Камов Ка-50 Черная акула
Варианты:
Камов - Ка-50 Черная акула - 1982 - Россия
Страна: Россия
Год: 1982
Вертолет

Одноместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (56)
Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор"

   Ка-50 (обозначение НАТО - "Hokum-A") - это специально спроектированный боевой авиационный комплекс, включающий вооружение, систему управления огнем и пилотажно-навигационные средства и предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск.
   Специалисты ОКБ Камова при определении облика новой боевой машины проработали несколько вариантов, но в конечном итоге, принимая во внимание опыт, полученный при работе над вертолетами Ка-25Ф и Ка-29, выбор был сделан в пользу традиционной для фирмы соосной схемы, причем вертолет было решено делать одноместным.
   Фюзеляж вертолета состоит из трех частей, соединенных двумя технологическими разъемами: передней, включающей носовой отсек, кабину пилота, переднюю опору шасси; средней силовой части и хвостовой части, на которой установили хвостовое оперение самолетного типа. К средней части крепится крыло, основные опоры шасси, силовая установка (два ТВаД ТВ3-117ВМА, ВСУ АИ-9, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редуктора ПВР-800 и др.), несущая система и ограниченно подвижная пушечная установка.
   В носовом отсеке размещены блоки обзорно-поисковой и прицельной системы. Кабина - бронированная и герметизированная, оснащена катапультным креслом типа К-37. Броня образована разнесенными стальными и алюминиевыми листами, включенными в силовую схему. Крыло - трапециевидной формы в плане, с прямой передней кромкой, под его консолями размещены четыре балочных держателя для подвески средств поражения и пусковые устройства УР "воздух-воздух". В концевых частях крыла размещены обтекатели с кассетами ложных тепловых целей. Шасси - убирающееся, трехопорное, с одноколесными основными опорами и двухколесной носовой опорой. Общая емкость топливной системы - 1875 л.
   Первый полет опытный вертолет выполнил 17 июня 1982 года. По результатам продолжительных сравнительных государственных испытаний предпочтение вначале было отдано вертолету В-80 (Ка-50).

   В течение 1982-1990 годов фирмой "Камов" было построено пять опытных экземпляров вертолета, в 1990 году выдается разрешение на постройку установочной партии из 12 машин, а в 1991 году Ка-50 был передан в серийное производство на ААК "Прогресс" в городе Арсеньев на Дальнем Востоке, где эти 12 вертолетов и построили. Указ Президента РФ о принятии Ка-50 на вооружение был подписан 28 августа 1995 года, однако массовые поставки вертолетов в войска так и не начались. Серийное производство Ка-50 возобновлено в Арсеньеве в 2006 году, к 2009 году достроено еще пять машин, остальные же достраиваются в варианте Ка-52.
   Разработано несколько вариантов вертолета Ка-50: базовый вариант - одноместный боевой вертолет - штурмовик Ка-50 с обзорно-прицельным комплексом "Шквал-В" дневного действия; Ка-50Ш - одноместный боевой вертолет круглосуточного действия, выполнивший первый полет 4 марта 1997 года и оснащенный комплексами "Шквал-В" и "Самшит-50" (последний - это обзорно-прицельная тепловизионная система, которая и обеспечивает вертолету всесуточность боевого применения); Ка-50-2 "Эрдоган" - двухместный, по схеме тандем, боевой вертолет с БРЭО израильского производства, созданный в 1999 году для участия в тендере на боевой вертолет, объявленный МО Турции.
<...>
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ка-50 "Черная акула"

   Тип: одноместный боевой вертолет
   Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117ВМА мощностью по 2200 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 315 км/ч; крейсерская скорость 270 км/ч; скороподъемность - не менее 8 м/с; динамический потолок 5500 м; статический потолок 4000 м; практическая дальность полета 545 км
   Масса: пустого 7700 кг; максимальная взлетная 10 800 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,50 м; длина по фюзеляжу 14,20 м; длина с вращающимися винтами 16,00 м; высота 4,93 м
   Вооружение: одна ограниченно подвижная 30-мм пушка 2А42, плюс до 2000 кг полезной нагрузки на четырех внешних узлах подвески - ПТУР "Вихрь" (4х3), контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР "воздух-воздух", блоки НАР разного калибра и др.
Первый опытный вертолет В-80 в полете
Первый опытный вертолет В-80 с различными вариантами хвостового оперения
In order to disguise its single-seat concept, a rear cockpit was painted on the prototype Hokum.
The latest co-axial helicopter to emerge from the Kamov OKB is known by the NATO code-name Hokum, and is apparently intended as a ship-based attack type. The designation may be Ka-34, although Ka-41 has also been reported.
Второй опытный В-80
Второй опытный В-80 и третий серийный Ка-50
Третий прототип В-80 заменил на летных испытаниях вертолет, разбившийся 3 апреля 1985 года, - в катастрофе погиб летчик-испытатель Евгений Ларюшин.
Четвертый летный экземпляр вертолета В-80
Пятый летный экземпляр вертолета В-80
Испытательный полет на малой высоте
Во время испытательного полета по изучению динамики движения законцовок лопастей несущих винтов на предельных режимах. На внутренних пилонах - по три кинокамеры, фиксировавшие положение законцовок
В сентябре 1996г. Ка-50 снова демонстрировался в Фарнборо
Внешний облик Ка-50 отличает "самолетный" фюзеляж
В воздухе - Ка-50
Вертолет Ка-50
Второй серийный Ка-50 в исходной окраске
Ка-50 несет на внешних пилонах ракеты ПЗРК "Игла"
Стрельба из бортовой пушки
Ка-50 ведет огонь из бортовой пушки
Второй опытный Ка-50 на испытаниях. В носовой части вертолета смонтированы массогабаритные макеты станции «Меркурий» и комплекса «Шквал»
Пуск ПТУР "Вихрь"
Показ Ка-50 на авиационной выставке в Чжухае (КНР). Ноябрь 2000г.
Пара вертолетов 344-го ЦБП выполняет демполет. На переднем плане - машина, на которой в 1998г. разбился генерал-майор Борис Воробьев
Ка-50, принимавший участие в учениях "Рубеж-2004". Киргизия, август 2004г.
Ка-50 взлетает с аэродрома Грозный-Северный. Январь 2001 г.
При взлете с полевых площадок Ка-50 поднимает тучи пыли и мусора
Ка-29ВПНЦУ и пара Ка-50 из состава боевой группы, принимавшей участие в боевых действиях в Чечне
Ка-50 во время зарубежного дебюта на авиасалоне в Фарнборо. Сентябрь 1992г.
Ка-50 в статической экспозиции "МАКСа". Жуковский, август 2003г.
Пятый экземпляр Ка-50 с установленным в носовой части макетом комплекса "Столб"
Четвертый летный экземпляр Ка-50 с двумя ГОЭС
Ка-50 с оптико-электронной станцией "Самшит"
Ка-50Ш после доработки. Надвтулочная антенна РЛС не установлена
Ка-50
Ка-50
Ка-50Ш оснащен тепловизированной прицельной системой "Самшит"
Обзорно-прицельная система "Самшит-50" на Ка-50
Closeup of sensors on the nose of Ka-50 `018' (1998)
Техническое обслуживание вертолета Ка-50
Сборка Ка-50 на заводе "Прогресс" в Арсеньеве
Сборка второго опытного вертолета
Колонка несущих винтов
Капоты и люки открыты во время обслуживания вертолета
Левая мотогондола
Хвостовые отсеки оборудования
Контейнер ложных целей
Правая ниша шасси
Пушка 2А42
Блок НАР Б-8В20А и пусковые контейнеры ПТУР "Вихрь"
На внутреннем пилоне - пушечный контейнер УПК-23-250
Остекление кабины Ка-50