Eurofighter Typhoon / EF-2000
Варианты:
Eurofighter - Typhoon / EF-2000 - 1994 - International
Страна: International
Год: 1994


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Кабина (8)
Eurofighter Typhoon
  
  Опыт успешной международной кооперации в разработке и производстве Panavia Tornado послужил основой для запуска в середине 1980-х годов совместной программы разработки европейского истребителя завоевания превосходства в воздухе, который должен был поступить на вооружение в конце 1990-х годов. В июне 1986 года Германией, Великобританией и Италией был образован консорциум "Eurofighter", вскоре к нему присоединилась Испания. На раннем этапе в дискуссиях по EFA (European Fighter Aircraft) принимали участие и другие страны Европы, прежде всего Франция, но затем они отошли от программы, выбрав собственные пути. Франция сделала ставку на разработку истребителя Dassault Rafale.
  Концепция EFA предусматривала создание самолета с искусственной устойчивостью, с передним горизонтальным оперением (ПГО), цифровой электро-дистанционной системой управления, с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, с высокотехнологичным БРЭО, а также предусматривалось использование карбоно-фибровых композитных конструкционных материалов и материалов на основе алюминий-литиевых и титановых сплавов, применение речевой системы управления. За основу проекта взяли демонстратор технологий BAe EAP.
  В сентябре 1987 года были сформулированы требования к относительно легкому, но оснащенному сложным БРЭО одноместному истребителю с минимально возможной эффективной поверхностью рассеивания, высокими летными данными на сверхзвуковых скоростях, отменной маневренностью, хорошей управляемостью и силовой установкой из двух ТРДДФ, способному эксплуатироваться с коротких ВПП, вести маневренный воздушный бой и оптимизированному для поражения воздушных целей вне пределов визуальной видимости. В качестве второстепенной рассматривалась задача поражения наземных целей. Германию и Италию интересовал чистый истребитель воздушного боя, но в результате переговоров согласились на принятие общих требований к самолету с массой пустого не менее 9750 кг при площади крыла 50 м2 и силовой установкой на базе новых ТРДДФ EJ200 тягой по 90 кН на форсаже, разрабатываемых консорциумом "Eurojet" в составе британской "Rolls-Royce", германской MTU, итальянской "Fiat Avio" и испанской SENER (позже ITP).
  Подписанный в ноябре 1988 года первоначальный контракт предусматривал разработку и постройку восьми прототипов (включая два двухместных), срок завершения программы - 1999 год.
  Прототипы должны были строиться во всех государствах-партнерах: Великобритании (три), Германии (два), Италии (два) и Испании (один). Планировалась закупка с 1996 года 765 серийных самолетов - по 250 для британских и германских ВВС, 165 для ВВС Италии и 100 для ВВС Испании.
  После ожесточенных политико-экономических споров между различными национальными министерствами в 1990 году решили вести разработку многорежимной импульсно-доплеровской РЛС СУО ECR90 силами британской "GEC Ferranti" при участии итальянской компании FIAR и испанской - INISEL. ECR90, получившая позже наименование CAPTOR, оптимизирована для поиска и уничтожения воздушных целей ракетами - в исходном варианте ракетами AIM-120 и AIM-9. Со временем в комплекс были интегрированы УР ASRAAM (для ВВС Великобритании) и IRIS-T (для ВВС Германии и Испании). В будущем британские ВВС намерены заменить УР AMRAAM ракетами Meteor. Помимо УР "воздух-воздух", на узлах внешней подвески предусмотрено использование широкого ассортимента вооружения класса "воздух-поверхность". По требованию Великобритании, самолет вооружен 27-мм пушкой Mauser BK27, установленной в фюзеляже по правому борту.
  Хотя основной поисковой системой является РЛС CAPTOR, важное значение имеет тепловизионная система PIRATE, разработанная компанией "Eurofirst", в которую вошли итальянская FIAR, британская "Thorn-EMI Electronics" и испанская "Eurotronica". За разработку бортового комплекса обороны DASS (Defensive Aids Sub-System) отвечали британская "Marconi Defence Systems" и итальянская "Elettronica". Контракт на разработку DASS предписывал интеграцию в единый комплекс аппаратуры предупреждения о пусках ракет, приемников предупреждения о лазерном и электромагнитном излучении, устанавливаемых в законцовках крыла станций постановки помех, устройств отстрела ложных целей, а также буксируемой ложной цели. Германия и Испания считали возможности DASS избыточными и выбрали для своих самолетов упрощенный вариант бортового комплекса обороны.
  Решение о выделении инвестиций для подготовки производства предполагалось принять в начале 1993 года, но Германия продолжала дискутировать по вопросу стоимости одного самолета и расходов на весь период эксплуатации, что привело к задержке всей программы EFA. После анализа семи проектов однодвигательных самолетов в конце 1992 года остановились на более простом и менее дорогостоящем проекте - известном как Eurofighter 2000 и отличающемся возможностью оснащения его упрощенным БРЭО в целях снижения стоимости (прежде всего - для Германии). На начало 2010 года планировалась закупка 162 самолетов для Великобритании, 145 для Германии, 98 для Италии и 74 для Испании. Кроме того, заказы получены от Австрии и Саудовской Аравии. В 2010 году ВВС Австрии получили все 15 заказанных истребителей, а Саудовская Аравия начала получать первые из 72 заказанных самолетов.
  Первые два прототипа Eurofighter 2000 собрали в Германии (DA.1) и Великобритании (DA.2). DA.1 поднялся в воздух 27 марта, а DA.2 - 6 апреля 1994 года. Обе машины получили "промежуточные" двигатели RB.199-22. Первым прототипом со штатной силовой установкой из двух ТРДДФ Eurojet 200 стал собранный в Италии DA.3, постройка которого задержалась из-за проблем с интеграцией цифровой системы управления двигателем. Первый двухместный прототип DA.4 собран "BAe" и также являлся демонстратором прототипа РЛС ECR90. DA.5 сборки компании DASA предназначался для интеграции БРЭО и СУВ. Последними прототипами, количество которых ограничили после реструктуризации программы, стали двухместный DA.6 испанской сборки и одноместный DA.7 итальянской сборки.
  Постепенно программа Eurofighter преодолела сложные финансово-экономические и технические проблемы. Главные проблемы технического плана были связаны с программным обеспечением системы управления полетом, изначально создаваемым в Германии. В 1998 году самолет получил собственное имя Typhoon - это название закрепилось за истребителями для Великобритании и для экспорта. Италия выбрала название Tifone, а Германия сохранила обозначение EF2000, испанские одноместные машины получили обозначение C.16, а двухместные - CE.16.
  В силу сложности Typhoon программа его разработки и производства обходилась партнерам очень дорого, поэтому было принято решение разбить ее на несколько этапов (траншей), с последовательным наращиванием возможностей. Первыми поступили на вооружение самолеты траншей 1 и 2, причем системой PIRATE оснащались только самолеты 2-й серии. В начале 2010 года началось финансирование транша 3A вместо потенциально более эффективных самолетов транша 3. Самолеты серии 3A будут оснащены РЛС CAPTOR-E с активной фазированной антенной решеткой.
  Хотя первый серийный Typhoon поступил на вооружение ВВС Испании 16 октября 2003 года, дальше всего в освоении боевых возможностей самолета продвинулись британские ВВС. Первый самолет поступил на вооружение британских ВВС 18 декабря 2003 года. Британские ВВС первыми начали использовать Typhoon в качестве истребителя-бомбардировщика с прицельным контейнером Litening II и управляемой авиабомбой Paveway II. Первые самолеты, способные поражать только воздушные цели, обозначаются в британских BBC T.Mk 1 (двухместные) и F.Mk 2 (одноместные). Самолеты, доработанные в истребители-бомбардировщики - T.Mk 3 и FGR.Mk 4. Последние FGR.Mk 4 из транша 2 способны поражать наземные цели и оснащены системой PIRATE.
  "Eurofighter" продолжает поиск иностранных заказчиков, самолет принимает участие в тендере на 126 средних многоцелевых самолетов для ВВС Индии. Конкурентами Typhoon в тендере на замену истребителей F-5 для швейцарских ВВС являются Rafale и Gripen NG.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Eurofighter Typhoon

  Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: два ТРДДФ Eurojet EJ200 сухой тягой по 60 кН (тяга на форсаже 90 кН)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11 000 м - 2125 км/ч или М=2,00; время набора высоты 10670 м и скорости М=1,5-2 мин 30 с; практический потолок 14500 м; боевой радиус в варианте завоевания превосходства в воздухе с тремя ПТБ и временем патрулирования 10 мин - 1390 км
  Масса: пустого 10995 кг; максимальная взлетная 23 000 кг
  Размеры: размах крыла с торцевыми контейнерами РЭБ 10,95 м; длина 15,96 м; высота 5,28 м; площадь крыла 50 м2
  Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27, до 8000 кг вооружения на внешней подвеске (четыре УР в полуутопленном положении под фюзеляжем; пять внешних подфюзеляжных узлов подвески и восемь подкрыльевых узлов подвески)
Пилоты высоко оценили кабину Typhoon за отличную эргономику и удобную систему отображения информации. Широкоформатный индикатор европейской машины очень похож на используемый на американском истребителе F-22 Raptor.
Typhoon с его широкоугольным КИ и тремя активными цветными матричными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями (АМЖКД, AM LCD) является прекрасным примером современного оснащения кабины.
Кабина истребителя "Тайфун"
Кабина на макете истребителя Еврофайтер "Тайфун" выполнена более чем реалистично
Макет кабины EF-2000
Кабина пилота истребителя EF2000
Ручка управления истребителем "Тайфун"