Aerospatiale Puma / SA.330
Варианты:
Aerospatiale - Puma / SA.330 - 1965 - Франция
Страна: Франция
Год: 1965
Вертолет

Medium-size transport helicopter
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (42)
Aerospatiale SA 330 Puma

   В начале 1960-х годов фирма "Sud-Aviation" начала разработку двухдвигательного вертолета, который бы не только отвечал потребностям армии Франции во всепогодном боевом и транспортном средстве, но мог бы использоваться и другими видами вооруженных сил. Англо-французское соглашение по вертолету (от 2 апреля 1968 года) положило начало совместному производству вертолетов фирмой "Westland Helicopters".
   Вертолет получил обозначение SA 330, а затем название Puma. В июне 1963 года было заказано восемь опытных образцов, первый из них поднялся в воздух в Мариньяне 15 апреля 1965 года, последний был отправлен для испытаний в Соединенное Королевство. К 25 ноября 1970 года в Йовиле был завершен выпуск первой партии из 40 машин для Королевских ВВС.
   Фюзеляж вертолета Puma представляет собой цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок с силовой установкой сверху фюзеляжа и впереди главного редуктора несущего винта. Несущий винт получает вращение от главного редуктора, который обеспечивает передачу вращения с выходных валов двух газотурбинных двигателей на один основной вал привода винта. В случае отказа одного двигателя, оставшийся продолжает вращать несущий винт и, если откажут оба двигателя, авторотирующий несущий винт через редуктор продолжает приводить в действие хвостовой винт, генератор, насосы гидросистемы и другие системы жизнеобеспечения. Вначале лопасти несущего винта изготавливались из легких сплавов, но с 1976 года они представляли собой композитные конструкции из стекловолокна и имели сотовую структуру с антиабразивными кромками из нержавеющей стали. Puma имеет частично убирающееся трехстоечное шасси со сдвоенными колесами на каждой стойке.
   Первый серийный вариант оснащался двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Turmo мощностью по 1320 л. с. (984 кВ), обеспечивающими максимальную взлетную массу 6400 кг и скорость до 280 км/ч. Первые модели были представлены модификациями: SA 330B для французской армейской авиации (ALAT), SA 330C на экспорт, SA 330E для ВВС Великобритании (Puma HC.Mk1) и гражданский SA 330F. В 1974 году на вертолеты установили двигатель Turmo IVC мощностью 1575 л.с. (1174 кВ), что позволило им успешно действовать с высотных аэродромов с разреженным воздухом, при этом взлетная масса увеличилась до 7400 кг. Полученный вариант обозначался SA330G в гражданском варианте и SA330H в военном. ВВС Франции закупили 37 таких вертолетов, их иногда обозначали SA 330Ba.
   Лопасти винта из композитных материалов появились в 1977 году, модификации G и Н сменили обозначения на SA330J и SA330L соответственно. Винтами с новыми лопастями модернизировали и предыдущие модификации, включая все вертолеты Королевских ВВС и 53 из 132-х вертолетов SA330Ba, принадлежавших ALAT. Французская армия закупила 15 SA 330Ba и несколько вертолетов румынской сборки на замену старых машин. Компания ICA (ныне IAR) в Брасове, Румыния, получила лицензию на производство SA 330L в 1977 году. В 2008 году вертолет прошел модернизацию по программе SOCAT, превратившись в многоцелевой вертолет с базовым планером, измененным современным остеклением кабины, а также новыми системами вооружения. Puma обычно перевозил 15 полностью экипированных бойцов или груз до 3200 кг на внешней подвеске, румынский вертолет нес еще дополнительное вооружение, включающее четыре подвесных контейнера с ракетным вооружением и четыре противотанковых управляемых ракеты AT-3 "Sagger" на консольных пилонах, плюс два пулемета в передней части фюзеляжа. Вертолеты Puma британской армии и французской ALAT могли нести пулемет на турельной установке в проеме двери кабины. Некоторые из последних экземпляров дополнительно оснащались РЛС OMERA ORB 37 с выступающим обтекателем антенны в носовой части. Пять из 10 португальских вертолетов Puma оснащались РЛС ORB 31 и поплавковым шасси для решения поисково-спасательных задач. В конце 1980-х годов многие вертолеты были модифицированы фирмой OGMA до стандартов SA 330S с новыми бортовыми системами и винтами, как у SA 330L, и двигателями Turbomeca Makila, как на AS 332 Super Puma. В Индонезии фирма IPTN собрала 11 вертолетов модификации SA 330J, последний - в 1983 году. Южная Африка провела ряд модернизаций вертолетов Puma, результатом которых стал ударный вертолет Atlas XH-2/CSH-2 Rooivak с тандемно расположенными сиденьями экипажа. Более похожими на Puma были два вертолета Atlas XTP-1, модифицированные из стандартных SA 330. Они проходили испытания наравне с вертолетом Puma в начале 1990-х годов после прекращения выделения средств для модернизации Rooivak. Используя боевые системы и пилоны с вооружением от Rooivak, вертолет должен был оснащаться противотанковыми управляемыми ракетами с лазерным наведением Atlas Swift и ракетами класса "воздух - воздух" Atlas Darter или Viper. Одновременно с этим ЮАР реализовывала свою собственную программу по замене двигателя Makila, создав вертолет Gemsboks, с увеличенной мощностью. Целью программы была замена вертолетов SA 321 Super Frelon в ВВС ЮАР.
   Вертолеты Королевских ВВС лучше оснащены для выполнения боевых задач, чем экспортные машины. На них имеются работающие в различных условиях фильтры воздухозаборников, датчики радиолокационного облучения, освещение кабины, совместимое с очками ночного видения, блоки сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек M130 и систему оповещения о приближении ракет AN/AAR-47. Вертолеты Puma Королевских ВВС во время действий в Северной Ирландии дополнительно имели станцию постановки помех AN/ALQ-144 IR для защиты от ракет с тепловой системой самонаведения. Некоторые из этих Puma были оснащены тепловизионной аппаратурой ночного видения Ferranti/Barr и Stroud Type 221 для выполнения задач разведки, под кодовым названием Pleasant 3.
   В сентябре 2008 года Королевские ВВС добились финансирования на проведение модернизации 30 вертолетов Puma. Это позволит вертолетам Puma HC.Mk 2 оставаться в эксплуатации до 2022 года.
   Один вертолет Puma во французской ALAT служит испытательной моделью для подвесной РЛС Orchidee/Horizon для наблюдения за полем боя.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 330L Puma

   Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IVC мощностью 1575 л. с. (1175 кВ)
   Летные характеристики: максимально допустимая скорость 204 км/ч; максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 271 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня 4400 м в зоне влияния земли и 4250 м вне зоны влияния земли; дальность полета 572 км
   Масса: пустого 3615 кг; максимальная взлетная 7500 кг; максимальная грузоподъемность 3200 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15 м; общая длина при вращающихся винтах 18,15 м; общая высота 5,14 м; площадь несущего винта 176,71м2
France
Два из трех прототипов SA 330 оборудованы датчиками измерительной аппаратуры, вынесенными вперед от потока воздуха от винта.
Prototype Sud-Aviation SA 330 (two 1,300 shp Turbomeca Turmo IIIC4 shaft-turbine engines)
15 апреля 1965г.: взлетел вертолет SA 330, позднее получивший название Puma, созданный в рамках совместной англо-французской программы.
Среди вертолетов, которые применяли аргентинцы в конфликте, были Puma
S.330 "Пума"
Французские SA 330 Puma из состава 5-го вертолетного полка выполняют посадку на палубу авианосца "Клемансо" во время учений около побережья Джибути. Вертолеты принимали участие в операции "Salamandre" - французский ответ на захват Кувейта.
Французская "Пума", зависшая над летным полем рядом со стоянками Ми-24 ВВС Кот-д'Ивуара
Aerospatiale Puma No. 1370 "67-DA" of EH 1/67 "Pyrenees” practises winch rescue drill. It is seen in an early colour scheme; codes are now in yellow and serials in 2-in. figures
The Ministry of Defence has confirmed its approval of the development phase for the battlefield surveillance system Orchidee (Observatoire Radar Coherent Heliporte d'Investigations des Elements Ennemis), releasing the necessary funds for work to continue. Carried by Aerospatiale Super Puma, Orchidee is intended to detect and localise columns of vehicles and low-flying helicopters over ranges of up to 62 mis (100 km). As well as Aerospatiale, major contributors to the system include Electronique Serge Dassault, Thomson-CSF, Matra and LCTAR.
UK
The first Westland-assembled Puma, XW198, made its maiden flight from the company’s Hayes factory on November 25, 1970, before being delivered, along with XW199, to the RAF’s No 240 Operational Conversion Unit at RAF Odiham.
Also in the Westland circus was another Franco-British venture, Sud SA.330 XW241, prototype of the version being built (48 ordered) for the R.A.F.
Westland/Aerospatiale Puma HC.1 XW216 "CN" of No. 33 Squadron, R.A.F., with white distemper applied over its camouflage, seen at its Odiham base in February shortly before flying to Norway with four other Pumas to take part in Exercise "Hardfall"
Aerospatiale/Westland SA 330E Puma.
At Filton, BAe has re-sprayed Bulldogs and several types of helicopter. The new two-tone green tactical camouflage has been applied here to Wessex HC.2s and (illustrated) Puma HC.1s.
Puma HC.1 XW201/B still carries white invasion stripes from its Gulf service. This machine carries 240 OCU markings, but is at present attached to the Tactics and Trials Flight.
German paratroop run to board the Pumas which still have their rotors turning.
Two Puma helicopters flown by Auxiliary aircrew trail Service banners during the amalgamation ceremony of the RAuxAF/RAFVR at Cranwell on April 5, 1997.
Pumas finally left RAF Odiham on February 3, 1998, when No 27(R) Sqn relocated to RAF Benson, Oxon, ending, coincidentally, 27 years’ service at the Hampshire base. One of the Pumas and an escorting Chinook are seen during the transfer flight.
Evidence of the value of the Puma's effective filter system attached to the rotor hub. The absorption of stubble debris is no hindrance to the Puma's performance in flight.
South Africa
The SAAF's new Oryx derivative of the Puma possesses about the same lifting capacity as that of the withdrawn Super Frelon. This example, 1206 of 31 Sqn at Hoedspruit, has a removable rescue hoist.
One of the 20 Aerospatiale SA 330 Pumas now in service with the two Flights of No 19 Squadron. A dust filter will be noted in front of the engine
Юаровская "Пума" на полевой площадке в Анголе
In October 1969 four pilots and a technical team went to Marignane for conversion training. Left to right: Lt Joe van Rooyen, Lt Vic Swanepoel, Cmdt Steve Armstrong, Maj Jollie Oosthuizen, Roland Coffignot and Jean Boulet (both Aerospatiale).
UAE
Puma serial 113 of the United Arab Emirates' Air Force was photographed recently at Sharjah.
A spirited display by IAR-330A 187 (c/n 36) prior to delivery to the UAE, May 1994.
Others
IAR-330 ‘White 08’ at Targu Mures-Vidrasau, May 1994. Note forward-firing gun pods.
One of the several types of helicopter included in the inventory of the substantial RMorAF rotorcraft fleet, an SA 330 Puma, photographed at Rabat-Sale.
Aerospatiale Westland SA 330H Puma of the Force Aerienne Congolaise
Civil
Aerospatiale Westland SA 330F civil transport version of the Puma helicopter
Aerospatiale/ Westland SA 330F Puma operating as a flying crane in Indonesia
Изначально считалось, что крупнейшими заказчиками гражданских вертолетов Puma/Super Puma станут нефтедобывающие компании. Этот вертолет SA 330J с итальянской регистрацией эксплуатировала компания "Shell (Malta) Ltd".
Bristow's Puma G-BERG at Newcastle 17/7/77 on delivery Redhill-Dyce. G-BERH followed on 26/7/77
Bristow's Puma 330J G-BERG
Aerospatiale/Westland SA.330 Puma N330RM of Pocky Mountain Airways
Aerospatiale SA.330J Puma F-WTNN, with radar nose, demonstrates its ability as a fire-fighter, while participants below await their turn
 
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line