Aerospatiale SA.330 Puma
Aerospatiale SA.330 Puma
Варианты:
Aerospatiale - SA.330 Puma - 1965 - Франция
Страна: Франция
Год: 1965
Вертолет

Medium-size transport helicopter
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (4)
Aerospatiale SA 330 Puma

  В начале 1960-х годов фирма "Sud-Aviation" начала разработку двухдвигательного вертолета, который бы не только отвечал потребностям армии Франции во всепогодном боевом и транспортном средстве, но мог бы использоваться и другими видами вооруженных сил. Англо-французское соглашение по вертолету (от 2 апреля 1968 года) положило начало совместному производству вертолетов фирмой "Westland Helicopters".
  Вертолет получил обозначение SA 330, а затем название Puma. В июне 1963 года было заказано восемь опытных образцов, первый из них поднялся в воздух в Мариньяне 15 апреля 1965 года, последний был отправлен для испытаний в Соединенное Королевство. К 25 ноября 1970 года в Йовиле был завершен выпуск первой партии из 40 машин для Королевских ВВС.
  Фюзеляж вертолета Puma представляет собой цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок с силовой установкой сверху фюзеляжа и впереди главного редуктора несущего винта. Несущий винт получает вращение от главного редуктора, который обеспечивает передачу вращения с выходных валов двух газотурбинных двигателей на один основной вал привода винта. В случае отказа одного двигателя, оставшийся продолжает вращать несущий винт и, если откажут оба двигателя, авторотирующий несущий винт через редуктор продолжает приводить в действие хвостовой винт, генератор, насосы гидросистемы и другие системы жизнеобеспечения. Вначале лопасти несущего винта изготавливались из легких сплавов, но с 1976 года они представляли собой композитные конструкции из стекловолокна и имели сотовую структуру с антиабразивными кромками из нержавеющей стали. Puma имеет частично убирающееся трехстоечное шасси со сдвоенными колесами на каждой стойке.
  Первый серийный вариант оснащался двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Turmo мощностью по 1320 л. с. (984 кВ), обеспечивающими максимальную взлетную массу 6400 кг и скорость до 280 км/ч. Первые модели были представлены модификациями: SA 330B для французской армейской авиации (ALAT), SA 330C на экспорт, SA 330E для ВВС Великобритании (Puma HC.Mk1) и гражданский SA 330F. В 1974 году на вертолеты установили двигатель Turmo IVC мощностью 1575 л.с. (1174 кВ), что позволило им успешно действовать с высотных аэродромов с разреженным воздухом, при этом взлетная масса увеличилась до 7400 кг. Полученный вариант обозначался SA330G в гражданском варианте и SA330H в военном. ВВС Франции закупили 37 таких вертолетов, их иногда обозначали SA 330Ba.
  Лопасти винта из композитных материалов появились в 1977 году, модификации G и Н сменили обозначения на SA330J и SA330L соответственно. Винтами с новыми лопастями модернизировали и предыдущие модификации, включая все вертолеты Королевских ВВС и 53 из 132-х вертолетов SA330Ba, принадлежавших ALAT. Французская армия закупила 15 SA 330Ba и несколько вертолетов румынской сборки на замену старых машин. Компания ICA (ныне IAR) в Брасове, Румыния, получила лицензию на производство SA 330L в 1977 году. В 2008 году вертолет прошел модернизацию по программе SOCAT, превратившись в многоцелевой вертолет с базовым планером, измененным современным остеклением кабины, а также новыми системами вооружения. Puma обычно перевозил 15 полностью экипированных бойцов или груз до 3200 кг на внешней подвеске, румынский вертолет нес еще дополнительное вооружение, включающее четыре подвесных контейнера с ракетным вооружением и четыре противотанковых управляемых ракеты AT-3 "Sagger" на консольных пилонах, плюс два пулемета в передней части фюзеляжа. Вертолеты Puma британской армии и французской ALAT могли нести пулемет на турельной установке в проеме двери кабины. Некоторые из последних экземпляров дополнительно оснащались РЛС OMERA ORB 37 с выступающим обтекателем антенны в носовой части. Пять из 10 португальских вертолетов Puma оснащались РЛС ORB 31 и поплавковым шасси для решения поисково-спасательных задач. В конце 1980-х годов многие вертолеты были модифицированы фирмой OGMA до стандартов SA 330S с новыми бортовыми системами и винтами, как у SA 330L, и двигателями Turbomeca Makila, как на AS 332 Super Puma. В Индонезии фирма IPTN собрала 11 вертолетов модификации SA 330J, последний - в 1983 году. Южная Африка провела ряд модернизаций вертолетов Puma, результатом которых стал ударный вертолет Atlas XH-2/CSH-2 Rooivak с тандемно расположенными сиденьями экипажа. Более похожими на Puma были два вертолета Atlas XTP-1, модифицированные из стандартных SA 330. Они проходили испытания наравне с вертолетом Puma в начале 1990-х годов после прекращения выделения средств для модернизации Rooivak. Используя боевые системы и пилоны с вооружением от Rooivak, вертолет должен был оснащаться противотанковыми управляемыми ракетами с лазерным наведением Atlas Swift и ракетами класса "воздух - воздух" Atlas Darter или Viper. Одновременно с этим ЮАР реализовывала свою собственную программу по замене двигателя Makila, создав вертолет Gemsboks, с увеличенной мощностью. Целью программы была замена вертолетов SA 321 Super Frelon в ВВС ЮАР.
  Вертолеты Королевских ВВС лучше оснащены для выполнения боевых задач, чем экспортные машины. На них имеются работающие в различных условиях фильтры воздухозаборников, датчики радиолокационного облучения, освещение кабины, совместимое с очками ночного видения, блоки сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек M130 и систему оповещения о приближении ракет AN/AAR-47. Вертолеты Puma Королевских ВВС во время действий в Северной Ирландии дополнительно имели станцию постановки помех AN/ALQ-144 IR для защиты от ракет с тепловой системой самонаведения. Некоторые из этих Puma были оснащены тепловизионной аппаратурой ночного видения Ferranti/Barr и Stroud Type 221 для выполнения задач разведки, под кодовым названием Pleasant 3.
  В сентябре 2008 года Королевские ВВС добились финансирования на проведение модернизации 30 вертолетов Puma. Это позволит вертолетам Puma HC.Mk 2 оставаться в эксплуатации до 2022 года.
  Один вертолет Puma во французской ALAT служит испытательной моделью для подвесной РЛС Orchidee/Horizon для наблюдения за полем боя.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 330L Puma

  Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IVC мощностью 1575 л. с. (1175 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость 204 км/ч; максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 271 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня 4400 м в зоне влияния земли и 4250 м вне зоны влияния земли; дальность полета 572 км
  Масса: пустого 3615 кг; максимальная взлетная 7500 кг; максимальная грузоподъемность 3200 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 15 м; общая длина при вращающихся винтах 18,15 м; общая высота 5,14 м; площадь несущего винта 176,71м2
New model from Airfix in 1/72nd scale - Puma helicopter
Puma HC.Mk 1. 33-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на базе Одихэм, была переформирована в тактическую транспортную эскадрилью 14 июня 1971 года. Она первой в британских ВВС получила на вооружение вертолеты Puma HC.Mk 1 и продолжала эксплуатировать их до 2010 года. Во времена холодной войны эскадрилья входила в 38-ю авиагруппу и регулярно принимала участие в учениях на территории континентальной Европы, кроме того ее периодически перебрасывали то в Северную Ирландию, то в Белиз. Эмблема эскадрильи - голова оленя, изображенная по бортам носовой части фюзеляжа вертолета вместе с девизом "Loyalty". В 1997 году 33-ю эскадрилью перевели в Бенсон, Оксфордшир, где она базируется и сейчас.
Aerospatiale/Westland SA 330 Puma transport helicopter
Aerospatiale SA 330 Puma