Туполев Ту-124
Варианты:
Туполев - Ту-124 - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960


Ближне-/среднемагистральный пассажирский самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (79)
Ту-124
  
  В ответ на сформулированные авиакомпанией "Аэрофлот" требования к ближне/среднемагистральному самолету, предназначенному для замены поршневого Ил-14, ОКБ А. Н. Туполева разработало уменьшенный вариант Ту-104.
  Прототип Ту-124 выполнил первый полет 24 марта 1960 года - через пять лет после первого полета Ту-104. Конструкцию и аэродинамику Ту-124 улучшили с учетом опыта проектирования и эксплуатации Ту-104. На Ту-124 впервые в мире на пассажирском самолете короткой/средней дальности были установлены ТРДД Д-20П КБ П. А. Соловьева.
  Эксплуатация Ту-124 "Аэрофлотом" началась 2 октября 1962 года на авиалинии Москва - Таллин. За первым 44-местным вариантом последовал Ту-124В с увеличенной дальностью полета и вместимостью на 56 пассажиров. Ту-124К и Ту-124К2 строились в вариантах "люкс" и вмещали, соответственно, 36 и 22 пассажира. К середине 1964 года Ту-124 выполняли полеты в 24 аэропорта Советского Союза; протяженность маршрутов составляла 36570 км.
  Всего было построено 112 единиц Ту-124, включая два прототипа. Три самолета поставили чехословацкой CSA и два - "Interflug" из ГДР. Небольшое количество самолетов экспортировали в Ирак.
  Также было изготовлено значительное количество Ту-124 в военных модификациях, включая 53 учебно-штурманских Ту-124Ш, которые эксплуатировались в военных авиационных училищах штурманов до 1980-х годов. Также Ту-124 эксплуатировались в ВВС Китая, Индии и Ирака.
  Производство Ту-124 прекращено в 1968 году. В "Аэрофлоте" самолет летал до конца 1970-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Тип: ближне-/среднемагистральный пассажирский самолет
  Силовая установка: два ТРДД Д-20П КБ П.А.Соловьева
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 8000 м - 970 км/ч; практический потолок 117000 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 1220 км
  Масса: пустого 22 500 кг; максимальная взлетная 38000 кг
  Размеры: размах крыла 25,55 м; длина 30,58 м; площадь крыла 119,00 м2
  Полезная нагрузка: до 56 пасс.
Опытный Ту-124 (серийн. № 00-00)
Опытный самолет "124", заводские испытания. 1960г.
Первый опытный Ту-124
Первый (на переднем плане) и второй прототипы Ту-124 выполняют полет строем для фотосъемки, вторая половина 1960-х годов. Эксплуатация Ту-124 "Аэрофлотом" началась в октябре 1962 года, через 31 месяц после первого полета.
Первый серийный экземпляр Ту-124 (зав. № 0350001)
Третий серийный Ту-124 (зав. № 0350102) использовался в ОКБ Туполева
Четвертый и пятый серийные Ту-124 (зав. №№ 0350201 и 0350202) - участники воздушного парада в Тушино 9 июля 1961г.
Седьмой серийный Ту-124 (зав. № 1350302) из состава 200-го летного отряда
Десятый серийный Ту-124 (зав. № 1350305) перед отправкой из Харьковского аэропорта. Самолет поступил в 200-й отряд
Серийный Ту-124, эксплуатационные испытания
Лайнер (зав. № 1350403), который использовала Ульяновская школа высшей летной подготовки для переучивания пилотов на Ту-124 с других типов самолетов
Ту-124 эксплуатировались в "Аэрофлоте" на линиях малой и средней протяженности добрых два десятка лет, установив рекорд экономичности, надежности и безопасности полетов.
Tupolev Tu-124 medium-range transport aircraft (two Soloviev D-20P turbofan engines)
Ту-124 с салоном на 40 пассажиров
Борт СССР-45014 (зав. № 1350404) стал первым среди Ту-124, выполнившим технический рейс с пассажирами
Пассажиры терпеливо ждут, когда погрузят их багаж. Минводы, середина 1960-х годов
Этот самолет (зав. № 2350702) совершил первый регулярный рейс среди Ту-124. Он летал в нескольких авиапредприятиях, а завершил «карьеру» в Приволжском УГА
Внуковский Ту-124 (зав. № 2350803) на перроне аэропорта Вильнюс. 1962 г.
Борт СССР-45031 (зав. № 2350901) приземлился в горьковском аэропорту Стригино
Ту-124
Ту-124В (зав. № 2350903), отработав во Внуково и Таллинне, завершил «карьеру» в летном отряде Куйбышевского авиазавода
Ту-124В
Ту-124 почти не отличался по пассажировместимости от своего ровесника Ан-24
Пассажиры покидают Ту-124В (зав. №4351304) 141-го таллиннского отряда, прибывшего транзитом с курортов Северного Кавказа. Аэропорт Борисполь, лето 1975 г.
Ту-124В (зав. № 4351404) из 205-го отряда заходит на посадку в ленинградском аэропорту Шоссейная. Конец 1960-х годов
В аэропорт Минск прибыли сразу два Ту-124
Ту-124В (зав.№ 4351510) из 112-го отряда в Одесском аэропорту. 1971 г.
Авиалайнер Ту-104 имеет длину около 40 м, но он "теряется" на фоне гигантского Ан-22. Несмотря на свой возраст, один "Антей" до сих пор используется для грузовых перевозок.
Ту-124 (зав. № 5351703) из 277-го отряда перед вильнюсским аэровокзалом
Ту-124В (зав. № 5351802) из состава 261-го отряда на перроне аэропорта Чебоксары. Вторая половина 1970-х годов
Борт СССР-45089 (зав. № 5351804) набирает высоту
Ту-124В (зав. № 5351807) из 207-го летного отряда прибыл в Стокгольм, январь 1967 г.
МиГ-21, лидируемые Ту-124, направляются во Францию
Самолет за мгновение до приземления. Тормозной щиток выпущен.
Tupolev Tu-124 medium-range transport aircraft (two Soloviev turbofan engines)
Ту-124 в Ульяновском музее гражданской авиации
Завершен первый регулярный рейс Ту-124 в Ставрополь
Ту-124Б (зав. № 3351302) был популярным экспонатом ВДНХ СССР
Заднюю дверь для посадки пассажиров использовали редко
Загрузка заднего грузоотсека
Заправка топливом Ту-124 была не самой удобной процедурой
Интерцептор и двухщелевой закрылок в выпущенном положении
Предполетный осмотр двигателя
Правая основная опора шасси
Носовая опора шасси
Ту-124В ВВС ГДР
Ту-124К-2 (борт 495, зав. № 4351505) из состава ВВС Национальной народной армии ГДР. Аэропорт Берлин-Шёнефельд, апрель 1975 г.
Экономичный и надежный Ту-124, кроме "Аэрофлота", вызвал интерес только у двух авиакомпаний. На фотографии - один из двух Ту-124В восточногерманской компании "Interflug".
Ту-124В чехословацкой авиакомпании
Tupolev Tu-124V OK-TEA Melnik was one of three such aircraft acquired by CSA late in 1964. The type is a scaled-down version of the Tu-104.
Компания "CSA" получила первый из трех заказанных Ту-124В зимой 1964-1965 годов, его эксплуатация началась на новой линии во Франкфурт. Самолеты вместимостью 56 пассажиров использовались для полетов в города Западной Европы.
Ту-124, внешне похожий на Ту-104, но на 25% меньший по размерам, предназначался для эксплуатации в аэропортах с относительно короткими ВПП. Первым зарубежным эксплуатантом Ту-124 была чехословацкая CSA.
В "CSA" Ту-124 заменил Ил-14 и стал первым в этой авиакомпании самолетом с ТРДД. В свою очередь, на смену Ту-124 в "CSA" пришел Ту-134.
Ту-124В (борт OK-TEB, зав. № 4351504) авиакомпании CSA рядом с Ил-18 и «Каравеллой». Аэропорт Ферихедь, Будапешт, 1968 г.
Один из Ту-124К ВВС Ирака, снимок сделан в 1968 году в Бахрейне. На модификации "К" пол салона в районе центроплана был усилен (и приподнят, что видно по иллюминаторам).
Ту-124 (борт 634, зав. № 5351609) из состава ВВС Ирака. Вторая половина 1960-х годов
Тот же самолет в 1970-е годы получил ливрею авиакомпании Iraqi Airways
Ту-124К иракской авиакомпании
Один из двух Ту-124В (зав. № 5351809), поставленных в Китай
Ту-124К с опознавательными знаками китайских ВВС
Tupolev Tu-124 medium-range transport aircraft in service with the Indian Air Force
Ту-124К индийских ВВС. Самолет эксплуатировался с 1966 по 1977г.
Завершение сборки индийского Ту-124К на Харьковском авиазаводе
Проектный вид Ту-124Ш с подкрыльевыми держателями для практических бомб
Первый экземпляр Ту-124Ш-1 (зав. N 2350001). Ноябрь 1962 г.
Первый опытный Ту-124Ш внешне отличался большим обтекателем локатора
Ту-124Ш-1 (зав.N2 6350506), который использовали в 350-м ИАП ПВО
Четыре Ту-124Ш-1 из 108-го учебного авиаполка
Ту-124Ш-1 из 46-го УАП. Ворошиловград, 1974 г.
Взлет Ту-124Ш 604-го уап
Ту-124Ш в тамбовском авиационном училище
Самолет Ту-124Ш
Летчики Кузенков и Шевченко перед полетом на Ту-124Ш, 1972г.
Авиационный музей в Луганске
Ми-26 переносит Ту-124Ш-1 (зав. № 7350606) с аэродрома Чкаловский в гарнизон Щелково-3, где он стал детским кафе
Уникальная операция переноса вертолетом Ми-26 самолета Ту-124Ш.
Летающая лаборатория на базе Ту-124, использовавшаяся для разработки дистанционных взрывателей
Ту-124 в цехе Завода № 407 гражданской авиации
Сборка фюзеляжей Ту-124 в цехе № 27 Харьковского авиазавода