Breguet Br.1150 Atlantique
Страна: Франция
Год: 1961


Самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (2)
Dassault (Breguet) Atlantic 1 и Atlantique 2

   В ответ на объявленные единые требования НАТО к перспективному самолету базовой патрульной авиации (БПА) в начале 1958 года авиапроизводители из девяти стран направили на конкурс 24 проекта будущего самолета. Из них в конце 1958 года был выбран проект Breguet Br. 1150, самолет получил обозначение Atlantic, которое после появления Atlantique 2 изменили на Atlantic 1.
   Atlantic стал первым боевым самолетом НАТО, который разрабатывался и строился в рамках многонационального проекта - ответственным за работы по программе был назначен комитет SECBAT (Societe d'Etudes et de Construction du Breguet Atlantic). Первоначально в консорциум, возглавляемый компанией "Breguet" (затем "Dassault-Breguet", а ныне "Dassault"), вошли компания "Sud-Aviation", бельгийская группа ABAP ("Fairey", "FN" и "SABCA"), немецкая "Dornier" и голландская "Fokker", но в 1968 году к ним присоединилась итальянская "Aeritalia".
   Аналогичный многонациональный консорциум был сформирован и для производства турбовинтового двигателя Rolls-Royce Tyne, в него вошли, в том числе, бельгийская компания "FN", немецкая "MAN" и французская "SNECMA".
   Atlantic представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан со средним расположением крыла большого удлинения. Сечение двухпалубного фюзеляжа почти на всем его протяжении образовано двумя пересекающимися окружностями. В верхней герметизированной части фюзеляжа находятся кабина экипажа, отсек операторов поискового оборудования и помещение для отдыха. Нижняя часть - негерметичная, в ней размещены РЛС, вспомогательная силовая установка и отсек вооружения. В хвостовой части находятся отсеки гидроакустических и маркерных буев, причем на киле установлен контейнер с аппаратурой РЭБ, а аппаратура магнетометра (детектора магнитных аномалий) вынесена на хвостовой балке далеко назад. Шасси - убираемое, трехопорное, с двухколесными тележками на основных опорах и на носовой стойке. Двигатели размещены в крыльевых гондолах, воздушные винты - четырехлопастные, изменяемого шага.
   Основным предназначением нового самолета стали поиск и уничтожение подводных лодок противника, хотя с равной эффективностью он мог решать и целый ряд других задач, таких как борьба с судоходством противника, уничтожение его надводных кораблей, ведение разведки в открытом море и прибрежных/приморских районах, осуществление поисково-спасательных операций, выполнение минных постановок и поддержка действий флота, а также выполнение задач транспортного самолета по перевозке грузов и личного состава.
   Для решения задач ПЛО самолет оснащался гидроакустическими буями и РЛС Thomson-CSF, которая могла обнаружить выдвинутую над водой приемную шахту устройства для работы дизеля под водой субмарины противника на расстоянии до 75 км. Для уничтожения обнаруженной подводной лодки в распоряжении экипажа Atlantic имелись обычные и глубинные бомбы (самолет мог брать на борт одну атомную глубинную бомбу), а также самонаводящиеся торпеды, которые размещались в отсеке вооружения (его створки сдвигаются вверх и в открытом положении не мешают работе РЛС), а на подкрыльевых узлах подвески можно было дополнительно размещать противокорабельные ракеты. Экипаж самолета состоял из 12 человек, в том числе семь операторов специального поискового оборудования.
   Первый прототип поднялся в воздух 21 октября 1961 года, а первые 40 самолетов для ВМС Франции были поставлены в июле 1965 года. За ними последовали 20 самолетов для морской авиации Германии. Вторая производственная серия включала девять самолетов для голландского флота и 18 - для итальянских ВВС. Кроме того, три французских Atlantic были выведены из боевого состава ВМС и переданы Пакистану.

   Установленная на новые самолеты БПА аппаратура - поисковая РЛС, магнитометр, комплекс РЭБ ARAR 13A, гидроакустические буи и прочее - в основном были разработаны и выпускались компанией "Thomson-CSF". Индикаторы отображения информации и приборы управления вышеозначенными системами были выведены на пульты управления комплексной системы PLOTAC, расположенные в отсеке управления. В те годы БРЭО самолетов Atlantic являлось самым современным, но к концу прошлого века уже достаточно устарело, и командование ВМС Франции еще в 1992 году стало снимать данные самолеты с вооружения, оставив лишь несколько машин, предназначенных для решения второстепенных задач.
   Пять из 15 остававшихся в распоряжении ВМС Германии самолетов были переоборудованы в самолеты радио- и радиотехнической разведки. Эти самолеты получили комплекс специальной аппаратуры E-Systems Peace Peek, который был разработан на базе системы Loral - его отличительной особенностью были размещенные на законцовках крыла антенны. Установкой комплекса на борт самолета занималась компания "Vought". Один из таких самолетов оставался на вооружении и в 2010 году, хотя все Atlantic в варианте самолета БПА уже давно заменены на самолеты P-3C Orion. Принятые на вооружение ВВС Италии самолеты БПА были модернизированы компанией "Aeritalia", на них установили более современные поисковые РЛС, навигационные системы, а также комплекс РЭБ Selenia ALR-730. По данным на 2010 год, в эксплуатации оставались еще 16 таких самолетов - скорее всего, в 2012 году они все же будут сняты с вооружения.
   В марте 1977 года французское правительство дало "зеленый свет" на разработку усовершенствованного варианта Atlantique 2, который необходимо было принять на вооружение в 1984-1985 годах. Французские военные планировали заказать 42 машины, основные направления модернизации заключались в повышении эффективности поискового комплекса и усиление вооружения за счет обеспечения возможности применения ПКР AM39 Exocet.
   В конечном итоге Германия от новых самолетов отказалась, а Франция приобрела только 30 самолетов, которые наряду с обозначением Atlantique 2, также именовались и более броско - ANG ("Atlantic Nouvelle Generation" - "Атлантик" нового поколения"). Внешне ANG отличается от предшественника измененной законцовкой киля, контейнерами РЭБ на законцовках крыла новой формы и подфюзеляжной турелью ИК-системы переднего обзора. В целом же главной задачей разработчиков стало обеспечение - при минимальных изменениях и затратах - более высокой надежности, повышенного срока службы, а также сокращение объемов и стоимости технического обслуживания новых самолетов БПА. Кроме того, самолеты оснастили вспомогательной силовой установкой Astadyne, а также воздушными винтами марки Ratier/BAe с композитными лопастями большего размера.
   Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации, теперь вся аппаратура была "заведена" на центральную цифровую ЭВМ Cimsa 15 М 125, а для обнаружения надводных и подводных целей на самолете были установлены РЛС Thomson-CSF Iguane, инфракрасная система переднего обзора SAT/TRT Tango, новый магнитометр Crouzet, система определения местоположения источников электромагнитного излучения и определения характеристик пеленгуемого сигнала Thomson-CSF ARAR 13 (антенны стояли, соответственно, в верхней части киля и на законцовках крыла). В задней части фюзеляжа разместили более 100 гидроакустических буев. Навигационная система включала ИНС и приемник сигналов СНС Navstar, модернизации подверглись все элементы БРЭО.
   Основной отсек вооружения мог вмещать любые принятые на вооружение стран НАТО авиабомбы и глубинные бомбы, до восьми торпед Mk 46 или до семи франко-итальянских торпед MU39 Impact, а также управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" или "воздух-корабль". В кабине модернизированных Atlantique 2 установили комплекс приборного оборудования TopDeck компании "Thales".
   Новый Atlantique мог использоваться в качестве транспортного, что случалось довольно редко, а также иногда применялся над сушей в качестве самолета радио- и радиотехнической разведки.
   Первый полет Atlantique 2 совершил в мае 1981 года, поставки серийных машин были начаты в 1989 году.
   Среди прорабатывавшихся на базе Atlantique 2 вариантов самолетов БПА была модификация, предлагавшаяся на замену самолетам БПА Nimrod британских ВВС (отличалась дополнительными двигателями в подкрыльевых гондолах, а взамен двигателей Tynes должны были ставиться либо Allison T406, либо General Electric T407); Atlantique 3, подвергшийся дальнейшей модернизации; Europatrol - вариант, предлагавшийся на замену самолетам БПА P-3 Orion стран НАТО. Также предлагалась возможность осуществления модернизации двигателей Tyne.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Atlantique 2

   Тип: самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек (для патрулирования, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями)
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 21 мощностью по 6100 л.с. (4549 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 648 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7200 м - 555 км/ч; скорость патрулирования на высотах до 1525 м - 315 км/ч; начальная скороподъемность 884 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность 9075 км; боевой радиус при патрулировании продолжительностью 2 часа и решении задачи по борьбе с надводными кораблями и судами - с одной ПКР AM39 Exocet - 3333 км, либо 1110 км - при патрулировании продолжительностью 8 ч и решении задач противолодочной обороны, при полете на малых высотах; продолжительность полета 18ч
   Масса: пустого 25 600 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
   Размеры: размах крыла 37,42 м (по контейнерам РЭБ на законцовках крыла); длина 31,62 м; высота 10,89 м; площадь крыла 120,34 м2
   Вооружение: до 6000 кг различных средств поражения - из них до 2500 кг внутри и до 3500 кг - на внешней подвеске
Подфюзеляжный обтекатель и дополнительная антенна - безошибочные признаки самолета радио- и радиотехнической разведки морской авиации Германии.
Dassault-Breguet Atlantic of 2.Staffel, Marinefliegergeschwader 3 equipped for ELINT gathering.