look, no wheels! The author’s F-105B-1RE, serial 54-0101, rests sadly on its belly on the runway at Edwards AFB just after the incident recounted here. The small pods on the wing pylons are instrumentation/camera containers. As the Thunderchief had no fuel cells in the lower fuselage, the author elected not to have the runway foamed.
In this side view, the open door for the brake parachute can be seen just aft of the fin and rudder. The author's questionable over-confidence in not jettisoning the canopy meant that there was no need for the new one ordered during his final approach.
Обломки F-105 капитана Р.Кули, сбитого при прорыве системы ПВО ДРВ летом 66-го.
Женщины-ополченки рассматривают обломки американского F-105D, сбитого над ДРВ. Вторая половина 1960-х гг.