Sikorsky H-3 / S-61 Sea King     США, 1959
Westland Sea King / Commando     Великобритания, 1969
Варианты:
Sikorsky - H-3 / S-61 Sea King - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959
Вертолет

Средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
Описание:
Sikorsky S-61/H-3 Sea King
Westland Sea King
Agusta-Sikorsky AS-61
Фотографии:

Обломки (1)

Sikorsky S-61/H-3 Sea King

Опыт эксплуатации в ВМС США вертолета H-34 Seabat выявил неэффективность тактики поисково-ударных пар вертолетов, когда один из них только искал субмарину, а второй - только уничтожал. В 1957 году флот заключил с компанией "Sikorsky" контракт на разработку вертолета, совмещавшего "два в одном" - возможности поиска и уничтожения субмарин.
   Прототип S-61 (YHSS-2) выполнил первый полет 11 марта 1959 года. Серийные вертолеты обозначались HSS-2 до 1962 года, когда обозначение изменили на SH-2A; это был первый серийный вариант в семействе H-3 Sea King.
   Два T58-GE-8/8B мощностью по 1250 л. с. разместили над кабиной. Несущий винт стал пятилопастным. В прочном фюзеляже оборудовали кабину для двух летчиков и кабину для двух операторов противолодочного оборудования. Днище прочного фюзеляжа/корпуса было выполнено в форме лодки - вертолет являлся амфибией. Дополнительную плавучесть обеспечивали боковые поплавки-спонсоны, в которые также убирались основные опоры колесного шасси.
   Основу поискового оборудования SH-3A составляли опускаемая ГАС AQS-10 и поисковая РЛС APN-130. Вертолет нес вооружение из двух противолодочных торпед или глубинные бомбы.
   Построили, помимо прототипа, примерно 245 вертолетов варианта SH-3A, затем собрали 73 SH-3D с ТВаД T58-GE-10 мощностью 1400 л.с, ГАС AQAS-13A и РЛС APN-182. Два SH-3D доработали в поисково-спасательный вертолет общего назначения SH-3G, сняв противолодочное оборудование и установив взамен 15 матерчатых сидений и дополнительные топливные баки.
   Принятое в начале 1970-х годов решение вывести из состава ВМС США противолодочные авианосцы привело к появлению SH-3H, который мог выполнять не только задачи противолодочной обороны, но также осуществлять патрулирование водных акваторий и выполнять целеуказание управляемым ракетам. До уровня SH-3H доработали 116 ранее построенных машин, установив ГАС AQS-13B, РЛС LN-66HP и буксируемый магнетометр ASQ-81 (в правом спонсоне).
   UH-3A и VH-3A, конверсии вертолета SH-3A, предназначались для транспортных и VIP-перевозок, соответственно. HH-3A являлся поисково-спасательной модификацией. КМП США продолжал использовать VH-3D для перевозки президента США и в 2013 году.
<...>
   Sea King строились по лицензии в нескольких странах. Варианты итальянской фирмы "Agusta" включают ASH-3D (модификация SH-3D), ASH-3D/TS (Trasporto Speziale) для VIP-перевозок, AS-61A-4 - экспортный вариант ASH-3D/TS, ASH-3H - вариант SH-3H и боевой поисково-спасательный AS-61R, близкий HH-3F.
   Японская "Mitsubishi" строила S-61 для морских Сил самообороны Японии, всего было построено 55 единиц HSS-2 (аналог SH-3A), 29 - HSS-2A (SH-3D) и 83 - HSS-2B (SH-3H). В Силах самообороны также использовались поисково-спасательные S-61A, S-61A-1 и S-61AH постройки компании "Sikorsky".

   Варианты Sea King, разработанные "Westland" в Великобритании, описаны отдельно.
   "United Aircraft of Canada" собрала 37 CHSS-2 после закупки в США четырех вертолетов; большинство вертолетов позже модернизировали до уровня CH-124A.
   Экспортные заказы были получены от Аргентины (пять S-61D-4, близких SH-3D, и ASH-3D), Бразилии (шесть SH-3D) и Дании (девять поисково-спасательных S-61A-5). Малайзия для своих ВВС приобрела 40 транспортных S-61A-4 Nuri. ВМС США передали 18 SH-3A/D/G ВМС Испании, восемь из них прошли модернизацию в противолодочные SH-3H, а на трех SH-3D по контракту 1984 года установили поисковые РЛС Searchwater.
   Производство Sea King компания "Sikorsky" завершила в 1980 году после постройки 794 вертолетов. С вооружения ВМС США вертолет официально снят в 2006 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-61/SH-3H Sea King

   Тип: средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 670 м/мин; практический потолок 4480 м; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 2500 м; дальность 1005 м
   Масса: пустого 5601 кг; максимальная взлетная 9526 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; площадь ометания несущего винта 280,47 м2
   Вооружение: массой до 381 кг на внешней подвеске, включая торпеды, мины и РГБ

Westland Sea King

В 1959 году британская «Westland» заключила соглашение с компанией «Sikorsky» о лицензионном производстве вертолета S-61 Sea King. В качестве эталонов «Westland» получила четыре машины американской постройки. Первый Sea King, построенный «Westland», - морской вариант SH-3D - поднялся в воздух 11 октября 1966 года.
   Первый из 56 серийных вертолетов Sea King HAS.Mk 1 взлетел 7 мая 1969 года. Эти машины поступили на вооружение Королевских ВМС в качестве противолодочных, а с середины 1976 года их дополнили 13 аналогичных вертолетов Sea King HAS.Mk 2 с форсированными двигателями Gnome H.1400 и шестилопастными рулевыми винтами. С сентября 1977 года «Westland» выпустила 15 поисково-спасательных Sea King HAR.Mk 3 для Королевских ВВС (RAF).
   В начале 1979 года было построено еще восемь HAS.Mk 2, в число которых вошел и прототип усовершенствованного противолодочного варианта Sea King HAS.Mk 5. Большинство старых Sea King ВМС были доработаны до стандарта противолодочных вертолетов HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 или поисково-спасательных HAR.Mk 5. Варианты HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 новой постройки выпускались с середины 1980-х годов.
   На HAS.Mk 5 была установлена антенна РЛС Sea Searcher под большим обтекателем, система электронной поддержки MIR-2 Orange Crop, новое оборудование для сброса гидроакустических буев и облегченная система обработки и отображения акустической информации LAPADS. Для размещения нового оборудования был увеличен размер кабины. Вариант HAS.Mk 6 получил расширенный набор противолодочного оборудования и облегченную аппаратуру, что позволило увеличить продолжительность полета на 30 минут.
   Число HAS.Mk 6 было увеличено путем доработки до этого стандарта вертолетов Sea King раннего выпуска. Еще три HAR.Mk 3, купленные в 1985 году, довели парк RAF до 19 машин. По дополнительному заказу, размещенному RAF в начале 1992 года, были построены шесть модернизированных Sea King HAR.Mk 3A.
   В середине 1971 года началась разработка лишенного амфибийных возможностей транспортного варианта Sea King, получившего обозначение Commando. Такие машины были поставлены Египту и Катару. С 1979 года RAF разместили заказы на 41 Sea King HC.Mk 4, сочетавший неубирающееся шасси Commando со складывающимися лопастями винта Sea King. Два вертолета Sea King Mk 4X были построены «Westland» для испытаний авионики, винтов и бортового оборудования, проводившихся Управлением оборонных исследований при создании вертолета EH101. Таким образом, число закупленных Британией машин этого типа достигло 175.
   «Westland» также поставила 147 Sea King и Commando зарубежным заказчикам, включая Австралию (снявшую их с вооружения в 2011 году), Бельгию, Египет, Германию, Индию, Норвегию, Пакистан и Катар.
   С 1986 года германские Sea King Mk 41 проходили конверсию из поисково-спасательных в противокорабельные, оснащаясь РЛС Seaspray Mk 3 и ПКР Sea Skua. Такое же вооружение получили вертолеты Mk 42B ВМС Индии. Они относились к варианту Advanced Sea King и оснащались двигателями Gnome H.1400-1T, композитными лопастями несущего и рулевых винтов и усовершенствованной авионикой. Часть пакистанских и катарских вертолетов Sea King и Commando могли использовать противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
   Отсутствие у британских ВМС средств ДРЛО воздушного базирования, негативно сказавшееся во время фолклендской войны, привело к тому, что в мае 1982 года два HAS.Mk 2 были срочно переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 2A с поисковой РЛС Searchwater и соответствующим оборудованием, включая систему постановки помех ПКР Exocet и систему Orange Crop. Это потребовало установки массивного обтекателя по правому борту кабины, поворачивающегося на 90° при посадке.
   Оба AEW.Mk 2A вышли на испытания в июле 1982 года, а уже в августе были развернуты на авианосце «Илластриес».
   До стандарта AEW.Mk 2A были доработаны еще восемь Sea King. Позднее три HAS.Mk 5 были переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 5, близкий по оснащению к AEW.Mk 2. Позднее весь парк вертолетов AEW был доработан до стандарта Sea King ASaC.Mk 7, получив поисковые РЛС Searchwater 2000AEW.
   Sea King и Commando ВМС и ВМС Британии были задействованы в операциях на Балканах, а позднее в Ираке и Афганистане.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Westland Advanced Sea King

   Тип: многоцелевой средний вертолет палубного и сухопутного базирования
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gnome H.1400-1T мощностью по 1660 э. л. с. (1238 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на уровне моря 204 км/ч; начальная скороподъемность 619 м/мин; статический потолок 1980 м с учетом экранного эффекта и 1435 м без учета; дальность полета со стандартным запасом топлива 1482 км
   Масса: пустого в противолодочном варианте 7428 кг; максимальная взлетная 9752 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; высота с вращающимися винтами 5,13 м; площадь, ометаемая винтом, 280,47 м2
   Вооружение: до 1134 кг боевой нагрузки, обычно состоявшей из четырех торпед Mk 46 или Stingray, или четырех глубинных бомб Mk 11, или двух ПКР Sea Eagle или AM39 Exocet
   Полезная нагрузка: до 28 пехотинцев, или девять раненых на носилках при двух сопровождающих, или до 3629 кг груза

Agusta-Sikorsky AS-61

Серийное производство по лицензии в Италии фирмой "Agusta" вертолета Sikorsky SH-3D (вариант вертолета Sikorsky SH-3A Sea King) под обозначением Agusta-Sikorsky ASH-3D началось в 1967 году. Итальянский вариант в отличие от американского имел ряд особенностей: усиленный фюзеляж, переконструированное хвостовое оперение, двигатели повышенной мощности, иной состав бортового электронного оборудования и вооружения. Вертолет ASH-3D мог нести до четырех противолодочных торпед Mk 46 массой по 234 кг или две больших противокорабельных ракеты и был оснащен поисковым радиолокатором SMA MM/APS-705 или SMA MM/APS-706, любой из которых совместим с системой управления Marte Mk II противокорабельной ракеты Sea Killer Mk 2. Поставки вертолетов ASH-3D ВМС Италии начались в 1969 году.
   В общее количество из 38 построенных для ВМС Италии вертолетов вошло несколько специальным образом модернизированных машин, таких как ASH-3D/TS (TS - Transporto Speziale). Два вертолета ASH-3D/TS использовались в итальянском военном флоте для VIP-перевозок, а под обозначением AS-61A-4 поставлялись на экспорт. Две машины закупил Египет, шесть - Ирак, две - Иран, одну - Саудовская Аравия и четыре - Венесуэла.
   Вертолеты последней партии строились в варианте ASH-3H, эквивалентном многоцелевому вертолету SH-3H ВМС США, способному наносить удары по надводным и подводным целям. В состав бортового оборудования вертолета входили опускаемая гидроакустическая станция ASQ-13F или ASO-18, поисковый радиолокатор SMA MM/APS-707, антенну которого разместили в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
   В транспортном варианте вертолет ASH-3H способен перевозить полезную нагрузку массой до 2722 кг внутри кабины или до 3629 кг на внешней подвеске. Также вертолет может быть использован для перевозки людей и для ведения радиоэлектронной борьбы.
   Вертолеты ASH-3H состоят на вооружении 3-й Grupelicot ВМС Италии. Вертолеты ASH-3H также состоят на вооружении ВМС Аргентины, Бразилии и Перу.
<...>
Круглосуточные полеты неизбежно вели к отказам техники. Этот "Си Кинг" совершил вынужденную посадку на воду и был потерян. Экипаж спасли