Eurofighter Typhoon / EF-2000
Варианты:
Eurofighter - Typhoon / EF-2000 - 1994 - International
Страна: International
Год: 1994


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (53)
Eurofighter Typhoon
  
  Опыт успешной международной кооперации в разработке и производстве Panavia Tornado послужил основой для запуска в середине 1980-х годов совместной программы разработки европейского истребителя завоевания превосходства в воздухе, который должен был поступить на вооружение в конце 1990-х годов. В июне 1986 года Германией, Великобританией и Италией был образован консорциум "Eurofighter", вскоре к нему присоединилась Испания. На раннем этапе в дискуссиях по EFA (European Fighter Aircraft) принимали участие и другие страны Европы, прежде всего Франция, но затем они отошли от программы, выбрав собственные пути. Франция сделала ставку на разработку истребителя Dassault Rafale.
  Концепция EFA предусматривала создание самолета с искусственной устойчивостью, с передним горизонтальным оперением (ПГО), цифровой электро-дистанционной системой управления, с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, с высокотехнологичным БРЭО, а также предусматривалось использование карбоно-фибровых композитных конструкционных материалов и материалов на основе алюминий-литиевых и титановых сплавов, применение речевой системы управления. За основу проекта взяли демонстратор технологий BAe EAP.
  В сентябре 1987 года были сформулированы требования к относительно легкому, но оснащенному сложным БРЭО одноместному истребителю с минимально возможной эффективной поверхностью рассеивания, высокими летными данными на сверхзвуковых скоростях, отменной маневренностью, хорошей управляемостью и силовой установкой из двух ТРДДФ, способному эксплуатироваться с коротких ВПП, вести маневренный воздушный бой и оптимизированному для поражения воздушных целей вне пределов визуальной видимости. В качестве второстепенной рассматривалась задача поражения наземных целей. Германию и Италию интересовал чистый истребитель воздушного боя, но в результате переговоров согласились на принятие общих требований к самолету с массой пустого не менее 9750 кг при площади крыла 50 м2 и силовой установкой на базе новых ТРДДФ EJ200 тягой по 90 кН на форсаже, разрабатываемых консорциумом "Eurojet" в составе британской "Rolls-Royce", германской MTU, итальянской "Fiat Avio" и испанской SENER (позже ITP).
  Подписанный в ноябре 1988 года первоначальный контракт предусматривал разработку и постройку восьми прототипов (включая два двухместных), срок завершения программы - 1999 год.
  Прототипы должны были строиться во всех государствах-партнерах: Великобритании (три), Германии (два), Италии (два) и Испании (один). Планировалась закупка с 1996 года 765 серийных самолетов - по 250 для британских и германских ВВС, 165 для ВВС Италии и 100 для ВВС Испании.
  После ожесточенных политико-экономических споров между различными национальными министерствами в 1990 году решили вести разработку многорежимной импульсно-доплеровской РЛС СУО ECR90 силами британской "GEC Ferranti" при участии итальянской компании FIAR и испанской - INISEL. ECR90, получившая позже наименование CAPTOR, оптимизирована для поиска и уничтожения воздушных целей ракетами - в исходном варианте ракетами AIM-120 и AIM-9. Со временем в комплекс были интегрированы УР ASRAAM (для ВВС Великобритании) и IRIS-T (для ВВС Германии и Испании). В будущем британские ВВС намерены заменить УР AMRAAM ракетами Meteor. Помимо УР "воздух-воздух", на узлах внешней подвески предусмотрено использование широкого ассортимента вооружения класса "воздух-поверхность". По требованию Великобритании, самолет вооружен 27-мм пушкой Mauser BK27, установленной в фюзеляже по правому борту.
  Хотя основной поисковой системой является РЛС CAPTOR, важное значение имеет тепловизионная система PIRATE, разработанная компанией "Eurofirst", в которую вошли итальянская FIAR, британская "Thorn-EMI Electronics" и испанская "Eurotronica". За разработку бортового комплекса обороны DASS (Defensive Aids Sub-System) отвечали британская "Marconi Defence Systems" и итальянская "Elettronica". Контракт на разработку DASS предписывал интеграцию в единый комплекс аппаратуры предупреждения о пусках ракет, приемников предупреждения о лазерном и электромагнитном излучении, устанавливаемых в законцовках крыла станций постановки помех, устройств отстрела ложных целей, а также буксируемой ложной цели. Германия и Испания считали возможности DASS избыточными и выбрали для своих самолетов упрощенный вариант бортового комплекса обороны.
  Решение о выделении инвестиций для подготовки производства предполагалось принять в начале 1993 года, но Германия продолжала дискутировать по вопросу стоимости одного самолета и расходов на весь период эксплуатации, что привело к задержке всей программы EFA. После анализа семи проектов однодвигательных самолетов в конце 1992 года остановились на более простом и менее дорогостоящем проекте - известном как Eurofighter 2000 и отличающемся возможностью оснащения его упрощенным БРЭО в целях снижения стоимости (прежде всего - для Германии). На начало 2010 года планировалась закупка 162 самолетов для Великобритании, 145 для Германии, 98 для Италии и 74 для Испании. Кроме того, заказы получены от Австрии и Саудовской Аравии. В 2010 году ВВС Австрии получили все 15 заказанных истребителей, а Саудовская Аравия начала получать первые из 72 заказанных самолетов.
  Первые два прототипа Eurofighter 2000 собрали в Германии (DA.1) и Великобритании (DA.2). DA.1 поднялся в воздух 27 марта, а DA.2 - 6 апреля 1994 года. Обе машины получили "промежуточные" двигатели RB.199-22. Первым прототипом со штатной силовой установкой из двух ТРДДФ Eurojet 200 стал собранный в Италии DA.3, постройка которого задержалась из-за проблем с интеграцией цифровой системы управления двигателем. Первый двухместный прототип DA.4 собран "BAe" и также являлся демонстратором прототипа РЛС ECR90. DA.5 сборки компании DASA предназначался для интеграции БРЭО и СУВ. Последними прототипами, количество которых ограничили после реструктуризации программы, стали двухместный DA.6 испанской сборки и одноместный DA.7 итальянской сборки.
  Постепенно программа Eurofighter преодолела сложные финансово-экономические и технические проблемы. Главные проблемы технического плана были связаны с программным обеспечением системы управления полетом, изначально создаваемым в Германии. В 1998 году самолет получил собственное имя Typhoon - это название закрепилось за истребителями для Великобритании и для экспорта. Италия выбрала название Tifone, а Германия сохранила обозначение EF2000, испанские одноместные машины получили обозначение C.16, а двухместные - CE.16.
  В силу сложности Typhoon программа его разработки и производства обходилась партнерам очень дорого, поэтому было принято решение разбить ее на несколько этапов (траншей), с последовательным наращиванием возможностей. Первыми поступили на вооружение самолеты траншей 1 и 2, причем системой PIRATE оснащались только самолеты 2-й серии. В начале 2010 года началось финансирование транша 3A вместо потенциально более эффективных самолетов транша 3. Самолеты серии 3A будут оснащены РЛС CAPTOR-E с активной фазированной антенной решеткой.
  Хотя первый серийный Typhoon поступил на вооружение ВВС Испании 16 октября 2003 года, дальше всего в освоении боевых возможностей самолета продвинулись британские ВВС. Первый самолет поступил на вооружение британских ВВС 18 декабря 2003 года. Британские ВВС первыми начали использовать Typhoon в качестве истребителя-бомбардировщика с прицельным контейнером Litening II и управляемой авиабомбой Paveway II. Первые самолеты, способные поражать только воздушные цели, обозначаются в британских BBC T.Mk 1 (двухместные) и F.Mk 2 (одноместные). Самолеты, доработанные в истребители-бомбардировщики - T.Mk 3 и FGR.Mk 4. Последние FGR.Mk 4 из транша 2 способны поражать наземные цели и оснащены системой PIRATE.
  "Eurofighter" продолжает поиск иностранных заказчиков, самолет принимает участие в тендере на 126 средних многоцелевых самолетов для ВВС Индии. Конкурентами Typhoon в тендере на замену истребителей F-5 для швейцарских ВВС являются Rafale и Gripen NG.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Eurofighter Typhoon

  Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: два ТРДДФ Eurojet EJ200 сухой тягой по 60 кН (тяга на форсаже 90 кН)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11 000 м - 2125 км/ч или М=2,00; время набора высоты 10670 м и скорости М=1,5-2 мин 30 с; практический потолок 14500 м; боевой радиус в варианте завоевания превосходства в воздухе с тремя ПТБ и временем патрулирования 10 мин - 1390 км
  Масса: пустого 10995 кг; максимальная взлетная 23 000 кг
  Размеры: размах крыла с торцевыми контейнерами РЭБ 10,95 м; длина 15,96 м; высота 5,28 м; площадь крыла 50 м2
  Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27, до 8000 кг вооружения на внешней подвеске (четыре УР в полуутопленном положении под фюзеляжем; пять внешних подфюзеляжных узлов подвески и восемь подкрыльевых узлов подвески)
Germany
В полете - первый (слева) и пятый прототипы "Еврофайтера", построенные в Германии корпорацией DASA
"Еврофайтер" EF-2000 - гордость объединенной Европы
В Фарнборо "Еврофайтеру" EF-2000 официально было присвоено нименование "Тайфун"
Самолет "Тайфун" ВВС Германии
Взлетает пятый прототип "Еврофайтера" DA5
В воздухе первый, второй и четвертый опытные EF2000
UK
Второй прототип "Еврофайтера" был построен в Великобритании корпорацией BAe
Истребитель "Тайфун" ВВС Великобритании
Вооруженный КАБ истребитель "Тайфун" британских ВВС готовится к приему топлива от танкера. Операция "Эллами"
"Еврофайтер" - основа современных британских ВВС
Опытный истребитель EF2000 DA2 после перекраски полностью в черный цвет
Истребитель "Тайфун" после выполнения пилотажа
Истребитель "Тайфун" ВВС Великобритании подготовлен к боевому вылету. Авиабаза Джиойя-дель-Колли, 21 марта 2011 г.
Самолеты "Торнадо" и "Тайфун" британских ВВС на авиабазе Джиойя-дель-Колли
EF2000 в полете
Серийный истребитель EF2000, использовавшийся в качестве опытного самолета IPA5
Размещение трех ПТБ емкостью по 1000 л на самолете "Тайфун"
Первый пуск "Сайдуиндера" в 1997г.
Пуск ракеты AIM-132 ASRAAM с "Тайфуна"
Italy
"Евроистребитель" EF2000 "Тайфун"
Spain
Испанский Еврофайтер EF2000 "Тайфун".
Austria
Самолет "Тайфун" ВВС Австрии
 
EF2000 в полете над ВПП
EF2000 на выставке в Фарнборо (рядом макеты ракет AMRAAM и "Аспид")
Eurofighter Typhoon с полной боевой нагрузкой для ударов по наземным целям
Ракета класса воздух-воздух AIM-132 ASRAAM
Ракета MBDA "Метеор" под истребителем "Тайфун"
КАБ "Пейвуэй" с лазерным наведением
Кассетные бомбы BL755 под крылом самолета "Тайфун"
Тактическая КР Таурус KEPD-350 под крылом истребителя "Тайфун"
Контейнер с дипольными отражателями, размещенный в задней части подкрыльного пилона для подвески ракет
Обтекатель РЛС системы предупреждения о ракетной атаке MAWS под вертикальным оперением самолета "Тайфун"
Конформные топливные баки на самолете "Тайфун"
РЛС Еврорадар "Кэптор" (ECR-90)
Система PIRATE
Сборка первого самолета EF2000
Двигатель Евроджет EJ200 и его компоновочная схема
ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z
Для "Еврофайтера" создается вариант двигателя EJ200 с изменяемым вектором тяги