Messerschmitt Me.163 Komet
Варианты:
Messerschmitt - Me.163 Komet - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
Me.163 Komet
Messerschmitt Me 163 Komet и Me 263
Фотографии:

Ч/б фото (81)

Me.163 Komet

Истребитель-перехватчик ближнего радиуса действия (т.н. "объектовый перехватчик") с ЖРД, моноплан смешанной конструкции. Аэродинамическая схема "бесхвостка". Самолет спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством А. Липпиша. Первый полет опытного образца Me 163V1 состоялся в августе 1941 г. Серийное производство модификации Me 163B начато в конце 1942 г. Выпускался на заводах фирмы "Мессершмитт" в Регенсбурге, "Вольф Хирт верке" в Геттингене, "Ганс Клемм флюгцойгбау" в Беблингене. Всего построено 347 экз. Состоял на вооружении Люфтваффе с мая 1944 г. ЖРД HWK 509B-1.
Основные серийные модификации:
   - Me 163B-1 с вооружением 2x20;
   - Me 163B-1a с вооружением 2x30.
Me 163B с июля 1944 г. применялись для прикрытия аэродромов и заводов в некоторых районах Германии. Первый бой - в конце июля под Мерсебургом. Производство прекращено весной 1945 г.


Me 163B-1a||
Размах:||9,33 м
Длина:||5,85 м
Моторы, количество х тяга:||1x1700 кг
Взлетная масса, максимальная:||4310 кг
Максимальная скорость:||955 км/ч
Практический потолок:||12000 м
Дальность:||100 км

Messerschmitt Me 163 Komet и Me 263

Ракетный истребитель Me 163 спроектирован под руководством доктора Александра Липпиша, много лет посвятившего созданию планеров-бесхвосток. В январе 1939 года Липпиш с ближайшими сотрудниками перешел на фирму "Messerschmitt", где начал работы по адаптации экспериментального планера схемы бесхвостка DFS 194 под ЖРД Walter тягой 3,92 кН. Успешные испытания самолета, в ходе которых была достигнута скорость 550 км/ч, привели к получению фирмой "Messerschmitt" заказа на шесть прототипов, обозначенных Me 163A.
   Первый прототип проходил испытания как планер, буксировал его Bf 161. Прототипы испытывались в Пенемюнде летом 1941 года, на них стояли ЖРД Walter HWK RII-203b тягой 7,35 кН. Прототипы на испытаниях достигли скорости 885 км/ч.
   Летчик-испытатель Хейни Диттмар на Me 163A включил двигатель после того, как на высоту 4000 м его поднял буксировщик.
  
   Диттмар достиг скорости 1003,9 км/ч, но затем самолет из-за эффекта сжимаемости воздуха потерял управление. Летчик сумел восстановить управление и посадить самолет. Происшествие заставило конструкторов внести изменения в крыло. На испытаниях выявили массу технических недостатков и дефектов, связанных, прежде всего, с нестабильностью компонентов топлива ЖРД, посадочной лыжей и сбросом тележки шасси. За прототипами Me 163A предприятие "Wolf Hirth" построило десять предсерийных Me 163A-0, которые использовались как тренировочные планеры. Далее последовал заказ на значительно измененные шесть прототипов и 70 серийных перехватчиков Me 163B Komet. Предсерийные прототипы обозначались Me 163Ba-1, поставка серийных Me 163B-1 а началась в мае 1944 года. Первый боевой вылет был выполнен 28 июля 1944 года, когда пять Me 163 из 1/JG 400 (первое подразделение Me 163) атаковали группу самолетов Boeing B-17 Flying Fortress. Атака получилась неудачной - при скорости сближения порядка 1300 км/ч на ведение огня из обладавших низкой скорострельностью пушек MK 108 у летчика было всего три секунды. На заключительной стадии войны удалось разработать более эффективное вооружение. Me 163 строились до февраля 1945 года, изготовлено порядка 400 самолетов всех вариантов. В это число входят и несколько двухместных тренировочных Me 163S, на которых для размещения второй кабины не ставили вооружение и топливные баки, - Me 163S являлись планерами.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Messerschmitt Me 163B-1a

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ЖРД Walter HWK509A-2 тягой 16,67 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 960 км/ч; практический потолок 12100 м; максимальная продолжительность полета 7 мин 30 с
   Масса: пустого 1905 кг; максимальная взлетная 4110 кг
   Размеры: размах крыла 9,32 м; длина 5,84 м; высота 2,77 м; площадь крыла 18,50 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки MK108 в корневых частях крыла
Me.163A
Me163V-1 в ходе безмоторных испытаний, Аугсбург, весна - лето 1941г.
The photograph of V1(A), the first prototype Me 163 (KE+SW), which made its first powered flight at Karlshagen, the Luftwaffe's airfield at Peenemunde, in July 1941.
Smooth lines of the Messerschmitt Me 163 V4. Note the jettisonable main wheels and the tailwheel handling dolly.
Me 163 (V4), KE+SW после установки посадочных щитков
Компания "Wolf Hirth Segelflugzeugbau" построила десять Me 163A-0, на которые установили опасные в эксплуатации реактивные двигатели R II-203b и новые взлетные тележки. На изображенном на фотографии A-0 под крылом смонтированы деревянные держатели на 12 реактивных снарядов R4M.
Pilots of the Messerschmitt Me 163 Komet, which had entered operational service in May 1944, wore polyvinyl chloride (PVC) flight suits, as seen here. New suits were devised for the Natter pilots, however, which gave some protection against the propellants - but, more importantly, a higher degree of protection against fire, deemed a more serious threat.
The prototype Me163 V1(A), KE+SW, taking off on a test flight from Kallshagen, Peenemunde, with Heini Dittmar at the controls, in September 1941. The Walter rocket motor has just ignited and the steam visible is the exhaust from the turbine of the fuel pump
A photograph of the Me 163 V1 taken during the record flight. For this flight the Me 163 V1 was towed to 13,000ft by a Bf110, the rocket engine being ignited on release.
Me.163B
An early Me 163A, essentially similar to the record breaking KE+SW, but later used solely for training, is seen on the left, with an operational Me163B, Werke Nr.440188 on the right.
Второй серийный Me163B-1, испытывавшийся первоначально в безмоторном варианте.
The Messerschmitt Me 163B (Me 163 V8) Rocket-propelled Interceptor (Walter 109-509 liquid-rocket unit).
Именно этот Me163V-21 (борт. код VA+SS), продемонстрированный 24 июня 1943г. Рудольфом Опицем делегации Министерства авиации, возглавляемой фельдмаршалом Мильхом, фактически открыл дорогу в серию ракетопланам Александра Липпиша.
Me 163B-0 (V45) - этот самолет позже был снабжен оружием "Ягерфауст"
Предсерийный Me-163B-0 в ожидании боевого вылета
Хвостовая часть фюзеляжа Me 163B-1 снята. Виден двигатель HWK109-509A-1, закрепленный на силовом шпангоуте N 8. Кожух камеры сгорания имеет черный цвет, силовая труба - серый. Выхлопной патрубок ТНА отсутствует
The incredible Walter HWK109-509A-1 rocket motor installed in a Me163B. This engine weighed a mere 365lb yet produced a maximum thrust of 3,750lb. The unit had a dipsomaniac’s thirst however, burning its combined fuel of hydrogen peroxide (T-Stoff) and hydrazine hydrate in methyl alcohol (C-Stoff) at the rate of 336gal per five minutes.
Двухкамерный двигатель HWK109-509A-2 с тягой 1700 + 300 кгс
Реактивный истребитель Мессершмитт Me 163B-1
Of the ten Me 163s surviving today two of them are in the Canadian National Aeronautical Collection. One, an Me163B, serial number 191916, is on view in the Canadian War Museum and a second, serial number 191095, was stored at Rockliffe for some years before restoration by the staff of the National Aeronautical Collection. It was subsequently placed on loan to the USAF Museum at Dayton, Ohio, but has since returned to Rockliffe.
AUSTIN J. BROWN'S plate depict the Me163B-Ia, 191904, currently on display at the Historic Aircraft Regional Collection at RAF St Athan.
Ханне Райч довелось во время испытаний пилотировать и "Комету"
The product of Alexander Lippisch's fertile brain, the rocket powered Messerschmitt Me 163B-1a Komet, seen here at the Peenemunde-West flight test centre, was not only the world's first rocket-powered fighter to be deployed operationally, it was also the first ever tailless fighter to enter service. First flown unpowered during the spring of 1941 and with power a few months later. The first operational deployment of this 660-3,300lb variable thrust BMW 109-510 powered machine took place on 16 August 1944, when Komets of JG 400 intercepted Boeing B-17s near the Leuna oil refinery. The Komet's twin 30mm MK. 108 cannons may have been prone to stoppages, but this was the least of the machine's problems. Using highly volatile liquid fuels to provide a high specific thrust, these same unstable propellants frequently exploded when jarred, such as in landing. As the number of overall 'kills' attributed to the Me 163 were 7, plus 2 probables, it is clear that kill-to-loss ratio for this fighter was all wrong. They may have frightened US bomber crews, but, they did not kill many. The Komet also had a relatively low threshold of Mach 0.82 to compressibility, which invariably forced the aircraft into a dive.
Messerschmitt Me 163B-1 Komet.
Restored Me 163B.
After the German capitulation in 1945 at least 25 Me 163 Komets were captured and delivered to the RAE. Other aircraft were shipped to Canada, Australia and the USA. Pictured here is one of Me 163s that found their way to America where it was photographed by HOWARD LEVY. An unidentified Me163B-Ia with non-standard paint scheme.
The Me 163B-Ia, the series production version of Alexander M Lippisch's "Komet" target-defenee interceptor.
Messerschmitt Me 163B-1a Komet 191904
The author, centre, in front of propaganda film cameramen.
Operational Comets of JG400 at Brandis, near Leipzig, in August 1944. The unit was formed to protect the nearby Leuna synthetic oil plant from US 8th AAF daylight attacks. The success of the unit was limited; by September the plant producing the Komet fuel was bombed and the aircraft grounded.
Звено Me-163 на аэродроме
One of Germany’s most dramatic and potentially significant wartime developments was the Messerschmitt Me 163 rocket-powered interceptor, which the Japanese understood could be of immense value against the waves of USAAF B-29 bombers pummelling Japan from mid-1944.
The aerial photograph released to the press in October 1944 shows two Me 163s on the ground at Peenemunde, near the small building in the centre. Note the elongated scorch marks on the grass, at the bottom of the picture.
A pilot climb into his Komet at Bad Zwischenahn. He wears a one-piece flying suit and overboots made from acid-resistant material which was supposed to protect the occupant from the corrosive T-Stoff, in the likely event of a bad landing - assuming that the aircraft did not explode! Note the long pitot tube and VHF antenna beneath the wing. The small airscrew turned a 28 V generator to power the VHF radio.
A production Me163B-Ia photographed at Bad Zwischenahn, near Oldenburg. This machine. No. 14, was one being evaluated by GeKados: Geheime Kommandosache 16 (No. 16 Secret Test Commando). The blanked off blast tube for the port 30mm MK 108 cannon is visible at the wing root. Other points of interest include the jettisonable take-off trolley and the fully retracted landing skid.
No. 14 is towed to its take-off point past a light railway line by a special tractor called a Scheuschlepper. The scene was photographed at Bad Zwischenahn in the autumn of 1943.
Not a Me163A pupil pilot undergoing a towed take off but a Komet being towed out for take off by a quadruped impressed into Luftwaffe service. The cow does not appear to be impressed at all!
Два прототипа Me 163B - V6 и V18 - были модернизированы в летающие лаборатории для испытания ракетных двигателей HWK 509C-1 с основной и "крейсерской" камерами сгорания. Использование двух камер сгорания позволило несколько увеличить время полета истребителя. На фотографии, датированной 1944 годом, - облако газа вырывается из сопла двигателя самолета V6. Место установки хвостовой опоры шасси изменено.
A Walter engine is run up and the rocket shock waves can be seen. The one virtue of the unstable bi-fuel used by the Me 163 was that it was water soluble; every part of the engine and all fuel tanks had to be flushed out before and after engine running. Even the concrete hard-standing had to be washed down to neutralise any unburnt or spilled fuel which could spontaneously ignite.
Me 163 выполнил посадку в Бад-Цвишенане, где базировалась 16-я испытательная группа (команда), первой в Люфтваффе получившая в мае 1944 года Me 163.
The aerial photograph released to the press in October 1944 shows a Me 163 taking off from Zwischenahn
Сброс тележки при взлете
Тележка сброшена!.. "Комета" набирает высоту. Если присмотреться, то хорошо видно, что испытательный аэродром имеет довольно ограниченные размеры, причём чуть ли не вплотную к ВПП примыкает лес. что не повышает безопасность вылетов, тем более на таких аппаратах, как Me 163.
Lippisch researches culminated with the incredible Messerschmitt Me 163 ‘Komet’. This is how its dreaded silhouette would appear to USAAF bomber crews over Germany.
Few aircraft in the history of aviation can have been more hazardous to land than the Komet. Essentially a glider, all landings were forced: there was no chance of going round again. If the pilot misjudged the approach - and many did - then an overrun or heavy touch down could ignite and explode any unburnt fuel, with invariably fatal results. The aircraft depicted here landing at Bad Zwishchenahn, V-33, a Me163B-Ia, is one of 70 early production Komets, given Versuchs numbers and used for experimental and training sorties.
Этот Me 163 перевезли в 1945 году на Ar 232B-0 в Великобританию, где его испытали без включения двигателя в полете, как планер. Самолет буксировался до высоты отцепки самолетом Spitfire Mk IX, а 15 ноября 1945 года Me 163 разбился. Части разбившегося самолета были использованы при реставрации Me 163, выставленного в Имперском военном музее.
After the German capitulation in 1945 at least 25 Me 163 Komets were captured and delivered to the RAE. Other aircraft were shipped to Canada, Australia and the USA. Pictured here is one of Me 163s that found their way to America where it was photographed by HOWARD LEVY. Me163B-Ia, 191190, now in the NASM at Washington.
Трофейный Me-163B на испытаниях в ГК НИИ ВВС, 1946г.
After the German capitulation in 1945 at least 25 Me 163 Komets were captured and delivered to the RAE. Other aircraft were shipped to Canada, Australia and the USA. Pictured here is one of Me 163s that found their way to America where it was photographed by HOWARD LEVY. An Me163B-Ia photographed at Freeman Field shortly after the War
The landing skid of the Me 163B in the extended position.
Посадочная лыжа в выпущенном положении.
Тележка для выкатки Ме163 на стартовую позицию - экспонат Военного мемориала в Канберре, Австралия
Установка взлетной тележки
Процедура взлета. Me 163 к месту старта доставлялся на трехколесном тягаче Scheuschlepper, запуск двигателя истребителя обычно выполнялся от аэродромной установки. Летчик переводил пятирежимный РУД в положение малого газа, после чего нажимал кнопку запуска двигателя. Кнопкой запускалась турбина подачи T-stoff в двигатель. Кнопку стартера летчик удерживал 4-5 секунд, за это время турбина выходила на частоту вращения 40-50% от номинальной. Затем РУД переводился в положение 1, через некоторое время - в положение 2, на этом этапе включались приборы на приборной доске. С переводом РУД в положение 3 самолет начинал разбег. Тележка тягача сбрасывалась по достижении самолетом высоты 6-9 м. Набор высоты выполнялся с небольшим углом тангажа и скоростью 640 км/ч. Высоты 12 200 м истребитель достигал, развив скорость 800 км/ч. Полетное время после набора этой высоты составляло всего четыре минуты. На высоте 12 200 м перевод РУД на полный газ позволял самолету ускориться с 400 до 965 км/ч всего за несколько секунд. Тактика боевого применения заключалась в быстром наборе высоты с последующим пикированием на строй бомбардировщиков противника при выключенном двигателе. Двигатель включался только в случае необходимости повторного набора высоты для следующей атаки или для ухода от вражеских истребителей. Между выключением двигателя и его повторным включением должно было пройти не менее двух минут. На фотографии - Me 163 после посадки установлен на Scheuschlepper.
Транспортер с гидроподъемником для уборки Ме163 с ВПП после посадки. Безусловно, быстрая разработка и внедрение подобных устройств и серийное производство делают честь германской промышленности, но одновременно показывают на сырость технических проектов, прнимаемых на вооружение в условиях тотальной войны на истощение.
Специальная тележка подводится под севший Me 163. Тележку ведет тягач типа Шеухельпер
Заправщик состава "C"
Заправщик состава "T"
Эксплуатация Me 163B простотой не отличалась. Перед каждой заправкой и гонками двигателя все системы двигателя требовалось пролить водой (на фотографии). Летчики и техники работали только в специальных комбинезонах из неорганического материала. Несколько раз при посадках самолеты капотировали, при этом летчики получали тяжелые ожоги от контакта кожи с компонентами топлива двигателя, хотя сам двигатель не работал. Самолет оказался исключительно сложен в пилотировании, причем настолько, что его в этом плане просто нельзя сравнивать ни с одним другим самолетом того времени. На посадке Me 163 отличался повышенной чувствительностью к боковому ветру. Повторный заход на посадку по понятным причинам исключался. После выпуска посадочной лыжи от летчика требовалось вернуть ручку управления в нейтральное положение на несколько секунд для восстановления давления в гидросистеме.
Заправка составом "T". Техник вынимает пистолет с длинным хоботом из специального пенала
A somewhat anxious looking Luftwaffe airman fuels a pre-production Me163B at Bad Zwischenahn. The man’s apparent concern is justified. He is handling T-Stoff, hence the rubber clothing. The two fuels T-Stoff and C-Stoff were explosively incompatible. The former could only be put into aluminium containers - anything else was corroded - and C-Stoff could only be put into glass or thickly enamelled containers since it corroded anything else - especially aluminium. Since the two fuels were colourless all vessels had to be painted in different colours and the two fuel tankers were not permitted to come within half a kilometre of each other!
Промывается стоянка под самолетом. На фюзеляже видна буква "T", обозначающая сливной кран "состава T"
Me163B отличался чрезвычайно плотной компоновкой, о чем можно судить по этим снимкам. Конструкторы использовали каждый кубический сантиметр внутреннего пространства.
 
Райч садится в кабину Me 163A на испытательном полигоне Бад Цвишенен в декабре 1943 года, готовясь выполнить полет с работающим ЖРД. Райч также участвовала в приемных испытаниях Me 163B.
Oberfeldwebel Schubert, one of the few Komet pilots who had a confirmed kill.
Me 163B-1a Werke Nr 191316 was with the RAE at Farnborough in 1945. It is seen here in 1961 during refurbishment by RAF apprentices of the No 1 School of Technical Training at Halton before exhibition at the Science Museum in London, where it can be seen today.