Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964
Вертолет

Всепогодный вертолет сил специальных операций
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, чертежи (3)
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
  S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
  Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
  Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
  Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
  Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
  В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
  По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты S-65

  YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
  CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
  RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
  TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
  HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
  CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
  HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
  S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
  S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
  CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
  RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
  CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
  YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
  HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
  MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
  MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced

  Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
  Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
  Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
  Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
Full-scale mock-up of the Sikorsky CH-53A heavy assault transport helicopter
S-65C-3 (CH-53D) . ВВС Израиля закупили 33 вертолета S-65C-3 (CH-53D) в рамках закупочной программы Корпуса морской пехоты США. Еще два вертолета в конфигурации S-65C-2 были куплены в Австрии в 1981 году. После окончания первой войны в Персидском заливе Израиль получил от США еще десять CH-53A, переданных из КМП США. Вертолеты были окрашены по ранней камуфляжной схеме ВВС Израиля, оптимизированной для условий пустыни. Как обычно в случае с летательными аппаратами ВВС Израиля, определить их принадлежность к той или иной эскадрилье не просто. Сегодня S-65 состоят на вооружении двух эскадрилий - 114-й Tayeset Ha'Super Frelon и 118-й Tayeset Ha'Yassuriet Ha'Rishona (обе дислоцированы на авиабазе Тель-Ноф). ВВС Израиля в рамках программы "Yasur 2000" провели модернизацию вертолетов, в 2004 году из-за отсутствия замены для S-65 начата программа модернизации "Yasur 2025".