Aermacchi MB.339
Страна: Италия
Год: 1976


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (30)
AleniaAermacchi МВ.339

   Учтя опыт, полученный при выпуске более чем 750 реактивных учебных самолетов МВ.326, "Aermacchi" разработала следующую модификацию, в основном отличающуюся конструкцией носовой части. Ограниченный обзор с заднего кресла МВ.326 улучшили, подняв его вверх.
   В 1972 году "Aermacchi" получила от итальянских ВВС (AMI) контракт на разработку реактивного учебного самолета второго поколения для замены МВ.326 и Aeritalia G.91T. Было рассмотрено не менее девяти различных проектов.
   Семь из них представляли варианты самолета МВ.338 с различными двигателями. Большинство из проектов обеспечивали лишь небольшой прирост характеристик по сравнению МВ.326 последних моделей или обеспечивали их увеличение за счет значительного повышения цены машины. ВВС проявили наибольший интерес к двум проектам самолета МВ.339, оснащенного или одним двухконтурным реактивным двигателем Larzac (MB.339L) или ТРД Viper Mk 600 (MB.339V).
   В феврале 1975 года в ВВС решили, что их требованиям удовлетворяет вариант с ТРД Viper 632-43, совместно разработанный фирмами "Rolls-Royce" и "Fiat Aviazione".
   Первый из двух прототипов МВ.339X совершил первый полет 12 августа 1976 года. Второй прототип, имевший незначительные доработки, поднялся в воздух 20 мая 1977 года. По сравнению с МВ.326, МВ.339 имел более совершенное бортовое оборудование, включавшее вычислитель навигационной системы TACAN, систему слепой посадки, систему госопознавания и KB и УКВ радиооборудование. МВ.339A мог нести на внешней подвеске до 2040 кг вооружения и использоваться не только для обучения, но и в качестве штурмовика.
   После завершения летных испытаний прототипов последовал первый заказ на 100 серийных МВ.339A (еще один прототип был доработан до стандарта серийной машины) для AMI, которые начали поступать на вооружение в августе 1979 года.
   Девятнадцать МВ.339A были поставлены в варианте MB.339PAN - вместо баков на концах крыла у них были установлены генераторы дыма. С 1982 года на этих машинах летала итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori". Позднее еще ряд МВ.339A получил аналогичные доработки и заменил списанные самолеты. Еще одной специальной модификацией для AMI стали четыре MB.339RM (Radiomisure - радиокалибровка), переделанных из МВ.339A. В конце 1980-х годов их снова переделали в учебные машины. Поставки основной партии МВ.339A завершились в 1987 году, а в 1994 году была выпущена последняя партия из шести самолетов для замены списанных машин.
   МВ.339A широко продавался за рубеж: ВМС Аргентины (10 самолетов), ОАЭ (7), Гана (4), Малайзия (13), Нигерия (12) и Перу (16).
   Единственный случай боевого применения МВ.339 был зафиксирован во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть из 10 аргентинских МВ.339AA использовались в качестве легких штурмовиков.
   В сотрудничестве с фирмами "Lockheed" и "Hughes" "Aermacchi" представила доработанную версию МВ.339 на конкурс по созданию унифицированного учебного самолета (Joint Primary Aircraft Training System, JPATS) для ВВС и ВМС США. Один MB.339AA был переделан в демонстратор T-Bird II. Оснащенный ТРД Viper 680-582 тягой 17,79 кН, этот самолет поднялся в воздух 8 апреля 1992 года. Но он проиграл Т-6 Texan II фирмы "Raytheon", и его разработку прекратили.
   Дальнейшее совершенствование МВ.339A началось в начале 1980-х годов и привело к появлению модификации МВ.339B. Она была задумана как усовершенствованный учебный самолет с расширенными боевыми возможностями. "Aermacchi" построила демонстратор, совершивший первый полет в 1984 году, оснащенный двигателем Viper 680-43 тягой 19,57 кН и увеличенными топливными баками на концах крыла. От дальнейших работ по МВ.339B отказались в пользу создания еще более совершенного варианта МВ.339, предназначенного для подготовки летчиков-истребителей и использования в качестве легкого штурмовика с улучшенным прицельно-навигационным оборудованием. Разработка этой версии началась по запросу итальянских ВВС, желавших получить в дополнение к своему парку истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS более простой и дешевый самолет. "Aermacchi" вначале предложила модернизированный МВ.339, получивший обозначение МВ.340, но, в конечном итоге, доработанная машина получила обозначение МВ.339C. Она сохранила более мощный ТРД Viper и увеличенные топливные баки на концах крыла от МВ.339B, но теперь имела усовершенствованное бортовое оборудование. Также изменились обводы носовой части фюзеляжа и была предусмотрена возможность установки съемной штанги для дозаправки в воздухе.

   Прототип МВ.339C совершил первый полет 17 декабря 1985 года, а первая серийная машина поднялась в воздух 8 ноября 1989 года, но единственным иностранным покупателем этой модификации оказались Королевские ВВС Новой Зеландии. В мае 1990 года они заказали 18 машин МВ.339CB для замены самолетов BAC Strikemaster. Поставки первых машин начались 13 марта 1991 года и продолжались на протяжении 1992-1993 годов. После того, как новозеландские ВВС отказались от использования скоростных реактивных самолетов, МВ.339CB сняли с вооружения и в 2005 году продали США.
   В 1986 году правительство Италии выдало "Aermacchi" контракт на введение в состав вооружения MB.339 противокорабельной ракеты Marte 2А, чтобы расширить боевые возможности парка самолетов ВВС. Самолеты смогли бы уничтожать скоростные морские цели, получая информацию от патрульных самолетов Atlantic. Испытания ракеты на прототипе МВ.339AM (доработанном МВ.339A из состава ВВС) начались 24 апреля 1991 года. МВ.339AM во многом походил на МВ.339C. После успешных пусков Marte МВ.339AM был в 1995 году квалифицирован для выполнения противокорабельных задач. Однако итальянские ВВС предпочли не дорабатывать свои МВ.339A до соответствующего стандарта, а приобрести новые MB.339CD (С Digital). Эта модификация МВ.339C была оснащена двигателем Viper Mk 632-43 с повышенной тягой и отличалась новой авионикой, базирующейся на стандартах цифровой шины передачи данных MIL STD 1553B. В состав бортового оборудования входили центральный компьютер, инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, система спутниковой навигации, широкоформатный индикатор на фоне лобового стекла и приборная панель с тремя жидкокристаллическими дисплеями. Летчик мог осуществлять управление самолетом, не снимая рук с ручек управления.
   Переделанный из модификации МВ.339A итальянских ВВС, первый предсерийный MB.339CD выкатили из сборочного цеха 12 апреля 1996 года, а через 12 дней он поднялся в воздух. Итальянские ВВС заказали 30 MB.339CD с опционом еще на 30 машин. Все 30 самолетов были поставлены заказчику к концу 2008 года. ВВС также выдали контракт на доработку 14 MB-339CD "Серии 1" в соответствии с новыми требованиями.
   Единственным зарубежным покупателем MB.339CD стали ВВС Эритреи, заказавшие шесть самолетов МВ.339CE - вариант МВ.339C без цифровых бортовых систем с форсированным ТРД Viper 680. Первые самолеты были поставлены в эту страну в 1996 году. MB.339FD (Full-Digital) - экспортный вариант MB.339CD, также был оснащен форсированным двигателем. Его предлагали в качестве замены для МВ.326 австралийским ВВС, но последние предпочли BAe Hawk. Малайзия в 2006 году решила приобрести восемь новых МВ.339CM (такое обозначение получили самолеты для этой страны) и, возможно, модернизировать до этого стандарта часть парка своих МВ.339A.
   В апреле 1983 года первый полет совершил опытный MB.339, оснащенный форсированным ТРД Viper Mk 680-43. Последний уже проходил испытания на втором прототипе МВ.339X и эти исследования стали отправной точкой для создания учебного самолета МВ.339B и одноместного легкого штурмовика МВ.339K, первоначально называвшегося Veltro 2.
   МВ.339K сохранил планер МВ.339A, за исключением новой носовой части с отсеком для бортового оборудования, дополнительным топливным баком и двумя пушками DEFA. Состав бортового оборудования был значительно расширен и прототип МВ.339K, построенный в порядке частной инициативы, был оснащен стандартным ТРД Viper Mk 632-43.
   "Aermacchi" также разработала усовершенствованный вариант МВ.339K с двигателем Viper Mk 680-43, интегрированной прицельно-навигационной системой, системой управления вооружением и индикатором на фоне лобового стекла. Но, несмотря на интенсивный маркетинг, фирме не удалось продать ни одного экземпляра МВ.339K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aermacchi МВ.339A

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce Viper Mk 632-43 тягой 17,79 кН, изготовленный фирмой "Piaggio"
   Летные характеристики: максимальная скорость 817 км/ч на высоте 9145 м и 898 км/ч у земли; дальность полета с запасом топлива во внутренних баках 1760 км; боевой радиус действия 593 км при полете по профилю "большая высота - малая высота - большая высота" с четырьмя бомбами Mk 82 и двумя подвесными баками; максимальная скороподъемность у земли 2010 м в мин; время набора высоты 9145 м 7 мин 6 с; потолок 14 630 м
   Масса: пустого снаряженного 3125 кг; нормальная взлетная 4400 кг; максимальная взлетная 5895 кг
   Размеры: размах крыла 10,86 м по бакам на законцовках; длина 10,97 м; высота 3,99 м; площадь крыла 19,30 м2
   Вооружение: до 2040 кг на шести узлах подвески под крылом
MB-339A
Development aircraft l-GROW armed with gun pods and bombs.
One of the newest aircraft at the Show was Aermacchi MB.339 prototype l-NOVE, which first flew on 12th August 1976
Aermacchi’s MB.339 advanced jet trainer, left, makes a snappy take-off for a very polished display sequence.
When you talk about training, you talk about Aermacchi. In twenty years, 13 operators all over the world ordered and re-ordered eight hundred and sixty MB-326 jet trainers: a tangible acknowledgement of Aermacchi unsurpassed experience in the training art. Now - for the pilots of the eighties - Aermacchi is mass-producing the cost-effective MB-339, the best promising new generation trainer with multimission capability.
Prototype Aermacchi MB 339 I-NINE and the first five production examples.
The last days of training operations of the MB.326 at the SVBIA at Lecce, 1982. On the flight line in the background the new MB.339As are already in service
The Author (left) with test pilot John Fawcett beside MB.339 G-1-4, prior to take-off from Filton.
The Aermacchi MB 339 has yet to win an export order but its low cost and commonality with the MB 326 make it attractive in some markets. A single-seat version is reported to be on the point of entering flight test.
The Lockheed/Aermacchi MB.339 T-Bird II could well take the Viper through to unprecedented production and performance longevity.
MB.339A ‘4-A-113’ in prewar colours of red and white. This particular jet was lost on May 3,1982 on approach to Stanley.
Yeovilton’s MB.339A is seen on Stanley before its recovery and transport to the Fleet Air Arm Museum.
Macchi ‘4-A-115’ on readiness at Stanley airfield, armed with two 30mm DEFA cannon pods and eight 5in ‘Zuni’ rockets in two pods. In front are Argentine Marines, charged with providing security.
MB-339C
First production MB-339C, l-TRON, which made its first flight on November 8, 1988.
MB-339K
The MB-339K Veltro 2 close air support derivative of the MB-339 basic/advanced trainer, which was publicly demonstrated at Farnborough for the first time.
Aermacchi followed through development of the MB339 in a similar manner to the MB326 by developing a single-seater attack version, the MB339K Veltro II.
Shown publicly for the first time at Farnborough last month, the single-seat derivative of the tandem-seat MB-339 trainer is known as the MB-339K Veltro (Greyhound) 2, perpetuating the name of the wartime MC-205V single-seat fighter, perhaps the most efficacious of Italian warplanes of WWII. The Veltro 2 light close-support aircraft has two 30-mm DEFA cannon and can carry up to 4,000 lb (1815 kg) of ordnance on six wing pylons.
Aerobatic teams
Встречный пилотаж "Трехцветных стрел"
МиГ-29М2 вместе с итальянскими MB.339
Самолет MB.339
Воздушный показ пилотажной группы "Аль Фурсан"