Поиск по сайту:
Варианты
- Туполев - Ту-154 - 1968 - Россия
- Туполев - Ту-184 - 1972 - Россия
- Туполев - Ту-155 - 1988 - Россия
- Туполев - Ту-156 - 2001 - Россия
Ту-154
Ту-154, пассажирский среднемагистральный самолет с тремя двигателями, предназначался для замены Ил-18 и Ту-104. Самолет получился удачным, в нем сочетались хорошие летные данные с высокой для своего времени экономичностью и хорошими эксплуатационными показателями. Лайнер может эксплуатироваться с относительно плохих ВПП, типичных для большинства аэропортов СССР и стран СНГ.
По заданию "Аэрофлота" в ОКБ А.Н.Туполева начали проектирование самолета, сохранившего компоновочные особенности Ту-134, но оснащенного новым крылом с развитой механизацией, включающей предкрылки, трехщелевые закрылки, элероны и четырехсекционные интерцепторы. В удлиненном фюзеляже увеличенного диаметра стало возможным установить кресла по шесть в ряд; максимальная вместимость самолета 167 пассажиров (нормальная 128-158 пассажиров). Помимо двух двигателей, установленных как на Ту-134 на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, в хвостовой части фюзеляжа разместили третий ТРДД, воздухозаборник которого находился перед килем.
Прототип выполнил первый полет 4 октября 1968 года, а эксплуатация Ту-154 в "Аэрофлоте" началась 9 февраля 1972 года. В 1975 году в серию пошел Ту-154А с измененной конфигурацией пассажирского салона, увеличенной емкостью топливных баков, обновленным БРЭО и двигателями НК-8-2У. В 1977 году Ту-154А в серии сменил улучшенный Ту-154Б с более прочным крылом, "Б" строился в вариантах Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, последний имел большую пассажировместимость. Несколько Ту-154Б конвертировали в грузовые Ту-154С - перед крылом в борту фюзеляжа был оборудован грузовой люк, а в салоне установили ролики для упрощения перемещения грузов.
Испытания модернизированного Ту-154М начались в 1982 году. На Ту-154М установили новые двигатели Д-30КУ-154-II, изменили горизонтальное оперение, модернизировали закрылки, увеличили площадь интерцепторов, а вместимость довели до 180 пассажиров. Эксплуатация Ту-154М в "Аэрофлоте" началась в декабре 1984 года.
На основе Ту-154 было разработано несколько специальных вариантов, включая самолет для VIP-перевозок Ту-154 Люкс, самолет для тренировок космонавтов Ту-154М-ЛК-1 и самолет для выполнения полетов по программе "Открытое небо" Ту-154М-ОН.
Массовое производство Ту-154 прекратили в 1997 году, хотя последний достроенный из задела Ту-154М был передан ВВС России весной 2013 года. Всего построено более 1000 Ту-154.
Ту-154 экспортировались во многие страны мира. Самолет завоевал репутацию надежного и безопасного. "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию Ту-154 в декабре 2009 года. В 2013 году в эксплуатации, главным образом в России и странах СНГ, находилось порядка 100 Ту-154.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-154М
Тип: среднемагистральный авиалайнер
Силовая установка: три ТРДД Д-30КУ-154-II ПНПП "Авиадвигатель" тягой по 103,95 кН
Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 11900 м - 950 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность с полной заправкой и полезным грузом массой 5450 кг - 6600 км
Масса: пустого снаряженного 55 300 кг; макс. взлетная 100 000 кг
Размеры: размах крыла 37,55 м; длина 47,90 м; высота 11,40 м; площадь крыла 201,45 м2
Полезная нагрузка: запас топлива 39 750 кг; максимальная масса полезной нагрузки 18000 кг
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2018-06 / О.Черников - Ту-154 в небе Украины
Лопатки 1-й ступени компрессора двигателя после попадания постороннего предмета. Ту-154Б-2 (UR-85546) авиакомпании «Таврия», аэропорт Дубай, июль 1996 г.
-
Авиация и Время 2018-05 / С.Дроздов, О.Черников - Ту-154: лайнер с крутым нравом
Выкатившийся за пределы ВПП и получивший значительные повреждения Ту-154С (зав. № 74А067). Авария произошла на взлете из-за неправильно размещенного груза, недопустимо изменившего центровку, и превышения взлетной массы более чем на 6 т. Либерийский аэропорт Монровия, 13 января 1989 г.
-
Авиация и Время 2018-05 / С.Дроздов, О.Черников - Ту-154: лайнер с крутым нравом
Ту-154А (зав. № 74А081) после посадки с невыпустившейся правой опорой шасси. Якутск, 18 мая 1979 г. Самолет был восстановлен и переоборудован в Ту-154С
-
Авиация и Время 2018-05 / С.Дроздов, О.Черников - Ту-154: лайнер с крутым нравом
Ту-154Б-2 (зав. № 79А321) после аварии, произошедшей из-за ошибки экипажа при заходе на посадку. Аэропорт Чита (Кадала), 8 октября 1980 г.
-
Авиация и Время 2018-05 / С.Дроздов, О.Черников - Ту-154: лайнер с крутым нравом
Обломки Ту-154Б-2 (зав. № 81A480), потерпевшего катастрофу в Норильске 16 ноября 1981 г. Погибли 99 человек
-
Авиация и Время 2018-05 / С.Дроздов, О.Черников - Ту-154: лайнер с крутым нравом
Два Ту-154Б-1 (СССР-85282 и -234, зав. №№ 78А282 и 77А234), сгоревшие из-за халатности при заправке топливом. Братск, 19 июня 1992 г.
-
Авиация и Время 2009-04 / С.Дроздов - Воздушные пираты Страны Советов (3)
Все что осталось от Ту-154 (СССР-85413) после пожара, вызванного взрывом Овечкиных (кадры видеохроники)
-
Авиация и Время 2002-02 / С.Микоян - Гражданских летчиков надо учить выводу из штопора!
На месте падения Ту-154. Июль 2001г.
-
Авиация и Время 2013-01 / В.Морозов - "Одинокие волки". ВВС Чеченской Республики Ичкерия в 1992-94гг.
Обломки Ан-2, Ту-154 и Ту-134 еще долго валялись на окраине аэропорта Грозный-Северный
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-2 - Россия - 1947Туполев Ту-134 - Россия - 1962
-
Авиация и Время 2014-04 / О.Коршунов - Смоленский кошмар. Независимая версия трагедии
Обломки хвостовой части польского Ту-154М (борт 101)
-
Авиация и Время 2014-04 / О.Коршунов - Смоленский кошмар. Независимая версия трагедии
Фрагмент средней части крыла с уцелевшей опорой шасси
-
Авиация и Время 2017-01 / И.Бабенко - Летные происшествия. 2016 год
Извлеченные со дна Черного моря обломки российского Ту-154В-2 (борт RA-85572)
Тип фотографий