Варианты
- Туполев - Ту-144 - 1968 - Россия
- Туполев - Ту-230 / Ту-260 / Ту-360 - 1985 - Россия
Ту-144
Ту-144 часто сравнивают с действительно очень похожим внешне Aerospatiale/BAC Concorde. Оба самолета являлись претендентами на первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет Ту-144 выполнил раньше конкурента, но выполнять пассажирские перевозки первым начал Concorde. Concorde эксплуатировался довольно долго и относительно успешно, в то время как эксплуатацию Ту-144 сопровождал шлейф проблем технического плана. Флагмана "Аэрофлота" из Ту-144 не получилось, но свое достойное место в истории авиации самолет занял.
Разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась в СССР в первой половине 1960-х годов. Планировалось построить 75 самолетов для "Аэрофлота". По компоновке и характеристикам Ту-144 не сильно отличался от Concorde. Особенностями Ту-144 являлись оживальное дельтовидное крыло, сгруппированные под фюзеляжем двигатели и отклоняемая для лучшего обзора на взлете и посадке носовая часть фюзеляжа.
Прототип Ту-144 (СССР-68001) выполнил первый полет 31 декабря 1968 года. В ходе испытаний самолет достиг скорости М=2,4, крейсерская скорость составляла М=2,35 (2500 км/ч). Но испытания выявили массу проблем, для решения которых конструкцию и аэродинамику пришлось серьезно изменить. Так, была увеличена площадь крыла и изменена его форма в плане, фюзеляж удлинен на 6,30 м, изменено месторасположение гондол двигателей, внедрены полностью регулируемые воздухозаборники, установлено убираемое ПГО. Масса самолета возросла со 130 т до 180 т, а емкость баков была увеличена с 87 500 л до 118 750 л.
Первый из шести самолетов второй партии, СССР-77101, выполнил первый полет весной 1973 года. Вскоре в воздухе поднялся СССР-77102, этот самолет разбился вместе с экипажем при взлете на авиасалоне в Париже в июне 1973 года. Несмотря на катастрофу, работы по программе СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) были продолжены. 26 декабря 1975 года СССР-77106 начал выполнять регулярные грузовые перевозки между Москвой и Алма-Атой. Серийные Ту-144 при экипаже из трех человек могли брать на борт до 140 пассажиров.
С февраля 1977 года Ту-144 приступили к выполнению технических рейсов на линии Москва - Хабаровск, а с ноября того же года начали перевозить пассажиров между Москвой и Алма-Атой. После выполнения 55 рейсов с пассажирами в июне 1978 года потерпел катастрофу улучшенный Ту-144Д (самолет не принадлежал "Аэрофлоту"), После катастрофы полеты Ту-144 с пассажирами прекратили, к этому времени летало 13 Ту-144.
Было выпущено шесть улучшенных Ту-144Д (включая один переделанный из ранее построенного Ту-144) с повышенной дальностью полета и двигателями РД36-51 П. А. Колесова. Грузовые перевозки Ту-144 выполняли до 1983 года, когда программу СПС окончательно закрыли.
Ту-144 использовались для различных летных экспериментов, в том числе совместных с США. Ту-144ЛЛ выполнял полеты в интересах агентства НАСА, позже на нем установили двигатели НК-321 ОКБ Н.Д. Кузнецова (как на Ту-160). Последний полет Ту-144ЛЛ выполнил в 1998 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-144
Тип: сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-144 ОКБ Н. Д. Кузнецова тягой по 127,5 кН, тяга на форсаже 196,1 кН
Летные характеристики: максимальная скорость М-2,35 (2500 км/ч); нормальная крейсерская скорость на высоте 16000-18000 м М=2,2 (2300 км/ч); максимальная дальность со 140 пассажирами - 3500 км
Масса: пустого 85 000 кг; максимальная взлетная 180000 кг
Размеры: размах крыла 28,80 м; длина 65,70 м; высота 12,85 м; площадь крыла 438 мг
Полезная нагрузка: 15 000 кг
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Первые "пассажиры" сверхзвукового самолета - имитаторы тепловыделения на тепловом стенде Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Натурный подвижный стенд топливной системы Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Стенд аварийного покидания опытного самолёта Ту-144 (Изделие 044) с катапультируемыми креслами
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
При проектировании Ту-144 использовался мощный научный потенциал ЦАГИ
-
Авиация и Космонавтика 2008-12 / В.Ригмант - Работы ОАО "Туполев" по сверхзвуковым пассажирским самолетам второго поколения
Сравнение моделей СПС-2 и Ту-144
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-244 - Россия - 1999
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic airliner, based on model shown at 1965 Paris Air Show
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic transport in its production form
-
Air International 1999-11 / Jet Airliner A to Z
Among the new features of the Tu-144 series (illustrated), as compared to the prototypes, were its lengthened fuselage, new wing with greater span and different camber distribution, more powerful engines with new intakes and nozzles, and redesigned undercarriage.
Тип фотографий
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (28)
- Ч/б фото (86)
- Кабина (20)
- Обломки (2)
- Модели, рисунки, схемы (13)