Туполев Ту-154
Варианты:
Туполев - Ту-154 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Среднемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (113)
Ту-154

  Ту-154, пассажирский среднемагистральный самолет с тремя двигателями, предназначался для замены Ил-18 и Ту-104. Самолет получился удачным, в нем сочетались хорошие летные данные с высокой для своего времени экономичностью и хорошими эксплуатационными показателями. Лайнер может эксплуатироваться с относительно плохих ВПП, типичных для большинства аэропортов СССР и стран СНГ.
  По заданию "Аэрофлота" в ОКБ А.Н.Туполева начали проектирование самолета, сохранившего компоновочные особенности Ту-134, но оснащенного новым крылом с развитой механизацией, включающей предкрылки, трехщелевые закрылки, элероны и четырехсекционные интерцепторы. В удлиненном фюзеляже увеличенного диаметра стало возможным установить кресла по шесть в ряд; максимальная вместимость самолета 167 пассажиров (нормальная 128-158 пассажиров). Помимо двух двигателей, установленных как на Ту-134 на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, в хвостовой части фюзеляжа разместили третий ТРДД, воздухозаборник которого находился перед килем.
  Прототип выполнил первый полет 4 октября 1968 года, а эксплуатация Ту-154 в "Аэрофлоте" началась 9 февраля 1972 года. В 1975 году в серию пошел Ту-154А с измененной конфигурацией пассажирского салона, увеличенной емкостью топливных баков, обновленным БРЭО и двигателями НК-8-2У. В 1977 году Ту-154А в серии сменил улучшенный Ту-154Б с более прочным крылом, "Б" строился в вариантах Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, последний имел большую пассажировместимость. Несколько Ту-154Б конвертировали в грузовые Ту-154С - перед крылом в борту фюзеляжа был оборудован грузовой люк, а в салоне установили ролики для упрощения перемещения грузов.
  Испытания модернизированного Ту-154М начались в 1982 году. На Ту-154М установили новые двигатели Д-30КУ-154-II, изменили горизонтальное оперение, модернизировали закрылки, увеличили площадь интерцепторов, а вместимость довели до 180 пассажиров. Эксплуатация Ту-154М в "Аэрофлоте" началась в декабре 1984 года.
  На основе Ту-154 было разработано несколько специальных вариантов, включая самолет для VIP-перевозок Ту-154 Люкс, самолет для тренировок космонавтов Ту-154М-ЛК-1 и самолет для выполнения полетов по программе "Открытое небо" Ту-154М-ОН.
  Массовое производство Ту-154 прекратили в 1997 году, хотя последний достроенный из задела Ту-154М был передан ВВС России весной 2013 года. Всего построено более 1000 Ту-154.
  Ту-154 экспортировались во многие страны мира. Самолет завоевал репутацию надежного и безопасного. "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию Ту-154 в декабре 2009 года. В 2013 году в эксплуатации, главным образом в России и странах СНГ, находилось порядка 100 Ту-154.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-154М

  Тип: среднемагистральный авиалайнер
  Силовая установка: три ТРДД Д-30КУ-154-II ПНПП "Авиадвигатель" тягой по 103,95 кН
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 11900 м - 950 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность с полной заправкой и полезным грузом массой 5450 кг - 6600 км
  Масса: пустого снаряженного 55 300 кг; макс. взлетная 100 000 кг
  Размеры: размах крыла 37,55 м; длина 47,90 м; высота 11,40 м; площадь крыла 201,45 м2
  Полезная нагрузка: запас топлива 39 750 кг; максимальная масса полезной нагрузки 18000 кг
Сборка первых опытных Ту-144 и Ту-154
Сборка первого опытного самолета Ту-154 на ММЗ "Опыт", апрель 1968г. На заднем плане опытный Ту-144
Первый опытный самолет Ту-154. Заводские испытания, 1968г.
Первый опытный экземпляр Ту-154 (зав. № 67-КХ-1, борт СССР-85000)
Первый опытный Ту-154 СССР-85000.
Первый опытный Ту-154, демонстрировавшийся на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже
СССР-85000 - первый прототип Ту-154, поднявшийся в воздух 3 октября 1968 года.
"Единичка" - Ту-154 СССР-85001 в полете.
Первый предсерийный Ту-154 (зав. № 69М001, борт СССР-85001). 1970 г.
Этот неокрашенный Ту-154, один из девяти предсерийных авиалайнеров, использовался Куйбышевским авиазаводом (сегодня самарская компания "Авиакор") в программе испытаний.
Ту-154 СССР-85005 в ГосНИИ ГА.
Ту-154 СССР-85005 на ВДНХ.
Шестой предсерийный Ту-154 (зав. № 69М006, борт СССР-85006) принимал участие в эксплуатационных испытаниях
Последний предсерийный Ту-154 (зав. N° 70М010)
СССР-85012 - третий серийный авиалайнер, до этого были выпущены также 9 опытных и предсерийных самолетов. Ту-154 поступил в эксплуатацию 30-ти из 34-х подразделений "Аэрофлота", а около 20 машин приобрели ВВС.
Серийный самолет Ту-154
В общей сложности заказчики получили 996 самолетов Ту-154, сегодня в эксплуатации остаются большей частью лишь Ту-154М. Более 10 лет Ту-154 оставался основой парка "Аэрофлота" на внутренних и среднемагистральных международных авиалиниях.
Лайнер Ту-154 (СССР-85413) до захвата
Бориспольский Ту-154Б-2 прибыл в Запорожье первым техническим рейсом. Октябрь 1983 г.
Ту-154Б-1 на перроне винницкого аэропорта Гавришовка
По результатам технического рейса этого борта было сделано заключение о возможности выполнения полетов Ту-154 в аэропорт Одесса. Середина 1970-х годов
Лайнеры ждут пассажиров в аэропорту Симферополь. Ближний - бориспольский Ту-154Б-2 (борт СССР-85368). 1991г.
Дальний самолет Ту-154 (зав. № 72А025). Ближний - Ту-154Б-2 (зав. № 78А302 ). Внуково, 1980 г.
Самолеты Ту-154 собрались в московском аэропорту Домодедово
Ту-154 первых серий в московском аэропорту Внуково. Первая половина 1970-х годов.
22-й серийный авиалайнер во время испытаний, его сопровождает другой Ту-154. Авиалайнер изначально предусматривался для эксплуатации в региональных аэропортах.
Ту-154А(зав. № 74А070) в демполете над Волгой
Российские Су-34 и самолет-лидировщик Ту-154 на пути в Сирию
The long-range Tu-154.
Ту-154
Встреча Ty-154A (зав. № 74A069) в Анадыре
Завершается посадка пассажиров на борт Ту-154Б-1 (зав. №78А276). Павлодар, конец 1970-х годов
В аэропорт Аркалык прибыл первый Ту-154А
Одесский Ту-154Б (борт СССР-85132) прибыл в Геную, доставив сменные экипажи советских рыболовецких судов
Ту-154Б-1
Флотский Ту-154 и Ту-95РЦ на вьетнамском аэродроме Камрань
На стоянке 150-го ОСАП. Аэродром Улан-Удэ (Восточный), август 1990 г.
Ty-154A (зав. № 73А042) в японском аэропорту Ниигата
Во время техобслуживания Ту-154Б-2 (зав. №78А316). Закрылки выпущены, открыты люки обслуживания двигателей
Обслуживание ВСУ и станции «Микрон» на Ту-154А
Правильность загрузки - залог безопасности полета
Ту-154Б (зав. № 77А192) в ереванском аэропорту Зварноц
Рабочие будни одесской АТБ. Самолет вывешен на подъемниках для отработки шасси
Заправка топливом Ту-154А (зав. N 74А066) в аэропорту Караганда
Ту-154Б-2 (зав. № 80A397) прибыл в Париж. 1985 г.
Подготовка к вылету Ту-154Б (зав. № 77А201)
Первый прототип Ту-154М, переделанный из Ту-154Б-2 (СССР-85317, зав. № 78А317)
Во время встречи в Борисполе первого собственного Ту-154 (борт СССР-85022). 9 августа 1974 г.
Офицеры 150-го ОСАП возле Ту-154Б-2 (зав. № 80А463) своей авиачасти на аэродроме Улан-Удэ (Восточный)
Серийный Ту-154М (зав. № 91А882)
Хвостовая часть Ту-154М
Двигатель Д30КУ-154
9 июня 1990 г. 17-летний учащийся техникума Д. Семенов угнал этот Ту-154 в Швецию. Самолет сфотографирован на перроне минского аэропорта в 1992 г.
Взлетает Ту-154М (зав. № 90А835) авиакомпании «Алроса»
Ту-154М (зав. № 86А725) авиакомпании «Сибирь», которая в 2000 г. входила в число крупнейших эксплуатантов самолета этого типа
Ту-154Б-2 (зав. № 82A561) из состава 15-й авиабригады ВВС Украины в период аренды авиакомпанией BSL. Борисполь, середина 1990-х годов
Ту-154Б-2 (зав. № 82А565) авиакомпании «Эйр Молдова»
Ту-154 авиакомпании Молдовы.
Ту-154Б-2 (зав. № 81А496) с надписью «Сакартвело» - самолет первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Франкфурт-на-Майне. Июль 1991 г.
Ту-154М (зав. № 92A916), доставшийся Азербайджану в наследство от советского Аэрофлота, принимает пассажиров в киевском аэропорту Борисполь. Лето 1992 г.
На украинском рынке авиаперевозок активно работают 19 зарубежных компаний. Ту-154В-2 компании "Азербайджан Эрлайнс"
Ту-154М (зав. № 92A945) - борт № 1 Кыргызской Республики.
Ту-154А (зав. № 73A050) из состава ВВС Узбекистана
Ту-154М (зав. № 91A897) авиакомпании «Таджикистан». Мюнхен. 22 сентября 2005 г.
Ту-154М (зав. № 93A965) авиакомпании "Казавиаспас". Аэропорт Алматы, 12 августа 2012 г.
Заходит на посадку Ту-154М (зав. № 85А728) казахстанской авиакомпании «Саяхат»
Ми-6 на вертолетной стоянке Кабульского аэропорта. Взлетает Ту-154 авиакомпании "Бахтар"
Regular Birmingham visitor is Balkan - Bulgarian Airlines' new Tu-154B LZ-BTL, formerly SU-AXE of Egypt Air
Ту-154М (зав. N 00А1003) из состава 6-й транспортной авиабазы ВВС Чехии
Ту-154 ВВС Чехии
В число стран, ВВС которых используют Ту-154, входят Чехия, Северная Корея, Польша и Россия. Чешские ВВС использовали этот Ту-154Б-2 для VIP-перевозок, пока не заменили его на совершенно новый Ту-154М, поставленный в 2000 году.
An unusual visitor to Liverpool on 30/9/91 was CSA's Tu-154M OK-TCB. The passengers on the flight to Prague were members of an orchestra
В 1973 году "Egyptair" стала третьим зарубежным заказчиком лайнера - компания приобрела восемь Ту-154А. Однако после потери одной машины в процессе обучения и вследствие нежелания разработчика изменять конфигурацию салона на нестандартные варианты, в 1975 году машины вернули обратно.
Typical of the subjects seen during the Estonian tour in 1993 was this Tu-154.
Ту-154М (зав. № 92A909) авиакомпании «Эстония»
Ту-154 эстонской авиакомпании.
Ту-154 латвийской авиакомпании.
Самолет литовской авиакомпании LAL.
Ту-154М модернизированный в ФРГ по программе "Открытое небо"
Tupolev Tu-154 medium long-range transport aircraft (three Kuznetsov NK-8-2 turbofan engines) in service with Malev
Tupolev Tu-154B.
Tupolev Tu-154 medium/long-range transport (three Kuznetsov NK-8-2 turbofan engines) in service with Malev
Two of Malev's three Tu-154s, HA-LCE and (tail of) HA-LCB, being serviced at Ferihegy
The TU-154M is Sichuan Airlines’ first jet aircraft, and is seen at Chengdu (their home base) immediately after its arrival fresh from the Tupolev factory on the 25th November 1991. Unfortunately the weather was rather dull and misty for photography.
Прототип китайского самолета Tu-154M/D (борт B-4138, зав. № 85А712). 1992 г.
Пожарный самолет на базе Ту-154М иранской авиастроительной компании HESA. Сентябрь 2018 г.
Иранская летающая лаборатория с закрепленной на киле кабиной самолета F-5
Китайские самолеты радиоэлектронной разведки Tu-154M/D
Транспортный самолет Ту-154С (СССР-85067, зав. № 74А067), переделанный из Ту-154А
Третья из «бурановских» летающих лабораторий (зав. № 72А024, СССР-85024)
Второй экземпляр ЛЛ той же программы (зав. № 72А083, СССР-85083)
Взлетает первая «бурановская» ЛЛ (зав. № 75А108) в сопровождении специального самолета МиГ-25ПУ-СОТН
Отработка автоматической посадки на аэродроме "Юбилейный". Лето 1988г.
Ту-154М-ЛК1 (зав. № 89А798), переоборудованный в самолет наблюдения по программе «Открытое небо», из 8-й АДОН ВКС России
Летающая лаборатория Ту-154М-ЛЛ (зав. N 78А317)
Выгрузка раненного в Афганистане бойца из Ту-154
Корневая секция закрылка Ту-154, ставшего учебным пособием
Закрылки Ту-154 в посадочной конфигурации
Предкрылки и интерцепторы
Передняя опора шасси
Мощные основные опоры шасси - характерная особенность Ту-154
Замена амортстойки шасси в одесской АТБ
Замена двигателя на Ту-154 из состава 978-го ОТАП
Самолеты в цехе окончательной сборки Куйбышевского авиазавода