Туполев Ту-2
Варианты:
Туполев - Ту-2 - 1941 - Россия
Страна: Россия
Год: 1941


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Ту-2
Ту-2
Фотографии:

Ч/б фото (108)

Ту-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством А.Н.Туполева. Опытный образец "103" (АНТ-68) впервые взлетел 29 января 1941 г. Серийное производство начато весной 1942 г.
Выпускался не заводах #166 в Омске и # 23 в Москве. Всего построено 1216 экз. (в основном после войны). Моторы М-82, вооружение 2x20 + 3x12,7, бомбы до 2000 кг.
Во время войны состоял на вооружении только в СССР - с сентября 1942 г.
В ходе производства с серии 3 внедрена металлическая обшивка носовой части фюзеляже, с серии 44 - большой блистер в хвостовой части (вместо трех маленьких окошек), металлический хвостовой кок.
С сентября 1942 г. на Калининском фронте проводились войсковые испытания самолетов установочной серии "103В". Применялись они в основном как разведчики. В 1943 г. Ту-2 появились на Воронежском и Степном фронтах, участвовали в Курской битве. В 1944 - 1946 гг. новые бомбардировщики применялись в Прибалтике, Польше, Германии, в т.ч. при взятии Берлина. В августе 1946 г. Ту-2 действовали и против Японии.
Снят с производства в 1947 г., снят с вооружения в СССР в 1963 г.


ТУ-2С||
Размах:||18,86 м
Длина:||13,8м
Моторы, количество х мощность:||2x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||13500 кг
Максимальная скорость:||547 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||2100 км

Ту-2

Свою родословную лучший советский двухмоторный поршневой бомбардировщик Ту-2 ведет от машины, известной как "самолет 103", или АНТ-58. Прототип АНТ-58 выполнил первый полет 29 января 1941 года, улучшенный вариант АНТ-59 ("самолет 103У") впервые поднялся в воздух 18 мая того же года. В ходе испытаний моторы жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью по 1400 л. с. заменили звездообразными АШ-82. Упрощенный для массового производства вариант обозначался АНТ-60 ("самолет 103В", получивший прозвище "Верочка"), Была построена очень небольшая серия "103В", с ноября 1942 года эти самолеты появились на фронте, в начале 1943 года бомбардировщик получил обозначение Ту-2.
  Первым массовым серийным вариантом стал Ту-2С, с моторами АШ-82ФНВ и вооруженный 12,7-мм пулеметами. На Ту-2С вернули установленные на прототипе тормозные решетки. Фактически, серийное производство Ту-2 было развернуто только в 1944 году; до конца войны построили 1100 Ту-2 и Ту-2С, что для СССР совсем немного. С учетом послевоенного выпуска количество построенных Ту-2 достигло 2527 единиц. По своим летным данным фронтовой бомбардировщик Ту-2 был очень близок к одноместным истребителям. Ту-2С использовались в корейской войне, состояли на вооружении ВВС Китая, Польши и Югославии. После войны на основе Ту-2 было разработано несколько новых самолетов (в том числе Ту-8 и Ту-10), ни один из которых не строился большой серией.


Варианты

  АНТ-62Т: торпедоносец, первый полет и начало серийного производства в 1947 году; первый прототип обозначался Ту-2Т
  АНТ-67: дальний бомбардировщик с дизелями АЧ-39 и экипажем из пяти человек
  Ту-1 (АНТ-63П): дальний трехместный истребитель сопровождения на основе Ту-10; первый полет в конце 1946 года
  Ту-2Д (АНТ-62): вариант с увеличенной дальностью полета; изменена носовая часть фюзеляжа, крыло увеличенного размаха, два летчика размещены в кабине бок о бок
  Ту-2ДБ (АНТ-65): проект дальнего бомбардировщика с двигателями АМ-44ТК мощностью по 2200 л. с.
  Ту-2Ф (АНТ-64): фоторазведчик
  Ту-2Г: доработанный скоростной транспортный самолет; груз крепился на внешней подвеске
  Ту-2М (АНТ-61М): предположительно, обозначение серийных самолетов с моторами АШ-83 мощностью по 1900 л. с.
  Ту-2Н: летающая лаборатория для испытаний ТРД, в том числе ТРД Rolls-Royce Nene
  Ту-2Р: разведчик
  Ту-2РШР: прототип с 57-мм пушкой РШР в носовой части фюзеляжа
  Ту-2К: два самолета для испытаний катапультных кресел
  Ту-2Ш: опытные штурмовики для отработки различного оборудования; разработаны в 1944 году
  Ту-2 "Параван": два самолета для испытаний системы прорыва аэростатов заграждения, оснащены ножами для резки тросов аэростатов
  Ту-2104: всепогодный перехватчик с РЛС; проходил испытания в 1944 году
  Ту-6: разведчик
  Ту-8 (АНТ-69): финальный вариант дальнего бомбардировщика, конец 1946 года; вооружен пятью пушками Б-20, некоторые из них дистанционно управляемые
  Ту-10 (АНТ-68): прототип бомбардировщика, 1945 год; два мотора АМ-39ФН мощностью по 1850 л.с.; после войны построено не менее 50 самолетов с моторами АМ-42 мощностью по 2000 л. с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-2С

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: максимальная скорость 550 км/ч; практический потолок 9500 м; дальность 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 7474 кг; максимальная взлетная 11360 кг
  Размеры: размах крыла 18,86 кг; длина 13,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 48,80 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки, три 12,7-мм пулемета, до 4000 кг бомб
Постройка "самолета 103" (группа Туполева в структуре ЦКБ-29 была зашифрована как КБ-103) началась 1 марта 1940 года, к этому времени Туполева с товарищами перевели из Болшево в здание родного КБ в Москве на улице Радио, но из заключения не освободили. Выкатка "103" состоялась 3 октября 1940 года, прототип собрали на заводе № 156, затем перевезли для испытаний на Чкаловский аэродром, в НИИ ВВС. Поскольку Туполев оставался "врагом народа", обозначение АНТ прототип тогда не получил. Серийное производство началось в 1941 году, но в том же году и завершилось, так как приоритет отдали выпуску истребителей Яковлева. Серию возобновили в 1943 году, к этому времени бомбардировщик обозначался Ту-2.
Самолет «103В» перед заводскими испытаниями, Омск, декабрь 1941г.
Самолет «103В» на испытаниях в мае 1942 г.
Самолет Ту-2 №100716, доработанный до уровня «стандартный», на государственных испытаниях в НИИ ВВС, сентябрь 1943 г.
Ту-2 №16/7 с новыми винтами и увеличенными килевыми шайбами на испытаниях в НИИ ВВС, декабрь 1944 г.
Ту-2 из состава 15-го орап ВВС Балтийского флота, 1945 г.
Самолет Ту-2 №1/44 с моторами АШ-82ФН-312 на испытаниях в НИИ ВВС, февраль 1946 г.
Tupolev Tu-2.
Ту-2, выпущенный на заводе №166 весной 1948 г. (самолет №04/07)
Головной Ту-2 производства иркутского завода №39.
Ту-2С поздней постройки существенно отличались от самолетов ранней постройки. На машинах 20-й серии уменьшили диаметр капотов двигателей, изменили обводы носовой части фюзеляжа. На Ту-2 50-й серии ввели фонарь кабины стрелка-радиста, на Ту-2 44-й серии внедрили убираемую посадочную фару, на Ту-2 46-й серии установили улучшенную верхнюю пулеметную турель Лу-68 и увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, а на Ту-2 48-й серии ставились новые пулеметные турели в кабине штурмана.
Фотография сделана во время испытаний седьмого Ту-2 первой производственной серии, эти самолеты известны также как АНТ-61.
Бомбардировщик Ту-2 стал одним из первых экспонатов Монинского музея (фото 1960-х гг.)
Ту-2 47-го гвардейского АДПР ГК КА выруливает на старт
Аэродром Белая. Подготовка к перегону самолетов Ту-2
Головной серийный самолет «103ВС» (Ту-2)
Головной серийный самолет «103ВС» (Ту-2)
Один из первых серийных Ту-2 выпуска завода №166 во время первого этапа войсковых испытаний в 3-й ВА. Аэродром Чкаловская, июнь (сентябрь ???) 1942 г.
Ту-2Д
Самолет «103В» на испытаниях в мае 1942 г.
Самолет Ту-2 №100716, доработанный до уровня «стандартный», на государственных испытаниях в НИИ ВВС, сентябрь 1943 г.
Самолет Ту-2 №1/44 с моторами АШ-82ФН-312 на испытаниях в НИИ ВВС, февраль 1946 г.
Головной Ту-2 производства иркутского завода №39.
Самолет «103В» на испытаниях в мае 1942 г.
"103У" - второй прототип Ту-2 с приподнятой кабиной пилота и штурмана и удлиненным под размещение четвертого члена экипажа фюзеляжем; установлен люковый пулемет ШКАС. Под крылом предусмотрена подвеска десяти PC.
Самолет N 716 - эталон Ту-2с
Ту-2 №16/7 с новыми винтами и увеличенными килевыми шайбами на испытаниях в НИИ ВВС, декабрь 1944 г.
Самолет Ту-2 №1/44 с моторами АШ-82ФН-312 на испытаниях в НИИ ВВС, февраль 1946 г.
Серийный Ту-2 N 04/07 на испытаниях
Ту-2 N 10023915 с турелью ВЭУ-1 на контрольных испытаниях, 1949г.
Ту-2Д (N 718) (первый самолет "62")
Самолет Ту-2 выпуска омского 166-го завода с пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм. На фотографии запечатлена машина №100716, которая в дальнейшем будет переоборудована в опытный образец «стандартного типа»
Ту-2 на Дальнем Востоке
Ту-2 именной эскадрильи "Москва"
А.Н. Туполев на фоне серийных бомбардировщиков Ту-2 московского завода. Судя по тому, что у самолетов килевые шайбы старого типа, а на груди Андрея Николаевича одна орденская планка, можно предположить, что снимок сделан летом 1944 г.
Андрей Николаевич Туполев (в шляпе) осматривает Ту-2 фронтового авиаполка. Туполева в 1937 году репрессировали, но он продолжал работать по специальности в ЦКБ-29 НКВД ("шарашка") вместе с другими авиационными специалистами, объявленными "врагами народа". Макет "самолета 103" (будущего Ту-2) строился в лесу рядом с местом заключения авиаконструкторов.
Техник самолета Ту-2 Шамыгин докладывает командиру эскадрильи о готовности самолета к полету, 1947г.
Командир учебного авиационного полка Герой Советского Союза полковник И.Ф.Кованев, штурман учебного полка капитан Трунин и старший штурман Курхов, полковник А.И.Вылегжанин уточняют маршрут учебного полета на самолете Ту-2, 1947г.
Д.Никишин (второй справа) у самолета Ту-2. Аэродром под Веной, 1945г.
Бомбардировщики Ту-2 поступили на вооружение до начала операции «Багратион»
Экипаж Ту-2 выпуска 166-го завода перед вылетом на боевое задание. Третий слева - командир 12-го бап М.П. Васякин
Самолет Ту-2 на аэродроме Шауляй
Регулировка мотора на самолете Ту-2
Пушка ШВАК в корневой части правой консоли крыла
Перед полетом, экипаж Н.М.Лысый/И.Т.Псел. Тула, 1950г.
Подвеска четырех бомб ФАБ-250ЦК внутри бомбоотсека и двух бомб ФАБ-500 на наружных держателях
Кадры кинохроники, запечатлевшие Ту-2 в полете.
Кадры кинохроники, запечатлевшие Ту-2 в полете.
Ту-2 на воздушном параде в Тушино, 18 августа 1945 г.
Ту-2 был более совершенной машиной, чем Пе-2, но получив достаточно мощное оборонительное и наступательное вооружение, он ненамного превзошел Пе-2 по скоростным характеристикам, а потому без поддержки истребителей сопровождения мог действовать только в благоприятных условиях.
Кадры кинохроники, запечатлевшие Ту-2 в полете.
Ту-2 из состава 6-го бап над Москвой во время воздушного парада 20 августа 1944 г.
Бомбардировщики Ту-2 (послевоенный воздушный парад). Этот снимок интересен тем, что на нем запечатлены машины 23-го завода разных серий: ведущий самолет имеет килевые шайбы увеличенных размеров, ведомые - шайбы старого типа, характерные для самолетов более раннего выпуска
Самолеты Ту-2 в полете над Москвой
Двигатель М-82 на самолете «103В»
Двигатель М-82ФН
Клепка верхней панели крыла на заводе №23
Сборка стабилизатора Ту-2 на заводе №23
Производство самолетов Ту-2 на заводе №166 в Омске, 1942 г.
Производство самолетов Ту-2 на заводе №166 в Омске, 1942 г.
Ту-2Р
Ту-2, переделанные в разведчики, из 47-го гв. одрап (до 1943 г. - 2-й полк дальней разведки). Снимок предположительно сделан ранней весной 1945 г. и на нем запечатлены последние два разведчика из состава полка. Обратите внимание на большую дополнительную секцию остекления в нижней части фюзеляжа
Посадка Ту-2Р (Ту-6) на острове Врангеля
Разведчик Ту-2Р
Бомбардировщик Ту-2 впервые переоборудовали в разведчик в полевых условиях в 1943 году. Разведчики Ту-2 несли три-четыре фотоаппарата. В 1946 году были разработаны специализированные разведчик Ту-2Р (фото) и фоторазведчик Ту-2Ф с крылом увеличенного размаха для полетов на большой высоте. В фюзеляжном отсеке монтировались три-четыре фотоаппарата. Под обозначением Ту-6 фоторазведчики строились малой серией. Ту-2Р проходил испытания с октября 1946 по апрель 1947 года. Экспериментальный Ту-2Р был оснащен РЛС, установленной в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
Самолет-разведчик (слева, на снимке запечатлен Ту-2 №100304) имел увеличенную площадь остекления в носовой части фюзеляжа по правому борту. Справа - фотография носовой части серийного бомбардировщика выпуска московского завода №23. Позднее такой тип остекления ввели и на серийных самолетах-бомбардировщиках
Ту-2 из состава 47-го гв. драп. Застекленный носок фюзеляжа и курсовые пулеметы ШКАС свидетельствуют о том, что это самолет выпуска омского завода №166
Первые Ту-2Р, попавшие в полк осенью 1942г., отличались от последующих машин. Командир 1-й эскадрильи капитан А.С.Дрыгин ставит экипажу задачу на воздушную разведку войск противника
Летный и технический состав после выполнения боевого задания, 1945г.
Польша, апрель 1945г. - один из двух оставшихся Ту-2Р 1-й АЭ.
Церемония передачи нового Ту-2Р в 1-ю эскадрилью 47-го гв. орап, 1946 г. Эта дарственная машина была передана ком. 1 эск. гв.м-ру Дрыгину в Андреаполе в 1946г.
9 лет после окончания войны на вооружении 47 ОГРАП состояли Ту-2Р.
АФА перед установкой на самолет Ту-2
Механик по радио гв. сержант Вознесенский за проверкой радиостанции РСИ-6К. Ту-2, аэр. Клоково (Тула), конец 40-х гг.
Вид на подфюзеляжный обтекатель длиннофокусного фотоаппарата АФА-33/100. При установке АФА-33/75 обтекатель снимался
Вид снизу на установленные в бомбоотсеке плановый фотоаппарат АФА-33/20 и качающийся АФА-33/75
Дополнительный топливный бак, подвешенный в бомбоотсеке
Ту-2Т
Второй самолет "62"
Опытный торпедоносец 62Т на базе Ту-2 на испытаниях
Самолет Ту-2Т №9/14 на испытаниях в Крыму. Аэродром Саки, март 1945г.
"103" изначально предполагалось использовать и как торпедоносец, что было реализовано в варианте Ту-2Т - два прототипа Ту-2Т собрали в 1945-1946 годах. Под корнями крыла смонтировали по пилону для подвески торпед 45-36-АН (по одной на пилон), усилили шасси, запас топлива был увеличен путем установки дополнительных баков. Дальность полета Ту-2Т достигала 3800 км. В серийное производство торпедоносец запустили в 1947 году. В авиации ВМФ Ту-2Т заменили Ил-4Т и эксплуатировались до середины 1950-х годов.
Ту-2Т с подвеской двух торпед
Ту-2Т ВВС Черноморского флота
Ту-2Т ВВС Тихоокеанского флота, 1947 г.
Один из первых Ту-2Т авиации Тихоокеанского флота
Самолет Ту-2Т №9/14 на испытаниях в Крыму. Аэродром Саки, март 1945г.
Торпедоносцы Ту-2 (по всей вероятности - 52-го мтап) ВВС ТОФ, конец 1945г. В годы Великой Отечественной войны бомбардировщики данного типа в авиацию флота практически не поступали. К началу боевых действий против Японии в ВВС ТОФ имелось лишь 6 Ту-2 в 50-м рап и еще 14 поступили из состава ЧФ уже в ходе боевых действий.
Сброс торпеды с самолета Ту-2Т
Торпедодержатели ТД-44 на Ту-2Т
Торпеда 45-36АНУ со стабилизатором СН-45 подвешивается на Ту-2Т
Модификации
Автоматная платформа в бомболюке Ту-2Ш.
Автоматная платформа опущена для перезарядки.
В 1947 году проходил испытания опытный штурмовик Ту-2ШР, вооруженный установленной в носовой части фюзеляжа 57-мм противотанковой пушкой РШР.
Ту-2РШР с 57-мм пушкой
Два Ту-2С в 1944 году доработали в вариант "Параван", оснастив устройствами для резки тросов аэростатов заграждения - стальные тросы одним концом крепились к законцовкам крыла, другим - к 6-метровой штанге из дюралюминия, смонтированной в носу фюзеляжа. Кроме того, на законцовках крыла смонтировали дополнительные ножи.
Ту-2 "Параван"
Испытания на Ту-2 и Як-15 макетной системы дозаправки Шелеста-Васятина
Китай
Эскадрилья китайских Ту-2 в полете
Китайские Ту-2 выруливают на взлет
Ту-2 китайских ВВС
Китайские экипажи перед самолетом Ту-2
Летный состав, участвовавший в бомбардировках островов Хэдао, у бомбардировщика Ту-2
"Запасник" музея. Обратите внимание на такие редкие машины, как американские истребители P-61 "Черная вдова", P-47 "Тандерболт", советские Ла-9, МиГ-9, Як-17УТИ, Як-11, Ту-2. Например, Ла-9 в наших музеях нет
Другие страны
Болгарский Ту-2Т
Ту-2 Венгерских ВВС
Ту-2 польской 19-й буксировочной эскадрильи, 1957 г.