Aerospatiale SA.330 Puma
Варианты:
Aerospatiale - SA.330 Puma - 1965 - Франция
Страна: Франция
Год: 1965
Вертолет

Medium-size transport helicopter
Описание
Фотографии
Aerospatiale SA 330 Puma

  В начале 1960-х годов фирма "Sud-Aviation" начала разработку двухдвигательного вертолета, который бы не только отвечал потребностям армии Франции во всепогодном боевом и транспортном средстве, но мог бы использоваться и другими видами вооруженных сил. Англо-французское соглашение по вертолету (от 2 апреля 1968 года) положило начало совместному производству вертолетов фирмой "Westland Helicopters".
  Вертолет получил обозначение SA 330, а затем название Puma. В июне 1963 года было заказано восемь опытных образцов, первый из них поднялся в воздух в Мариньяне 15 апреля 1965 года, последний был отправлен для испытаний в Соединенное Королевство. К 25 ноября 1970 года в Йовиле был завершен выпуск первой партии из 40 машин для Королевских ВВС.
  Фюзеляж вертолета Puma представляет собой цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок с силовой установкой сверху фюзеляжа и впереди главного редуктора несущего винта. Несущий винт получает вращение от главного редуктора, который обеспечивает передачу вращения с выходных валов двух газотурбинных двигателей на один основной вал привода винта. В случае отказа одного двигателя, оставшийся продолжает вращать несущий винт и, если откажут оба двигателя, авторотирующий несущий винт через редуктор продолжает приводить в действие хвостовой винт, генератор, насосы гидросистемы и другие системы жизнеобеспечения. Вначале лопасти несущего винта изготавливались из легких сплавов, но с 1976 года они представляли собой композитные конструкции из стекловолокна и имели сотовую структуру с антиабразивными кромками из нержавеющей стали. Puma имеет частично убирающееся трехстоечное шасси со сдвоенными колесами на каждой стойке.
  Первый серийный вариант оснащался двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Turmo мощностью по 1320 л. с. (984 кВ), обеспечивающими максимальную взлетную массу 6400 кг и скорость до 280 км/ч. Первые модели были представлены модификациями: SA 330B для французской армейской авиации (ALAT), SA 330C на экспорт, SA 330E для ВВС Великобритании (Puma HC.Mk1) и гражданский SA 330F. В 1974 году на вертолеты установили двигатель Turmo IVC мощностью 1575 л.с. (1174 кВ), что позволило им успешно действовать с высотных аэродромов с разреженным воздухом, при этом взлетная масса увеличилась до 7400 кг. Полученный вариант обозначался SA330G в гражданском варианте и SA330H в военном. ВВС Франции закупили 37 таких вертолетов, их иногда обозначали SA 330Ba.
  Лопасти винта из композитных материалов появились в 1977 году, модификации G и Н сменили обозначения на SA330J и SA330L соответственно. Винтами с новыми лопастями модернизировали и предыдущие модификации, включая все вертолеты Королевских ВВС и 53 из 132-х вертолетов SA330Ba, принадлежавших ALAT. Французская армия закупила 15 SA 330Ba и несколько вертолетов румынской сборки на замену старых машин. Компания ICA (ныне IAR) в Брасове, Румыния, получила лицензию на производство SA 330L в 1977 году. В 2008 году вертолет прошел модернизацию по программе SOCAT, превратившись в многоцелевой вертолет с базовым планером, измененным современным остеклением кабины, а также новыми системами вооружения. Puma обычно перевозил 15 полностью экипированных бойцов или груз до 3200 кг на внешней подвеске, румынский вертолет нес еще дополнительное вооружение, включающее четыре подвесных контейнера с ракетным вооружением и четыре противотанковых управляемых ракеты AT-3 "Sagger" на консольных пилонах, плюс два пулемета в передней части фюзеляжа. Вертолеты Puma британской армии и французской ALAT могли нести пулемет на турельной установке в проеме двери кабины. Некоторые из последних экземпляров дополнительно оснащались РЛС OMERA ORB 37 с выступающим обтекателем антенны в носовой части. Пять из 10 португальских вертолетов Puma оснащались РЛС ORB 31 и поплавковым шасси для решения поисково-спасательных задач. В конце 1980-х годов многие вертолеты были модифицированы фирмой OGMA до стандартов SA 330S с новыми бортовыми системами и винтами, как у SA 330L, и двигателями Turbomeca Makila, как на AS 332 Super Puma. В Индонезии фирма IPTN собрала 11 вертолетов модификации SA 330J, последний - в 1983 году. Южная Африка провела ряд модернизаций вертолетов Puma, результатом которых стал ударный вертолет Atlas XH-2/CSH-2 Rooivak с тандемно расположенными сиденьями экипажа. Более похожими на Puma были два вертолета Atlas XTP-1, модифицированные из стандартных SA 330. Они проходили испытания наравне с вертолетом Puma в начале 1990-х годов после прекращения выделения средств для модернизации Rooivak. Используя боевые системы и пилоны с вооружением от Rooivak, вертолет должен был оснащаться противотанковыми управляемыми ракетами с лазерным наведением Atlas Swift и ракетами класса "воздух - воздух" Atlas Darter или Viper. Одновременно с этим ЮАР реализовывала свою собственную программу по замене двигателя Makila, создав вертолет Gemsboks, с увеличенной мощностью. Целью программы была замена вертолетов SA 321 Super Frelon в ВВС ЮАР.
  Вертолеты Королевских ВВС лучше оснащены для выполнения боевых задач, чем экспортные машины. На них имеются работающие в различных условиях фильтры воздухозаборников, датчики радиолокационного облучения, освещение кабины, совместимое с очками ночного видения, блоки сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек M130 и систему оповещения о приближении ракет AN/AAR-47. Вертолеты Puma Королевских ВВС во время действий в Северной Ирландии дополнительно имели станцию постановки помех AN/ALQ-144 IR для защиты от ракет с тепловой системой самонаведения. Некоторые из этих Puma были оснащены тепловизионной аппаратурой ночного видения Ferranti/Barr и Stroud Type 221 для выполнения задач разведки, под кодовым названием Pleasant 3.
  В сентябре 2008 года Королевские ВВС добились финансирования на проведение модернизации 30 вертолетов Puma. Это позволит вертолетам Puma HC.Mk 2 оставаться в эксплуатации до 2022 года.
  Один вертолет Puma во французской ALAT служит испытательной моделью для подвесной РЛС Orchidee/Horizon для наблюдения за полем боя.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 330L Puma

  Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IVC мощностью 1575 л. с. (1175 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость 204 км/ч; максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 271 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня 4400 м в зоне влияния земли и 4250 м вне зоны влияния земли; дальность полета 572 км
  Масса: пустого 3615 кг; максимальная взлетная 7500 кг; максимальная грузоподъемность 3200 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 15 м; общая длина при вращающихся винтах 18,15 м; общая высота 5,14 м; площадь несущего винта 176,71м2
ВВС ЮАР в кампании 1975-76 гг. активно использовали вертолеты SA-316 Alouette III и SA-330 Puma
Aerospatiale SA.330L Puma из состава 601-й штурмовой вертолетной группы армейской авиации Аргентины
ВВС Абу-Даби и Объединенных Арабских Эмиратов остаются активными операторами Puma. В начале 2007 года ОАЭ подарила Ливану десять Puma, но передача вертолетов состоялась только в начале 2010 года.
UK
SA 330 "Пума"
Flight training by crews based at RAF Benson, Oxfordshire, on the Puma Mk 2 began in late November 2013, including operations from the Stanford Training Area in Norfolk. Personnel from both Nos. 33 and 230 Squadrons have begun the process of converting to the upgraded tactical transport helicopter, which has new avionics and more powerful engines than the Puma HC1. Seven of the 24 Pumas due to be modernised have been redelivered to the RAF and all are due to be returned to service by 2015.
В Королевских ВВС несет службу достаточно большой парк вертолетов Puma.
Многие годы звено вертолетов Puma ВВС Великобритании базировалось в Белизе для обеспечения мобильности военного гарнизона и поисково-спасательных работ.
Westland Puma HC.1 XW207 "CD” of No. 1563 Flight (whose aircraft are drawn from No. 33 Squadron) on patrol in the New River Lagoon district of eastern Belize
Newly upgraded No.230 Squadron Puma HC2 ZJ955 (c/n 1363, ex SAAF 148) has received a black scheme, South East Asia Command (SEAC) roundels adopted by the RAF during World War II in the Far East, and the code 'P'. (SEAC removed the red segment in the roundels to avoid misidentifications as Japanese aircraft.) The colour and markings recall Short Sunderland III JM673/‘P' of No.230 Squadron, which was lost 70 years ago with its crew of ten on November 28, 1944, while operating off the east coast of Ceylon. Dark colours were adopted for the Sunderland to aid dawn and dusk attacks on enemy shipping in the Bay of Bengal. The Puma is seen operating near its home base at RAF Benson, Oxfordshire, on March 6, 2014.
And for the Army, Westland Puma HC.1 helicopters of No. 33 Squadron, R.A.F. Odiham, put an anti-tank team in the field during an exercise on Salisbury Plain
One of the RAF Puma HC2s at Ovar in Portugal during the recent Hot Blade 2014, the first overseas exercise for the new variant.
В 2009 году было принято решение об унификации вертолетов Puma британских ВВС путем модернизации существующего парка. Вертолеты получат новое БРЭО и двигатель Makila. В июле 2009 года британское правительство подтвердило свои намерения модернизировать все вертолеты данного типа до уровня НС Mk 2 с целью продления срока эксплуатации до 2022 года.
Westland/Aerospatiale Puma HC.1 XW211 "CH” of No. 33 Squadron, R.A.F. Odiham, over southern Norway during "Exercise Hardfall”. Temperatures were as low as -26° C.
Other UK assets included 100 Squadron Hawks from Leeming, and this Puma HC1 from Benson.
Часть парка Puma британских ВВС прошла серьезную модернизацию. 230-я эскадрилья долгое время была членом "Ассоциации Тигров" НАТО.
Часть британских вертолетов Chinook и Puma были доставлены в регион Персидского залива морем, часть - военно-транспортными самолетами Lockheed С-5 Galaxy ВВС США. На снимке: погрузка вертолета Puma в С-5 на базе британских ВВС Бриз-Нортон.
RAF долгое время использовали свои Puma для решения различных задач. Машина на снимке доставляла помощь после извержения вулкана Невадо-дель-Руис в Колумбии в ноябре 1985 года.
France
Хотя в распоряжении Франции имеются более современные и мощные вертолеты Cougar, она по-прежнему продолжает активно использовать старые Puma. Эта машина была сфотографирована на борту американского авианосца "Джордж Вашингтон" в Персидском заливе в 2004 году.
Puma support helicopters at Chaumont.
Several Pumas are receiving a limited upgrade so they can soldier on until retirement in the next decade.
A French Army Aviation SA330 Puma at Timbuktu airport on February 1, 2013.
A 5e RHC Puma about to land in a clearing.
Вертолеты Puma армейской авиации Франции в регионе Персидского залива в 1990 году. Машины данного типа применялись в качестве транспортных, а один вертолет, оснащенный упрощенной версией радиолокационной системы Orchidee, использовался для разведки поля боя.
French Air Force and Army Pumas are in service with the Groupe Interarmees d’Helicopteres, a joint Armee de I'Air/ALAT unit that specialises in anti-terrorist missions.
SA 330 "Пума"
Французская армейская авиация в начале 2009 года имела около 100 SA.330 Puma. Это машина подразделения ALAT188 из Джибути - одного из трех отрядов постоянного базирования за рубежом в 1990-х годах.
The 11 SA330 Pumas have been on strength since 1974, but have undergone upgrades to SA330Ba standard with special SAR equipment.
An SA330 Puma from EH 1/67 equipped with the 20mm M621 GIAT cannon.
A Puma is on alert sor SAR missions in Southwest France along the Bay of Biscay and the Atlantic Ocean 24/7.
Pilots qualify for mountain flights and night SAR after 380 flying hours, after which the option of becoming a CSAR specialist can be chosen.
Вертолетная РЛС HORIZON, опробованная в войне в Персидском заливе на французских Puma, теперь штатно устанавливается на Cougar.
Французская армейская авиация использовала один разведывательный вертолет Puma, оснащенный упрощенным вариантом экспериментальной системы Orchidee. В период с 3 по 27 февраля вертолет совершил 24 вылета, включая несколько полетов для обеспечения действий американских ударных вертолетов AH-64.
Other
Вместе с вертолетами вооруженных сил США работали вертолеты S-70A-1 ВВС Саудовской Аравии, которые использовались для перевозок людей и небольших грузов. На заднем плане - два вертолета Puma вооруженных сил Франции.
Британские и французские Puma участвовали во многих операциях ООН по поддержанию мира. Нередко действуя на территории противника, вертолеты применяли ИК ложные цели, как показано на этом снимке.
Эти SA 330J с базы Ниагара Фоллс Морского транспортного командования ВМС США перевозят грузы на борт авианосца "Абрахам Линкольн", апрель 2008 года. Командование также использует Puma в регионе Персидского залива.
Вертолетные перевозки в вооруженных силах Кувейта обеспечивает 32-я эскадрилья, оснащенная вертолетами AS 330F Puma. В Кувейте также эксплуатируются вертолеты AS 332B и AS 332M.
Авиации армии Пакистана было поставлено в общей сложности 30 вертолетов SA 330F/J Puma. Возможно, вертолетный парк пакистанской армии будет увеличен за счет SA 330 Puma, снятых с вооружения в ОАЭ.
Румыния построила по лицензии более 150 Puma под названием IAR-330. В 2009 году румынские ВВС использовали около 75 машин, а флот только одну. По прихоти судьбы несколько выпущенных в Румынии вертолетов попали во французскую авиацию.
Вертолет IAR-330 SOCAT румынской постройки является специализированным ударным вариантом Puma. Вертолет № 56 в 2003 году участвовал в совместных с американцами учениях "Exercise Cooperative Key", проводившихся в Болгарии.
Изготовленные по лицензии вертолеты IAR-330L составляют основу вертолетного парка вооруженных сил Румынии, они используются как транспортные и поисково-спасательные. Вертолеты IAR-330 SOCAT предназначены для авиационной поддержки сухопутных войск.
The Aerospatiale SA 330L Puma, No 242, is the Air Corps' largest helicopter to date. At one time operated by the Ethiopian Air Force, it is on two-year lease, until July 1983.
One of the half-dozen CH-33 (SA 330L) helicopters operated by the 3°./8°.GAv Esquadrao "Puma" which are operated from BA Campo dos Afonsos primarily for troop transport and support missions.
Oryx 1223 departs a landing zone.
Oryx helicopters were used to insert troops at a landing zone on the Roodewal weapons range during this year's SAAF air capability demonstration on May 9, 2013.
Aerospatiale Alouette III вошел в число самых продаваемых легких вертолетов мира - почти 1500 построенных машин эксплуатировалось 190 военными и гражданскими операторами из 92 стран. Еще 400 вертолетов построили по лицензии индийская HAL (под обозначением Chetak) и румынская "ICA-Brasov" (под обозначением IAR 316). На фотографии: Alouette III ВВС ЮАР сопровождает Puma.
Хотя наиболее интенсивно в Африке использовались южноафриканские Puma, другие страны этого континента также эксплуатируют эти вертолеты. Марокканский SA 330L во время совместных учений с КМП США в 2007 году.
Компания "Rocky Mountain Helicopter of Ohio" является давней поклонницей вертолетов фирмы "Aerospatiale". Она закупала вертолеты Lama, Alouette III, Ecureuil, AStar, TwinStar и Puma. Данный вертолет SA 330J применялся для перевозок людей и грузов.
Компания "Bristow" эксплуатирует большой парк тяжелых вертолетов, хотя SA 330J из эксплуатации выведены. BHL с помощью вертолетов выполняет замену работающих на буровых платформах, перевозки между платформами в море и поисково-спасательные операции.
Парк вертолетов AS 332L (330J ???) Tiger авиакомпании "Bristow Helicopter" насчитывает 34 машины. Они обслуживают нефтяные и газовые буровые платформы в Северном море, а их экипажи регулярно отрабатывают взлеты и посадки на ограниченные площадки в условиях дождя и сильного ветра. Летчики обладают высочайшей квалификацией.
Характеристики SA 330J позволяют эксплуатировать вертолет в условиях жары, BHL использует эти вертолеты на Дальнем Востоке и в Австралии.
France
Два из трех прототипов SA 330 оборудованы датчиками измерительной аппаратуры, вынесенными вперед от потока воздуха от винта.
Prototype Sud-Aviation SA 330 (two 1,300 shp Turbomeca Turmo IIIC4 shaft-turbine engines)
15 апреля 1965г.: взлетел вертолет SA 330, позднее получивший название Puma, созданный в рамках совместной англо-французской программы.
Среди вертолетов, которые применяли аргентинцы в конфликте, были Puma
Also in the Westland circus was another Franco-British venture, Sud SA.330 XW241, prototype of the version being built (48 ordered) for the R.A.F.
S.330 "Пума"
Westland/Aerospatiale Puma HC.1 XW216 "CN" of No. 33 Squadron, R.A.F., with white distemper applied over its camouflage, seen at its Odiham base in February shortly before flying to Norway with four other Pumas to take part in Exercise "Hardfall"
Французские SA 330 Puma из состава 5-го вертолетного полка выполняют посадку на палубу авианосца "Клемансо" во время учений около побережья Джибути. Вертолеты принимали участие в операции "Salamandre" - французский ответ на захват Кувейта.
Французская "Пума", зависшая над летным полем рядом со стоянками Ми-24 ВВС Кот-д'Ивуара
Other
Puma serial 113 of the United Arab Emirates' Air Force was photographed recently at Sharjah.
Юаровская "Пума" на полевой площадке в Анголе
One of the 20 Aerospatiale SA 330 Pumas now in service with the two Flights of No 19 Squadron. A dust filter will be noted in front of the engine
One of the several types of helicopter included in the inventory of the substantial RMorAF rotorcraft fleet, an SA 330 Puma, photographed at Rabat-Sale.
Aerospatiale Westland SA 330H Puma of the Force Aerienne Congolaise
Aerospatiale/ Westland SA 330F Puma operating as a flying crane in Indonesia
Изначально считалось, что крупнейшими заказчиками гражданских вертолетов Puma/Super Puma станут нефтедобывающие компании. Этот вертолет SA 330J с итальянской регистрацией эксплуатировала компания "Shell (Malta) Ltd".
Bristow's Puma G-BERG at Newcastle 17/7/77 on delivery Redhill-Dyce. G-BERH followed on 26/7/77
Aerospatiale/Westland SA.330 Puma N330RM of Pocky Mountain Airways
Aerospatiale SA.330J Puma F-WTNN, with radar nose, demonstrates its ability as a fire-fighter, while participants below await their turn
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
EH 1/67 crew operating a 20mm M621 GIAT cannon over the Captieux range near Cazaux in April 2015 during a gunner qualification sortie, prior to their departure for the DETHM AIR in Madama.
 
New model from Airfix in 1/72nd scale - Puma helicopter
Puma HC.Mk 1. 33-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на базе Одихэм, была переформирована в тактическую транспортную эскадрилью 14 июня 1971 года. Она первой в британских ВВС получила на вооружение вертолеты Puma HC.Mk 1 и продолжала эксплуатировать их до 2010 года. Во времена холодной войны эскадрилья входила в 38-ю авиагруппу и регулярно принимала участие в учениях на территории континентальной Европы, кроме того ее периодически перебрасывали то в Северную Ирландию, то в Белиз. Эмблема эскадрильи - голова оленя, изображенная по бортам носовой части фюзеляжа вертолета вместе с девизом "Loyalty". В 1997 году 33-ю эскадрилью перевели в Бенсон, Оксфордшир, где она базируется и сейчас.
Aerospatiale/Westland SA 330 Puma transport helicopter
Aerospatiale SA 330 Puma