Chengdu J-10
Страна: Китай
Год: 1998


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (11)
Chengdu J-10

  Многоцелевой истребитель Chengdu J-10 Vigorous Dragon (экспортная версия F-10 Vanguard) создавался для замены устаревшего истребителя Chengdu J-7 и штурмовика Nanchang Q-5. J-10 получил носовую часть, напоминающую Су-27, прямоугольный воздухозаборник для двигателя АЛ-31Ф, спаренные носовые колеса, относительно крупный киль и пару подфюзеляжных гребней для повышения устойчивости на больших углах атаки. В отличие от самолета J-7E, имевшего треугольное крыло двойной стреловидности, J-10 обрел крыло типа "обратная чайка" и переднее горизонтальное оперение.
  Программа создания J-10 началась в середине 1980-х годов. Ранняя модель имела воздухозаборник с центральным полуконусом для улучшения характеристик на высоких скоростях и хвостовую часть, внешне напоминающую проект IAI Lavi. В ходе десятилетней разработки проект J-10 из истребителя завоевания превосходства в воздухе превратился в многоцелевую машину с элементами уменьшения радиолокационной заметности. Проект J-10 имеет усовершенствованное БРЭО, включая фонарь кабины с широкоугольным коллиматорным индикатором (HUD), три многофункциональных дисплея, эргономичную систему управления, созданную по принципам HOTAS, приемник системы сигнализации об облучении РЛС, четырехкратно резервированную цифровую систему управления полетом, цифровую систему регулирования расхода топлива, шину передачи данных стандарта 1553B и новую импульсно-доплеровскую РЛС управления огнем (израильская Elta EL/M 2035, вариант советской "Фазотрон-Жук" или китайской JL-10A).
  Самолет может нести новые виды оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (ракеты PL-8 малой дальности, PL-11/PL-12/SD-10 средней дальности, C-701 с теленаведением и авиабомбы с лазерным наведением). Возможно, первоначально самолет J-10 оснащался турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН. Сообщалось, что Российская Федерация отказалась продать Китаю лицензию на выпуск этого двигателя. В результате для основной части серийных истребителей может использоваться двигатель WS-10A китайского производства.
  Программа разработки проекта J-10 шла с трудом. Считается, что первый прототип летал в 1996 году, но в конце 1997 года второй прототип разбился из-за неисправности системы управления, и проект серьезно пострадал. После тщательной реконструкции и обширных наземных испытаний новый прототип взлетел 23 марта 1998 года, что позволило возобновить программу. Собрали еще девять прототипов, и в конце 2005 года самолет J-10 вступил в строй.
  Разработка и улучшение самолета J-10 продолжались и после поступления в строевые подразделения. В ноябре 2009 года появились сведения, что Пакистан согласился на закупку 36 J-10B. Эти самолеты в строю будут обозначаться FC-20.


Варианты

  J-10A: одноместный многоцелевой экспортный вариант (иные обозначения F-10A или FC-10A)
  J-10B: модернизированный вариант J-10 со сверхзвуковым воздухозаборником постоянного сечения, инфракрасной поисково-следящей системой, РЛС с АФАР, возможна установка двигателя с изменяемым вектором тяги 3DTVC, покрытие RAM с поглощением РЛС излучения, более мощные системы БРЭО и РПД, и т.д.
  J-10AS: двухместный учебно-боевой вариант J-10A с удлиненной носовой частью фюзеляжа для размещения второй кабины под удлиненным каплевидным фонарем; включает расширенный надфюзеляжный гаргрот, в котором может размещаться дополнительное топливо или БРЭО; этот вариант также может применяться в боевых условиях с оператором вооружения в задней кабине
  Super-10: модернизированный вариант J-10 с РЛС с пассивной ФАР, усиленным планером и двигателем НПО "Сатурн"/ММПП "Салют" АЛ-31 ФН-М1 с управляемым вектором тяги согласно источникам в РФ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Chengdu J-10A

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН либо WS-10A Taihang тягой 122,50 кН или 129,40 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2340 км/ч (2,2М) на большой высоте; практический потолок 20 000 м; максимальная дальность 3400 км; боевой радиус действия 1540 км при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с боезапасом 1814 кг и двумя ракетами "воздух-воздух" малой дальности
  Масса: пустого самолета от 8000 до 9000 кг; максимальная взлетная 19275 кг
  Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 15,50 м; высота 4,78 м; площадь крыла 39 м!
  Вооружение: двуствольная 23-мм пушка и до 4500 кг боевой нагрузки на 11 узлах подвески (пять под фюзеляжем и шесть под крылом)
Многоцелевой истребитель J-10A
Прототип J-10 впервые поднялся в воздух 23 марта 1998 года, полет продолжался около 40 минут. Позже машину перекрасили в яркие цвета для выполнения демонстрационных полетов перед китайским руководством.
Шестой прототип был задействован в испытаниях на боевое применение, в том числе на пуски ракет PL-8 (на рисунке). Штанга дозаправки топливом в воздухе стала штатным устройством данного самолета.
Первый собранный на заводе в Чэнду предсерийный самолет поднялся в воздух 28 июня 2002 года. Он был оснащен РЛС и активно использовался для проведения программы испытаний. Изображенный на фотографии предсерийный самолет несет ракеты класса "воздух-воздух" PL-8 и PL-12.
J-10A. Изображен самолет, который, судя по бортовому номеру, принадлежит 131 авиаполку. Это типичный J-10A "средних" производственных серий. В стандартном варианте вооружения ПВО самолет несет две УР PL-8, две УР PL-11, два подкрыльевых топливных бака и один подфюзеляжный бак.
Наряду с одноместной модификацией выпускается также спарка J-10AS. Каждый авиаполк имеет 3-4 такие машины. Данный самолет несет бортовой номер по схеме "50x5x", принятой для машин 131-го авиаполка 44-й истребительной дивизии - первого строевого подразделения, получившего истребители J-10.
J-10B - еще более решительный дракон. В конце 2008 года появилась информация о новом варианте J-10, выполнившем первый полет 27 декабря, а вскоре появились и первые фотографии. J-10B существенно отличается от предшественника. Наиболее важным отличием стал сверхзвуковой воздухозаборник, улучшивший летные данные самолета и снизивший его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) во фронтальной плоскости за счет экранирования лопаток двигателя. Под увеличенным носовым конусом установлена новая РЛС. Судя по угловому сопряжению конуса и фюзеляжа, РЛС имеет активную фазированную антенную решетку. На самолете установлены большие по размерам внутренние подкрыльевые пилоны, изменено вертикальное оперение, в верхней части которого смонтирована аппаратура РЭБ. J-10B оснащен лазерным дальномером и тепловизором, установленными на турели перед фонарем кабины.