Chengdu J-10
Страна: Китай
Год: 1998


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Кабина (2)
Chengdu J-10

   Многоцелевой истребитель Chengdu J-10 Vigorous Dragon (экспортная версия F-10 Vanguard) создавался для замены устаревшего истребителя Chengdu J-7 и штурмовика Nanchang Q-5. J-10 получил носовую часть, напоминающую Су-27, прямоугольный воздухозаборник для двигателя АЛ-31Ф, спаренные носовые колеса, относительно крупный киль и пару подфюзеляжных гребней для повышения устойчивости на больших углах атаки. В отличие от самолета J-7E, имевшего треугольное крыло двойной стреловидности, J-10 обрел крыло типа "обратная чайка" и переднее горизонтальное оперение.
   Программа создания J-10 началась в середине 1980-х годов. Ранняя модель имела воздухозаборник с центральным полуконусом для улучшения характеристик на высоких скоростях и хвостовую часть, внешне напоминающую проект IAI Lavi. В ходе десятилетней разработки проект J-10 из истребителя завоевания превосходства в воздухе превратился в многоцелевую машину с элементами уменьшения радиолокационной заметности. Проект J-10 имеет усовершенствованное БРЭО, включая фонарь кабины с широкоугольным коллиматорным индикатором (HUD), три многофункциональных дисплея, эргономичную систему управления, созданную по принципам HOTAS, приемник системы сигнализации об облучении РЛС, четырехкратно резервированную цифровую систему управления полетом, цифровую систему регулирования расхода топлива, шину передачи данных стандарта 1553B и новую импульсно-доплеровскую РЛС управления огнем (израильская Elta EL/M 2035, вариант советской "Фазотрон-Жук" или китайской JL-10A).
   Самолет может нести новые виды оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (ракеты PL-8 малой дальности, PL-11/PL-12/SD-10 средней дальности, C-701 с теленаведением и авиабомбы с лазерным наведением). Возможно, первоначально самолет J-10 оснащался турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН. Сообщалось, что Российская Федерация отказалась продать Китаю лицензию на выпуск этого двигателя. В результате для основной части серийных истребителей может использоваться двигатель WS-10A китайского производства.
   Программа разработки проекта J-10 шла с трудом. Считается, что первый прототип летал в 1996 году, но в конце 1997 года второй прототип разбился из-за неисправности системы управления, и проект серьезно пострадал. После тщательной реконструкции и обширных наземных испытаний новый прототип взлетел 23 марта 1998 года, что позволило возобновить программу. Собрали еще девять прототипов, и в конце 2005 года самолет J-10 вступил в строй.
   Разработка и улучшение самолета J-10 продолжались и после поступления в строевые подразделения. В ноябре 2009 года появились сведения, что Пакистан согласился на закупку 36 J-10B. Эти самолеты в строю будут обозначаться FC-20.


Варианты

   J-10A: одноместный многоцелевой экспортный вариант (иные обозначения F-10A или FC-10A)
   J-10B: модернизированный вариант J-10 со сверхзвуковым воздухозаборником постоянного сечения, инфракрасной поисково-следящей системой, РЛС с АФАР, возможна установка двигателя с изменяемым вектором тяги 3DTVC, покрытие RAM с поглощением РЛС излучения, более мощные системы БРЭО и РПД, и т.д.
   J-10AS: двухместный учебно-боевой вариант J-10A с удлиненной носовой частью фюзеляжа для размещения второй кабины под удлиненным каплевидным фонарем; включает расширенный надфюзеляжный гаргрот, в котором может размещаться дополнительное топливо или БРЭО; этот вариант также может применяться в боевых условиях с оператором вооружения в задней кабине
   Super-10: модернизированный вариант J-10 с РЛС с пассивной ФАР, усиленным планером и двигателем НПО "Сатурн"/ММПП "Салют" АЛ-31 ФН-М1 с управляемым вектором тяги согласно источникам в РФ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Chengdu J-10A

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН либо WS-10A Taihang тягой 122,50 кН или 129,40 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость 2340 км/ч (2,2М) на большой высоте; практический потолок 20 000 м; максимальная дальность 3400 км; боевой радиус действия 1540 км при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с боезапасом 1814 кг и двумя ракетами "воздух-воздух" малой дальности
   Масса: пустого самолета от 8000 до 9000 кг; максимальная взлетная 19275 кг
   Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 15,50 м; высота 4,78 м; площадь крыла 39 м!
   Вооружение: двуствольная 23-мм пушка и до 4500 кг боевой нагрузки на 11 узлах подвески (пять под фюзеляжем и шесть под крылом)
Макет кабины пилота J-10A
The J-10 has a modern glass cockpit with one wide-angle head-up display and three multi-function displays. The improved J-10B features larger screens and a wide-angle holographic HUD.