Chengdu J-7 / F-7
Варианты:
Chengdu - J-7 / F-7 - 1966 - Китай
Страна: Китай
Год: 1966


Одноместный перехватчик и истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (46)
Chengdu F-7M Airguard и J-7E

  Перехватчик и истребитель-бомбардировщик F-7M Airguard - усовершенствованный вариант самолета J-7 II (модификации лицензионного МиГ-21) - создавался в начале 1980-х годов и был предназначен в основном на экспорт. Первые самолеты были поставлены в 1984 году. Самолет имел два дополнительных пилона под крылом (для ракет "воздух-воздух" малой дальности PL-7 или подвесных баков), кабину по образцу J-7 II с доработанным катапультным креслом и фонарем, открывающимся назад, а не на бок и ряд других доработок. Конструкция планера и шасси была усилена, а приемник воздушного давления перенесен снизу наверх носовой части фюзеляжа. Но главным отличием стала замена китайской авионики на западную. Самолет оснастили индикатором отображения на фоне лобового стекла, радиолокационным дальномером, усовершенствованными средствами РЭП, вычислителем воздушных сигналов, радиовысотомером и многорежимной радиостанцией.
  Предполагалось наладить лицензионный выпуск этого самолета в Пакистане под обозначением Sabre II, причем изготовлением носовой части (с авионикой и оборудованием) должна была заниматься американская фирма "Grumman", которая также рассматривала возможность замены двигателя на бесфорсажный вариант ТРДД General Electric F404 или Pratt & Whitney PW1120. Но Пакистан остановил свой выбор на самолете F-7P Skybolt (от этого имени вскоре отказались) - дальнейшее развитие F-7M с дополнительной западной авионикой, способном нести как ракеты ближнего боя, такие как PL-5, так и AIM-9, и катапультным креслом класса "ноль-ноль" Martin-Baker Mk 10L вместо китайского Chengdu HTY-4 (Type IV).
  Для Ирана в Китае был создан упрощенный (с китайской авионикой) вариант F-7M - F-7N; были поставлены 18 машин. Еще один упрощенный вариант, вероятно имевший обозначение F-7 IIN, поставлялся Зимбабве. Более совершенный вариант F-7NI был создан для Нигерии, получившей до 2006 года 12 таких самолетов.
  В 1988 году в Китае начались испытания новой версии F-7P - F-7MP с доработанным двигателем, измененной компоновкой кабины и новой авионикой. Вместо ранее использовавшегося радиолокационного дальномера GEC-Marconi Type 226 Skyranger была установлена РЛС управления огнем FIAR Grifo 7. В доработанном виде эта станция была доступна в качестве опции для следующего варианта F-7MR, полностью оснащенного бортовым оборудованием западного производства, включая многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС Marconi Super Skyranger.
  Двухместный самолет FT-7 является вариантом F-7P для повышенной подготовки и широко используется ВВС Пакистана.
  Анонсированный в 1988 году истребитель Super-7, совместное детище "Chengdu", CATIC и "Grumman", являлся последним вариантом концепции Sabre II. На нем предполагалось установить ТРДД Turbo-Union RB.199 тягой 75,62 кН или ТРДД General Electric F404 (а точнее его лицензионный вариант Volvo RM12) тягой 80,07 кН с боковыми воздухозаборниками, так как в носовой части предполагалось разместить РЛС Westinghouse APG-66. Машину планировалось оснастить авионикой от F-16 Fighting Falcon (включая широкоугольный индикатор) и фонарем кабины от истребителя F-20 Tigershark. Дополнительный запас топлива разместили в гаргроте над удлиненным фюзеляжем. Также предполагалось увеличить размах и хорду крыла, установить обычные и боевые предкрылки и тормозной крюк, добавить пилоны для ракет "воздух-воздух", усилить конструкцию шасси (получившего колеса увеличенного диаметра) и установить новое катапультное кресло.
  В 1989 году работы по проекту были прекращены из-за недовольства администрации США политикой Китая, подавлявшего демократические движения внутри страны. Тем не менее в 1990 и 1991 годах китайцы вели переговоры о возобновлении работ с производителями авиадвигателей из Великобритании и СССР.
  Хотя эти дискуссии не принесли результата, китайцы решили самостоятельно заняться радикальной модернизацией J-7. Наиболее важным отличием нового варианта, получившего обозначение J-7E, стало его крыло с двойной стреловидностью по передней кромке, внутри которого разместили дополнительные топливные баки. Несмотря на увеличившийся вдвое запас топлива, летные характеристики возросли. J-7E, вероятно оснащенный двигателем WP-13F тягой 63,73 кН (что обеспечивает самолету без внешних подвесок тяговооруженность около единицы), несет полный набор авионики, включая китайскую импульсно-доплеровскую РЛС, которая, по всей видимости, является копией РЛС Super Skyranger. Прототип J-7E взлетел в мае 1990 года, а поставки серийных машин ВВС Китая начались в 1995 году. По отзывам пилотов, самолет сравним по своим возможностям с F-16A первых модификаций. На базе J-7E был создан ряд вариантов.


Варианты J-7E

  J-7EB: вариант без вооружения, оснащенный генераторами дыма, для пилотажной группы "1-е августа"
  J-7EH: вариант для авиации ВМС КНР, носитель (без возможности наведения) противокорабельной ракеты C-802
  J-7MG/F-7MG/F-7PG: J-7MG был демонстратором на базе J-7E, но оснащался катапультным креслом Martin-Baker; экспортные варианты F-7MG для Бангладеш и F-7PG для Пакистана. Пакистанские самолеты оснащены РЛС FIAR Grifo MG и другой авионикой западного производства
  J-7MF/F-7MF: предлагавшиеся варианты J-7E с подфюзеляжным воздухозаборником, по образцу Typhoon или J-10, и новой РЛС. Италия должна была участвовать в разработке экспортного варианта F-7MF, но ни один из самолетов построен не был
  J-7G: замена J-7E, в серии с 2002 года, с 2003 года состоит на вооружении ВВС Китая. Импульсно-доплеровская РЛС KLJ-6E, российский нашлемный прицел, совместимый с ракетами PL-8 класса "воздух-воздух", усиленная конструкция фонаря кабины
  J-7GB: невооруженный вариант J-7G для пилотажной группы
  F-7BG: вариант J-7G, с 2005 года поставлявшийся Бангладеш
  F-7NM: вариант J-7G, поставленный Намибии в 2006 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Chengdu F-7M Airguard

  Тип: одноместный перехватчик и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРДФ Liyang (LMC) WP-7B(BM) тягой на форсаже 59,82 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость в диапазоне высот 12 500 м -18 500 м составляет 2175 км/ч или 2,04М; начальная скороподъемность 10800 м/мин; потолок 18 200 м; радиус действия при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с двумя 150-кг бомбами и тремя подвесными баками - 600 км
  Масса: пустого 5275 кг; нормальная взлетная 7531 кг
  Размеры: размах крыла 7,15 м; длина 14,89 м, включая ПВД; высота 4,10 м; площадь крыла 23 м2
  Вооружение: две встроенные 30-мм пушки Type 30-1 и до 2500 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
Первый опытный китайский F-7 (полетел 17 января 1966г.)
F-7I в авиационном музее - главное внешнее отличие от опытной машины в установке тормозного парашюта
Пуск управляемой ракеты с J-7I ВВС НОАК.
С началом американских налетов на объекты Северного Вьетнама довольно регулярно начали происходить различные инциденты в небе над северными провинциями Китая, истребители которого регулярно выдворяли за пределы своего воздушного пространства непрошенных гостей, увенчанных белыми звездами.
J-7I с выпущенным тормозным парашютом. На данном снимке хорошо заметно, что тормозной парашют на этой китайской модификации МиГ-21 располагается в нижней части фюзеляжа. Обращает также внимание трехзначная бортовая тактическая нумерация, характерная для китайской авиации 60-70 годов.
J-7II выполняет пробег с использованием тормозного парашюта
На взлете - пара фронтовых истребителей J-7II
J-7II - первый полет 30 декабря 1978г. Внешне отличался откидным фонарем кабины, 720-л подвесным баком, доработанным двигателем
Албанские F-7A в укрытии
F-7A вывозят на старт. Авиабаза Задрима, 1994-1995 гг.
Еще один редкий снимок. Четверо албанских летчиков-истребителей на фоне перехватчика F-7A. Авиабаза Задрима, конец 1970-х гг. Шлемы пилотов китайского производства, а летное обмундирование соответствует началу 1950-х гг.
Истребители 4477-й эскадрильи, Тонопа, конец 1980-х гг. Слева направо: экс-индонезийский МиГ-21Ф-13 в камуфляжной раскраске из пятен черного, серого и зеленого цветов; неокрашенный Shenjang J-7B и еще один J-7B, камуфлированный полосами коричневого и песочного цветов
Истребитель F-7BS ВВС Шри Ланки
F-7A из состава ВВС Египта. Хургада, 2007г.
Самолет-демонстратор F-7IIA
Внешне всепогодный перехватчик J-7III был почти близнецом МиГ-21МФ
J-7III
Истребитель F-7M выпускался на экспорт до конца 1990-х гг.
F-7PG - созданная по заказу Пакистана улучшенная версия F-7M
Истребитель F-7MP ВВС Пакистана
F-7P - экспортный вариант J-7
Группа пакистанских истребителей F-7P
В Пакистане истребители F-7P пришли на смену ветеранам F-6
Последний полет пакистанского F-6 в сопровождении F-7PG
J-7E первым из самолетов семейства получил новое крыло
J-7G
Внешне J-7G можно отличить по беспереплетному козырьку фонаря
F-7MG и его арсенал
F-7MG
Истребители F-7MG поступили на вооружение ВВС Пакистана
Истребители J-7E морской авиации с ракетами PL-2
Со временем более ранние J-7, находящиеся на вооружении ВВС НОАК, как правило модернизировались, получая новое оружие и оснащение.
Хотя внешний вид албанских истребителей весьма далек от идеала, но некоторое их количество по-прежнему находится в летном состоянии.
Иранский F-7N
Зимбабвийский F-7NII
Истребитель-бомбардировщик J-7 ВВС Зимбабве. На заднем плане - двухместная версия машины
В отличие от своего северного соседа, Китай весьма серьезно подходит к вопросам боеготовности своих ВВС.
Истребители МиГ-21 ВВС Китая.
Со временем J-7I получили на вооружение ракеты "воздух-воздух" PL-2. Подготовка ракет PL-2B
Антенна локатора Super Skyranger самолета F-7MG
Антенна локатора JL-7 самолета J-7III
Летчик-испытатель Ге Венронг покидает кабину J-7