Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964
Вертолет

Всепогодный вертолет сил специальных операций
Описание
Фотографии:

Кабина (3)
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
   S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
   Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
   Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
   Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
   Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
   В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
   По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты S-65

   YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
   CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
   RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
   TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
   HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
   CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
   HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
   S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
   S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
   CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
   RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
   CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
   YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
   HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
   MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
   MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced

   Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
   Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
   Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
   Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
2 июня 1972г.: спасательный вертолет HH-53 ВВС США эвакуировал капитана Роджера Лочера, чей F-4 был сбит 23 сутками раньше.
H-53 во Вьетнаме. В 1967 году на вооружение был принят CH-53A, а вскоре появился HH-53B, завоевавший популярность в этом регионе как транспортный и поисково-спасательный. В сентябре 1969 года состоялся боевой дебют HH-53C, Super Jolly был оборудован устройством для перевозки грузов массой до 9072 кг на внешней подвеске, длина троса грузовой лебедки составляла 76 м. Оборонительное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов Minigun, огневой мощи которых хватало, чтобы отогнать противника от спасаемых.
Gunners manning the pintle-mounted 7.62mm M135 miniguns at the cabin door, and 0.50mm machine guns on the open rear ramp, fired off over 3,500 rounds of ammunition at flare targets dropped into the sea from the lead MH-53M.