Описание
Страна : США
Год : 1959
Вертолет
Средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
Варианты
- Sikorsky - H-3 / S-61 Sea King - 1959 - США
- Sikorsky - S-61L/N - 1960 - США
- Sikorsky - CH-3 Jolly Green Giant - 1963 - США
- Sikorsky - S-61F - 1965 - США
Sikorsky S-61/H-3 Sea King
Опыт эксплуатации в ВМС США вертолета H-34 Seabat выявил неэффективность тактики поисково-ударных пар вертолетов, когда один из них только искал субмарину, а второй - только уничтожал. В 1957 году флот заключил с компанией "Sikorsky" контракт на разработку вертолета, совмещавшего "два в одном" - возможности поиска и уничтожения субмарин.
Прототип S-61 (YHSS-2) выполнил первый полет 11 марта 1959 года. Серийные вертолеты обозначались HSS-2 до 1962 года, когда обозначение изменили на SH-2A; это был первый серийный вариант в семействе H-3 Sea King.
Два T58-GE-8/8B мощностью по 1250 л. с. разместили над кабиной. Несущий винт стал пятилопастным. В прочном фюзеляже оборудовали кабину для двух летчиков и кабину для двух операторов противолодочного оборудования. Днище прочного фюзеляжа/корпуса было выполнено в форме лодки - вертолет являлся амфибией. Дополнительную плавучесть обеспечивали боковые поплавки-спонсоны, в которые также убирались основные опоры колесного шасси.
Основу поискового оборудования SH-3A составляли опускаемая ГАС AQS-10 и поисковая РЛС APN-130. Вертолет нес вооружение из двух противолодочных торпед или глубинные бомбы.
Построили, помимо прототипа, примерно 245 вертолетов варианта SH-3A, затем собрали 73 SH-3D с ТВаД T58-GE-10 мощностью 1400 л.с, ГАС AQAS-13A и РЛС APN-182. Два SH-3D доработали в поисково-спасательный вертолет общего назначения SH-3G, сняв противолодочное оборудование и установив взамен 15 матерчатых сидений и дополнительные топливные баки.
Принятое в начале 1970-х годов решение вывести из состава ВМС США противолодочные авианосцы привело к появлению SH-3H, который мог выполнять не только задачи противолодочной обороны, но также осуществлять патрулирование водных акваторий и выполнять целеуказание управляемым ракетам. До уровня SH-3H доработали 116 ранее построенных машин, установив ГАС AQS-13B, РЛС LN-66HP и буксируемый магнетометр ASQ-81 (в правом спонсоне).
UH-3A и VH-3A, конверсии вертолета SH-3A, предназначались для транспортных и VIP-перевозок, соответственно. HH-3A являлся поисково-спасательной модификацией. КМП США продолжал использовать VH-3D для перевозки президента США и в 2013 году.
<...>
Sea King строились по лицензии в нескольких странах. Варианты итальянской фирмы "Agusta" включают ASH-3D (модификация SH-3D), ASH-3D/TS (Trasporto Speziale) для VIP-перевозок, AS-61A-4 - экспортный вариант ASH-3D/TS, ASH-3H - вариант SH-3H и боевой поисково-спасательный AS-61R, близкий HH-3F.
Японская "Mitsubishi" строила S-61 для морских Сил самообороны Японии, всего было построено 55 единиц HSS-2 (аналог SH-3A), 29 - HSS-2A (SH-3D) и 83 - HSS-2B (SH-3H). В Силах самообороны также использовались поисково-спасательные S-61A, S-61A-1 и S-61AH постройки компании "Sikorsky".
Варианты Sea King, разработанные "Westland" в Великобритании, описаны отдельно.
"United Aircraft of Canada" собрала 37 CHSS-2 после закупки в США четырех вертолетов; большинство вертолетов позже модернизировали до уровня CH-124A.
Экспортные заказы были получены от Аргентины (пять S-61D-4, близких SH-3D, и ASH-3D), Бразилии (шесть SH-3D) и Дании (девять поисково-спасательных S-61A-5). Малайзия для своих ВВС приобрела 40 транспортных S-61A-4 Nuri. ВМС США передали 18 SH-3A/D/G ВМС Испании, восемь из них прошли модернизацию в противолодочные SH-3H, а на трех SH-3D по контракту 1984 года установили поисковые РЛС Searchwater.
Производство Sea King компания "Sikorsky" завершила в 1980 году после постройки 794 вертолетов. С вооружения ВМС США вертолет официально снят в 2006 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sikorsky S-61/SH-3H Sea King
Тип: средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 670 м/мин; практический потолок 4480 м; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 2500 м; дальность 1005 м
Масса: пустого 5601 кг; максимальная взлетная 9526 кг
Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; площадь ометания несущего винта 280,47 м2
Вооружение: массой до 381 кг на внешней подвеске, включая торпеды, мины и РГБ
Описание:
- Sikorsky S-61/H-3 Sea King
- Westland Sea King
- Agusta-Sikorsky AS-61
Фотографии
-
Мировая Авиация 237
SH-3H выпуска 1971 года, переоборудованный из недостроенного раннего SH-3. Изображен вертолет эскадрильи HS-7, дислоцированной на авианосце "Джон Ф. Кеннеди". На авианосцах SH-3H использовались не только как противолодочные, но и в качестве поисково-спасательных и транспортных.
-
Мировая Авиация 132
Долгое время Sea King оставался главным вертолетом ВМС США и пользовался всеобщей популярностью. Изображен SH-3 из 7-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Dusty Dogs".
-
Мировая Авиация 189
Sea King AEW.Mk 2A. Британские вертолеты ДРЛО Sea King AEW всегда стояли на вооружении только 849-й эскадрильи морской авиации. РЛС Searchwater установлена в поворотном обтекателе по правому борту. На смену AEW.Mk 2A пришел более совершенный ASaC.Mk 7 с РЛС Searchwater 2000.
-
Мировая Авиация 189
Sea King HAR.Mk 3. Два HAR.Mk 3 британских ВВС дислоцированы на Фолклендах, вертолеты окрашены в темно-серый цвет, опознавательные знаки нанесены в два цвета. Изначально вертолеты состояли на вооружении 202-й эскадрильи (на рисунке), но потом их переподчинили 1564-му звену. Машины варианта HAR.Mk 3 проходят доработку авионики до стандарта HAR.Mk 3A.
-
Air International 2008-06 / D.Calvert - Sea King /Aircraft of the RAF/ (3)
The Sea King Operational Conversion Unit is 203(Reserve) Squadron and is responsible for training all the crews. The unit has three Sea Kings assigned to it.
-
Авиация и Время 2000-01 / А.Котлобовский - Не числом, а умением /Авиация в локальных конфликтах/
Поисково-спасательный вертолет Westland Sea King HAR.3 из 202-й АЭ Остров Вознесения
-
Air International 2008-06 / D.Calvert - Sea King /Aircraft of the RAF/ (3)
No 202 Squadron, with its headquarters at RAF Boulmer, operates the Sea King HAR3. All of the Sea King fleet have been equipped with a Star-Q Multi-sensor system, just visible under the wheel bay/sponson.
-
Air International 2008-06 / D.Calvert - Sea King /Aircraft of the RAF/ (3)
No 22 Squadron operates a mix of Sea King HAR3 and Sea King HAR3A helicopters. ZH543 is a HAR3A variant equipped with an automated hover system, which enables the helicopter to remain steady regardless of the conditions.
-
Мировая Авиация 252
Sea King HC.Mk 4/Commando британских ВМС полностью окрашены в зеленый цвет. Вертолет на рисунке в 1987 году нес службу в 846-й эскадрилье морской авиации Великобритании.
-
Мировая Авиация 189
Sea King Mk 50. В 1976 году HS-817 первой в ВМС Австралии получила Mk 50. Изначально вертолеты предназначались для борьбы с подводными лодками и окрашивались в серый и белый цвета, как на рисунке. Последние Sea King сняли с вооружения ВМС Австралии в 2011 году.
-
Мировая Авиация 189
Sea King Mk 41. ФРГ стала первым импортером Sea King, заказав 22 вертолета Mk 41 в яркой окраске для использования в качестве поисково-спасательных. В 1988 году 20 оставшихся в строю вертолетов модернизировали на предприятии компании MBB, после чего Mk 41 приобрели возможность наносить удары по надводным целям.
-
Мировая Авиация 189
Sea King Mk 48. Бельгия использует Sea King в поисково-спасательном варианте, вертолеты состоят на вооружении 48-й эскадрильи ВВС Бельгии. Окраска вертолетов с момента их поступления на вооружение в 1976 году изменилась незначительно, в ярко-оранжевый цвет окрашены носовая часть корпуса и килевая балка.
-
Мировая Авиация 189
Sea King Mk 43. Норвегия заказала десять специализированных поисково-спасательных Mk 43 в 1970 году. В 1978 году к десяти вертолетам присоединился один Mk 43A с шестилопастным рулевым винтом. В 1992 году завершилась модернизация до уровня Mk 43B первого из девяти уцелевших вертолетов, дополнительно были закуплены вновь построенные машины.
-
Air Enthusiast 2001-09 / C.Lucchesi - For Naval 'Wings'
Sikorsky S-61D-3 (SH-3D) N3010.
-
Мировая Авиация 132
ВМС Бразилии закупили 18 Sea King - все, за исключением четырех, были построены "Sikorsky". Изображен SH-3D, известный в Бразилии как SH-3A. ВМС Бразилии используют также SH-3H, которые имеют местное обозначение SH-3B.
-
Мировая Авиация 13
Для вооруженных сил Италии фирма "Agusta" выпускала вертолеты H-3/S-61 в нескольких модификациях. На рисунке изображен вертолет SH-3D-TS (Transporto Speciale) из 93 Gruppo 31 Stormo ВВС Италии.
-
Мировая Авиация 189
Commando Mk 2 (Sea King Mk 72). Египет, в дополнение к своим Commando Mk 1, заказал 17 Commando Mk 2 и два Mk 2В в VIP-варианте. Изображен вертолет с противопыльным фильтром перед воздухозаборниками двигателей, снижающий эрозию лопаток ТВаД от песка при эксплуатации вертолета в пустыне.
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - Jungle Fliers of the Rubber State
Sikorsky S-61A-4 Nuri as used by No 10 Squadron at Kuantan.
Тип фотографий
- Боковые проекции (19)
- Цветные фото (199)
- Ч/б фото (94)
- Кабина (7)
- Обломки (1)
- Рисунки, схемы, чертежи (14)