Chengdu J-7 / F-7
Варианты:
Chengdu - J-7 / F-7 - 1966 - Китай
Страна: Китай
Год: 1966


Одноместный перехватчик и истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (17)
Chengdu F-7M Airguard и J-7E

   Перехватчик и истребитель-бомбардировщик F-7M Airguard - усовершенствованный вариант самолета J-7 II (модификации лицензионного МиГ-21) - создавался в начале 1980-х годов и был предназначен в основном на экспорт. Первые самолеты были поставлены в 1984 году. Самолет имел два дополнительных пилона под крылом (для ракет "воздух-воздух" малой дальности PL-7 или подвесных баков), кабину по образцу J-7 II с доработанным катапультным креслом и фонарем, открывающимся назад, а не на бок и ряд других доработок. Конструкция планера и шасси была усилена, а приемник воздушного давления перенесен снизу наверх носовой части фюзеляжа. Но главным отличием стала замена китайской авионики на западную. Самолет оснастили индикатором отображения на фоне лобового стекла, радиолокационным дальномером, усовершенствованными средствами РЭП, вычислителем воздушных сигналов, радиовысотомером и многорежимной радиостанцией.
   Предполагалось наладить лицензионный выпуск этого самолета в Пакистане под обозначением Sabre II, причем изготовлением носовой части (с авионикой и оборудованием) должна была заниматься американская фирма "Grumman", которая также рассматривала возможность замены двигателя на бесфорсажный вариант ТРДД General Electric F404 или Pratt & Whitney PW1120. Но Пакистан остановил свой выбор на самолете F-7P Skybolt (от этого имени вскоре отказались) - дальнейшее развитие F-7M с дополнительной западной авионикой, способном нести как ракеты ближнего боя, такие как PL-5, так и AIM-9, и катапультным креслом класса "ноль-ноль" Martin-Baker Mk 10L вместо китайского Chengdu HTY-4 (Type IV).
   Для Ирана в Китае был создан упрощенный (с китайской авионикой) вариант F-7M - F-7N; были поставлены 18 машин. Еще один упрощенный вариант, вероятно имевший обозначение F-7 IIN, поставлялся Зимбабве. Более совершенный вариант F-7NI был создан для Нигерии, получившей до 2006 года 12 таких самолетов.
   В 1988 году в Китае начались испытания новой версии F-7P - F-7MP с доработанным двигателем, измененной компоновкой кабины и новой авионикой. Вместо ранее использовавшегося радиолокационного дальномера GEC-Marconi Type 226 Skyranger была установлена РЛС управления огнем FIAR Grifo 7. В доработанном виде эта станция была доступна в качестве опции для следующего варианта F-7MR, полностью оснащенного бортовым оборудованием западного производства, включая многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС Marconi Super Skyranger.
   Двухместный самолет FT-7 является вариантом F-7P для повышенной подготовки и широко используется ВВС Пакистана.
   Анонсированный в 1988 году истребитель Super-7, совместное детище "Chengdu", CATIC и "Grumman", являлся последним вариантом концепции Sabre II. На нем предполагалось установить ТРДД Turbo-Union RB.199 тягой 75,62 кН или ТРДД General Electric F404 (а точнее его лицензионный вариант Volvo RM12) тягой 80,07 кН с боковыми воздухозаборниками, так как в носовой части предполагалось разместить РЛС Westinghouse APG-66. Машину планировалось оснастить авионикой от F-16 Fighting Falcon (включая широкоугольный индикатор) и фонарем кабины от истребителя F-20 Tigershark. Дополнительный запас топлива разместили в гаргроте над удлиненным фюзеляжем. Также предполагалось увеличить размах и хорду крыла, установить обычные и боевые предкрылки и тормозной крюк, добавить пилоны для ракет "воздух-воздух", усилить конструкцию шасси (получившего колеса увеличенного диаметра) и установить новое катапультное кресло.
   В 1989 году работы по проекту были прекращены из-за недовольства администрации США политикой Китая, подавлявшего демократические движения внутри страны. Тем не менее в 1990 и 1991 годах китайцы вели переговоры о возобновлении работ с производителями авиадвигателей из Великобритании и СССР.
   Хотя эти дискуссии не принесли результата, китайцы решили самостоятельно заняться радикальной модернизацией J-7. Наиболее важным отличием нового варианта, получившего обозначение J-7E, стало его крыло с двойной стреловидностью по передней кромке, внутри которого разместили дополнительные топливные баки. Несмотря на увеличившийся вдвое запас топлива, летные характеристики возросли. J-7E, вероятно оснащенный двигателем WP-13F тягой 63,73 кН (что обеспечивает самолету без внешних подвесок тяговооруженность около единицы), несет полный набор авионики, включая китайскую импульсно-доплеровскую РЛС, которая, по всей видимости, является копией РЛС Super Skyranger. Прототип J-7E взлетел в мае 1990 года, а поставки серийных машин ВВС Китая начались в 1995 году. По отзывам пилотов, самолет сравним по своим возможностям с F-16A первых модификаций. На базе J-7E был создан ряд вариантов.


Варианты J-7E

   J-7EB: вариант без вооружения, оснащенный генераторами дыма, для пилотажной группы "1-е августа"
   J-7EH: вариант для авиации ВМС КНР, носитель (без возможности наведения) противокорабельной ракеты C-802
   J-7MG/F-7MG/F-7PG: J-7MG был демонстратором на базе J-7E, но оснащался катапультным креслом Martin-Baker; экспортные варианты F-7MG для Бангладеш и F-7PG для Пакистана. Пакистанские самолеты оснащены РЛС FIAR Grifo MG и другой авионикой западного производства
   J-7MF/F-7MF: предлагавшиеся варианты J-7E с подфюзеляжным воздухозаборником, по образцу Typhoon или J-10, и новой РЛС. Италия должна была участвовать в разработке экспортного варианта F-7MF, но ни один из самолетов построен не был
   J-7G: замена J-7E, в серии с 2002 года, с 2003 года состоит на вооружении ВВС Китая. Импульсно-доплеровская РЛС KLJ-6E, российский нашлемный прицел, совместимый с ракетами PL-8 класса "воздух-воздух", усиленная конструкция фонаря кабины
   J-7GB: невооруженный вариант J-7G для пилотажной группы
   F-7BG: вариант J-7G, с 2005 года поставлявшийся Бангладеш
   F-7NM: вариант J-7G, поставленный Намибии в 2006 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Chengdu F-7M Airguard

   Тип: одноместный перехватчик и истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один ТРДФ Liyang (LMC) WP-7B(BM) тягой на форсаже 59,82 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость в диапазоне высот 12 500 м -18 500 м составляет 2175 км/ч или 2,04М; начальная скороподъемность 10800 м/мин; потолок 18 200 м; радиус действия при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с двумя 150-кг бомбами и тремя подвесными баками - 600 км
   Масса: пустого 5275 кг; нормальная взлетная 7531 кг
   Размеры: размах крыла 7,15 м; длина 14,89 м, включая ПВД; высота 4,10 м; площадь крыла 23 м2
   Вооружение: две встроенные 30-мм пушки Type 30-1 и до 2500 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
J-7I из состава ВВС Китая, вторая половина 60-х годов.
J-7 ВВС Китая (развитие МиГ-21)
Истребитель J-7
Модернизированный J-7I из состава ВВС Китая, вторая половина 80-х годов.
Истребитель-бомбардировщик "Ченду" J-7 ВВС Зимбабве - главный участник "Великой африканской войны" со стороны антиповстанческой коалиции
F-7A из состава ВВС Танзании, вторая половина 70-х годов.
F-7A из состава ВВС Албании, середина 90-х годов.
J-7 II ВВС Египта (F-7B)
F-7B из состава ВВС Египта, первая половина 80-х годов.
F-7B из состава ВВС Ирака, модернизированные советскими специалистами. Из внешних отличий наиболее заметными являются вторая пара пилонов, адаптированных для подвески управляемых ракет Р-60 с ИК ГСН. Середина 80-х - начало 90-х годов.
Иранский истребитель J-7E из состава 51-й эскадрильи, авиабаза Умидие.
J-7EB из состава пилотажной группы "1 августа"
F-7M из состава ВВС Шри-Ланки, середина 90-х годов. Самолет несет блоки УБ-16-57 с 57-мм НАР С-5М и 500-кг фугасные бомбы ФАБ-500М-62.
F7M из 10-й АЭ ВВС Пакистана
F-7P из состава 20-й эскадрильи пакистанских ВВС, авиабаза Рафики, конец 80-х - начало 90-х годов.
Пакистан закупил F-7P в качестве перехватчика с простым БРЭО и малым временем реакции на угрозу в дополнение к более сложным и дорогим F-16. Изображен самолет 20-й эскадрильи "Cheetahs", дислоцированной в Рафиджи, 1982-2002 года.
J-7 III