Березняк, Исаев БИ-1
Страна: Россия
Год: 1942


Истребитель объектовой ПВО
Описание
Фотографии
Березняк А.Я. и Исаев A.M. - БИ-1

   БИ-1 был первым в мире специально разработанным истребителем-перехватчиком с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Истребитель ближнего действия создавался в ОКБ В.Ф. Болховитинова. Он имел фюзеляж типа полумонокок овального поперечного сечения, в основном построенный из дерева, и короткое трапециевидное крыло смешанной конструкции. Вертикальное оперение включало киль и подфюзеляжный гребень, в который убиралось хвостовое колесо, а на концах горизонтального оперения были установлены круглые вертикальные шайбы.
   В рамках высокоприоритетной программы было изготовлено пять прототипов, первый из которых построенный менее чем за 35 дней, был готов к 15 сентября 1941 года. Из-за отсутствия двигателя самолет испытывался в полете за буксировщиком - бомбардировщиком Пе-2. Испытания были успешными, но из-за необходимости эвакуировать завод с установкой ЖРД задержались. Первый короткий подлет был сделан в начале мая 1942 года, а 15 мая состоялся первый настоящий полет, продолжавшийся 3 мин 9 с. Незначительные повреждения шасси при посадке никак не сказались на программе, и была заказана партия из 50 серийных истребителей БИ-ВС. Но 27 марта 1943 года седьмой испытательный полет на третьем опытном БИ-1 закончился катастрофой - погиб летчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи.
   Испытания в аэродинамических трубах позволили выявить причину затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на больших скоростях, но не дали путей решения этой проблемы. Программа разработки БИ-1 затягивалась и уже не имела высокого приоритета. Но летные испытания продолжались, и на самолет установили более мощный ЖРД. Полет доработанного БИ-1 состоялся в начале 1945 года, но закончился тяжелой аварией при посадке из-за разрушения шасси. Отремонтированная машина 9 марта достигла скороподъемности 5456 м/мин, но к тому времени уже было принято решение о прекращении работ. Всего было построено семь прототипов БИ-1 (БИ-1 с номерами 2,3 и 7 получили обозначения БИ-2, БИ-3 и БИ-7), а еще 20 самолетов БИ-ВС находились в высокой степени готовности.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   БИ-1 (третий самолет)

   Тип: истребитель объектовой ПВО
   Силовая установка: один жидкостной ракетный двигатель Д-1А-1100 тягой 10,78 кН
   Летные характеристики (расчетные): макс. скорость до 900 км/ч на высоте 5000 м; скороподъемность у земли 4920 м/мин; продолжительность работы двигателя до 15 мин
   Масса: пустого 805 кг; максимальная взлетная 1683 кг
   Размеры: размах крыла 6,60 м; длина 6,94 м; высота 2,06 м
   Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК в носовой части фюзеляжа
Опытный ракетный перехватчик «Би» №1
Самолет «БИ» №3
Оснащенный ЖРД, работавшим на керосине и азотной кислоте, БИ-1 был попыткой создать истребитель-перехватчик объектовой ПВО с выдающимися на тот период летными характеристиками.
Первый образец самолета «БИ» еще без двигателя. Его испытания начались осенью 1941 г. в ЛИИ. Тогда самолет испытывался ещё как планер, затаскиваемый на высоту самолетом-буксировщиком. Летал Б.Н. Кудрин
Первый экземпляр самолета «БИ» уже оборудованный ЖРД, на аэродроме Кольцово
Кадры кинохроники: Григорий Бахчиванджи позирует у самолета и забирается в кабину (самолет «БИ» №2)
Взлетает опытный истребитель «БИ» №3. Это один из предпоследних полетов
Кадры кинохроники, на которых был запечатлен самолет «БИ» №3 перед его последним полетом
«БИ» №3 перед последним полетом. Обратите внимание на киноустановку, закрепленную в обтекателе на носовой части фюзеляжа
Двигатель Д-1А-1100, установленный на самолете «БИ»
На последующих экземплярах самолета можно заметить, что никаких триммеров на рулях высоты нет. Только регулировочные «ножи»
Серийная сборка планеров самолета «БИ»
Мемориальный комплекс памяти Григория Яковлевича Бахчиванджи на его родине в станице Бриньковская Краснодарского края
Поломка самолета «БИ» №1 после первого полета 15 мая 1942 г. Видно, что самолет без вооружения, в кабине прицела нет
On 15th May 1942 the Soviet Union's first jet aircraft took the air piloted by G. Ya. Bakhchivandzhi. Designed by V. F. Bolkhovitinov the aircraft was a cantilever mid-wing monoplane of mixed construction with retractable undercarriage. Radio was fitted, and two 20-mm. cannon were placed in the forward part of the nose. Front portion of the fuselage contained the pilot's cabin and fuel tanks, while in the tail was the liquid reaction motor.
В некоторых авиационных изданиях приводилась такая (и схожая с ней боковая) компоновочная схема самолета «БИ». Все топливные баки (и керосиновые, и кислотные) располагались за кабиной пилота в районе центра тяжести. В носовой части фюзеляжа изображены воздушные баллоны. По предположению авторов подобных компоновок только так и могла выглядеть топливная система самолета, исключавшая смещение центра тяжести по ходу выработки топлива. Насколько же они были далеки от истины…
Компоновочная схема самолета «БИ»
БИ-1 СССР 15.05.1942