Bleriot Bleriot-XI
Страна: Франция
Год: 1909


Одноместный разведчик-корректировщик
Описание
Фотографии:

Схемы (3)
Bleriot XI

   К концу 1908 года Луи Блерио смог добиться лишь незначительных успехов со своими монопланами, в то время как бипланы демонстрировали лучшую маневренность и более высокие летные характеристики. Но вскоре Блерио создал моноплан Bleriot XI, ставший этапной машиной в истории авиации.
   Bleriot XI демонстрировался вместе с Bleriot IX и незавершенным Bleriot X на автомобильно-авиационном салоне в Париже в декабре 1908 года. Самолет создавался в содружестве с Раймоном Солнье. Фюзеляж представлял собой деревянную ферменную конструкцию с большим количеством подкосов и расчалок. Крыло также поддерживалось расчалками и имело деревянный силовой набор с обшивкой из прорезиненной ткани. Управление по крену выполнялось не с помощью элеронов, а перекосом плоскостей - гошированием. Хвостовое оперение включало небольшой руль направления и стабилизатор с рулями высоты.
   Первый Bleriot XI был построен в конце 1908 года и впервые поднялся в воздух 23 января 1909-го с двигателем REP мощностью 28 л. с, снабженным очень простым четырехлопастным винтом REP. В таком виде самолет с января по март 1909 года выполнил 20 полетов под управлением самого Блерио. Наиболее долгий полет продолжался 3 минуты. Затем конструктор доработал аппарат в вариант Bleriot XI (mod), установив звездообразный мотор Anzani мощностью 25 л. с. с более эффективным двухлопастным деревянным винтом Chauviere. В таком виде самолет впервые поднялся в воздух 27 мая 1909 года. 26 июня он установил новый европейский рекорд продолжительности полета - 36 мин 55 с.
   Блерио принял решение вступить в борьбу за приз в 1000 фунтов стерлингов, учрежденный британской газетой "Дэйли Мейл" за первый перелет через Ла-Манш. В 16 ч 41 мин 25 июля 1909 года Блерио поднялся в воздух с поля недалеко от Кале, а в 17 ч 17 мин приземлился на побережье Дувра. Полет выполнялся на высоте порядка 100 м.
   В одночасье Блерио стал знаменитым. Немедленно посыпались заказы на постройку Bleriot XI - только за два дня после исторического перелета было заказано 100 аппаратов! Блерио начал массовое производство самолетов, однако уже не мог обходиться без субподрядчиков. В 1909-1912 годах Bleriot XI входил в число призеров на всех многочисленных европейских авиационных соревнованиях. Большинство знаменитых в те годы авиаторов летало на этой машине. Так Альфонс Пегу прославился петлями, выполненными на Bleriot XI в Хендоне в 1913 и 1914 годах. До конца 1913 года Блерио поставил заказчикам 800 самолетов из 1294 построенных в тот год во Франции.
   Военные увидели в Bleriot XI идеальный самолет общего назначения. Он использовался в боевых действиях еще до начала Первой мировой войны. Итальянцы применяли эти самолеты в итало-турецкой войне 1911-1912 годов, французы использовали против националистов в Марокко в марте 1912 года, а также в Тунисе и Алжире. Bleriot XI участвовал в двух балканских войнах (в 1912-1913 годы и в 1913 году) с обеих сторон. Первым военным вариантом стал Bleriot XI Militaire - одноместный моноплан с мотором Gnome мощностью 50 л. с.
   Bleriot XI до середины 1915 года состоял на вооружении шести французских эскадрилий, затем еще примерно год эти самолеты использовались для выполнения второстепенных заданий. Они также служили в вооруженных силах Великобритании (включая 104 машины, построенные по лицензии), Бельгии и Италии (70 самолетов построено по лицензии). Вариант с высокорасположенным крылом поступил на вооружение двух французских эскадрилий, а также применялся в Великобритании.


Варианты

   Bleriot XI Artillerie: одноместный разведчик-корректировщик на базе Bleriot XI Militaire
   Bleriot XI-2 Artillerie: двухместный разведчик-корректировщик с более мощным мотором
   Bleriot XI-2 Genie (инженерный): несколько увеличенный двухместный вариант Militaire с двигателем Gnome мощностью 70 л. с. и измененным шасси
   Bleriot XI-3: трехместный вариант Bleriot XI Militaire с двигателем Gnome мощностью 140 л. с. и рядом конструктивных изменений
   Bleriot XI Brevet Gouin: вариант Bleriot XI с крылом типа парасоль
   Bleriot XIE.1: одноместный учебно-тренировочный самолет
   Bleriot XI-2 bis: двухместный вариант с размещением членов экипажа бок о бок и измененным хвостовым оперением
   Bleriot XIR.1 Pinqouin: наземный тренажер с крылом, покрытым обшивкой лишь частично. Эти машины применялись во Франции, позже их использовали в США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bleriot XI Artillerie

   Тип: одноместный разведчик-корректировщик
   Силовая установка: ротативный мотор Gnome мощностью 50 л. с.
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 90 км/ч; время набора высоты 1000 м -18 мин; практический потолок 2000 м; продолжительность полета 3ч 45 мин
   Масса: пустого 320 кг; максимальная взлетная 800 кг
   Размеры: размах крыла 8,90 м; длина 7,80 м; площадь крыла 15,00 м2
   Вооружение: обычно отсутствовало, хотя иногда летчики брали в полет револьвер, пистолет или карабин; позже предусмотрели возможность подвешивать по бортам фюзеляжа бомбы общей массой до 25 кг
"M BIeriot's sketch of his cross-Channel flight. In the Daily Mail this very interesting 'chart' sketch by M BIeriot on Sunday, was published on Monday. The explanation of the drawing is: The lettering: 'Louis Bleriot, arrived in England at 5.12, left France at 4.35'. 'Cal.', in the bottom right-hand corner, means Calais. The black dot is the point of departure, and the line the line of flight. The significant 'Rien' and the mark of interrogation indicate the point at which the aviator was for 10min completely lost. 'Vent' = wind, and 'Fal' = falaise or cliff. 'Dou' = Douvres - Dover - and the perpendicular line the lie of the coast.
Note how the line of flight is well to the east of Dover and how M Bleriot's chart illustrates the distance he had to beat westward against the wind before finding a place to land in the Northfall Meadow." - Flight, July 31, 1909
This drawing of the Bleriot XI appeared in Flight of July 31, 1909, accompanying the magazine’s technical description of the aircraft.
Bleriot XI-2 'Genie' (Engineers) of the Ottoman air arm, named 'Ertugrul' as it appeared in early 1915, during the first phase of the Gallipoli campaign. Red and white cockade-style markings beneath its wings, though not on the upper surfaces; while it still had the Ottoman-Turkish flag on its rudder. The upper part of the metal engine cowling had also been removed, perhaps because this was damaged beyond repair when the machine crashed near Lake Tiberius in 1914. Detail view shows the engine cowling as in 1914, during the tragic attempted flight from Istanbul to Egypt. The machine's name of'Ertugrul' was painted in Turco-Arabic lettering on the upper front of the engine cowling. The letters were white, while the small panel may have been red or black.