Архангельский, Туполев СБ бис
Варианты:
Архангельский, Туполев - СБ бис - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Двухмоторный легкий бомбардировщик
Турция бодрум отель http://www.tui.ru.
Описание:
СБ бис
АНТ-40 (СБ)
Фотографии

СБ бис

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Был создан в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. Опытный образец АНТ-40-1 поднялся в воздух 7 октября 1934 г. Серийное производство начато в феврале 1936 г. СБ выпускался на заводах # 22 (Москва), # 125 (Иркутск), "Аэро" (Прага), "Авиа" (Прага). Всего в СССР выпущено 6831 экз. (с учебными УСБ) и еще 110 экз. в Чехословакии.
Моторы М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103А, М-104, М-105, у самолетов чехословацкой постройки и экспортных - HS12Ydrs.
Вооружение 4x7,62 (чехословацкие - 3x7,9), бомбы 600 - 1200 кг, до 10 PC.
СБ состоял на вооружении в СССР с марта 1936 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае -с ноября 1937 г., в Чехословакии - с апреля 1938 г., в Болгарии, Германии и Словакии - с конца 1939 г., в Финляндии - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - СБ с моторами М-100/100А/100АУ, с осени 1937 г. с ВИШ;
  - СБ с моторами М-103 (выпускался с весны 1938 г.), с января 1939 г. (96-я сер.) введена наружная подвеска бомб и ВАП, щитки с гидроприводом, протектирование бензобаков, убираемые лыжи;
  - СБ с моторами М-103/103У/103А в новых мотогондолах с туннельными водорадиаторами вместо лобовых, убирающимися лыжами (221-я сер.); поздние серии - с экранированными турелями МВ-3, часть машин более раннего выпуска также переделана под них;
  - СБ с моторами М-104, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - СБ с моторами М-105, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - В-71, экспортный вариант для Чехословакии с моторами HS12Ydrs на базе ранних серий СБ с вооружением 3x7,9, измененным оборудованием, в Чехословакии доработаны шасси, щитки, мотоустановка, аналогичные машины выпускались чехословацкими заводами.
Боевое крещение СБ состоялось в ноябре 1936 г. в Испании. С февраля 1938 г. СБ начал применяться в Китае. Участвовал в боевых операциях на Хасане и Халхин-Голе. В сентябре 1939 г. он применялся в боевых действиях против Польши, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной войны являлся самым массовым советским бомбардировщиком. Активно использовался как дневной и ночной бомбардировщик, а также разведчик на советско-германском фронте до конца 1943 г. На Дальнем Востоке принял участие в войне с Японией в августе 1945 г.
Китайские ВВС использовали СБ до конца войны (в частности, в январе 1942 г. в боях у г.Чанша, затем в серии налетов на японские базы в Индокитае), а также в ходе гражданской войны (в декабре 1945 г. против частей НОАК у г.Паотао). Чехословацкие B-71 достались немцам и использовались как вспомогательные или были проданы. Болгарские самолеты участвовали во вторжении в Югославию в апреле 1941 г., а также действовали против болгарских и югославских партизан. Финны имели около 20 трофейных СБ разных серий и применяли их как разведчики и патрульно-противолодочные самолеты.
СБ снят с производства в СССР в начале 1941 г., в Чехословакии - в 1940 г. Сняли с вооружения в Финляндии в марте 1945 г., в СССР, Болгарии и Китае - в 1946 г., в Испании - в 1948 г.


СБ 257-й серии||
Размах:||20,33 м
Длина:||12,4 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6450 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||1200 км

АНТ-40 (СБ)

Экспериментальные работы в КБ А. Н. Туполева по многоцелевому истребителю увенчались постройкой в 1933 году двухмоторного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3) и пушечного АНТ-29 (ДИП). Опыт проектирования этих машин использовали при разработке скоростного бомбардировщика АНТ-40 (официальное обозначение - СБ). Проект вела конструкторская бригада А. А. Архангельского. Прототип самолета выполнил первый полет 25 апреля 1934 года с двумя моторами воздушного охлаждения Wright Cyclone.
  После аварийной посадки самолет доработали и установили отечественные моторы М-87. На втором и третьем прототипах поставили моторы Hispano-Suiza и изменили форму вертикального оперения и элеронов. Второй прототип выполнил первый полет в октябре 1934 года, а третий - в сентябре 1935 года. В 1935 году самолет запустили в серийное производство.
  СБ представлял собой цельнометаллический низкоплан с экипажем из трех или четырех человек. На первых серийных машинах стояли моторы М-100 по 750 л. с. (559 кВт), затем стали ставить форсированные М-100А по 860 л. с. Финальный вариант СБ-2бис, выполнивший первый полет в октябре 1936 года, получил еще более мощные моторы М-103.
  Всего построено 6656 самолетов, последний был сдан заказчику в конце 1940 года. Самолетов СБ-2 было построено больше, чем любых других двухмоторных легких бомбардировщиков. В начале карьеры СБ не было равных в мире. Самолет великолепно проявил себя на начальном этапе гражданской войны в Испании. СБ принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке, в советско-финской войне 1939-1940 годов, но к началу Великой Отечественной войны бомбардировщик уже устарел.
  Чехословакии было поставлено 53 СБ с моторами М-103, затем в этой стране самолет строился по лицензии как B-71 с моторами Hispano-Suiza чешской сборки. Из 161 заказанного самолета собрали только 111, большинство из которых использовались в германских Люфтваффе как буксировщики мишеней и планеров. ВВС Финляндии эксплуатировали 24 СБ и СБ-2бис, главным образом, трофейных, полученных от Германии. Китай с конца 1937 года получил порядка 200 СБ, большая часть которых погибла на аэродромах от ударов японской авиации.
  В июне 1941 года на вооружении частей первой линии ВВС РККА состояло порядка 1500-2000 самолетов СБ. Огромное количество машин было потеряно на аэродромах в первые дни войны. Уцелевшие СБ становились легкой добычей для германских истребителей, так как действовали без прикрытия истребителей. Тем не менее на фронте СБ применялись до 1943 года, но главным образом ночью.
  На основе СБ для Гражданского воздушного флота разработали самолет ПС-40, выпускавшийся с 1938 года небольшой серией. Известны также следующие модификации: учебный УСБ (или СБ-3) с двойным управлением и непрозрачной носовой частью фюзеляжа (использовался также для буксировки планеров); транспортные ПС-41 и ПС-41бис постройки 1939-1940 годов; торпедоносец АНТ-41 (Т-1) образца 1936 года; двухместный пушечный истребитель АНТ-46 (ДИ-8,1935 год). Дальнейшим развитием самолета СБ стал Ар-2 А. А. Архангельского.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  СБ-2бис

  Тип: двухмоторный легкий бомбардировщик
  Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения М-103 мощностью по 960 л. с. (716 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 450 км/ч; практический потолок 7800 м; дальность 2300 км
  Масса: пустого снаряженного 4768 кг; максимальная взлетная 7880 кг
  Размеры: размах крыла 20,33 м; длина 12,57 м; площадь крыла 56,70 м2
  Вооружение: до шести 7,62-мм пулеметов ШКАС, бомбы массой 600 кг
СБ 2М-103А, N 2. Авиачасть неизвестна. В разбитом состоянии захвачен немцами летом 1941г. Звезды нанесены и на коки винтов.
СБ 2М-103 з/н 1/224, 3 синий, 2 СБП, декабрь 1939г.
СБ 2М-103, предположительно, из 17-й САД, начало июля 1941г.
СБ 2М-103 з/н 11/220, 4 синий, 3 АЭ 24 СБП. Экипаж: летчик Старчило, штурман Егоров, стрелок-радист Петров. Самолет сбит огнем ЗА 1 декабря 1939г. при бомбометании по станции Виипури.
СБ из 24-го СБАП 13-й БАД. Характерным отличительным признаком самолетов этого полка еще со времен советско-финской войны была "подчеркнутая пилотка" на киле
СБ предположительно из 31-го СБАП, захваченный немцами на аэродроме Рига
СБ 2М-103А, 12 желтый, 94 бап, экипаж Танатарова, Юго-Западный фронт, август 1941г.
СБ 2М-103А, "Э". Вероятно, самолет принадлежал командиру эскадрильи. Авиачасть неизвестна. В разбитом состоянии захвачен немцами летом 1941г.
СБ М-103 из 39-го СБАП
СБ М-103 из 24-го СБАП 13-й БАД
СБ из 54-го СБАП 57-й САД, оставленный из-за технической неисправности на аэродроме Вильнюс. Машина оборудована пятью направляющими для PC под каждой консолью крыла
СБ с моторами М-100
В первые месяцы Великой Отечественной войны бомбардировщики семейства СБ понесли очень тяжелые потери. На аэродромах и в воздухе в июне - декабре 1941 года было уничтожено более 1100 самолетов. Данный бомбардировщик был захвачен немецкими войсками в конце 1941 года.
СБ 2М-100Ф, 7 голубая. 52 сбап 62 бад. Юго-Западный фронт, лето 1941г.
СБ из 130-го СБАП 13-й БАД, захваченный немцами в июне 1941г. на аэродроме Новогутково
СБ из 128-го СБАП 12-й БАД, оставленный на аэродроме Витебск из-за технической неисправности. Самолет поздней серии, оборудованный выпуклым фонарем кабины пилота
Бомбардировщик СБ из 40-го бап ВВС Черноморского флота, осень 1941г.
СБ из 5-го СБАП, заводской номер 15/322. Это один из двух последних самолетов полка, остававшихся в строю с первого дня войны до осени 1941 года
Бомбардировщики СБ 367-го БАП, Крымский фронт, осень 1942г.
Этот СБ 2М-103 был захвачен японцами в августе 1939г.
Опытный СБ бис3 на испытаниях, март 1938г.
Самолет СБ 2М-103 N 2/201 на госиспытаниях, лето 1939г.
Убирающееся лыжное шасси на самолете СБ 201-й серии. От машин с колесным шасси отличается зализом на мотогондоле. Конус заборника полностью закрыт.
СБ 225-й серии.
Турели типа МВ-3 (верхняя) и типа МВ-2 (нижняя).
Наземный экипаж закатывает СБ 2М-103 на замаскированную в лесу стоянку
СБ 152-й разведэскадрильи перед вылетом. В кабине комиссар эскадрильи. Крымский фронт, февраль 1942г.
СБ т.н. "221-й серии" с моторами М-103 в новых капотах и туннельными водяными радиаторами
СБ, предположительно, из 31-го СБАП, захваченный немцами на аэродроме Рига
СБ из 54-го СБАП, оставленный из-за неисправностей на вильнюсском аэродроме Парубанек
Советские морские летчики выполняют погрузку зажигательных авиабомб, снаряженных фосфором, на СБ 2М-103 из состава 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота (1943 год).
К середине войны 1-й ГМТАП обладал впечатляющей коллекцией различных типов бомбардировщиков и торпедоносцев. Поскольку в последних ощущалась явная нехватка, на вторых ролях активно применялись не только ДБ-3Б, но и Ар-2, и даже СБ. Впрочем, если для торпедных ударов последние два типа были не приспособлены в принципе, то для минных постановок и отвлекающих бомбовых ударов вполне.
Подготовка СБ-2М-103 к боевому вылету
Экипаж СБ из состава 94-го СБАП 62-й БАД ВВС ЮЗФ
Подготовка самолета N 7 к боевому вылету. 52 БАП, июль 1941г. Слева направо: механик старшина Еременко (на ближней стремянке), механик ст.сержант Стрембицкий, воентехник 2-го ранга Мамота, мл.воентехник А.Е.Филиппов, моторист ст.сержант Макаров (на дальней стремянке).
Экипаж СБ-2 готовится к учебному полету
Скоростные бомбардировщики СБ Северного и Северо-Западного фронтов сыграли основную роль в налетах на финские аэродромы 25-30 июня 1941г.
СБ т.н. "201-й серии" в полете
По ряду причин в начальный период войны бомбардировщики семейства СБ понесли тяжелые потери - машины устарели, не было истребительного прикрытия и т.п.
СБ т.н. "201-й серии" в полете
Tupolev's SBs were used to search for German submarines over the Baltic Sea. SB-20 of PLeLv 6 in transit from Nummela to Pori on October 21, 1944.
СБ-2, захваченный во время "Зимней войны", весна 1940г.
В годы советско-финской войны 1939-1940 годов бомбардировщики СБ одними из первых нанесли удары по противнику. Примечательно, что финские ВВС получили от Германии 24 самолета СБ. К примеру, экипаж данного бомбардировщика заявил об уничтожении четырех советских подводных лодок.
Экипаж СБ-2 празднует 1000-й боевой вылет в составе эскадрильи LeLv 6
Собранные в авиагруппе LeLv 6 трофейные бомбардировщики СБ финны использовали в том числе для противолодочного патрулирования. Аэродром Малми, октябрь 1942г.
Линейка финских СБ-2 из состава 2/LeLv 6
Бомбардировщик СБ М-103 (СБ-III 1-й эскадрильи китайских ВВС) перед перелетом в Китай
Экипаж Танатарова (94 БАП) получает задание на очередной вылет от зам. ком-ра АЭ Павлова. Август 1941г. Слева направо: Павлов, Танатаров, техник с-та, штурман Кравец, стрелок-радист Середа. Юго-Западный фронт.
367 БАП. Слева направо: техник звена, инженер эскадрильи, летчик Ф.Чесноков. 1942г.
Получение задания перед боевым вылетом.
Экипажи СБ ВВС ЧФ вернулись из боевого вылета.
Флаг-штурман 40-го бап капитан С.Г.Чиженко на фоне своего СБ с тактическим номером "1".
Ф.Чесноков на стабилизаторе своего СБ. 1942г.
И.П.Мазурук рядом с СБ, несущим послевоенную окраску Полярной авиации. Надпись на обороте фотографии: "Самолет "СБ" (АНТ-40), на которых я воевал в 1939-40гг. на финском фронте. Мазурук.". Самолет переоборудован в полярный вариант и работал в Арктике.
ПС-41 на службе в ГВФ
На этих фотографиях трудно сразу узнать известный СБ. Этот самолет в 1940-41гг. использовался для исследований особенностей шасси с носовой стойкой.
Авария на испытаниях. Капотирование моторов - по позднему варианту (без управляемого конуса заборника).
Один из сбитых СБ.
Поврежденный СБ-2М-103
Несмотря на то, что финские истребители лишь изредка появлялись над "Линией Маннергейма", время от времени им удавалось наносить довольно болезненные удары действовавшим без истребительного прикрытия бомбардировщикам.
СБ из 4 АЭ 2-го авиаполка, потерпевший аварию на взлете. Декабрь 1939г.
В реальности боевые потери ВВС РККА были не столь уж тяжелыми, как это принято писать в западной, да и в отечественной литературе. Особенно с учетом размаха операций. Простое сравнение с операцией "Барбаросса" показывает, что, к примеру, Люфтваффе в подобных условиях теряли в несколько раз больше самолетов!
Самолет СБ из 128-го СБАП 12-й БАД оставленный на аэродроме Витебск из-за технических неисправностей
На бобруйском аэродроме
СБ из 130-го СБАП 13-й БАД, совершивший аварийную посадку и захваченный немцами на аэродроме Новогутково
СБ из 5-го СБАП, разбитый в аварии поздней осенью 1941 года. Это один из двух последних самолетов полка, воевавших с начала войны
СБ выпуска 1940 г. с турелью МВ-3
СБ 2М-103 2/201. Эталон 201 серии. Государственные испытания 8 июня - 26 июля 1939г.